Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 9 глава




 

Конкурсная комиссия наделяется следующими полномочиями:

- рассматривает результаты экспертизы заявок, проведенной экспертной комиссией;

- запрашивает в случае необходимости дополнительные сведения у экспертной комиссии, Рособрнадзора и т.д.;

- направляет в экспертную комиссию заявки на дополнительную экспертизу в случае несогласия с результатами экспертизы;

- утверждает протокол о победителях конкурса.

Регламент работы конкурсной комиссии утверждается председателем конкурсной комиссии.

На этапе непосредственного проведения конкурса Минобрнауки России публикует объявление о проведении конкурса в общероссийских печатных изданиях, а также размещает его на официальном сайте Минобрнауки России не позднее чем за 30 дней до дня окончания приема заявок.

Образовательная организация высшего образования может быть не допущена к участию в конкурсе только в следующих случаях:

- если она представила более одной заявки;

- если форма заявки или перечень прилагаемых к ней документов, структура программы развития, объемы ее финансового обеспечения из федерального бюджета и внебюджетных источников не соответствуют содержанию объявления о проведении конкурса;

- если заявка поступила позже установленного срока окончания приема заявок.

Минобрнауки России передает заявки в двухдневный срок со дня окончания их приема в экспертную комиссию. В течение трех дней со дня получения заявок экспертная комиссия оформляет протокол об итогах приема заявок, содержащий полный перечень заявок, и осуществляет вскрытие конвертов с заявками.

После вскрытия конвертов с заявками и проверки их на соответствие установленным форме, перечню прилагаемых документов, структуре программы развития, объемам финансового обеспечения программы развития из федерального бюджета и внебюджетных источников экспертная комиссия оформляет протокол об определении участников конкурса.

Образовательные организации высшего образования, которым было отказано в допуске к участию в конкурсе, уведомляются об этом Министерством в срок не позднее пяти дней со дня утверждения протокола об определении участников конкурса.

Экспертная комиссия проводит экспертизу заявок участников конкурса и утверждает протокол о результатах экспертизы заявок в срок, не превышающий 30 дней со дня утверждения протокола об определении участников конкурса.

Протокол экспертной комиссии о результатах экспертизы заявок вместе с заявками образовательных организаций высшего образования - участников конкурса передается в пятидневный срок со дня его утверждения в конкурсную комиссию.

Информация об итогах конкурса публикуется Минобрнауки России в печатных изданиях, в которых было опубликовано объявление о его проведении, а также размещается на официальном сайте Министерства не позднее 10 дней со дня утверждения конкурсной комиссией протокола о победителях конкурса.

Одним из основных условий успешной реализации программ развития НИУ является финансовое обеспечение принятой программы развития.

Основанием для финансового обеспечения программ развития из федерального бюджета является установление Правительством РФ в отношении образовательных организаций высшего образования категории "национальный исследовательский университет".

Финансовое обеспечение программ развития предназначено для выполнения задач, исчерпывающим образом определенных Правительством РФ:

- для приобретения учебно-лабораторного и научного оборудования;

- для повышения квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических работников;

- для разработки учебных программ;

- для развития информационных ресурсов;

- для совершенствования системы управления качеством образования и научных исследований;

- для обучения студентов, аспирантов и научно-педагогических работников образовательной организации высшего образования за рубежом.

Финансовое обеспечение программ развития победителей конкурса из федерального бюджета осуществляется в течение первых пяти лет их реализации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки РФ на соответствующий финансовый год, при условии обеспечения национальным исследовательским университетом ежегодного внебюджетного софинансирования программы развития в размере не менее 20% размера бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели.

Минобрнауки России, реализуя свои полномочия по определению эффективности реализации программ развития НИУ, издало Приказ от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет" <329>.

--------------------------------

<329> Российская газета. 18.09.2009. N 176.

 

В этом Приказе, во-первых, содержится перечень показателей оценки эффективности реализации программ развития НИУ. Все показатели, установленные Приказом Минобрнауки России, были объединены в пять групп:

1) показатели успешности образовательной деятельности;

2) показатели результативности научно-инновационной деятельности;

3) показатели развития кадрового потенциала;

4) показатели международного признания;

5) показатели финансовой устойчивости.

