Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доминанты свойств тварного мира




 

Рассмотрим природу окачественности в созданном Богом мире.

Понятно, что всё в тварном мире, отражает образ Пресвятой Троицы. Никаких других источников свойств, окачественности, образности тварного мира быть не может. Такое представление утверждало бы наряду с Богом нечто иное, другой источник происхождения образов тварного мира, отрицало бы абсолютность божественного бытия, было бы, в сущности, многобожием. Но если творческий источник один, то почему же в таком случае тварный мир не заполнен множеством абсолютно одинаковых реальностей: людей, вещей, растений, похожих друг на друга, как близнецы. В чем причина их своеобразия, уникальности, неповторимости?

Применение иконологичекого метода позволяет понять смысл особой окачественности всего окружающего нас тварного мира, начиная от особенностей той или иной человеческой личности до смысла различных происходящих в этом мире явлений. Вообще всякая окачественность, а всё в этом мире так или иначе окачественно, может быть понята благодаря иконичности тварного мира, восхождением в познании от образа к первообразу, то есть от образов тварных к Образу Божьему - Святой Троице и к образу Богочеловека.

Начнём рассмотрение с окачественности человеческой личности. Собственно, те же рассуждения могут быть в определенной мере отнесены и к ангельским личностям с учётом их бестелесности, то есть могут быть отнесены к личности вообще. Более того, могут быть отнесены к тварным ипостасям вообще, разумея под термином «ипостась» всякое окачественное бытие, а согласно святоотеческому учению существования чего бы то ни было вне окачественности, вне ипостаси быть не может.

Каждая личность совершенно уникальна и незаменима, поскольку уникальна её окачественность. Различие в окачественности личностей обусловлено различием в отображении в них ипостасных свойств Лиц Святой Троицы. Согласно святоотеческому учению, душа человека имеет свой внутренний ум, своё слово и свой дух. Эта трёхгранность души есть отображение в ней трёх Божественных ипостасей с их личными свойствами. Свидетельств подобных множество. Вот, например, св. Иоанн Дамаскин: «Св. безначальная Троица изображается через ум, слово и дух, которые в нас». Или его же: «Бытие человека по образу и подобию Божию ясно из существования разумной и словесной души в её трёх особенностях, т. е. ума, слова и духа, по примеру божественной сущности: Отца, Сына и Св. Духа». Или, замечательно, Василий Селевкийский: «Один создаваемый образ, но напоминание он не одного только лица, а Трёх Ипостасей, ибо создаваемое есть общее творение Божества. Человек являет создавшую его Троицу и человек есть образ Св. Троицы». Эта мысль является общей в святоотеческом богословии.

 Здесь мы находим святоотеческое обоснование для понимания того, каким образом души, тварные личности могут быть идентифицированы как совершенно уникальные и нетождественные друг другу в своей окачественности. А также здесь и ключ к пониманию того, почему б о льшая полнота богопознания возможна только в соборе личностей, каждая из которых особо ярко отображает какую-то грань Образа Божия.

Очевидно, что личности различаются тем, в какой степени каждая из них отображает образ Отца, Сына и Св. Духа. Могут быть люди по преимуществу отображающие образ Отца или образ Сына, или образ Св. Духа. Замечательно ясно говорит об этом св. Анастасий Синаит в словах: «Наиболее же очевидно научат нас относительно этой нашей троицы, созданной по отпечатлительному образу Божиему, некоторые из людей, вследствие какой - либо причины обладающие иногда душой, а разумом и умом не владеющие; другие преизобилуют душой и разумом, но сильно страдают от недостатка ума; третьи же обладают и умом и душой, но нуждаются в разуме… Посредством этого (примера) мы вполне (достоверно) познаём образ (существования) Бога, (способ) откровения и проявления (Его) в мире, словно в некоем теле» (Преподобный Анастасий Синаит, Избранные творения, М. Паломник, 2003 г., с. 5).

Для удобства обозначения преимущественного отображения тех или иных ипостасных свойств используем понятие «ДОМИНАНТА». (Это понятие для обозначения преимущественного отображения ипостасных свойств было предложено Феликсом Карелиным).

