Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура Чевероевангелия как икона Св. Троицы и Христа.




 

В раннехристианские времена существовало много устных, иногда расходящихся между собой, свидетельство жизни, распятии и воскресения Господа Иисуса Христа. До установления церковного канона это было неизбежно и естественно. Тем более, что запоминание и устная передача священных текстов была в то время обычной традицией. Все свидетельства представляли важную ценность для первых христиан.

Одновременно существовало стремление свести все имеющиеся источники к одному последовательному изложению (Лк., 1: 1, 1-3). За основу было взято Евангелие от Иоанна, дополнено отрывками синоптических евангелий и, вероятно отрывками апокрифов. Этот текст был весьма почитаем и имел хождение вплоть до 5 века. Маркион же считал единственно аутентичным Евангелие от Луки. В Палестине долгое время было известно только Евангелие от Матфея, в Малой Азии почиталось Евангелие от Иоанна.

Почему же в конце концов Церковь признала каноническими только четыре Евангелия?

Св. Ириней защищал исключительность именно четырёх Евангелий, Татиан тоже пытался объединить четыре Евангелия.

Св. Ириней опирался на особую значимость числа четыре. Указывалось на четыре стороны света, как полноту вселенной, в которой, в которой, говорит Священное Писание, должно было быть проповедано Евангелие. Вспоминались четыре ветра, о которых говорится в Священном Писании. Также говорилось о четырёх заветах, заключённых Богом с Ноем, Авраамом и, Моисеем и Христом. Видели связь между четырьмя евангелистами четырьмя ангельскими животными видения пророку Иезекиилю. Потом это широко отразилось в церковной иконографии. Впрочем, иногда менялась связь конкретного ангельского животного с тем или иным евангелистом. Библия полна чисел, и особое значение этих чисел неоднократно и специально подчёркиваются. Библейские числа имеют особую важность. Их смысл далеко не открыт и сможем ль мы познать его в жизни сего века – неизвестно. Но стремление к такому познанию было и есть всегда в христианскую эпоху.

Несомненно, имеются нумерические совпадения. Но без понимания смысла этой связи, при чисто формальном подходе, могут быть и ошибки.

Так один довольно известный современный богослов N объяснял смысл семи цветов радуги. Три цвета – это образ Св. Троицы, а четыре других – образ тварного мира. И вся радуга, таким образом – образ Богочеловека Иисуса Христа. Однако, обратили внимание этого богослова, указали на то, что Св. Троица и тварный мир принадлежат совершенно разным мирам, онтологически настолько различным, что нет общего слова, согласно св. Григорию Паламе, чтобы одновременно обозначить их существование. Есть онтологическая пропасть, не позволяющая в данном примере прибавлять 3 к 4, стало быть и образа, отображающего это быть не может, это замечание было им принято. Опасностью грозит, к сожалению, возможность встретить такую ошибку и в богослужебном тексте. при формальном, поверхностном нумерическом подход.

Так, например, в Акафисте Пресвятой Троице славословится Бог:

«Свят еси́ Го́ с­по­ди Бо́ ­же наш, в ду́ хе, душе́ и те́ ле на́ ­шем трехча́ стную ски́ нию на вселе́ ние Свое́ основа́ ти благоволи́ вый, и всеконе́ чне грехо́ м разру́ шитися ей в нас не попусти́ вый! Свят еси́ Го́ с­по­ди Бо́ ­же наш, зна́ ­ме­ние Триипоста́ снаго Существа́ Сво­его́ на всех де́ ­лех рук Сво­и́ х, в ми́ ­ре ви́ димом и неви́ димом, по­ло­жи́ ­вый! »

Представляется здесь, что дух, душа и тело и есть трёхчастная скиния – знамение триипоссного Божества. Но дух, душа и тело в человеке имеют иерархическую, соподчинённое естество и структуру, но никак не равную природу. Дух выше души, а душа – тела. Потому и не может быть их сочетание «знамением Триипостасного Существа».

Нужно осторожнее быть с нумерическим совпадением, если не выяснен смысл этого совпадения, что означает оно онтологически.

