Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и характерные черты менеджмента




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы современного менеджмента

1.1 Сущность и характерные черты менеджмента

1.2 Виды и уровни современного менеджмента

Глава 2. Анализ особенностей менеджмента Филиала ООО «Венера»

Общая характеристика Филиала ООО «Венера»

Анализ менеджмента Филиала ООО «Венера»

Направления по совершенствованию менеджмента в Филиале ООО «Венера»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Организационная структура управления Филиалом ООО «Венера»

 


 

Введение

 

Менеджмент как наука - это теория, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления. Наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Менеджмент как искусство - это способность людей с помощью своего таланта учитывать многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды, учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории.

Менеджмент выделяется в самостоятельный вид деятельности, в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции.

Целью курсовой работы является изучение сущности и характерных черт современного менеджмента, а также разработка мероприятий по eго совершенствованию.

Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:

изучить сущность и характерные черты современного менеджмента;

изучить виды и уровни современного менеджмента;

дать общую характеристику Филиала ООО «Венера»;

провести анализ менеджмента Филиала ООО «Венера»;

предложить направления по совершенствованию менеджмента в Филиале ООО «Венера».

Объектом исследования является Филиал ООО «Венера» - коммерческое предприятие, оказывающее услуги в сфере спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг.

Предмет исследования - изучение особенностей современного менеджмента в Филиале ООО «Венера».

Информационной базой при написании использовались учебные материалы по экономики, а также материалы экономического отдела Филиала ООО «Венера».

В курсовой работе предпринята попытка структурировать имеющийся теоретический материал с целью формирования более четкого понимания особенностей современного менеджмента.

 


 

Глава 1. Теоретические основы современного менеджмента

Сущность и характерные черты менеджмента

Исследуя природу менеджмента, то его можно представить как деятельность организации по достижению каких-либо определенных целей, при этом используя полноценно труд, интеллект и мотивы поведения своих сотрудников.

Для определения термина «менеджмент» в основном в теории менеджмента используются в качестве различных понятий.

Во-первых, само понятие «менеджмент» означает определенный вид деятельности по руководству трудовым персоналом на предприятиях (различных организациях) для достижения поставленных целей этого самого предприятия. Во-вторых, под понятием «менеджмент» в основном понимается область знаний, помогающая осуществить профессиональную деятельность по управлению достижением желаемого результата конкретной деятельности предприятия. И, в-третьих, указанное понятие ассоциируется в основном с определенной категорией социума (определенным социальным слоем), которые осуществляют работу по управлению. На современном этапе данная деятельность превратилась в самостоятельную профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу [4, с. 12].

Приведенное нами выше представление понятия «менеджмент» является слишком общим для понимания сущности и отличительных особенностей специфической деятельности по управлению предприятием или организацией для достижения ее поставленных целей. В теории по менеджменту на этот счет имеются различные определения данного понятия. В качестве примеров можно рассмотреть ряд из них, которые на практике получили наибольшее распространение:

. Менеджмент - это достижение целей предприятия, фирмы посредством скоординированных усилий работающего трудового коллектива.

. Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (организацию).

. Менеджмент - это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов [9, с. 143].

Несмотря на определенные различия, которые просматриваются в приведенных определениях, все-таки можно при этом выделить те схожие черты, которые обязательны при наличии цели при управлении; особый, интеллектуальный характер данного вида деятельности; управление которого имеет место на предприятии. Кроме этого, необходимо дополнить к указанным схожим чертам, также следует выделить в определении понятия «менеджмент» присущую только ему совокупность основных процессов управления, таких как: планирование, организация, руководство и контроль.

Само слово «Менеджмент» происходит от американского слова (management) и не переводится на русский язык дословно [6, с. 68]. Данный термин в русском переводе означает буквально понятие «управление», что конечно не в полной мере соответствует действительности, хотя в основном и отражает общую суть указанных нами понятий применительно к управлению предприятием (фирмой, организацией). Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления предприятием необходимо отразить их основные содержательные отличия, такие как:

. Само понятие «управление» намного шире, чем понятие «менеджмент». Данное понятие применяется практически во всех видах человеческой деятельности и в разных сферах ее применения (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т.д.), а также применяется к органам управления.

. Понятие «менеджмент» в основном применимо лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, корпорации, которые действуют в современных рыночных условиях, хотя надо отметить, что в последнее время его стали употреблять время от времени и в отношении не предпринимательских организаций [5, с. 24].

В англоязычных и других рыночно ориентированных государствах понятие «менеджмент» употребляется в различных значениях, но в основном ударение делается применительно к управлению хозяйственной деятельностью предприятия или различных организациях, тогда как для других значений используются совсем другие термины. К примеру, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин «control», для государственного или общественного управления - такие термины как: «government administration» или «public administration» (переводится как государственное управление), а также применяются другие определения (например, «business administration») [12, с. 139].

Сущность понятия «менеджмент» означает управление предприятием или организацией (в общем, любым хозяйствующим субъектом) в условиях современного рынка, с учетом использования различных методов и механизмов хозяйствования в экономике. Больше всего, данный факт проявляется в направленности деятельности предприятия (организаций) (и соответственно управления данной деятельностью) на удовлетворение общественной потребности и спроса экономического рынка, на обеспечение требований конкретных потребителей, также на разработку и производство тех видов товаров, продукции и услуг, которые могут быть реализованы (проданы) и вполне обеспечат получение планируемой прибыли. Особенностью менеджмента, которое определяет его содержание, является на постоянной основе адаптация деятельности организации и управления к факторам внешней среды, при этом включая корректировку целей и программ их достижения в зависимости от различной конъюнктуры рынка и изменений социально-экономической среды. Существенной составляющей сути менеджмента, является также направленность управления на постоянное повышение эффективности производства за счет получения лучших результатов с наименьшими затратами. В этом случае, объективная оценка итоговых результатов деятельности конкретной организации или его хозяйственно независимых подразделений определяется на экономическом рынке в процессе реализации своих товаров и услуг.

