Тема 3. Судебная система и правовой статус судей в Российской Федерации
3.1. Общая характеристика судебной системы РФ 3.2. Правовой статус судей 3.3. Конституционный Суд Российской Федерации 3.4. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации 3.5. Военные суды 3.6. Арбитражные суды в Российской Федерации
3.1. Общая характеристика судебной системы Российской Федерации Судебная система – это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система Российской Федерации строится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционны законом «О судебной системе Российской Федерации». Перечень судов, указанных в этих законах, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается. Конституция РФ и Закон «О судебной системе Российской Федерации» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: федеральные суды; конституционные суды; мировые судьи. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. В соответствии с действующими УПК рассматривать дело по существу могут: судья единолично; судья и коллегия из двенадцати присяжных заседателей; коллегия из трех судей; мировой судья. Новый Гражданский процессуальный кодекс предусматривает рассмотрение гражданских дел следующим составом суда: судьей единолично; коллегией из трех судей; мировым судьей. Арбитражное судопроизводство осуществляется в следующем составе: судьей единолично; коллегией из трех судей; судьей и двумя арбитражными заседателями. Юрисдикция каждого суда, под которой понимается установленное законом полномочие суда разрешать правовые дела, распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московской областной суд, районный суд Невского района).
В системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением. Систему федеральных судов составляют: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрены конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды представляют собой три независимые друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя; охране политической и экономической системы; обеспечению законности и правопорядка; защите прав и интересов граждан. Единство судебной системы достигается путем – установления судебной системы конституционным законом; соблюдения всеми судами установленных правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов; признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации; закрепления единства статуса судей; финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из ветвей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других. Одной из важных организационных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе. Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют – верховные суды республик; краевые суды; областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов. Первым звеном военных судов являются военные суды гарнизонов, вторым – военные суды военных округов, флотов. Высшим, третьим звеном, как для общих, так и для военных судов является Верховный Суд Российской Федерации, в составе которого действует и Военная коллегия. Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды субъектов РФ. Второе звено – федеральные арбитражные суды округов. Третье звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебная инстанция – это стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В российском гражданском и уголовном процессе различают суды первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. С принятием Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в 1995 году впервые с 1917 года восстановлена апелляционная инстанция в арбитражном процессе. А новыми УПК РФ и ГПК РФ вводится апелляционная инстанция в судах общей юрисдикции, куда можно обратиться в случае обжалования приговоров или решений мирового судьи. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой вышестоящий суд имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять или отменять эти решения. Суд первой инстанции – суд, уполномоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора. В установленных процессуальным законом случаях суд первой инстанции может выносить определения (постановление суда, которым дело не разрешается по существу).
Суд второй инстанции (апелляционной или кассационной) проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или представления прокурора. Суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам и представлениям законность, обоснованность и справедливость решений или приговоров, вынесенных мировыми судьями. При этом приговоры и постановления, принимаемые судом апелляционной инстанции по уголовным делам, можно обжаловать в вышестоящий суд в кассационном порядке. Постановление или определение апелляционной инстанции по гражданским делам вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Суд кассационной инстанции является непосредственно вышестоящим по отношению к суду, вынесшему решение, приговор. Он вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или постановление апелляционной инстанции, либо в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд Российской Федерации – по отношению к судам субъектов РФ и приравненным к ним. Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения апелляционной или кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании представления уполномоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд Российской Федерации также является и кассационной и высшей надзорной инстанцией. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают дела в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора судебные акты других арбитражных судов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и «нижестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим.