В иконографии также часто можно встретить сопоставление образа того или иного евангелиста с различными ангельскими животными. В Русской церкви только в1666 году на Большом Московском соборе была утверждена как единственно правильная система животных и евангелистов, ставшая в России повсеместной. То есть символом Св. Матфея был человек, Св. Марка – лев, св. Луки –телец, св. Иоанна – орёл. Указом Святейшего Синода от 1772 г. было запрещено изображение именование евангелистов в виде соответствующих ангельских животных. Тетраморфные существа могли только изображаться рядом с евангелистами. Но традиция сохранилась у старообрядцев. Старообрядцы, считая такое изображение имеющим католическое происхождение, сохранили более древнюю традицию, где Св. Марк изображался символически орлом, а Иоанн –львом.

 

В чём своеобразие синоптических Евангелий? Все они проповедуют Христа как долгожданного пришедшего Мессию, говоря о нём как о Человеке - Спасителе. Но при этом ни в одном из синоптических Евангелий Христа не называют прямо Богом. Называют, правда, Сыном Божиим. Но понятие сын Божий применялось весьма расширительно и не означало обязательно Самого Бога. Ещё в Псалтири пророк Давид говорит: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81: 6) На то же указывает и Сам Христос в ответ на обвинение Его в богохульстве: «Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? » (Ин. 10: 35, 36). Итак, синоптические Евангелия имеют своей целью проповедовать, что человек Иисус есть Христос, но не говорят ещё о Нём как об истинном Боге. Более того, ко времени написания Евангелия Св. Апостолом Иоанном начали появляться ереси, отрицавшие божество Иисуса Христа.

 И вот после синоптических Евангелий открываются потрясающие как гром средь ясного неба слова апостола Иоанна: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1: 1 -1: 14). Климент Александрийский называет Евангелие от Иоанна духовным — противопоставляя его трем первым, которые он называет телесными, то есть рассказывающими о земной жизни Спасителя.

Так появляется четвёртое Евангелие, без которого образ Христов не мог быть полным, отражающим как человеческую, так, и, что особенно важно, божественную природу Спасителя. Совместно с евангелиями синоптическими такая структура Четвероевангелия как бы предвосхищает Халкидонский догмат о двух природах во Христе.

 

Почему синоптических Евангелий именно три?

Каждая Божественная Ипостась имеет свои особенные свойства, которые проявляются в Их едином действии. Во Святой Троице Отец- это Отец, но не Сын и не Святой Дух. Также и Сын – это Сын, не Отец и не Святой Дух, а Святой Дух – именно Святый Дух, не Отец и не Сын. Каждая из Трёх Ипостасей совершенно уникальна. Является ли троичное Евангелие иконичным отображением свойств Трёх Ипостасей и можно ли увидеть соотнесение каждого из трёх Евангелий с каждым из Лиц Святой Троицы?

Рассмотрим особенности каждого из Евангелий.

Какое Евангелие было написано первым? Блаженный Августин и некоторые другие Отцы и исследователи текстов полагали, что первым написано Евангелие от Матфея. В дальнейшем это мнение изменилось, и дальнейшее изучение Евангелий привело к тому, что первым считается Евангелие от Марка. Матфей записывал изречения Христа. Их называют Логиями. Логии называли иногда Евангелием. Но они совсем не то Евангелие от Матфея, которое вошло в канон. Это действительно записи, послужившие написанию Евангелия. Однако именно они могли восприниматься как первое Евангелие.

Происхождение Евангелий может быть представлено следующей схемой.

 

 

Или более развёрнуто в «Библиологическом словаре» прот. Александра Меня.

 

 

(Логии обозначаются исследователями как Квелле Q. Подробнее об этом в Библиологическом словаре, статья «Синоптическая проблема». )

Итак, общепринятым считается в настоящее время, что первым было написано Евангелие от Марка. Для нашей работы особенно важно именно это обстоятельство.