Что же такое конкретно та или иная доминанта? Ответить на этот вопрос нелегко. Ведь доминанта - это не знак, не механическая схема, это живой образ, живое лицо. Попробуйте просто ответить на вопрос: какое у него лицо, или: какое лицо у этой культуры, у этого народа, у этой Церкви? Можно всматриваться и описывать, сравнивать с другими и познавать это лицо всё полнее и глубже. Этому процессу не может быть конца. И ещё повторим, это познание должно быть соборным. Один человек неизбежно будет накладывать на своё восприятие свои собственные особенности.

И ещё: на каждое лицо падает отсвет окружающих его лиц и предметов, каждая культура подвержена влияниям других, каждый предмет находится в живом взаимодействии с другими предметами. Всё это необходимо тоже увидеть и правильно понять.

И всё же есть лица, культуры, реальности настолько яркие, настолько самобытные, что их доминанта, характер их окачественности не вызывает сомнений.

Итак, будем обозначать преимущественное отображение ипостасных свойств Отца - первой доминантой, Сына - второй доминантой, Св. Духа - третьей доминантой.

В том случае, если в тварной ипостаси преимущественно отображаются в равной мере ипостасные свойства Отца и Сына, будем говорить о четвёртой доминанте, Отца и Св. Духа - назовём такое отображение пятой доминантой, Сына и Св. Духа - шестой доминантой.

 

Примечание.

Рассмотрим замечание, полученное мною от оппонента, возражающего против отображения в тварном мире ипостасных свойств Святой Троицы.

1. «Полная фантастика отображение в разных людях «свойств Божественных Ипостасей». Вы уже не чувствуете грани между трансцендентным и непостижимым Богом и тварным миром».

Относительно грани между трансцендентным Богом и тварным миром, можно предположить, что автор этой критики не читал работу внимательно. В частности, нижеследующий раздел, посвящённый различению сообразности и соприродности («Онтологическая проблема в русской софиологии»). Более того. Создаётся впечатление, что он не знаком и со святоотеческим учением о сообразности души человека трём Ипостасям Святой Троицы. Церковь учит нас, что тварный мир Богу не соприроден (здесь даже не грань, а трансцендентная пропасть), но мир Богу сообразен.

Что касается отображения ипостасных свойств Лиц Святой Троицы в людях, то здесь я могу сослаться на святоотеческий авторитет.

Об отображении свойств Ипостасей Св. Троицы в человеке писали многие св. отцы. Обзор учения о том, что душа человека несёт образ Божественных Ипостасей имеется, например, в работе архимандрита Киприана Керна: «Антропология св. Григория Паламы» (Архимандрит Киприан Керн. «Анторопология св. Григория Паламы», М., Паломник, 1996 г. ). В душе есть свой ум по образу Отца, слово по образу Сына Божьего и дух по образу Св. Духа. Заглянем в курс лекций для духовной семинарии. «Как Бог – Троица в Единице, то есть Ум, Слово и Дух (в единстве существа), так и человек, сотворённый по образу Божию, получил в наследство триединство ума, слова и духа. Из человеческого ума происходит слово и дух» (Архимандрит Алипий, архимандрит Исаия, Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева лавра 2010 г., с. 220). Таково учение св. Григория Паламы и многих других отцов. И разве в тварном человеке не может доминировать одна из трёх граней по образу Божию сотворённой его тварной души? На самом деле мы видим, что в тварном мире так оно и есть. Приведу ещё святоотеческий пример, где утверждается, что в тварном человеке отображены свойства Божественных Ипостасей и могут проявляться в разной степени, как ясно говорит об этом Анастасий Синаит. Ссылаясь на св. Мефодия Патарского, он говорит также нечто о наших прародителях.: «Прародители собою прообразуют Св. Троицу: Адам, нерождённый и не имеющий тварной причины, есть образ Отца; рождённый сын Адама - образ Слова; нерождённая же и не имеющая тварной причины и неизреченным исхождением из сущности Адама, явившаяся Ева, - образ Духа» (Архимандрит Киприан Керн, цит. соч. с. 208). Вот это «отображение в разных людях «свойств Божественных Ипостасей» и называет наш оппонент «полной фантастикой», и усматривает даже стирание грани между трансцендентным и непостижимым Богом и тварным миром, не видя разницы между соприродностью и сообразностью. Очевидно, что автор отрицания иконического отображения не знаком со святоотеческим учением по этому вопросу. Это очень настораживает, поскольку в последнее время не раз приходится встречаться с новым иконоборчеством: отрицанием иконичности человека и мира.

