Районирование территорий РФ по основным направлениям их перспективного развития в туризме. Классификация туристских регионов. (30 баллов)
Рекреационное районирование - это разделение территории по однородным признакам и характеру рекреационного использования. Существует несколько подходов проявления рекреационного районирования. Районируем: по степени благоприятности для конкретного вида деятельности; по степени освоенности ресурсов, по степени развитости рекреационной инфраструктуры. Выборка районов зависит от цели, масштаба исследования и от хозяйственных и политических задач, которые при этом ставятся.
Последнее районирование было проведено в 1994 г. Вся территория СНГ была разделена на 4 крупные зоны. Они включали 20 рекреационных районов; в пределах России - 15. Функция территории в зависимости от преобладающего использования рекреационного ресурса:
- лечебная - оздоровительная - туристская - экскурсионная
По степени освоенности: - развитые - средне развитые - слаборазвитые.
Ориентация районов на внутренний или выездной туризм.
1) Высокая плотность рекреационных учереждений: (94 г. 8 районов в СНГ): Крымский, Каказско-Черноморский (сильноразв), Северокавказский, Горнокавказский, Закавказский, Одесский (среднеразв), Каспийский, Азовский (слаборазв). 2) Средняя плотность рекреационных учереждений: Центральный (высокоразв), Северозападный, Западный, Волжский (среднеразв), Уральский (слаборазв), Днепровско-Днестровский. 3) Слабая степень освоеноости рекреационных ресурсов, ориентированы на отдых местного населения: Обско-Алтайский, Енисейский, Прибайкальский, Дальневосточный и территории Средней Азии и Казахстана. Из них Прибайкальский с максимальным развитием. 4) Север россии и остальная большая часть Сибири. Крайне слабая степень освоенности рекреационных ресурсов и слабая степень развития туризма и рекреационных учереждений.
Виды туризма (специализация). СЕВЕРНЫЙ район: познавательный, экологический, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, самодеятельный туризм, паломничество (Архангельская, Карелия). СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ район: познавательный, деловой (конгрессный), отдых, оздоровительный туризм, круизы, автомобильный. КАЛИНИНГРАДСКАЯ область: лечение, деловой, конгрессный туризм. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ район: познавательный, деловой, конгрессный, лечение, автомобильный. ВОЛГОВЯТСКИЙ район: познавательный, деловой, круизный, промысловый, лечение. СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ: лечение, познавательный, горные лыжи, экологический туризм. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ: познавательный, автомобильный, деловой. ПОВОЛЖСКИЙ: рыбная ловля, познавательный туризм, круизы. УРАЛЬСКИЙ район: спортивный, самодеятельный, познавательный туризм, горные лыжи, экологический туризм. СИБИРСКИЙ: самодеятельный, экологический туризм, спортивный. Байкал как многофункциональная зона. Лечебный, оздоровительный. ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ: приморская многофункциональная зона, оздоровительный, познавательный, спортивный и др. На остальной территории: познавательный, оздоровительный, деловой, промысловый, экотуризм. Сейчас туризм - перспективная приоритетная отрасль. Рекреационный потенциал Севера России и Урала используется недостаточно. Развитие Москвы и Санкт-Петербурга как многофункциональных зон, конгрессный туризм и т.д.
По времени возникновения туристские районы могут быть классифицированы следующим образом: 1) районы давнего туристского освоения (до XIX в.); 2) районы нового туристского освоения (XIX — начало XX в.); 3) районы новейшего туристского освоения (вторая половина XX в.); 4) районы туристского освоения последних лет. По предпосылкам формирования (видам аттрактивности) могут быть выявлены следующие типы рай-онов:
1) природно-аттрактивные; 2) этнографически-аттрактивные; 3) историко-культурно-аттрактивные; 4) экономически-аттрактивные; 5) комплексно-аттрактивные. Среди природно-аттрактивных районов особо должны быть выделены природно-оздоровительные (курортные, лечебные). По уровню развития туристской инфраструктуры могут быть отмечены районы с: A) высокоразвитой инфраструктурой; Б) среднеразвитой инфраструктурой; B) низкоразвитой инфраструктурой. Наконец, исходя из предложенной выше функциональной типологии туризма, можно выявить типы районов по их туристской специализации: A) районы познавательного или экскурсионного туризма; Б) районы рекреационного или оздоровительного туризма; B) районы научного туризма; Г) районы фестивального туризма (с его подразделениями); Д) районы религиозного туризма; Е) районы ностальгического туризма; Ж) районы делового туризма; З) районы сельского туризма. В зависимости от мотива различаются туристские регионы широкой и узкой специализации. Разница между ними в том, что выбор туристского региона широкой специализации можно считать случайным. Человек собирается что-то сделать или чего-то достигнуть, но сам регион не представляет для него интереса, пребывание в регионе узкой специализации запланировано заранее. К туристским регионам широкой специализации относятся: 1) образовательные центры — это места, приспособленные для конгрессов, а также учреждения исследовательского и образовательного характера; 2) промышленно-административные центры подразделяются на политические центры, где располага-ются административно-политические структуры или проводятся мероприятия политического характера, и промышленные центры, куда едут заключать коммерческие договоры и товарные сделки; 3) центры транспортного сообщения, которыми путешествующие пользуются по техническим причинам. Туристские места узкой специализации подразделяются следующим образом: 1) места отдыха. В этой группе можно выделить: • курорты, признаками которых являются как минимум три показателя: природные лечебные факторы, соответствующие постройки, определенный лечебный характер; • места для отдыха, которые во время отпуска служат для восстановления и сохранения физических и психических сил человека; • близлежащие места для отдыха; 2) места, располагающие туристскими достопримечательностями, —это исторические, религиозные места и развлекательные центры.
http://www.studfiles.ru/preview/5358656/page:32/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|