Главной особенностью Евангелия от Марка является то, что написанное первым, оно практически целиком вошло в Евангелия от Матфея и от Луки. Из 675 стихов Евангелия от Марка в другие синоптические Евангелия от Матфея и от Луки вошло 630. То есть оно явилось основным источником двух других синоптических Евангелий. И это знаменательно, и это его высшая ценность. Это иконически напоминает образ Отца как единого Начала двух других Ипостасей Святой Троицы. Святой Ириней приводит такой образ:

«О Св. Духе богословие св. Иринея говорит большею частью в связи с учением о Сыне: Они оба – руки Отца, служат Ему, и, однако же, так, что мир, сотворенный Ими, сотворен Самим Богом Отцом. (Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. M., 1999. С. 64. Там же. С. 68–72. )

Евангелия от Матфея и Луки как две руки разносят писания евангелиста Марка.

Некоторые называли евангелие от Марка Евангелием от Петра. Так, например, св. Иустин Философ Называет Евангелие от Марка «Воспоминаниями апостола Петра». Марк был учеником Ап. Петра и записывал то, что говорил Пётр. Пётр сам Евангелия не писал. Была традиция со времён дохристианских заучивать наизусть и так передавать содержание святых текстов. Существует текст третьего века «Клементины», в котором приводятся слова ап. Петра:

«Около полуночи я всегда пробуждаюсь, и сон не идет ко мне из-за привычки повторять про себя слышанные мною слова моего Господа, чтобы их точно запомнить». А евангелист Марк старался точно записать то, что говорил первоверховный апостол Пётр, бывший также не только свидетелем, но и участником событий, описанных в Евангелии Петра.

Выдающийся богослов и библеист Иоаннис Каравидопулос в своём труде «Введение в Новый Завет» приводит широко известное свидетельство, записанное Евсевием Кесарийским в его «Церковной истории»:

«… упоминания о происхождении Евангелия от Марка основываются на свидетельстве святого Папия, епископа Иераполя Фригийского (130 г. по Р. Х. ), который в своем труде «Пять книг истолкования Господних изречений»- сообщает буквально следующее: «Марк был истолкователем Петра (έ ρ μ η ν ε υ τ ή ς Π έ τ ρ ο υ ); он точно записал всё, что запомнил из сказанного (τ ά λ ε χ θ έ ν τ α ) и содеянного (τ ά π ρ α χ θ έ ν τ α ) Господом, но не по порядку. Ибо сам он не слышал Господа и не ходил с Ним, но в последствии, как уже было сказано, сопровождал Петра. А Пётр учил, как того требовали обстоятельства, и не собирался слова Господа располагать в порядке. Так что Марк нисколько не погрешил записывая всё так, как он запомнил. Заботился он только о том, чтобы ничего не пропустить и не передать неверно».

Неудивительно, что Евангелие от Марка содержит мысли и влияние первоверховного апостола Петра. В Евангелии от Марка Христос показан преимущественно не только как Проповедник, но как Царь всего творения, которому повинуются даже природные стихии.

Ап. Пётр «первоверховный», исповедующий от имени всех апостолов, кто для них Христос, особо получивший пастырство от Самого Христа, является как бы по преимуществу первым среди равных. Это вызывает ассоциации с образом Бога Отца. Приведём здесь отрывок из энциклопедической статьи Брокгауза и Ефрона.

«Чтобы понять Е. от М., следует обратиться к личности Петра – вдохновителя этой книги и свидетеля описанных в ней событий. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Петр.   1: 16). Благовещение Петра – это свидетельство о проявившемся на глазах у всех могуществе Иисуса, Которому «покорились Ангелы и власти и силы» (1 Петр.   3: 22), и посредством силы Которого «даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Петр.   1: 3). Царство Божие, о котором в первую очередь повествует Е. от М. (Мк.   1: 14. 15), – это Царство, являющееся не в слове, а в силе (1 Кор.   4: 20). Речь идет не о распространении некоего нового мировоззрения и новой этики, но о том, чтобы показать, как сила Божья проявляется в человеке и как можно достичь такой взаимосвязи с Богом, которая позволит Его силе действенно проявляться по отношению к людям. Царство Божие присутствует там, где внешняя и внутр. неполнота человеч. бытия восполняется силой Божьей. Здесь ничто не может быть исключением. »

Главной задачей всех синоптиков является показать, что человек Иисус, которого, как и его родственников, хорошо знают окружающие – Он и есть ожидаемый народом Мессия. (Про божество Христа синоптики не говорят) Но показывают они это по-своему, каждый предпочитает свои аргументы. Нетрудно видеть, что апостол Матфей особо акцентирует внимание на слове Божием, на Священном Писании, предании Ветхого завета.