 

 

Практически определить доминанту личности или какого-либо другого объекта окружающего нас мира, или исторического явления можно сопоставляя свойства рассматриваемого нами объекта с первообразом, вглядываясь в первообраз, то есть в ипостасные свойства Божественных Ипостасей в ту меру, в которую открыты Они соборному разуму Церкви.

Поясним примером. Во Святой Троице все Ипостаси равночестны, но при этом говорится о монархии Отца в соборе равночестных Лиц. Отец, как Начало всего есть первый среди равных. Это первенство, вернее отображение его является везде в тварном мире, где есть первый среди равных: отец в семье, патриарх в церковном соборе, царь в народе. Вообще всякое начальствование связано с Началом и является его отображением. Далее, на этом принципе начальствования, социальной иерархии строится государство и его структуры, строится армия. Вглядываясь в реальности тварного мира, нетрудно видеть, что начальствование в тварном мире связано с внешней организацией по иерархическому принципу. Итак, признак отцовства или начальствования говорит о первой доминанте.

Но помимо непосредственного всматривания в первообраз и сопоставления его с тварными отображениями существует ещё один подход к распознанию доминант. Дело в том, что тварные реальности не существуют сами по себе в оторванности и изолированности друг от друга, как это представлялось Лейбницу. Это отнюдь не самозамкнутые монады. Тварные сущности активно взаимодействуют друг с другом и, взаимодействуя, образуют структуры. Каждая структура имеет свою окачественность, которая не может быть ничем иным, как опять-таки подобием Первообраза - Святой Троицы. Занимая в соответствии со своими свойствами определённое место в образованной структуре, каждая реальность в этом образовании отображает по преимуществу свойства Той или Иной из Божественных Ипостасей.

Обратимся к приводимому ранее ярчайшему примеру. Среди апостолов есть триада особо выделенных: это первоверховные Петр и Павел и не меньший в церковном почитании апостол Иоанн Богослов. Нетрудно видеть, что Петр по преимуществу первый среди равных - он выступает от лица всех апостолов и в ответе на вопрошание Господа, и в исповедании. Также очевидна иконическая связь апостола Иоанна с Божественным Словом, Логосом. Именно он первым произнёс потрясающую истину: «В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог». Апостол Павел - миссионер по преимуществу, подобно Духу Святому путеводительствует ко Христу, он весь в движении. Дух Святой, о Нём мы говорим «иже везде сый и вся исполняяй». Также и апостол Павел стремится наполнить своей проповедью всю ойкумену, стремится поддерживать связь со всеми концами Средиземноморья, своей проповедью увлекая, животворя, поддерживая своих учеников, согревая их своим теплом и заботой.

Естественно предположить, сравнивая особенности личностей и служения этих трёх величайших апостолов, что Апостол Петр отображает по преимуществу Отца, то есть он - первой доминанты, Иоанн - Логоса, а Павел - Духа Святого, то есть они, соответственно, второй и третьей доминанты. (Замечание о связи первой доминанты с воинским служением: неужели случайность, что именно Петр в Гефсиманском саду попытался мечом защитить Учителя).

Теперь же, вглядываясь не только в Первообразы, но и в лики этих апостолов, мы можем узнать что-то большее о доминантах. Чем больше будет наш опыт иконического рассмотрения окружающего нас мира и структур, образованных в нём, тем полнее и вернее мы сможем познавать особенности доминант и тем свободнее будем в их определении.

Итак, первое - обращение к Первообразу и второе - сопоставление различных реальностей в образуемых ими структурах, отображающих в возможной полноте образ Творца - Святую Троицу.

Важно помнить и в том, и в другом случае, что реальности тварного мира, хотя и отображают Первообраз, но в отличие от Первообраза они несовершенны и поражены грехом, поэтому отображение бывает неточным, замутненным, искажённым. Но именно сопоставление с Первообразом, как Он открыт нам в церковном опыте, позволяет определить не только доминанту, но и степень чистоты отображения Первообраза и в случае искажения определить болезнь и попытаться найти с помощью Божьей путь к выздоровлению, то есть восстановлению Образа Божьего в твари во всей чистоте.

 

 

Нетрудно понять, что первая, вторая и третья доминанты означают собственно преимущественное выражение в душе человека тех трёх граней души, о которых говорили святые отцы и которые отображают соответственно три Божественные Ипостаси.