Эффективный менеджмент предполагает также хозяйственную самостоятельность субъектов хозяйствования, который обеспечивает свободу принятия управленческих решений теми лицами, которые несут ответственность за итоговые результаты деятельности организации или предприятия и его самостоятельных подразделений, а также необходимость употребления современной информационной базы и компьютерной техники для использования многовариантных расчетов для принятия верных, обоснованных и оптимальных, руководящих решений [15, с. 91].

Учитывая все изложенное выше, понятие «менеджмент» можно уточнить с нашей точки зрения.

Так, понятие «менеджмент» представляет собой самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей предприятия (корпорации) в ходе любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов механизма менеджмента.

Основные позиции приведенной нами формулировки понятия и сущности менеджмента однозначно требуют пояснения для их однозначного понимания.

Менеджмент как самостоятельный вид деятельност предприятия предполагает, что руководитель-менеджер независим от собственности на капитал предприятия, фирмы, в рамках которой он работает. Менеджер вполне может обладать пакетом акций, а может и вовсе их не иметь, при этом работая в обоих случаях по контракту в качестве управляющего. Менеджмент объединяет усилия работников различных специальностей, при этом включая: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, психологов, бухгалтеров, плановиков и других, работающих под руководством менеджера, который управляет организацией, производственным отделением или корпорацией в целом. Сущность определения «менеджер» включает в себя совокупность принадлежности каждого специалиста к профессиональной деятельности в качестве управляющего независимо от занимаемого им организационного уровня управления в иерархии организации, а также профессиональной сферы его деятельности и выполняемой работы [1, с.75]. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности полагает наличие в качестве субъекта данной деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта - финансово-хозяйственную деятельность организации, его конкретную сферу или подразделение (производство, сбыт, финансы, НИОКР, другие сферы и подразделения).

В экономической теории под хозяйственной деятельностью организации, предприятия понимается его функционирование в различной отрасли экономики (промышленности, торговле, строительстве, транспорте, банковском деле, страховом деле и т.д.). При этом необходимо учитывать, что различная функциональная область деятельности (НИОКР, производство, сбыт, финансы и другая деятельность), если она направлена на получение прибыли, предпринимательского дохода или социальной выгоды как конечного результата (желаемых целей) такой деятельности.

Хозяйственная деятельность предполагает обеспечение процесса производства предприятия всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла преобразования ресурсов в конечный продукт (услугу) в целом по предприятию.

Сущность понятия «технологический цикл» направлена на получение результатов НИОКР, а также внедрение их в производство, разработку и совершенствование технологий производства, обеспечение требуемого качества реализуемой продукции, осуществление коммерческих операций, проведение различных операций товародвижения, осуществление всех видов расчетов, также обеспечение технического обслуживания продукции, материально-технического снабжения производства, обеспечение финансовыми ресурсами, трудовым персоналом и т.д. [2, с.54].

Предприятие, для того чтобы эффективно управлять хозяйственной деятельностью, необходимо управление, направленное на поиск и формирование различных возможностей, которые представлены факторами внешней средой и формируемых самой организацией, также уметь привлекать и использовать для решения обозначенных задач ресурсы самых различных источников, при этом добиваясь получения максимального эффективного результата при минимальных затратах.

Организация для определения поставленных целей на среднесрочную и дальнейшую перспективу является для организации одной из главных элементов в менеджменте. При этом в менеджменте существуют общие цели, которые определяют направления и концепцию развития организации в целом, и специфические, разрабатываемые по основным видам его деятельности в рамках общих целей. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей организации и его обеспеченности надлежащими ресурсами, а также учета угроз и возможностей факторов внешней среды.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов располагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме принятого результата. Данное использование осуществляется в процессе управления, когда усилия трудового коллектива организации (группы сотрудничающих людей) устремлены на достижение его общих целей на основе отвечающей мотивации их общего труда.

Менеджмент имеет свой собственный механизм, направленный на достижение конкретных проблем взаимодействия при реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, которые возникли в процессе хозяйственной деятельности организации, предприятия.

Под механизмом сущности менеджмента содержится внутреннее устройство, принципы, методы, процедуры, объективно обусловленные осуществлением эффективной хозяйственной деятельности организации в экономических рыночных условиях, в том случае, когда эффективность управленческой и хозяйственной деятельности организации получают оценку на рынке в процессе обмена (цены, финансы, кредит, прибыль, фонды и формы экономического стимулирования, плата за ресурсы, развитие отношений собственности, маркетинг и т.п.) [7, с.169].

Под механизмом менеджмента, в свою очередь, понимается общая технология, которая определяется как основа менеджмента, и экономический механизм.

Основы менеджмента состоят из общих технологических аспектов и механизмом, содержащих: принципы, методы, функции управления и организационные структуры, управленческие решения и остальные связующие элементы менеджмента, а также технологии процессов управления, научную организацию труда (в том числе менеджеров) и некоторые другие категории.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех основных блока, таких как: внутрифирменное управление; управление производством; управление трудовым персоналом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...