Иконологические заметки
Смысл и жизнь, мужчина и женщина
Гёте в " Фаусте" писал, и это стало общим местом: " Теория, мой друг суха, но вечно зеленеет древо жизни". Теория? Если под " теорией" понимать " смысл", то не всегда и не для всех " теория суха". Вот Бердяев в " Самопознании" сказал о себе: «Я не любил " жизни" прежде и больше " смысла ", я " смысл" любил больше " жизни" ». Всё земное отображает высшие божественные Первообразы, соответствует ипостасным (личностным) свойствам Лиц Св. Троицы. Есть соответствие между " смыслом" земной жизни и Логосом (Словом, Смыслом), Сыном Божиим. Есть соответствие между земной " жизнью" и Духом Святым - Жизни Подателем. Род человеческий, разделённый на мужчин и женщин в этом разделении несёт соответствующее различие. Мужчина - более (по преимуществу) образ Логоса, женщина - сосуд Духа Святаго. Не абсолютно, но по преимуществу. Ведь и мужчина - мужчина только по преимуществу, есть в нём и женственное. Также и женщина - женщина только по преимуществу, есть в ней и мужское. Можно условно сказать, что женщина - это жизнь, источник жизни. Мужчина - смысл, цель и оправдание жизни. " И нарёк Адам имя жене своей: Ева (т. е. Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих" (Быт. 3; 20). Имя женщины было " Жизнь", но узнал и нарёк его мужчина. Однажды меня спросили, что меня привлекает в женщине больше всего. Конечно, возможность совместных эмоциональных переживаний. В то время как в мужчине - возможность совместного логосного творчества. Извечно женщина - муза, вдохновительница мужчины - творца. Не со всякой женщиной возможны эмоциональные сопереживания, как и не со всяким мужчиной возможно совместное творчество. Необходим некий резонанс понимания, связанный с особенностью каждой личности
Типы людей и понимание между ними
Образ Божий иконически отображён на всём тварном мире. Нет и не может быть никакой окачественности всего тварного, что не было бы отражением образа Божия, потому что нет никакой другой причины сущего, кроме Бога. Вот и душа каждого человека во образ Святой Троицы имеет три грани: свой ум (во образ Отца), своё слово (логос) (во образ Сына Божия) и свой дух (волю, жизнь), (во образ Св. Духа). Таково учение святых Отцов. Но, каждый человек уникален и неповторим. В чём же причина? Очевидно, что в каждом человеке ипостасные свойства Каждого из Лиц Св. Троицы в душе его отображены в различной степени. Один больше сообразен Отцу, другой - Сыну, третий Духу Святому. Возможно, что в одной душе по преимуществу отображены свойства Отца и Сына, примерно в равной степени, в другой - Отца и Духа Святаго, в третьей - Сына и Духа Святаго. Тогда мы имеем уже шесть различных типов людей, непохожих один на другого. А сколько вообще таких типов? Возможно отображение свойств всех Ипостасей в одной личности в разной степени. Стало быть, уникальных, неповторимых людей, отображающих свойства Божественных Ипостасей может быть теоретически бесконечное множество, в зависимости от того, как в них отображены ипостасные свойства Лиц Святой Троицы. Именно этим и определяется духовное лицо самого человека, его уникальность, бесконечная ценность, ибо он и только он так отображает Святую Троицу, как никто. А уж сколько людей будет реально в человечестве от нас скрыто, это - тайна. А вот теперь вернёмся к возможности понимания, резонанса между людьми. Чем ближе их сходство в отображении божественных свойств, например, в их душах одинаково сильно логосное начало, тем легче понимание между ними. (Пользуясь нашей цветовой моделью, скажем, чем ближе их цветовые оттенки) Чем менее схожи в этом отношении люди, тем понимание труднее, тяжелее крест любви, который они должны понести, чтобы понять друг друга. Но есть в этом и огромное преимущество: любя и понимая по мере любви другого, они обогащают себя тем познанием, которое было для них прикровенно в их естественном состоянии. И ещё одно замечание. Когда общаются люди, у которых ярко выражены различные доминирующие свойств, то легче всего понимание между ними достижимо в области, где эти свойства «пересекаются». Пример: у одного ярко выражено отеческое и логосное начало, а у другого - логосное и пневмическое, т. е. отображающее свойства Св. Духа. Ясно, что легче всего понимание возникнет в логосной области. Это может быть наука, литература, различного рода исследования, поиски «смысла», который дороже «жизни».