Но как практически будет выражаться в человеке четвёртая, пятая и шестая доминанты, когда примерно в равной мере выражены какие-то две из трёх граней души.

Четвёртая доминанта означает что отеческое и логосное начало в человеке выражены сильнее, чем энергийное, связанное с отображением Св. Духа. Что же является первичной интуицией сознания такого человека, какие качества выражены в нём и чувствуются им сильнее других. Обостренно чувствуется отечество и сыновство, Отец и Сын, различие Ипостасей и внутреннее единство Отца и Сына. Отец совершенно не Сын, но Отец, а Сын совершенно не Отец, но Сын. И всё же Отец и Сын, будучи единосущны, имеют такое же единство друг с другом, как с Самим Собой. Таково православное учение.

Сын рождается от Отца. Вне этого нет понятия об ипостаси вообще. Ипостась познаётся только когда есть другая ипостась, с иным качеством, другая, отличная от первой. Сын - это другое Отца. Люди (и культуры) четвёртой доминанты, сочетающие в себе отображение свойств Отца и Сына, а значит и рождение Сына от Отца, особенно остро ощущают самою личность, её особую окачественность уникальность, неповторимость, незаменимость, ценность. Обостренное восприятие личности, ипостаси – вот что характерно для людей четвёртой доминанты. Суверенность, независимость личности. В христианстве это может проявляться как личное устремление монаха – аскета, отшельника к Богу.

Люди четвёртой доминанты одновременно остро чувствуют Слово и рождающего Слово Отца - имеющего в себе всю полноту бытия, источника всякого бытия, всякой онтологии. Они не просто логистичны, чувствуют слово как таковое, они устремлены к слову, укоренённому в бытии, безусловно, обоснованному, к слову, которое подлинно есть, и потому есть истина. Им даже может быть присущ некоторый аскетизм в отсечении всего случайного, кажущегося, необязательного и тем более ложного. Ценно ядро несомненной и обоснованной истины. В области мысли это подобно монашескому аскетизму. Мне кажется, что среди величайших философов этому типу соответствует Сократ. Отбросить всё, что относится к ходульным представлениям, но необоснованно и не есть истина. Таким образом нащупать по возможности точное осознание, определение истины в той или иной области или хотя бы путь к такому осознанию.

Нечто подобное происходит в «умном делании». Отсекаются все неистинные, то есть не укоренённые в истинном бытии ложные, губительные помыслы. Происходит очищение сердца от всего неистинного. У людей четвёртой доминанты должна быть особая склонность к умному деланию, вниманию себе, часто выражающееся в призвании к созерцательному монашескому деланию.

Пятая доминанта - так мы обозначим преимущественное отображение в твари одновременно свойств Первой и Третьей Ипостасей Св. Троицы. Если с Отеческой ипостасью особо связано бытие вообще, начало существования в принципе, то с Третьей - жизнь, активность, энергия. Дух Святый – Жизни Подателю - так призываем мы Его в церковной молитве.

Одновременное отображение свойств Первой и Третьей Ипостасей, в сущности, есть жизнь, которая подлинно есть, которая не просто движение, материи или духа, но одновременно укоренённость в онтологии, в бытии. Это не просто жизнь твари, это такая подлинная жизнь, жизнь, которая есть добро, в противоположность жизни кажущейся, обманчивой, исполненной греха, хотя подчас и прельстительной, но ведущей к разложению, распаду, болезни и уничтожению, то есть к противоположности жизни. Добро – основная интуиция пятой доминанты, Пятая доминанта чувствует добро и творит добро, если действительно направлена на осуществление замысла Творца. Основное в жизни пятой доминанты - активное доброделание. Видимо у Гёте была пятая доминанта. Вспомним, как Фауст, пытаясь перевести начало Евангелия от Иоанна, приходит к окончательному варианту: «В начале было Дело».

Может быть, Мария и Марфа олицетворяют два жизненных пути, два служения Богу: созерцание истины и доброделание.

Шестая доминанта есть отображение свойств Второй и Третьей Ипостасей Святой Троицы.

