Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Органы обеспечения безопасности




 

6.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности

6.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета безопасности РФ, Федеральной службы безопасности РФ, органов внешней разведки РФ

 

6.1. Правовое понятие безопасности и система органов обеспечения безопасности

Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

К жизненно важным интересам относят совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Основными объектами безопасности являются:

личность, ее права и свободы;

общество, его материальные и духовные ценности;

государство, его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» субъектами (лицами, обладающими по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности) обеспечения безопасности являются:

государство;

граждане;

общественные и иные организации и объединения.

Государство осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации –

разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности;

определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области;

формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с Законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

законность;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства;

взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Законодательную основу обеспечения безопасности составляют:

Конституция РФ;

Закон «О безопасности»;

законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации;

нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Систему безопасности образуют органы:

законодательной,

исполнительной,

судебной властей;

государственные, общественные, иные организации и объединения;

граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

законодательство РФ, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законодательством РФ, не допускается.

Обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере.

Органы законодательной власти:

создают законодательную базу, регламентирующую отношения в сфере безопасности.

Органы исполнительной власти:

обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности;

организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности;

осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы:

обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией РФ и законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ;

осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства;

обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ, который согласно закону «О безопасности» возглавляет Совет безопасности РФ. Совместно с Федеральным Собранием Президент РФ определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности, реализует ряд других полномочий.

Министерства в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства РФ, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ –

обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности,

разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Силы обеспечения безопасности в Российской Федерации включают в себя:

Вооруженные Силы,

федеральные органы безопасности,

органы внутренних дел,

органы внешней разведки,

службы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц,

службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны;

пограничные войска;

внутренние войска;

органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте, в сельском хозяйстве;

службы обеспечения безопасности средств связи и информации;

таможенную службу;

природоохранительные органы;

органы охраны здоровья населения и другие.

Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, могут действовать только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

 

6.2. Организационные основы, функции и полномочия Совета Безопасности РФ, Федеральной службы безопасности РФ, органов внешней разведки РФ

Совет Безопасности Российской Федерации

Является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция РФ, федеральные законы, международные договоры Российской Федерации по вопросам безопасности, указы и распоряжения Президента РФ.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

определение жизненно важных интересов общества, государства;

выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим, иным последствиям, и по организации их ликвидации;

подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

разработка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;

совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества, государства.

В состав Совета Безопасности входят:

председатель;

секретарь;

постоянные члены;

члены Совета Безопасности.

Председателем Совета Безопасности в соответствии с действующим законодательством РФ является Президент РФ, который руководит всей работой Совета Безопасности.

Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности и назначается на должность Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом.

Членами Совета Безопасности могут являться руководители федеральных министерств и ведомств, а также иные должностные лица, назначаемые Президентом РФ по представлению Секретаря совета Безопасности.

Основными рабочими органами Совета Безопасности являются межведомственные комиссии, которые могут создаваться по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе и возглавляются членами Совета Безопасности, либо лицами, уполномоченными Президентом РФ.

Постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности –

осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;

способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности.

Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности. Они вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента РФ, иные решения – протоколами.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляет Президент РФ. Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части взаимодействия ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности России (ФСБ РФ);

Федеральная пограничная служба РФ;

территориальные органы безопасности;

органы безопасности в войсках;

центры специальной подготовки;

подразделения специального назначения;

военно-строительные подразделения;

предприятия, учреждения, организации.

Территориальные органы безопасности и органы безопасности
в войсках создаются Федеральной службой безопасности, как федеральным органом исполнительной власти и находятся в прямом подчинении ФСБ РФ.

Органы Федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют также:

предприятия,

учебные заведения,

научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения,

экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения,

военно-строительные подразделения,

центры специальной подготовки,

подразделения специального назначения.

Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в РФ» и другие федеральные законы. Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляют также в соответствии с международными договорами РФ.

Структура, задачи, функции и полномочия ФСБ регламентируются Положением о Федеральной службе безопасности РФ, которое утверждается Президентом РФ. Возглавляет ФСБ РФ директор на правах федерального министра.

В настоящее время действует Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 06.07.98 г. с соответствующими изменениями и дополнениями, принятыми в последнее время.

Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности органов Федеральной службы безопасности, принятия по ним решений в ФСБ РФ образуется коллегия в составе –

директора ФСБ (председатель коллегии);

первого заместителя директора;

заместителей директора (по должности);

руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Президентом РФ. Решения коллегии ФСБ РФ принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами директора ФСБ РФ. При разногласии между директором ФСБ РФ и коллегией директор ФСБ РФ проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ РФ также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются –

контрразведывательная деятельность;

разведывательная деятельность;

борьба с преступностью;

иные направления, определяемые Законом об органах ФСБ РФ.

Контрразведывательная деятельность – деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для осуществления органами Федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:

наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам Федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

необходимость обеспечения собственной безопасности.

В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Порядок использования таких методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами Федеральной службы безопасности РФ.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допускается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Органы Федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию –

шпионажа,

террористической деятельности,

организованной преступности,

коррупции,

незаконного оборота оружия и наркотических средств,

контрабанды и других преступлений,

дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности –

незаконных вооруженных формирований,

преступных групп,

отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяется нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В сферу полномочий Федеральной службы безопасности входит:

информировать:
- Президента РФ, - Председателя Правительства РФ и по их поручениям: - федеральные органы государственной власти, - органы государственной власти субъектов РФ - об угрозах безопасности Российской Федерации;

выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

добывать разведывательную информацию в интересах: - обеспечения безопасности Российской Федерации, - повышения экономического, научно-технического и оборонного потенциала Российской Федерации;

выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов Федеральной службы безопасности;

выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в: - Вооруженных Силах РФ, - Пограничных войсках РФ, - внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, - Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, - Железнодорожных войсках РФ, - Войсках гражданской обороны РФ, - иных воинских формированиях и в их органах управления, - органах внутренних дел, - федеральных органах налоговой полиции, - федеральных органах правительственной связи и информации, - таможенных органах РФ;

обеспечить в пределах своих полномочий безопасность объектов: - оборонного комплекса, - атомной энергетики, - транспорта и связи, - жизнеобеспечения - крупных городов и промышленных центров, - других стратегических объектов, - в сфере космических исследований,
- приоритетных научных разработок;

обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;

участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну;

осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками РФ меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации и ряд других.

