Комплект разноуровневых задач и заданий
1) Дайте определения следующим понятиям: «человеческий ресурс», «человеческий фактор», «человеческий капитал». 2) Заполните таблицу и охарактеризуйте эволюцию управления работниками (табл. 1).
3) Рассчитайте предполагаемые упущенные возможности (альтернативные издержки) за ваш период обучения в вузе по формуле: Количество месяцев обучения х средний предполагаемый доход за месяц (руб.) 4) Рассчитайте предполагаемый доход от вашего обучения в вузе согласно теории «человеческого капитала»: Планируемый период трудовой деятельности (мес.) х планируемый средний доход в месяц (руб.) – доходы за аналогичный период трудовой деятельности без образования – прямые затраты – альтернативные издержки. 5) Оцените эффективность ваших инвестиций в образование на основе расчетов в п. 4 и степень удовлетворенности от будущей планируемой трудовой деятельности по критерию: - Полностью удовлетворен; - Частично удовлетворен; - Не удовлетворен.
Критерии оценки
Примерные тесты по типам 1. В ХХ в. произошла смена трех основных концепций кадрового менеджмента, обусловленная изменениями в экономическом, социальном, техническом развитии общества и отражающая различия в подходах к работникам:
a) Технократическая концепция (человек рассматривается как физическая единица рабочей силы); концепция управления персоналом (работник – субъект трудовых отношений, личность); управление человеческими ресурсами (работник- ключевой, стратегический ресурс организации); b) Концепция управления персоналом; концепция управления человеческими ресурсами; технократическая концепция; c) Концепция управления человеческими ресурсами; концепция упарления персоналом; технократическая концепция; d) Технократическая концепция; концепция управления человеческими ресурсами; концепция управления персоналом. Правильный ответ – a) 2. Система управления персоналом предполагает решение широкого круга управленческих задач: a) Анализ рынка труда; анализ рынка товаров; анализ рынка финансовых ресурсов; анализ эффективности вложений в человеческий капитал; b) Планирование потребностей в персонале; подбор и профессиональную адаптацию работников; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров; c) Планирование потребностей в персонале; обучение сотрудников за рубежом; разработку компенсационных программ; использование сотрудников; высвобождение персонала; разрешение трудовых споров; d) Все вышеуказанные ответы верны. Правильный ответ – b) 3. Управление персоналом как наука: a. исследует систему мотивации, включающую всю совокупность материальных и нематериальных, побуждающих к действию факторов. b. исследует всю совокупность методов, принципов и подходов к воздействию на работников организации с целью повышения эффективности ее функционирования, оптимизации и роста индивидуальной и коллективной производительности труда; c. исследует факторы оптимальной производительности труда;
d. исследует принципы технологического и профессионального разделения труда. Правильный ответ – b) 4. Человеческий капитал определяется как: a) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, социально-психологические отношения в организации, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю; b) Компетентность менеджмента, приобретенные качества, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю; c) Комплекс приобретенных и унаследованных качеств, образование и способность к дальнейшему обучению, знания, навыки и умения, уровень компетентности, здоровье, личностные качества, творческие способности, способные приносить доход работнику и работодателю; d) Нет правильных ответов. Правильный ответ –c) 5. В теории «человеческого капитала» альтернативные издержки рассматриваются как: a) Упущенные возможности (доходы) за время обучения; b) Упущенные возможности (доходы) за время трудовой деятельности; c) Упущенные возможности (доходы) за время обучения и трудовой деятельности; d) Нет правильных ответов. Правильный ответ –a) 6. В теории «человеческого капитала» Г. Беккера для определения дохода от образования: a) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки. b) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности. c) Из пожизненных заработков тех, кто имеет образование, вычитаются пожизненные заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности. d) Из средних заработков тех, кто имеет образование, вычитаются средние заработки людей, не имеющих образование, а также вычитаются прямые затраты (оплата обучения, общежитие и т.д.) и альтернативные издержки за период трудовой деятельности.
Правильный ответ –a) 7. Совокупность социально-экономических отношений между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства описывается категорией: a) Трудовые ресурсы; b) Рынок рабочей силы; c) Рынок трудовых ресурсов; d) Рынок труда. Правильный ответ –d) 8. Способность человека к труду (совокупность физических и духовных сил), применяемых им в процессе производства, описывается категорией: a) Рабочая сила; b) Труд; c) Трудовой ресурс; d) Человеческий капитал. Правильный ответ –a) 9. Особенность процесса целеполагания в системе управления человеческими ресурсами заключается в согласовании: a) Коллективных и индивидуальных целей; b) Целей системы управления человеческими ресурсами с целями других организационных подразделений; c) Экономических и социальных целей; d) Все вышеуказанные ответы верны. Правильный ответ –c) 10. Совокупное предложение рабочей силы охватывает: a) Все категории трудоспособного населения, претендующего на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться на правах самозанятости или предпринимательства; b) Выпускников профессиональных учебных заведений; c) Кандидатов на вакантные рабочие места; d) Категории трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Правильный ответ –a) 11. Совокупность форм, методов, правил и принципов, которые используются менеджерами с целью получения максимальной отдачи от трудового потенциала организации, представляет собой: a) Персонал-технологии; b) Технологии кадрового маркетинга; c) Методы исследования рынка труда; d) Нет правильных ответов. Правильный ответ –a) 12. Функция управления персоналом, ответственная за поиск, отбор и наем персонала, заключение контрактов, введение в должность, продвижение по службе, увольнение и сокращение, характеризуется как:
a) Развитие персонала и организационное развитие; b) Управление деятельностью; c) Стимулирование персонала; d) Работа с кадрами. Правильный ответ –d) 13. Система работы с персоналом состоит из 7 взаимосвязанных подсистем: a) Концепция управления персоналом, кадровая политика, исследование рынка труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала; b) Концепция управления персоналом, кадровая политика, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, развитие персонала; c) Концепция управления персоналом, кадровая политика, маркетинг персонала, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала; d) Концепция управления персоналом, кадровая политика, научная организация труда, подбор персонала, оценка персонала, расстановка персонала, адаптация персонала, ротация персонала. Правильный ответ –b) 14. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами заключается в том, что: a) в основе УЧР лежит воздействие на потребности и способности работников как личностей; b) игнорирование способностей и потребностей работников не только нежелательно с социально-этической, но и нецелесообразно с рациональной – экономической стороны; c) при грамотном управлении профессиональными возможностями персонала повышается производительность труда; d) устраняется негативная сторона распределения заданий в соответствии с классическими схемами по принципу узкой специализации работников – ограничение возможностей для профессионального развития. Правильный ответ – c).
Критерии оценки тестов 1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий. 2. На решение одного теста дается 2 минуты. Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Тема 2. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|