Курс лекций по дисциплине «юридическая психология»
Тема 1. Основные понятия и законодательство о правоохранительных органах Российской Федерации
1.1. Правоохранительные органы - понятие и функции 1.2. Законодательство о правоохранительных органах РФ
Правоохранительные органы – понятие и функции
Под правоохранительной деятельностью принято понимать такую деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. К основным признакам правоохранительной деятельности относят: осуществление правоохранительной деятельности только с помощью юридических мер воздействия (меры государственного принуждения и взыскания); строгое соответствие юридических мер воздействия предписаниям закона или иного правового акта; осуществление правоохранительной деятельности только в установленном законом порядке (с соблюдением определенных процедур); реализация правоохранительной деятельности специально уполномоченными органами. На этой основе понятие «правоохранительные органы» может быть определено следующим образом. Это специально уполномоченные органы государства, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. В расширительном толковании в понятие правоохранительные органы обычно включают также ряд негосударственных институтов, таких как адвокатура, третейский суд и другие. В российском законодательстве пока не сложилось четкого определения понятия «правоохранительные органы». В этих условиях к правоохранительным принято относить такие органы, которые обладают следующими признаками:
уполномочены законом и реализуют свою деятельность в соответствии с ним; их деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; лица, состоящие на службе в этих органах должны иметь специальную подготовку и в процессе своей деятельности они имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение; обязательность решений этих органов для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности. К государственным правоохранительным органам относятся: суд; прокуратура; органы юстиции; органы внутренних дел; органы предварительного расследования; налоговая служба; органы обеспечения безопасности. К негосударственным органам, осуществляющим правоохранную деятельность, относят: адвокатуру; третейские суды; частные детективные и охранные предприятия. Органы нотариата могут быть отнесены как к первой, так и ко второй группе в зависимости от характера осуществляемой ими практики – государственной или частной. Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют, прежде всего, возложенные на них функции, основные из которых: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. Правоохранительные органы могут осуществлять одну или сразу несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд Российской Федерации, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время оперативно-розыскная деятельность осуществляется органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности и некоторыми другими организациями. Органы внутренних дел наделены одновременно функциями расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, предупреждения правонарушений и другими.
Все функции правоохранительных органов непосредственно связаны между собой. Они могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Так, последовательное осуществление функций характерно для расследования и правосудия, а одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. В уголовном судопроизводстве некоторые функции могут осуществляться не правоохранительными органами, а иными участниками судопроизводства. Например, функцию защиты может исполнять сам подсудимый, а функцию обвинения - потерпевший. Функция отправления правосудия является важнейшей в деятельности правоохранительных органов, поэтому суд в системе правоохранительных органов занимает центральное положение. Именно суду принадлежит право осуществлять функцию правосудия и принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются только уполномоченным правоохранительным органам. Следует определить еще одно понятие, которое созвучно термину «правоохранительные органы», но качественно отличается от него. Речь идет о понятии «правоохранительная система». Под правоохранительной системой принято понимать целостную совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий. Это более содержательное понятие, нежели правоохранительные органы или правоохранительная деятельность по отдельности. Это целый механизм, который включает в себя как нормативно-правовую составляющую, так и государственные институты.
Таким образом, правоохранительная система может быть представлена в широком плане как совокупность двух основных подсистем: правоохранительных норм и собственно правоохранительных органов
1.2. Законодательство о правоохранительных органах РФ
Источниковую базу курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» составляют: Конституция РФ; федеральные законы; другие нормативно-правовые акты. Универсальным правовым актом является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ не могут вступать в противоречие с ней. В Конституции РФ изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, указаны основы организации и деятельности прокуратуры. В Конституции РФ содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах РФ. По степени общезначимости после Конституции РФ следуют федеральные законы, часть из которых имеют статус конституционных, так как они приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Часть федеральных законов, регламентирующих правоохранительную деятельность, носят достаточно широкий характер. Это такие законы как «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности» и т.д. Деятельность правоохранительных органов в более узком ключе регламентируют законы «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Ряд законодательных актов представляет собой частные изменения в действующем законодательстве о правоохранительных органах, например, Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
Основными законами, регулирующими организацию судебной системы и порядок ее деятельности, являются законы «О судебной системе Российской Федерации», «О судоустройстве РСФСР», «О статусе судей в Российской Федерации». Закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл ее содержание, определил понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе прописаны: судебная система Российской Федерации; компетенция судов, входящих в эту систему; структура судов. Важное значение имеют нормы Закона «О судоустройстве РСФСР», подробно регламентирующие структуру судов общей юрисдикции и организацию их работы. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» закрепляет права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» определяет: задачи и полномочия Конституционного Суда РФ; порядок его образования; структуру; принципы деятельности, особенности производства по отдельным категориям дел; статус судей. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»: определяет компетенцию арбитражных судов; устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок их работы, организационное обеспечение. Деятельность прокуратуры регламентирует Закон «О прокуратуре Российской Федерации». В 1999 году в него были внесены серьезные изменения и дополнения. В Законе определены задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ. Организацию органов безопасности рассматривают Федеральные законы: «О безопасности»; «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; «О внешней разведке»; «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию. Органы предварительного расследования в своей деятельности руководствуются Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируют законы: «О милиции»; «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
другие законы. Еще одним видом правовых источников при изучении курса являются указы Президента Российской Федерации. Этими указами, например, утверждены положения о – милиции общественной безопасности, координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, присвоении классных чинов прокурорским работникам. К нормативной базе относятся также постановления Правительства РФ. Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, «Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации», «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации». Нормативными источниками являются и такие ведомственные акты как приказы, инструкции, издаваемые руководителями соответствующих министерств и ведомств: Генеральным прокурором РФ; Министром внутренних дел, юстиции и др. Широкую группу правовых источников курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии со статьей 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Однако такие документы, как договоры о правовой помощи по уголовным делам, о сношениях судов, органов расследования Российской Федерации с соответствующими учреждениями других государств и т.п. имеют самостоятельное значение. Таким образом, учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» имеет широкую теоретическую и нормативную базу, что позволяет формировать его структуру в единстве общей и особенной части, как последовательное изложение теоретических и прикладных аспектов правоохранительной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|