Органы Федеральной службы безопасности имеют право:

устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;

осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию - шпионажа, - террористической деятельности, - организованной преступности, - коррупции, - незаконного оборота оружия и наркотических средств, - контрабанды, - других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов Федеральной службы безопасности;

осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц, общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ;

осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящих разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности РФ, преступные группы;

осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством РФ к ведению органов Федеральной службы безопасности;

иметь и использовать в соответствии с законодательством РФ следственные изоляторы;

осуществлять шифровальные работы в органах Федеральной службы безопасности, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях, государственных органах, предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);

использовать в случаях, не терпящих отлагательства транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям (за исключением транспортных средств, которые законодательством РФ освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, проезда к месту происшествия;

беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством РФ к ведению органов Федеральной службы безопасности, преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы ФСБ РФ уведомляют прокурора в течение 24 часов);

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;

осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории: - особо режимных объектов, - закрытых административно-территориальных образований, - иных охраняемых объектов, а также: - проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, - получать от них объяснения, - осуществлять их личный досмотр, досмотр их вещей и документов;

вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством РФ к ведению органов федеральной службы безопасности;

создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации, подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы Федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;

создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы Федеральной службы безопасности;

осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов Федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности;

заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;

разрешать сотрудникам органов Федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;

использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов Федеральной службы безопасности, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений, транспортных средств, документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций;

оказывать содействие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны и другие.

Контроль за деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют:

Президент РФ;

Федеральное Собрание;

Правительство РФ;

судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Надзор за исполнением Федеральной службы безопасности законов РФ осуществляют:

Генеральный прокурор РФ;

уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам Федеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления деятельности органов Федеральной службы безопасности в предмет прокурорского надзора не входят.

Органы внешней разведки Российской Федерации

Внешняя разведка РФ представляет собой совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки Российской Федерации, и является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Она призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных федеральным законом методов и средств.

Статус, организационные основы, функции органов внешней разведки Российской Федерации определены Законом «О внешней разведке».

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах, намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Правовую основу разведывательной деятельности составляют:

Конституция РФ;

Федеральный закон «О внешней разведке»;

другие федеральные законы;

нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, касающиеся внешней разведки РФ.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий:

Президент РФ,

Федеральное Собрание

исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности РФ иными способами.

Разведывательную деятельность проводят органы внешней разведки с целями:

обеспечения Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в: - политической, - экономической, - оборонной, - научно-технической, - экологической областях;

обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности;

содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны, военно-техническому обеспечению безопасности РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Осуществление разведывательной деятельности возложено в пределах их полномочий на:

службу внешней разведки РФ в: - политической, - экономической, - военно-стратегической, - научно-технической, - экологической сферах,

сфере обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической, экологической сферах;

органы внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ в политической, экономической, военной, научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств;

органы внешней разведки Федеральной пограничной службы Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы РФ, исключительной экономической зоны РФ, континентального шельфа РФ.

Общее руководство органами внешней разведки РФ осуществляет Президент РФ.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставляются следующие полномочия:

установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

использование в целях конспирации документов, зашифровывающих –личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений, транспортных средств органов внешней разведки РФ;

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны РФ;

организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Законом «О внешней разведке»;

создание – специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств, информации от противоправных действий и угроз;

создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации и ряд других.

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки Российской Федерации могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяют условия этой деятельности. Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными органами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки Российской Федерации. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки Российской Федерации, их сотрудники осуществляют связь с общественными объединениями,

средствами массовой информации.

гражданами Российской Федерации

через специально создаваемые в этих целях в структуре указанных органов службы.

Публикуемые средствами массовой информации материалы о деятельности внешней разведки не должны содержать сведений, составляющих государственную тайну или носящих конфиденциальный характер.

За деятельностью органов внешней разведки РФ осуществляется парламентский контроль в порядке, устанавливаемом федеральными законами.

Надзор за исполнением органами внешней разведки РФ федеральных законов осуществляют –

Генеральный прокурор РФ,

уполномоченные им прокуроры.


Тема 7. Органы юстиции

 

7.1. Министерство юстиции РФ - современная структура и функции

7.2. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ

7.3. Пенитенциарная система Министерства юстиции РФ

 

7.1. Министерство юстиции Российской Федерации – современная структура и функции

Министерство юстиции в Российской Федерации – центральный орган федеральной исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере юстиции.

Организацию и деятельность органов юстиции определяется:

Конституцией РФ;

Положением о Министерстве юстиции РФ;

Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»;

указами и распоряжениями Президента РФ;

постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

другими законодательными актами.

Система Министерства юстиции России имеет следующую структуру:

Министерство юстиции РФ;

территориальные органы министерства юстиции (в том числе федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам);

пенитенциарные органы и учреждения;

непосредственно подчиненные ему учреждения и организации (нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз и др.).

В соответствии с законодательством РФ на Министерство юстиции как орган, возглавляющий систему органов юстиции, возложены следующие основные задачи:

реализация государственной политики в сфере юстиции;

обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

обеспечение установленного порядка деятельности судов;

обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Министерство юстиции РФ в целях реализации возложенных на него задач осуществляет следующие функции:

координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти (См.: Регламент законопроектной деятел

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...