Вторая Ипостась есть Образ Отца: «Видевший Меня видел и Отца». Это Ипостась, являющая Бога, по воплощении являющая и видимым образом. Все ветхозаветные теофании также явления Второй Ипостаси - Логоса - Слова - Образа. С Ипостасью Духа Святого связана по преимуществу жизнь. Таким образом, в центре жизни шестой доминанты - живой образ. Шестая доминанта особо чувствует и являет живые образы. Для неё характерно образное мышление, образное творчество. Люди шестой доминанты по преимуществу склонны к искусству. Они могут быть проповедники, писатели, художники, музыканты, артисты. Даже если профессионально они будут заниматься чем-то другим, всё равно их жизнь и творчество будет наполнено живыми образам, в совершенстве своём являющие красоту.

При доминантной ограниченности людям шестой доминанты может не хватать ощущения и осознания подлинного бытия, подлинной реальности. Для них существует искушение чувствовать искусственный мир более реальным, чем действительно существующий, богозданный. Реальный мир они могут оценивать только как сырьё для искусства. Примеров тому в жизни людей искусства множество.

В человеческой культуре существует отчётливое сознание триады: истина, добро, красота. Может возникнуть предположение, что эта триада отражает Три Божественные Ипостаси. Однако, тут возникают трудности. С какой именно Ипостасью можно связать истину или добро, или красоту?

  Истина, это не просто слово или слова. Это - то Слово, которое укоренено в Отце (слово души - в уме), неразрывно с Ним. В тварном мире - это реальность, отображающая свойства Слова и Отца, от Которого всякое подлинное бытие.

 Что есть добро? Это не просто жизнь, но подлинная жизнь, также укоренённая в подлинном бытии. Увы, часто жизнью, полной называют не жизнь, а её распад, разврат, в конечном счёте ведущие к её противоположности - к смерти. Истинное добро - это жизнь, отображающая одновременно свойства Отца - начало, источник всякого бытия и Духа Святаго, Жизни Подателя.

И, наконец, что есть красота? Вспоминаются стихи Заболотского:

 

«... что есть красота,

и почему её обожествляют люди,

 сосуд она, в котором пустота

или огонь, мерцающий в сосуде? »

 

 

Так зачем же отделять прекрасный сосуд, форма которого связана с логосом от огня, животворящего и мерцающего в нём. Конечно, это их союз, это - живой образ. Так души, служащие истине, добру или красоте могут быть связаны по предложенной терминологии с 4, 5 или 6 доминантой.

 

 

 

 

«Бог есть свет, н нет в нём никакой тьмы» (1 Послание Иоанна, 1; 5). Тварный свет - это икона Божества, божественной благодати. Благодать едина, но в ней различны дары. Так и видимый свет содержит в себе многоразличные цвета.

Многие пытались понять смысл того или иного конкретного цвета. Это, например, такие имена. как Гёте, П. А. Флоренский, Штейнер. Гёте считал даже, что самое значительное из того, что он написал, посвящено именно этой теме.

Однако, когда читаешь их работы, то поражает, насколько произвольны их суждения, насколько основаны на частностях личного эмпирического опыта, и на отсутствии безусловных онтологических оснований.

А между тем, оно есть и его можно легко непосредственно созерцать и его хорошо знает каждый человек, когда - либо взглянувший на небо.

Видимо небо - образ престола Божия, и что же мы видим на нём? Во-первых, это ослепительно яркий жёлто-золотой цвет солнца, стоящего близко к зениту. Долго смотреть на него нельзя - глаз сразу же временно слепнет, и мы уже не видим ничего кроме чёрного пятна, заслоняющего от нас свет солнца. Нетрудно понять, что здесь нам явлена невидимость Ипостаси Бога-Отца, Образом Которого является Сын-Логос. Так всё же мы можем увидеть солнце, издревле считавшееся образом Бога? Да, конечно. Это красно-пурпурный диск восходящего на рассвете или склоняющегося к закату солнца. Таким образом, красный цвет связан с Ипостасью Сына-Образа Божьего. И наконец, мы видим, что всё небо залито сине-голубой лазурью. Она не имеет своего собственного образа, но она подобна Духу Святому Божьему, " Иже везде сый и вся исполняяй". Синий цвет связан с Ипостасью Святаго Духа. Как это просто, Бог не скрывает от нас ничего, но мы в нашей слепоте неспособны часто увидеть очевидное.

