Постоянные шины, применяемые при лечении заболеваний
Постоянные шины, применяемые при лечении заболеваний пародонта. Показания к применению. Требования, предъявляемые к шинам и шинам-протезам. Постоянные шины являются конструкциями лабораторного изготовления. Они могут быть съемными и несъемными. К несъемным шинам относятся коронковые; полукоронковые; колпачковые; кольцевые; полукольцевые; и вкладковые, или вкладочные, балочные и др. Шины из коронок чаще применяются для шинирования боковых зубов, так как они неэстетичны, мешают проводить терапию дешевых карманов. Поэтому необходимо, чтобы края коронок не соприкасались с десной. В этом отношении более выгодны шины их экваторных коронок. Шины из полукоронок. Они эстетичны и обеспечивают хорошую иммобилизацию. Однако, во-первых, для их изготовления необходимо использование внутриротовых параллелометров. Во-вторых, у этих конструкций часто преждевременно нарушаются фиксация. Колпачковые шины. Представляют собой систему сланных колпачков, покрывающих режущий край, язычную поверхность и достигающих экватора или шейки зуба. Эта шина проста в изготовлении, обеспечивает хорошую фиксацию и сравнительно эстетична. Кольцевая шина представляет собой систему спаянных между собой колец, расположенных на зубах в области экватора. Имеет эстетический недостаток, неполностью иммобилизирует вертикальное смещение зубов. Шина на корневых штифтах. Представляет собой металлическую пластинку, плотно прилегающую к оральной поверхности, фиксирующуюся штифтами, вводимыми в корневые каналы. Шина обеспечивает хорошую иммобилизацию, однако, требует депульпирования каналов. Шина на пропульпарных штифтах (с панцерной накладкой) - металлическая пластинка, фиксирующая штифтами, расположенными в искусственных парапульпарных каналах, параллельных корневому каналу. Данная шина не требует депульпирования зубов.
Съемные шины представлены различными цельнолитыми или гнутыми непрерывными многозвеньевыми кламмерами, охватывающими группы зубов как с оральной, так и с вестибулярной стороны и имеющие различные окклюзионные накладки. Шина А. Т. Зелинского - представляют собой гнутый многозвеньевой вестибулярный кламмер на нижние передние зубы, соединенные с оральной пластинкой, прилегающие к язычной поверхности зубов. Ее аналогом является круговая шина Кеннеди, предсталяющая непрерывный литой вестибу-лоральный кламмер для передних зубов. Шина Эльбрехта. Явилась базовой конструкцией съемной шины. Она представляет собой единый вестибулооральный кламмер на весь зубной ряд. Конструкция снабжена окклюзионными накладками и удерживающими отростками (плечами). Шина Шпренга состоит из шинирующей полоски, пдэекрывающей язычную поверхность и режущий край передних зубов, продолжающийся в систему спорно-удерживающих кламмеров на боковых зубах и укрепленный металлическим соединением - дугой. Ван-Тиль предложил при использовании этой шина расширить полоску, закрывая часть вестибулярной поверхности передних зубов. В настоящее время в подобной конструкции вводятся когтевидные отростки (накладки) в качестве шинирующих элементов для передних зубов. Ответы на экзаменационные вопросы П часть Требования, предъявляемые к шинам Чтобы лучше выполнять свою роль лечебного аппарата, шина должна: 1) создавать прочный блек из группы зубов, ограничивая их движения в трех направлениях: вертикальном, вестибуло-оральном и медио-латералъ-ном (для передних) и переднезаднем (для боковых);
2) быть жесткой и прочно фиксированной на зубах; 3) не оказывать раздражающего действия на маргинальный пародонт; 4) не препятствовать медикаментозной и хирургической терапии деснево-го кармана; 5) не иметь ретенционных пунктов для задержки пищи; 6} не создавать своей окклюзионной поверхностью блокирующих моментов движению нижней челюсти; 7) не нарушать речи больного; 8) не вызывать грубых нарушений внешнего вида больного; 9) изготовление шины не должно быть связано с удалением большого слоя твердых тканей коронок зубов. ВОПРОС 9 Сравнительная оценка съемных и несъемных конструкций шин для лечения заболеваний пародонта. Оба вида шин обладают как положительными, так и отрицательными свойствами. К положительным свойствам несъемных шин следует отнести, во-первых, их способность обеспечивать блокирование системы в трех направлениях: вертикальном, трансверзальном и медиодистальном; во-вторых, несъемные шины, за исключением блока полных коронок, оставляя открытым десневой карман, делают его доступным как для медикаментозной, так и для хирургической (кюретаж) терапии; в-третьих, больные быстро привыкают к несъемным шинам, а фонетические нарушения редко возникают и притом очень быстро устраняются без вмешательства врача. Отрицательными свойствами несъемных шин являются: необходимость, иногда очень сложного, препарирования зубов, сопровождающегося грубой травмой эмали и дентина; применение, например, штифтовых шин предусматривает удаление пульпы, что при серьезных недостатках современной техники пломбирования каналов порождает опасность развития верхушечных периодонтитов; несъемные шины трудно накладываются при веерообразном расхождении передних зубов; многие наиболее доступные и простые конструкции колпачковых шин непрочны и разрываются по линии пайки, часто также имеет место растворение цемента; несъемные шины, как и другие несъемные конструкции, ухудшают гигиену полости рта. Шинирующие свойства съемных шин, применяющихся самостоятельно или как часть конструкции дугового протеза (шина-протез), обеспечиваются кламмерами различных систем, когтевидными отростками и окклюзионными накладками. Они создают иммобилизацию лишь в двух направлениях: вестибулооральном, медиолатеральном (для передних зубов) или медиодистальном (для боковых зубов). Следовательно, шины разгружают пародонт зубов в тех направлениях, патологическая подвижность в которых наиболее опасна. Эти шины не всегда создают фиксацию в вертикальном направлении, но, как неоднократно указывалось, это направление действующих сил менее опасно для пародонта, чем какое-либо другое.
Съемные шины легко поддаются очистке и, таким образом, в меньшей степени, чем несъемные, нарушают гигиену полости рта. Что касается эстетики, то нарушения ее могут быть минимальными. Серьезным преимуществом этих шин является возможность применять их для профилактики функциональной перегрузки пародонта, при дефектах зубных рядов с признаками заболевания пародонта, но без патологической подвижности зубов. Так, например, при наличии двусторонних концевых дефектов в конструкцию нижнего дугового протеза можно ввести непрерывный кламмер. Разгружая нижние передние зубы, он явится профилактическим шинирующим средством. Изготовление съемных шин переносится в лабораторию, в полости рта больного манипуляции сокращаются. Это тоже одно из достоинств этого вида шинирования. К недостаткам таких шин относится то, что при изготовлении их требуется большая точность: обязательное применение параллелометрии и точного литья на огнеупорных моделях. При нарушении точности наложение, а также снятие шины может вызывать перегрузку пародонта отдельных зубов. Опыт убеждает в том, что применение съемных шин оправдано, во-первых, с профилактической целью, при наличии признаков заболевания пародонта (обнажение шеек зубов и др. ) и дефектах зубных рядов, но без патологической подвижности зубов; во-вторых, при системном заболевании пародонта с патологической подвижностью 1 степени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|