Иконология слова
1) Слово - знак, оно что-то обозначает, какую-то реальность, но как именно, каким образом оно знаменует, символизирует эту реальность, каковы возможности слова во взаимодействии с этой реальностью - вот вопрос, на который мы попытаемся найти ответ. 2) Возможны различные научные подходы аналитического характера для выяснения этого вопроса. Мы же будем исходить не из анализа, но из общей картины мира, творения Божьего как иконы вечного Первообраза тварного мира - Св. Троицы. Это подход иконологический. 3) Сущность иконологического метода заключается в том, что все образы тварного мира рассматриваются как отображение Божественных первообразов и ничто в тварном мире не может иметь своим первообразом что-то иное, кроме Творца. (Хотя возможны искажения и замутнения отображения божественного первообраза в твари вследствие ее несовершенства и пораженности грехом). 4) Итак, согласно православной святоотеческой традиции, любая реальность тварного мира имеет своим первообразом Св. Троицу, и, в соответствии с этим в ней можно различить три аспекта, три грани, являющихся отображением Трех Иполстасей Св. Троицы. Так любая реальность в тварном бытии имеет 1) собственное свое бытие, 2) свою идею, смысл, образ, 3) свою жизнь, судьбу, свое движение, изменение в пространстве и времени.
5) Душа человека, согласно святоотеческому учению, также во образ Св. Троицы имеет три грани: ум - во образ Отца, свое внутреннее слово, умом порождаемое - во образ Сына, и свой внутренний дух - во образ Духа Святаго, от Отца исходящего. 6) Слово как знак какой-либо реальности также должно иметь три грани, три главных аспекта во образ Св. Троицы. Или можно взглянуть несколько иначе: слово может восприниматься душой человека трояким образом, по преимуществу той или иной гранью души: умом, собственно словом души, ее словесной способностью и ее духом, т. е. непосредственно ее жизнью, волей, движением. Возникает как бы некий резонанс между той или иной гранью слова и соответствующей гранью души. 7) Итак, какие же три грани слова можем мы увидеть, вглядываясь в него как в икону Св. Троицы? Это: 1) внутренний смысл слова, как онтологическая возможность самого его существования, без смысла нет и слова; 2) образ, порожденный смыслом, указывающий на специфическую окачественность реальности, обозначаемой словом, отличающей ее от других тварных реальностей, образ, открывающий внутренний смысл слова, вне образа неописуемый, неизобразимый; 3) способность слова именовать предмет, быть его именем, дающим возможность обратиться к именуемой реальности, вступить с ней в некое взаимодействие, это - коммуникативный аспект слова, его жизнь, его движение. 8) Смысл вне образа и имени, сам по себе остается скрыт, подобно Отцу во Св. Троице, открываемому Сыном и Св. Духом. 9)Все относящееся к созерцанию при явлении слова (интеллектуальному или чувственному) имеет дело с образным аспектом слова. Это дело науки, философии. Божественный Логос воплотился в тварной природе. Иконой этого в твари служит способность тварных образов воплощаться в материале. В этом онтологическая возможность техники и искусства, то есть культуры и цивилизации. 10) Слово как имя есть инструмент не созерцания, а жизненного взаимодействия. Это прекрасно сознавали те, кто незаконно и гибельно пытался овладеть миром, но не с помощью научно -технического прогресса, а путем магии. Знать имя, значит уже в какой-то мере обладать носителем этого имени, получить определенную власть по отношению к нему.
11) Эти три аспекта слова, его три модуса: слово как смысл, слово как образ и слово как имя исчерпывают содержание и возможности слова, так как являют хотя и несовершенную, но полную, то есть троичную икону Божию.