Таким образом основные цвета светового спектра иконически отображают ипостасные свойства божественных Ипостасей и, соответственно, доминантной окачественности в тварном мире. Стало быть, цвета дополнительные, образуемые сочетанием двух из трёх основных, отображают проявлению в тварном мире по преимуществу ипостасных свойств двух из трёх божественных Ипостасей. Воспользуемся опять понятием доминантной окачественности в тварном мире. Оранжевый цвет, сочетание жёлтого и красного соответствует четвёртой доминанте, то есть отображению ипостасных свойств Отца и Сына, зелёный цвет, сочетание жёлтого и синего отображает ипостасные свойства Отца и Святого Духа, и фиолетовый цвет, сочетание красного и синего – ипостасные свойства Сына и Святого Духа.          

Наше духовное зрение слабо, как и наше физическое зрение. Мы легко различаем основные цвета и дополнительные, и можем легко назвать их. Дальше труднее. Мы можем говорить, что вот этот оранжевый ближе к красному, а тот оранжевый ближе к жёлтому цвету.

При рассмотрении цветов окружающего нас мира можно пользоваться обозначением оттенков более точным, чем позволяет нам наименование шести цветов: трёх основных и трёх дополнительных. Например, не просто оранжевый (как соединение красного и жёлтого), а красно-оранжевый (где красного больше, чем жёлтого), или жёлто-зелёный (с преобладанием жёлтого над синим). Подобно этому можно вводить для обозначения окачественности седьмую, восьмую и так далее доминанты. Седьмая доминанта, соответствующая скажем, красно-оранжевому оттенку, может обозначать, что таким образом окачественная ипостась отображает ипостасные свойства Отца и Сына, причём Сына в большей мере, чем Отца, если соотнести с ипостасными свойствами Сына красный, а Отца - жёлтый цвета. Но ограничена наша возможность различения в природе оттенков цвета и ещё более ограничено наше духовное зрение и способность духовного различения окачественности. Поэтому, особенно на первых порах, достаточно будет для описания окачественности реальностей окружающего мира только шести доминант, как если бы мы пользовались для описания всего цветового многообразия названиями только шести цветов - трёх основных и трёх дополнительных.

Цветовой спектр, как известно, обладает удивительным свойством. Начало и конец его соединяются в цветовом отношении. И это несмотря на то, что с точки зрения физики цвета эти находятся на разных полюсах шкалы изменения длины волны (или частоты) электромагнитного излучения, которым представляет физика видимый свет. Таким образом, цветовой спектр может быть представлен в виде цветового круга.

Вот этот действительно чудесный цветовой круг. Всё бесконечное многообразие цветовых оттенков может быть получено различным сочетанием трёх и именно трёх основных цветов. Поистине, «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».

 

 

Перед нами тварная икона, отображающая всё многообразие свойств тварного мира, являющегося тварной иконой свойств трёх божественных Ипостасей. Каждая реальность тварного мира, в том числе и человек, и душа каждого человека может быть сопоставлена с точкой на этой цветовой окружности. Это будет означать, какие именно свойства Божественных Ипостасей отображает она и в какой степени. Определить свою точку - значит найти себя. Конечно на окачественность души влияют многие факторы земной жизни, но главное онтологическое различие и неповторимая уникальность каждой тварной ипостаси коренится в том, каким образом отображает она божественные свойства, какой именно уникальной иконой Божественных Ипостасей она является.

 

 

Примечание.

Был мною получен следующий комментарий относительно отображения свойств божественных Ипостасей:

" «Нерождаемость, рождение и исхождение — только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси-», - говорит св. Иоанн Дамаскин. Думается, цвета к этим свойствам не имеют никакого отношения".

И тут я очень сильно удивился. И удивился сразу по нескольким, так сказать, направлениям.

1. В тексте полученного замечании выделено красным цветом (это чтобы я лучше понял, очевидно), что только этими ипостасными свойствами, то есть нерождаемостью, рождением и исхождением, и различаются между собою Божественные Ипостаси. Неужели неясно, что здесь речь идёт о том, что Лица Святой Троицы различаются только ипостасными, а не сущностными, не природными свойствами, которые у них тождественны. И потому мы говорим об одном Боге, а не о трёх. Здесь в контексте у Св. Иоанна Дамаскина, как, впрочем, и у других отцов, акцент делается на различении природы и ипостаси. Говорится о том, что при тождестве природных свойств ипостасные свойства различны, и этим различаются Ипостаси, а потому нет первого Бога, второго Бога и т. д., но Бог един. Вот что говорит св. Иоанн Дамаскин.

