Применение психо-диагностических методик в ортопедической стоматологии
ВОПРОС 11 Применение психо-диагностических методик в ортопедической стоматологии Можно выделить следующие основные задачи, которые должна решать психологическая диагностика на приеме у ортопеда-стоматолога: 1) определение зависимости между личностными особенностями пациента и характером его реагирования на болезнь и ее лечение, 2) адекватное построение терапевтической программы, направленной на снижение эмоционального напряжения и коррекцию отношения к заболеванию и лечению, а также на исправление отношения пациента к своему врачу. 3) оценка премедикации по снижению напряженности и степени восстановления психомоторных процессов, а также определение взаимосвязи между действием психотропного препарата и индивидуально-типологическими особенностями больного. Эти задачи не являются узко специфичными и характерны для многих медицинских специальностей. Выбирая психодиагностические методики, следует идти по пути применения доработанных, популярных тестов. Известные методики вполне приемлемы для стоматологических больных поскольку, во-первых, по общему мнению проявления тревожности неспецифичны. Во-вторых, эти методики надежны и соответствуют тому, что они измеряют. Однако наряду с этим можно применять и приспособленные к стоматологическому приему (А. Ф. Бизя-ев с соавт., 1983; М. М. Соловьев с соавт., 1985) опросники. Основными требованиями к психодиагностическим методикам на стоматологическом амбулаторном приеме являются: минимальность количества применяемых тестов, их компактность, информативность и относительная простота толкования результатов, возможность получения полезных практических рекомендаций на основе получаемых результатов. Этим требованиям отвечают методики Стилберга, САН, Уэссмана-Рикса.
Для оценки эмоционального напряжения на стоматологическом приеме, ограниченном во времени, достаточно информативен сокращенный вариант шкалы реактивной тревожности (по Стилбергу). Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент:
На заполнение бланка уходит 10-15 секунд. Отмеченные пациентом баллы суммируются. При этом 2-й и 5-й вопросы оцениваются количеством баллов, соответствующих зачеркнутому номеру ответа: 1-й, 3-й и 4-й вопросы оцениваются в обратном порядке. Другими словами, если в этих вопросах указана цифра " 1", это приравнивается к четырем баллам, если цифра " 2" - трем баллам, " 3" - двум баллам и т. д. Такая система маскирует для пациента результаты опросника и его " тревожные" вопросы. Уровень тревоги, таким образом, будет находиться в диапазоне от 5 до 20 баллов. По полученным результатам определяется уровень тревоги: - низкая тревожность - 5-8 баллов. - умеренная тревожность -9-11 баллов, - высокая тревожность - 12-17 баллов. - очень высокая тревожность - 18-20 баллов. Описанная методика может являться письменным продолжением клинического обследования, дополняя и уточняя его. Вопрос 12 Диагноз в ортопедической стоматологии, его этиологический, патогенетический, морфологический и
функциональный компоненты. Основное, сопутствующее заболевания. Осложнения Обследование больного заканчивается постановкой диагноза, который отражает как морфологические, так и функциональные нарушения. Диагноз следует формулировать так, чтобы, во-первых, охарактеризовать причину болезни, т. е. этиологию и патогенез; во-вторых, дать представление о патологоанатомической основе болезни, ее локализации; в-третьих, указать на степень и характер функциональных расстройств; в-четвертых, уточнить особенности течения и форму заболевания. Не всегда удается так сформулировать диагноз, чтобы он отражал все поставленные задачи. Например, при макрогнатии можно указать ее локализацию (верхняя, нижняя), нарушение функции, но нельзя определить причину ее возникнове- _________________Гэб! ___________, ______ Ответы на экзаменационные вопросы I часть них Приведем примеры диагнозов в ортопедической стоматологии: 1. Открытый прикус (рахитический) с разобщением всех передних зубов; нарушение речи и жевания; макроглоссия. В данном случае диагноз наиболее полно отвечает клиническим требованиям, так как указы вает аричикы открытого прикуса (рахит), локализацию нарушений (передние зубы), изменение функции. Одновременно отмечается гипертрофия, мышц языка. 1. Частичная потеря зубов (правосторонний концевой дефект нижнего зубного ряда); деформация окклюзионной поверхности с нарушением движений нижней челюсти. В данном случае указаны место патологического процесса, форма заболевания (деформация окклюзионной поверхности), нарушение функция. ВОПРОС 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|