Иконология грехопадения
Сущность грехопадения состояла в том, что человек познал добро и зло, вкусив от дерева познания добра и зла. А что такое добро и зло для человека? Это доброе или злое направление его воли. Безгрешное состояние — это такое состояние воли, которое подобно состоянию воли в Господе Иисусе Христе. Согласно учению Церкви, во Христе Его человеческая, тварная воля во всем последует " божественному и всемощному хотению", то есть воле Божественной. Человек был сотворен существом свободным и безгрешным. Как существо свободное, человек мог различно направлять свою волю. Поскольку первый человек Адам до грехопадения был безгрешен, его воля последовала во всем воле Божией. До познания добра и зла человек и не знал, что воля его может и не последовать воле божественной, поскольку он, человек - свободен. Его состояние было блаженно и безгрешно, не было даже, говоря языком аскетов, прилога ко греху. Был Рай. Оберегая неокрепшую волю от искушений Господь запретил вкушать от древа познания добра и зла. Так родители требуют послушания неокрепшего разумом и волей ребенка своей, родительской воле, чтобы уберечь его от возможных бед. Нарушив Божию заповедь и вкусив запретный плод, человек познал добро и зло. Он познал, что его воля свободна, автономна, что она может и не последовать воле Божией. Человек познал, что он может совершить зло, ибо не последовать воле Божией это и есть зло. Таков прямой смысл грехопадения, вытекающий из того, что грехопадение состояло в самовольном познании добра и зла. Нередко грехопадение связывают каким-то образом с полом, понимают чуть ли не как блуд, но никаких оснований это предполагать Священное Писание не дает. Повод, а не основание находят, очевидно, в том, что до грехопадения люди были наги и не стыдились, а после грехопадения устыдились своей наготы. В чем же здесь дело? Приходилось встречать такой взгляд на этот вопрос: при вкушении запретного плода в человека вошла некая космическая энергия, связанная с полом. Но опять-таки нет серьезных оснований это предполагать, а неосновательными предположениями, фантазиями заниматься бесполезно и небезопасно.
Почему же, познав добро и зло, человек устыдился своей наготы? Рассмотрим это иконологически. Человек есть существо душевно-телесное, то есть его ипостась содержит две природы: духовную и телесную, космическую. Согласно учению святых отцов, первообразом человека является Господь Иисус Христос, в Ипостаси Которого соединены божественная и тварная природы. Иконой этого соединения является соединение в ипостаси человека духовной и телесной природ. Во Христе тварная воля во всем последует воле божественной, во образ этого в человеческой природе телесная, космическая воля во всем должна последовать воле духовной, как и его воля духовная должна во всем последовать воле Божией. Но вот человек, вкусив от древа познания добра и зла, узнает, что его воля может и не последовать воле Божией. Но, когда душа человека познала свою автономию от Бога, тогда и тело его познало свою автономию от души во образ автономии души от Бога. Если человек может в принципе не подчиниться Богу, то, узнает он, что и тело его может не подчиниться его душе. После грехопадения в человеке начался мучительный для него разлад души и тела. Для человека очевидна была до его грехопадения иерархия души и тела: равноангельная душа и тело, такое же, как и тела животных, существ низших по сравнению с ангелами и с ним самим, с человеком. И вот обнаруживается, что тело может не подчиняться душе. В этом случае человек поведет себя как животное, существо низшее, неразумное. Человек станет рабом низших влечений и не сможет им противостоять. Животные не стыдятся следовать своим влечениям. Они не имеют разумной души, как человек. Их влечения и есть высшее проявление их природы, этим и определяется поведение животных. Здесь нет стыдного извращения иерархического отношения двух природ, здесь низшее не подменяет собою высшее в их существе. Животные наги и не стыдятся. Но для человека, обладающего кроме телесной природы, еще и высшей природой, духовной, вести себя, как низшее животное, в прямом смысле унизительно, то есть - стыдно. Нагота телесная не стыдна тогда, когда тело целиком подчинено душе, а душа - Богу. Грехопадение нарушает этот строй. Змей соблазнил людей тем, что они, вкусив от древа познания, станут, как боги, знающие добро и зло. Но не как боги, а как животные почувствовали себя люди, нарушив божественное установление. И устыдились.
После грехопадения природа человека оказалась поврежденной. Высшая природа души может выйти из повиновения Богу, природа может выйти из повиновения душе. Оставаться в таком состоянии в непрерывном общении с Богом и нарушать Его волю было бы страшным, губительным грехом. Потому человек был изгнан из Рая и начал свой тяжкий путь на земле. Но было дано человеку и обетование, что родится на земле Спаситель. Сам Бог, воплотившись, приняв на себя человеческую природу, прошел путь послушания, был послушен до смерти крестной. Господь осуществил подвиг подчинения низшего в человеке высшему. Его тело всецело было подчинено душе, а душа - Богу. Никогда и ни в чем Господь не отклонялся от этого пути. Он осуществил в Себе то, что не осуществил Адам, восстановил образ отношений высшего и низшего в человеке, который был в Адаме до грехопадения. Взяв на Себя грехи всего человечества и искупив их, Христос открыл возможность всем людям, соединившись с Ним, идти тем же спасительным для человека путем послушания, когда воля души подчинена воле Божией, а воля тела - воле души.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|