Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применение психо-диагностических методик в ортопедической стоматологии




ВОПРОС 11

Применение психо-диагностических методик в ортопедической стоматологии

Можно выделить следующие основные задачи, которые должна решать психологическая диагностика на приеме у ортопеда-стоматолога:

1) определение зависимости между личностными особенностями пациен­та и характером его реагирования на болезнь и ее лечение,

2) адекватное построение терапевтической программы, направленной на снижение эмоционального напряжения и коррекцию отношения к заболеванию и лечению, а также на исправление отношения пациента к своему врачу.

3) оценка премедикации по снижению напряженности и степени восста­новления психомоторных процессов, а также определение взаимосвязи меж­ду действием психотропного препарата и индивидуально-типологическими особенностями больного. Эти задачи не являются узко специфичными и ха­рактерны для многих медицинских специальностей.

Выбирая психодиагностические методики, следует идти по пути примене­ния доработанных, популярных тестов. Известные методики вполне прием­лемы для стоматологических больных поскольку, во-первых, по общему мне­нию проявления тревожности неспецифичны. Во-вторых, эти методики на­дежны и соответствуют тому, что они измеряют. Однако наряду с этим мож­но применять и приспособленные к стоматологическому приему (А. Ф. Бизя-ев с соавт., 1983; М. М. Соловьев с соавт., 1985) опросники.

Основными требованиями к психодиагностическим методикам на стома­тологическом амбулаторном приеме являются: минимальность количества применяемых тестов, их компактность, информативность и относительная простота толкования результатов, возможность получения полезных прак­тических рекомендаций на основе получаемых результатов. Этим требова­ниям отвечают методики Стилберга, САН, Уэссмана-Рикса.

Для оценки эмоционального напряжения на стоматологическом приеме, ограниченном во времени, достаточно информативен сокращенный вари­ант шкалы реактивной тревожности (по Стилбергу).

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже пред­ложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент:

    нет, это совсем не так пожялуй, так верно совершенно верно
1. Я чувствую себя свободно
2. Я нервничаю
Я не чувствую скованности. 4           ;
  напряженности        
4. Я доволен
5. Я очпбочен

На заполнение бланка уходит 10-15 секунд. Отмеченные пациентом бал­лы суммируются. При этом 2-й и 5-й вопросы оцениваются количеством баллов, соответствующих зачеркнутому номеру ответа: 1-й, 3-й и 4-й воп­росы оцениваются в обратном порядке. Другими словами, если в этих воп­росах указана цифра " 1", это приравнивается к четырем баллам, если цифра " 2" - трем баллам, " 3" - двум баллам и т. д. Такая система маскирует для пациента результаты опросника и его " тревожные" вопросы. Уровень тре­воги, таким образом, будет находиться в диапазоне от 5 до 20 баллов. По полученным результатам определяется уровень тревоги:

- низкая тревожность         - 5-8 баллов.

- умеренная тревожность    -9-11 баллов,

- высокая тревожность      - 12-17 баллов.

- очень высокая тревожность - 18-20 баллов.

Описанная методика может являться письменным продолжением клини­ческого обследования, дополняя и уточняя его.

Вопрос 12 Диагноз в ортопедической стоматологии, его

этиологический, патогенетический, морфологический и

функциональный компоненты. Основное, сопутствующее заболевания. Осложнения

Обследование больного заканчивается постановкой диагноза, который отражает как морфологические, так и функциональные нарушения.

Диагноз следует формулировать так, чтобы, во-первых, охарактеризо­вать причину болезни, т. е. этиологию и патогенез; во-вторых, дать пред­ставление о патологоанатомической основе болезни, ее локализации; в-тре­тьих, указать на степень и характер функциональных расстройств; в-чет­вертых, уточнить особенности течения и форму заболевания.

Не всегда удается так сформулировать диагноз, чтобы он отражал все постав­ленные задачи. Например, при макрогнатии можно указать ее локализацию (вер­хняя, нижняя), нарушение функции, но нельзя определить причину ее возникнове-

_________________Гэб! ___________, ______

Ответы на экзаменационные вопросы

I часть

них Приведем примеры диагнозов в ортопедической стоматологии:

1. Открытый прикус (рахитический) с разобщением всех передних зубов; нарушение речи и жевания; макроглоссия. В данном случае диагноз наибо­лее полно отвечает клиническим требованиям, так как указы вает аричикы открытого прикуса (рахит), локализацию нарушений (передние зубы), изме­нение функции. Одновременно отмечается гипертрофия, мышц языка.

1. Частичная потеря зубов (правосторонний концевой дефект нижнего зубно­го ряда); деформация окклюзионной поверхности с нарушением движений ниж­ней челюсти. В данном случае указаны место патологического процесса, форма заболевания (деформация окклюзионной поверхности), нарушение функция.

ВОПРОС 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...