Каждому из установленных показателей присвоена одна из двух категорий - А или Б.

Распределение показателей оценки эффективности по группам и категориям приведено в следующей таблице.


 

Группа показателей, показатели Категория показателей
1. Показатели успешности образовательной деятельности
1.1. Доля обучающихся в НИУ по приоритетным направлениям развития <330> (ПНР) НИУ в общем числе обучающихся А
1.2. Доля профильных обучающихся НИУ, трудоустроенных по окончании обучения по специальности, в общем числе профильных обучающихся НИУ Б
1.3. Доля принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ в общей численности аспирантов и докторантов НИУ Б
1.4. Количество слушателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ, в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР) Б
2. Показатели результативности научно-инновационной деятельности
2.1. Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс цитирования), в расчете на одного НПР А
2.2. Доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) из всех источников по ПНР НИУ в общих доходах НИУ А
2.3. Отношение доходов от реализованной НИУ и организациями его инновационной инфраструктуры научно-технической продукции по ПНР НИУ, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к расходам федерального бюджета на НИОКР, выполненные НИУ Б
2.4. Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР НИУ Б
2.5. Доля опытно-конструкторских работ по ПНР НИУ в общем объеме НИОКР НИУ Б
2.6. Доля средств, полученных НИУ на выполнение научных исследований и разработок по договорам с хозяйствующими субъектами по ПНР НИУ, в общих доходах НИУ Б
3. Показатели развития кадрового потенциала
3.1. Доля НПР и инженерно-технического персонала возрастных категорий до 49 лет А
3.2. Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук Б
3.3. Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах Б
3.4. Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ А
3.5. Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень кандидата наук, возрастной категории до 30 лет А
4. Показатели международного признания
4.1. Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ А
4.2. Доля обучающихся из стран СНГ по ПНР НИУ Б
4.3. Объем средств, привлеченных в рамках международного сотрудничества по ПНР НИУ, в расчете на одного НПР Б
5. Показатели финансовой устойчивости
5.1. Финансовое обеспечение программы развития НИУ из средств, полученных от приносящей доход деятельности  
5.1.1. В 2009 году Б
5.1.2. Начиная с 2010 года А
5.2. Доходы НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности в расчете на одного НПР Б
5.3. Доля средств, полученных от приносящей доход образовательной и научной деятельности, в доходах НИУ из всех источников от образовательной и научной деятельности Б
5.4. Отношение заработной платы 10 % самых высокооплачиваемых НПР и инженерно-технического персонала НИУ к заработной плате 10 % самых низкооплачиваемых работников НИУ указанных категорий Б

 

--------------------------------

<330> Обучающиеся по приоритетным направлениям НИУ иначе называются "профильные обучающиеся".

 

Во-вторых, в Приказе Минобрнауки России установлены критерии оценки эффективности реализации программ развития НИУ:

а) достижение в отчетном году показателей категории "А";

б) достижение в отчетном году не менее половины показателей категории "Б" в каждой группе показателей.

Реализация программ развития национальных исследовательских университетов считается эффективной при одновременном выполнении обоих установленных критериев.

В-третьих, Минобрнауки России устанавливают периодичность оценки эффективности реализации программ развития НИУ. В соответствии с п. 5 Приказа Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 оценка эффективности реализации программ развития НИУ проводится Министерством образования и науки РФ один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Минобрнауки России до 1 марта года, следующего за отчетным.

По результатам оценки эффективности реализации программ развития образовательная организация высшего образования может быть лишена Правительством РФ категории "национальный исследовательский университет" (ч. 6 комментируемой статьи). Одним из неблагоприятных последствий принятия Правительством РФ такого решения является прекращение финансового обеспечения программ развития из федерального бюджета в соответствии с п. 23 Правил конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2009 г. N 550).

 

Статья 25. Устав образовательной организации

 

Комментарий к статье 25

 

Комментируемый Закон определяет образовательную организацию (п. 18 ст. 2) как некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций (ст. 22 комментируемого Закона).

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ некоммерческая организация представляет собой юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Являясь юридическими лицами, образовательные организации должны действовать на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ).