3.2. Правовой статус судей Судья – это должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти. В соответствии с Законом «О статусе судей», судьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие, и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом, под которым понимают определенное положение судей, установленное нормами права; обязанности и права судей. В то же время судьи различаются компетенцией. К судьям и кандидатам на должность судьи предъявляются определенные требования. Так, статья 119 Конституции РФ и статья 4 Закона «О статусе судей» определяют, что судьей может быть гражданин Российской Федерации достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, имеющий медицинское заключение об отсутствии у него заболеваний, препятствующих исполнению полномочий судьи, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, безупречную репутацию, не вызывающую сомнений в том, что назначение его судьей не умалит авторитета судебной власти; сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Для кандидатов на должность судьи вышестоящих судов увеличен возрастной ценз – судьей судов среднего звена может стать гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – достигший 35 лет, судьей Конституционного Суда РФ – достигший 40 лет. Повышено и требование к профессиональным и нравственным качествам кандидата: кандидаты на должность судей судов среднего звена должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет; кандидаты на должность судьи Конституционного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и обладать безупречной репутацией. Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы;
при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи, вызвать сомнение в объективности, справедливости, беспристрастности судьи. Судья не вправе: быть депутатом; принадлежать к политическим партиям и движениям; осуществлять предпринимательскую деятельность; совмещать работу в должности судьи с какой-либо иной оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. В противном случае полномочия судьи могут быть прекращены. К судьям военных судов предъявляются такие же требования, как к судьям судов общей юрисдикции. Особенностью здесь является лишь то, что судьи военного суда должны состоять на действительной военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов, с учетом особенностей, установленных законом «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативными актами. Судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи военных судов также назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Президент РФ в 3-месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания РФ либо отклоняет представленные кандидатуры. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев: Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, а также их заместители назначаются на должность сроком на 6 лет; председатели судов субъектов Российской Федерации, а также их заместители назначаются на должность сроком на 6 лет; председатели и заместители председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность сроком на 6 лет; председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность сроком на 4 года; мировые судьи назначаются (избираются) впервые сроком не более чем на 5 лет, повторно – сроком не менее, чем на 5 лет (Сроки повторного назначения (избрания) мирового судьи на должность определяются законодательством соответствующего субъекта РФ.); судьи районных судов, судьи военных судов гарнизонов впервые назначаются сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий. Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу. Предельный возраст пребывания в должности судьи (за исключением судьи Конституционного Суда РФ) составляет 65 лет (Для судей Конституционного Суда РФ – 70 лет.). Все судьи имеют гарантии своей независимости, которая закреплена – Конституцией РФ (ст. 120); Законом «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 1); Законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 5). Законодательством Российской Федерации предусматриваются меры по обеспечению этих гарантий. Независимость судей обеспечивается также закрепленными в законодательстве положениями об их несменяемости и неприкосновенности. Полномочия судьи могут быть приостановлены лишь решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим (решением суда, вступившего в законную силу); согласие квалификационной коллегии судей на привлечение участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации; избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. Прекращение полномочий судьи осуществляется на основании: письменного заявления судьи об отставке или о прекращении полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращения гражданства Российской Федерации; занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Почетным уходом судьи с должности является отставка, которая также обеспечивает независимость судьи. Судья, ушедший в отставку, обеспечивается социальной защитой, а также сохраняет за собой звание судьи, гарантии неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу. При необходимости и с личного согласия судья может быть отозван из отставки и привлечен к осуществлению правосудия на срок до одного года. Новеллой в действующем законодательстве РФ стала дисциплинарная ответственность судей, введенная ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 15.12.2001г. В соответствии с этим законом за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается: - виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение судьей своих должностных обязанностей, Квалификационная коллегия может наложить дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном соответствии занимаемой должности, прекращения полномочий судьи. На судей распространяется действие положений законодательства Российской Федерации о труде, регламентирующих вопросы, не урегулированные Законом «О статусе судей в РФ», «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации» и иными специальными нормативно-правовыми актами.
3.3. Конституционный Суд Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Он был создан в 1991 году в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда РФ включают: разрешение дел о соответствии Конституции РФ - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик в составе РФ, уставов субъектов РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, международных договоров Российской Федерации, не вступивших в силу; разрешение споров о компетенции – между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросов судов по проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; толкование Конституции РФ; дачу заключений о соблюдении установленного порядка по выдвижению обвинения Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления; выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд выступает как орган, важнейшей функцией которого является защита прав и свобод человека и гражданина, что обусловлено признанием приоритетного значения института прав и свобод в системе основ конституционного строя России. Приоритет прав и свобод человека признается неотъемлемым принципом правового государства. Более того, их приоритет как высшей ценности действует на всех трех уровнях права региональном, национальном, международном. Исходя из этих правовых установок, Конституционный Суд обеспечивает единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Двуединая функция Конституционного Суда – защита Конституции и защита прав и свобод – неразделима. Данная позиция закреплена и в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.). Конституционный Суд в соответствии с данным в законе определением является судебным органом конституционного контроля. Конституционный контроль – это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конституционный Суд РФ состоит из судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Особенность конституционного судопроизводства в РФ состоит в том, что Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам, а решает исключительно нормативные вопросы права. Гражданин может принять участие в деятельности Конституционного Суда лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ. Также следует отметить, что иным содержанием здесь наполняют принцип коллегиальности. Тут не подразумевается привлечение представителей народа к заседанию, так как специфика рассматриваемых Конституционным Судом РФ вопросов предполагает профессиональные знания в области права. В данном случае речь идет о заседаниях суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе в пленарном заседании; в заседании палат. Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей. В судебных заседаниях имеют право участвовать – Президент РФ; Председатель правительства РФ; Председатель Совета Федерации; Председатель Государственной Думы; Председатель Верховного суда РФ; Председатель Высшего арбитражного суда РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Генеральный прокурор РФ; Министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу, независимо от того, являются ли они сторонами или нет. В целях деполитизации деятельности Конституционного Суда РФ из его ведения изъято рассмотрение исков о конституционности политических партий и общественных организаций. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде» 1994 года он наделен правом: осуществлять толкование Конституции РФ; рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы граждан или их объединений о нарушении прав и свобод; рассматривать запросы судов о соответствии Конституции законов, подлежащих применению в конкретном деле. Что касается индивидуальных жалоб в Конституционный Суд РФ, то основанием допустимости жалобы является принцип явной и реальной угрозы для гражданина, исходящей от закона. Когда оспаривается конституционность закона, затрагивающего права и свободы гражданина, речь может идти только о законе, подлежащем применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Благодаря возможности граждан напрямую обращаться в Конституционный Суд РФ, в последнее время было рассмотрено большое количество дел, постановления по которым имеют прямое отношение к деятельности правоохранительных органов. Наряду с индивидуальной конституционной жалобой важное значение имеет широко применяемая в системе конституционного правосудия многих стран форма конкретного контроля – то есть проверки конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов. Данная форма контроля введена ч.4 ст. 125 Конституции РФ. В соответствии с ней, а также ст. 101 Закона о Конституционном Суде РФ: «…суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона… обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона». Последствием внесения такого запроса является то, что с момента принятия судом решения об обращении в Конституционный Суд РФ и до принятия им постановления производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливают. Возможность судов вносить запрос о конституционности законов является их правомочием оценивать законы и саму государственную власть с точки зрения прав человека, что расширяет ответственность судей за укрепление конституционной законности в государстве и обществе. Еще одной функцией Конституционного Суда РФ является контроль за конституционностью международных договоров России. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности договоров, подлежащих ратификации (утверждению федеральным органом государственной власти) согласно части 1 статьи 89 закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституция РФ отнесла также к его компетенции разрешение дел о соответствии Конституции РФ «не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации» (статья 125 часть 2 пункт «г» Конституции РФ). Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат должен обновляться каждые 3 года. Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты. Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает послания Конституционного Суда РФ; решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; решает организационные вопросы. Руководство организацией работы в Конституционном Суде РФ осуществляет Председатель Конституционного Суда. Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ отдельные его функции, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности. Судья-секретарь Конституционного Суда РФ в качестве основной своей функции осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ. Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией РФ, Законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Законом «О статусе судей в Российской Федерации». По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение. Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов: постановления; заключения; определения. Постановление – это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и других свобод, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 3 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Постановления выносятся именем Российской Федерации. Заключение – это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуют также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Определениями именуются все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ. Решение Конституционного Суда Российской Федерации подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. 3.4. Суды общей юрисдикции в Российской Федерации Система судов общей юрисдикции Суды общей юрисдикции – это система судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. Закон «О судебной системе Российской Федерации» определяет систему судов общей юрисдикции как централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации и состоящую из двух подсистем: общих судов, военных судов. Общие суды рассматривают уголовные, гражданские и административные дела. Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских соединениях. Признаки системы судов общей юрисдикции: единство системы судов общей юрисдикции состоит в единстве задач всех судов, принципов их организации и деятельности, а также законодательства, применяемого судами; судебная система строится в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением, а военные суды - в соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ; исключительное право судов первой инстанции в рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел по существу. Юридическое значение понятия «разрешение дел по существу» состоит в том, что суд первой инстанции в судебном заседании непосредственно с участием сторон исследует доказательства и выносит решения по гражданским делам и приговоры по уголовным. По вступлении их в законную силу они являются общеобязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. В качестве суда первой инстанции может действовать любой суд любого звена судебной системы. Разграничение компетенции между судами различных звеньев фиксируется понятием подсудность. Подсудность – это распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, то есть установление конкретного суда, который должен разрешить дело. Определяться подсудность может по территориальному признаку, (например, по месту совершения преступления или по месту жительства ответчика); предметному или родовому признаку - в зависимости от степени тяжести совершенного преступления (например, дела о более тяжких преступлениях подсудны областному и равному ему суду); специальному признаку - в зависимости от субъекта, совершившего преступление (например, дела о преступлениях военнослужащих подсудны только военным судам). В судах общей юрисдикции действует также правило: каждый вышестоящий суд вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное нижестоящему суду (ст. 31-35 УПК РФ, ст.23-32 ГПК РФ). инстанционная взаимосвязь между судами. Все суды, входящие в систему общей юрисдикции, разделяются на звенья. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. Средним звеном общих судов являются: Верховные суды республик в составе Российской Федерации; краевые (областные) суды; суд города федерального значения; суд автономной области; автономного округа. К среднему звену военных судов относятся: суды округов; суды флотов. Низшее звено составляют районные суды. Низшее звено военных судов составляют суды гарнизонов. В систему судов общей юрисдикции, кроме того, включены мировые судьи, чьи полномочия и порядок назначения определены Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Районный суд выполняет также функции апелляционной инстанции, а Верховный Суд РФ и все суды среднего звена выполняют также функции кассационной и надзорной инстанции. Верховный Суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ: осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды; рассматривает в пределах своей компетенции дела – в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке,в порядке надзора, по вновь открывшимся обстоятельствам; является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам субъектов РФ, военным судам округов и флотов; дает разъяснения по вопросам судебной практики; изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации, возникающим при рассмотрении судебных дел. Верховный Суд не может создавать новых норм и восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение. В соответствии с Конституцией РФ (ст.104) Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы. Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказе в регистрации кандидата в Президенты РФ. Верховный Суд в пределах своей компетенции – разрешает вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|