Проповедуя Христа как пришедшего Мессию евангелист Матфей постоянно ссылается на Ветхий завет. При этом он не только приводит соответствующие места из Священного Писания, но и неоднократно подчёркивает достоверность предсказанного совершающего и совершаемого Христом словами «да сбудется» написанное, ссылается на Слово Божие В текстах Матфея содержится 50 прямых цитат из Ветхого Завета и 75 раз автор ссылается на ветхозаветные события. Для него это несомненное доказательство того, что всё происходящее вокруг предсказано Словом Божиим. Итак, для него Слово Божие – неоспоримое доказательство истинности осуществления пророчеств о приходе Мессии, и что именно – Иисус есть Христос. Слово вообще имеет для апостола Матфея особую значимость. Так при жизни Христа Матфей ходил и записывал Его слова, поучения, изречения. Вот основное и самое раннее свидетельство, приводимое Евсевием Кесарийским в «Церковной истории».

Это слова Папия Иерапольского: " О Матфее он (т. е. Папий) сообщает следующее: " Матфей записал беседы Иисуса по-еврейски, переводил их кто как мог"

Эти слова, названные потом Логиями, не были ещё Евангелием. Сами они не сохранились, но были использованы при составлении Евангелия от Матфея.

 

Замечательно убеждает Св. Лука. Всё начало его Евангелия насыщенно пророчествами. Сам Дух Святой через ангела или через людей свидетельствует о пришествии Мессии. Ангел Господень, Захария, Праведная Елизавета, Симеон Богоприимец, Сама Матерь Божия - все они исполняются пророческим духом и подтверждают Духом Святым истину о пришедшем в мир Мессии. Как говорит один из исследователей Библии: «Отблеск Пятидесятницы лежит на всём третьем Евангелии, где чаще всего говорится о пророческом действии Духа Святого».

Итак, нетрудно видеть. Что три синоптических Евангелия по преимуществу связаны с образами Отца и Сына, и Святого Духа. То есть в них таинственно и прикровенно отразился образ Св. Троицы. В то же время Евангелие от Иоанна проповедует с особенной силой божественную природу Христа, свидетельствуя и о природе человеческой. В самой структуре Евангелия явлено две главных истины христианства: То, что Бог есть Св. Троица и что Христос есть Бог и человек. Само построение Евангелия оказывается иконой, проповедующих две эти главные истины: о Св. Троице и о Богочеловеке. И это объясняет. почему Евангелий четыре: 3+1. Но. Конечно это не исключает и толкований, данных святыми отцами, сокровенный смысл которых нам предстоит ещё познавать.

 

Что даёт нам иконичный взгляд на построение Четвероевангелия?

Во-первых, радость о том, что высшие божественные Первообразы Святой Троицы и Богочеловека, которые напечатлены на всём Божием творении, отображены также и в структуре Четвероевангелия. Таким образом дана полнота, позволяющая сделать убедительной Благую весть для всех. Кого-то более убеждает, что Иисус Христос есть обещанный роду человеческому Мессия, когда он видит Христа как всемогущего Царя этого мира, имеющего власть и силу не только над людьми (исцелёнными Им), но и над демонами и даже над стихиями, повелевающий воде и ветру.

Для кого-то наиболее убедительно Божие слово пророчественное, явно осуществляющееся в жизни Христа.

И, наконец, непосредственные свидетельства самого Духа Святаго, «глаголавшего пророки».

Сама структура Четвероевангелия свидетельствует о том, что Благая весть о Христе есть икона, отображающая высшую божественную истину о Святой Троице и Богочеловеке.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...