2. В тексте св. Иоанна речь идёт о том, чем отличаются Ипостаси во внутрибожественных отношениях. Моя же тема другая: действия Божественных Ипостасей по отношению к тварному миру. Если, по мнению автора присланного замечания никаких других различий между Ипостаями нет вообще, то кому, если не Логосу причастны наши земные логосы, как учили древние христианские отцы, то кто же воплотился, кто соприсутствовал, кто животворит мир, кто глаголал пророки, кто сошёл в день Пятидесятницы на Апостолов и так далее.

Все три Ипостаси без различия? Лихо, но к христианству такое утверждение отношения не имеет. Конечно, все Ипостаси едины в Своём действии, но по-разному! И эти различия в конечном счёте коренятся в тех изначальных ипостасных свойствах, о которых говорил св. Иоанн Дамаскин и другие Отцы.

3. Автор замечания полагает, что цвета в тварном мире к Ипостасям отношения не имеют. Это что, отрицание иконичности мира в принципе? Или сотворены цвета не Богом, а кем-то другим, или как-нибудь уж там по Дарвину, сами что ли зародились, без всякого отношения к Божественным Ипостасям?

4. Если имеет место отрицание иконичности мира, то это вопрос очень и очень серьёзный, особенно в наше время, когда появилось некое новое утонченное иконоборчество, возможно, связанное с духовным влиянием Востока, с его явно слабым ощущением и пониманием Логоса, как Смысла и Образа. Дескать, можно что-то невыразимо переживать, но не видеть и не понимать, а тем более не догматизировать. Об этом нужно много и серьёзно говорить.

5. Наконец, хочу ещё раз подчеркнуть, что цветовой круг является образом, символом, иконой и никак не отождествляется с первообразом, лишь помогает в какой-то мере понять его нашему несовершенному рассудку.

 

 

По поводу цветового круга, его непрерывности и основных цветов я получил другое замечание.

«О цвете. Красный, желтый, синий рассматривались как основные в давние времена. Гёте мог фантазировать, но сейчас об этом говорить как-то странно. »

Утверждение, что красный, жёлтый и синий рассматривались как основные цвета только в давние времена, что это только порождение «фантазии Гёте» - неверно. В качестве основных цветов могут быть выбраны три других цвета, таких систем может быть множество. Для нужд электроники была принята система, где основными цветами приняты красный, зелёный и синий - система RGB. Эта система более подходит в тех случаях, когда различные оттенки получаются соединением световых лучей. Однако, если различные цветовые оттенки получаются соединением различных пигментов, как в живописи или дизайне, в наше время применяется система, точнее цветовой круг Иттена, принятый в ХХ веке, а не во времена Гёте, и используемый в наше время. А в живописи и всегда жёлтый, самый яркий цвет, невозможно получить смешением пигментов, поэтому он принимается как основной. Также сложно получить смешением пигментов красный, невозможно и синий. Оранжевый легко получается смешением красного и жёлтого, зелёный - жёлтого и синего, фиолетовый - красного и синего. Такова природа цветных красителей.  Цвета красный, жёлтый и синий оказываются в качестве основных совершенно особенными. Из этих основных смешением пигментов можно получить все остальные и не из каких других. Но эти цвета смешением других красок не получаются. Поэтому можно сопоставить именно эти три цвета с ипостасными свойствами Трёх Божественных Ипостасей. Классическая система Иттена включает 3 (основных - красный, жёлтый и синий), 6 и 12 цветов. Этот цветовой круг и рассматривается в данной работе.

 

                                                     5

 

Рассмотрим, как реализовывались шесть доминант в европейской культуре современности и сравнительно недавнего прошлого.

Мы усматриваем в единой культуре Старого и Нового света (культура которого не что иное, как органическая часть целостной европейской культуры) шесть очагов, отличающихся явственным своеобразием. Эти очаги по преимуществу связаны с шестью странами: Испанией, Францией, Германией, Англией, Италией и Америкой (США).

Окачественность культуры, являясь естественным свойством, может проявляться как положительным, так и отрицательным образом. Например, особое восприятие Логоса, всякого слова как отражения Логоса может и созидать, и разрушать. Это меч обоюдоострый. Кроме того, при рассмотрении вклада различных народов в культуру, нужно помнить, что у каждого народа есть свои взлёты и падения, искушения и периоды застоя. Это огромная работа, в принципе не имеющая конца - изучение культуры того или иного народа в её своеобразии. Поэтому, не будучи специалистом в области изучения культуры, я ограничиваюсь здесь поверхностными, беглыми, почти случайными, но всё же очень характерными чертами.