Там же (п. 4 ст. 52) определены основные вопросы, которые должны быть представлены в уставе: сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. Кроме этого, в уставах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.

Особенности содержания устава образовательной организации определены в ч. 2 комментируемой статьи:

- тип образовательной организации;

- учредитель или учредители образовательной организации;

- виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

- структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

Систематизируя законодательные положения об уставе юридического лица - образовательной организации, содержащиеся в гражданском законодательстве и законодательстве об образовании, можно выделить две категории уставных положений - существенные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Обязательные положения устава юридического лица и, в частности, некоммерческой организации перечислены в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, иных актах гражданского законодательства - ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ст. 7 Федерального закона "Об автономных учреждениях" и др. Применительно к образовательной организации обязательные положения устава перечислены в ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Существенные положения устава образовательной организации могут быть объединены в следующие группы:

- положения, индивидуализирующие образовательную организацию (например, ее наименование, место нахождения);

- положения, определяющие правовое положение образовательной организации (тип образовательной организации, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

- положения, определяющие предмет деятельности образовательной организации (цели образовательного процесса, реализуемые образовательные программы);

- положения, устанавливающие основные параметры образовательного процесса (язык, на котором ведется обучение и осуществляется воспитание, порядок приема обучающихся, продолжительность обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, система оценок, формы и порядок проведения аттестации, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления и др.);

- положения, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности образовательной организации (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательной организацией, порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательной организации, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательной организации, порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности);

- положения, определяющие порядок управления образовательной организацией (компетенция учредителя, система органов управления образовательной организации и порядок их формирования, порядок комплектования работников образовательной организации и оплаты их труда, порядок изменения устава образовательной организации, порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации);

- перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регламентирующих деятельность образовательной организации.

Ряд обязательных положений появляется в уставе образовательной организации по непосредственному предписанию Федерального закона об образовании. Так, например, в соответствии с ч. 5 ст. 26 комментируемого Закона структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации. Согласно ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом, и т.д.

Факультативные (необязательные) положения включаются в устав образовательной организации по мере необходимости по инициативе самой образовательной организации (например, о филиалах и представительствах, о творческой и музейной деятельности образовательной организации, о международном сотрудничестве, о внешнеэкономической деятельности и т.д.). Факультативные положения присутствуют в уставе не каждой образовательной организации; они включаются в устав образовательной организации в зависимости от особенностей ее структуры, специфики образовательной, исследовательской, творческой, спортивной и т.п. деятельности.

Так, в Уставе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. N 55 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова" <331>, содержатся отдельные разделы, посвященные научной и творческой деятельности, а также музейно-выставочной и издательской деятельности.

--------------------------------

<331> СЗ РФ. 2012. N 18. Ст. 2218.

 

С учетом выполнения НИУ "Высшей школой экономики" задач по информационно-аналитическому и экспертному обеспечению деятельности Правительства РФ в Устав НИУ ВШЭ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <332>) был включен отдельный раздел V. "Информационно-аналитическое и экспертное обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации".

--------------------------------

<332> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

 

В соответствии со спецификой организации образовательного процесса, например, в Академии народного хозяйства и государственной службы составной частью Устава Академии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2012 г. N 473 "Об утверждении устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" <333>, является приложение к Уставу, которое содержит перечень филиалов Академии (в перечне свыше 60 пунктов).

--------------------------------

<333> СЗ РФ. 2012. N 21. Ст. 2643.

 

Устав образовательной организации разрабатывается и принимается самой образовательной организацией (на общем собрании или конференции) и утверждается ее учредителем (учредителями). В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <334> утвержденный устав представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в настоящее время - в территориальный орган Федеральной налоговой службы).

--------------------------------

<334> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

 

Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" <335>).

--------------------------------

<335> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

 

Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, устанавливается компетентным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:

- правительством субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 сентября 2009 г. N 354 "О Порядке утверждения уставов государственных образовательных организаций Республики Башкортостан" <336>, Постановление Правительства Республики Бурятии от 15 июня 2005 г. N 201 "О Порядке утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия" <337>;

--------------------------------

<336> Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 20.10.2009. N 20 (314). Ст. 1344.

<337> Бурятия. 18.06.2005. N 107.