Испания, что, прежде всего, бросается в глаза, когда мы всматриваемся в культурный облик Испании, в его своеобразие? Это - аристократизм, иерархичность общества, рыцарство, воинственность и власть. Даже духовные проблемы здесь пытались решить властью, мечом. Приходится вспомнить, что нигде так, как в Испании свирепствовала инквизиция, путём насилия истреблявшая всякое религиозное инакомыслие. Любимое развлечение для всех слоёв общества бой быков - чем не продолжение римских гладиаторских игр? Феодалу, первому в социальной иерархии своей области принадлежало всё, даже все женщины, «право первой ночи». В то же время величайший рыцарственный образ защитника, покровителя униженных и угнетённых, образ, ставший нарицательным, образ Дона Кихота создан испанским духом. Для Испании характерно и создание великой империи - Карла Пятого. По типу своей личности Карл, особенно в раннем возрасте, был скорее фламандцем, однако ему удалось принять на себя обязанности, характерные именно для испанского монарха. Он проникся набожностью и мистицизмом, духом крестовых походов против ислама и еретиков. Главным оплотом империи Карла являлись испанские владения, благодаря которым он мог осуществлять все свои замыслы.

Образ рыцаря, понятие чести, воинственность - вот темы, озвученные Испанией в симфонии мировой культуры.

Таким образом, Испанию можно идентифицировать как страну с культурой первой доминанты.

К созданию мировой империи, стремились многие, возразят мне, но эти многие внесли в мировую культуру что-то своё, более значительное, чего кроме них не принёс никто. Во всяком случае, приоритет за ними в другом, не в аристократичности, воинственности. Известно историческое соперничество Испании и Англии за владычество на морях и океанах. Были и другие, стремившиеся к мировому господству. Но Англия дала миру нечто такое, что является по преимуществу её вкладом в мировую культуру. Это понятие о ценности и достоинстве всякой человеческой личности. Здесь не аристократическая честь испанского гидальго, унаследованная от предков, от отцов (первая доминанта), но честь всякой личности как таковой. Проще говоря, на обыденном уровне понятие джентльменства - вот что внесла в мировую культуру Англия. Здесь и к нищему обратятся «сэр». В 1215 году королём Джоном была прописана «Великая хартия вольностей». Отсюда пошло в европейской культуре понятие о достоинстве и правах человеческой личности. Хотя ещё долгое время простонародье в и не могло вполне пользоваться этими правами, но культурный приоритет Англии в области утверждения ценности и независимости человеческой личности несомненен. Это, пожалуй, главный вклад культуры этой страны в общечеловеческую культуру. Иными словами, культура Англии представляется окачественной по четвёртой доминанте.

Пятая доминанта явственнее всего проявляется в американской культуре, в мире бизнеса. И ценность человека определяется в обществе по его успешности в его деле, в его бизнесе. Их приветствие: «How do you do? » – «Как дела? ». Комплимент: «Вы выглядите на миллион долларов! » Смешно? Но ведь доллары - показатель успешности в обществе, где главное - бизнес. Сейчас Америку часто резко критикуют. Но сейчас не лучшее время с точки зрения её духовного состояния. Нельзя же, однако, отказать Америке в том, что в прошлом она немало и помогала другим странам подняться в экономическом, хозяйственном отношении. Достаточно вспомнить Германию и Японию, потерпевших поражение во Второй мировой войне. Да и нам как союзница она больше помогала поставками по ленд-лизу, чем военными действиями.

Именно хозяйственное, экономическое делание, построение индустриальной цивилизации - вот вклад Америки в мировую культуру.

Вторая доминанта в европейской культуре представлена Францией. В области философии ярчайшее проявление - рационалистическая философия Декарта, просветительство. Только во Франции были попытки создать религию и храм во имя Разума. Франция в области культуры долгое время была образцом и законодателем для всей Европы. Недаром Париж называли Афинами нашего времени. В области искусства во Франции доминирующей является изобразительное: живопись, дизайн, мода. В то же время в области музыки Франция - это не Италия и не Австрия - Германия.

Если изобразительное искусство характерно для логосной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...