 

- региональным министерством (департаментом) образования (например, Приказ Департамента образования города Москвы от 21 апреля 2014 г. N 288 "О Порядке утверждения уставов (изменений в уставы) государственных образовательных организаций города Москвы и государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту образования города Москвы" <338>, Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 7 июня 2010 г. N 313 "Об утверждении Порядка утверждения устава государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении Ленинградской области" <339>).

--------------------------------

<338> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<339> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Порядок утверждения устава муниципального образовательного учреждения устанавливается компетентным органом местного самоуправления:

- представительным органом местного самоуправления (например, решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. N 6 "О "Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов" <340>);

--------------------------------

<340> Владимирские ведомости. 25.02.2005. N 72 - 73.

 

- администрацией муниципального образования (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района (Хабаровского края) от 28 марта 2014 г. N 336 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений" <341>).

--------------------------------

<341> Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района. 11.04.2014. N 3.

 

Сохраняется практика использования типовых (примерных) уставов образовательных организаций. В настоящее время эта практика чаще встречается на муниципальном уровне (например, Постановление Администрации Великого Новгорода от 10 декабря 2001 г. N 218 "Об утверждении Примерного устава муниципального образовательного учреждения" <342>, Постановление Администрации города Мценска от 6 февраля 2015 г. N 124 "Об утверждении Типового устава муниципальных бюджетных образовательных организаций города Мценска" <343>).

--------------------------------

<342> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<343> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Устав образовательной организации выполняет системообразующую функцию в процессе локального нормотворчества. В соответствии с ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона, образовательная организация принимает локальные нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие образовательные отношения:

а) в пределах своей компетенции;

б) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе локальные акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями несовершеннолетних обучающихся.

Локальное нормотворчество образовательной организации находится в тесной и непосредственной связи с ее уставом, поскольку, во-первых, как уже отмечалось, локальные акты принимаются в порядке, установленном уставом (процедурный аспект взаимосвязи), а, во-вторых, содержание локальных актов не должно противоречить положениям устава образовательной организации (содержательная, материальная взаимосвязь).

Значением устава как акта, регулирующего все основные аспекты деятельности образовательной организации, обусловлено законодательно закрепленное (ч. 3 комментируемой статьи) требование создания в образовательной организации условий для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Гарантией реализации этого предписания является требование обязательного размещения копии устава образовательной организации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет. Данное требование установлено в соответствии с политикой информационной открытости образовательной организации в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона.

 

Статья 26. Управление образовательной организацией

 

Комментарий к статье 26

 

Управление образовательной организацией представляет собой процесс сознательного целенаправленного воздействия учредителя, руководителя, иных органов управления и органов самоуправления образовательной организации на деятельность такой организации с целью достижения образовательной организацией результатов, определенных законодательством об образовании и ее уставом.

Управление образовательной организацией выстраивается в соответствии с закрепленными в ст. 3 комментируемого Закона принципами:

- автономии образовательных организаций (п. 9 ч. 1);

- демократического характера управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; (п. 10 ч. 1).

В комментируемой статье установлено, что управление образовательной организацией осуществляется в соответствии правилами, установленными законодательством Российской Федерации. Эти правила содержатся в Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "О некоммерческих организациях", Бюджетном кодексе РФ и др.

Правила, которыми регулируется система управления любого юридического лица, включая некоммерческую организацию (lex generalis), применительно к образовательной организации могут быть уточнены предписаниями, содержащимися в законодательстве об образовании (lex specialis), в том числе в комментируемой статье.

Эти правила могут получить развитие в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, принятых в соответствии с установленным распределением полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями нормативно-правового регулирования.

Важным элементом механизма правового регулирования управления образовательной организацией являются устав и локальные акты, принятые в рамках установленных полномочий самой образовательной организацией.

В основе управления образовательной организацией лежит принцип сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие представляет собой такую форму организации управления, при которой во главе организации (ее структурного подразделения) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Принцип единоначалия управления реализуется через деятельность руководителя образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации в соответствии с полномочиями, закрепленными в актах законодательства об образовании, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных актах, а также в уставе и локальных нормативных актах самой образовательной организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...