Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Органы предварительного следствия и дознания




 

9.1. Система органов предварительного расследования в РФ

9.2. Задачи и полномочия органов предварительного следствия

9.3. Функции и компетенция органов дознания

 

9.1. Система органов предварительного расследования в Российской Федерации

В соответствии с современным законодательством предварительное расследование представляет собой регламентированную уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением. Деятельность органов предварительного расследования направлена также на –

выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением,

обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества,

выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

Предварительное расследование – самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Выводы, сделанные в процессе предварительного расследования о виновности, о доказанности или же иные выводы не являются окончательными. Они перепроверяются в ходе судебного следствия, составной части судебного разбирательства. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, но осуществляет свое собственное исследование доказательств:

заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей;

изучает заключения экспертов;

осматривает вещественные доказательства и т.д.

Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного следствия.

Задачами предварительного расследования являются:

быстрое и полное раскрытие преступления, под которым понимают установление в определенном законом порядке всех обстоятельств преступления и совершившего его лица;

изобличение виновных путем сбора достаточного количества доказательств, на основании которых можно сделать однозначный вывод о виновности лица в совершении преступления;

обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления;

принятие мер по обеспечению материального ущерба – розыск и изъятие похищенного, наложение ареста на имущество и вклады и т.д.

Осуществление предварительного расследования должно основываться на следующих принципах:

осуществление производства по делу в точном соответствии с законом;

всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела;

равенство граждан перед законом и судом;

обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;

презумпция невиновности;

гласность;

неприкосновенность личности и жилища, охрана личной жизни и тайны переписки;

публичность, то есть государственное начало в борьбе с преступностью.

Предварительное расследование осуществляется уполномоченные на то законом органами. В зависимости от преступления предварительное расследование осуществляется либо органами предварительного следствия, либо органами дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие. Предварительное следствие – это расследование, проводимое специально уполномоченными лицами – следователями, с целью решения стоящих перед ними задач по быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных, установлению других обстоятельств дела и привлечению виновных к уголовной ответственности.

Предварительное следствие осуществляется:

следователями прокуратуры;

следователями органов Федеральной службы безопасности;

следователями органов внутренних дел;

следователями Федеральной службы налоговой полиции.

Правом на производство отдельных следственных действий или расследования в полном объеме наделен прокурор, начальник следственного отдела и следователь (в соответствии с УПК РФ). Никакие другие органы и должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности» государство признает его виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

В то же время предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к местам совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление и в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства. Суд, рассматривающий дело, не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, расширить объем обвинения, применить закон о более тяжком преступлении (ст. 252 УПК РФ).

Второй формой предварительного расследования является дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. От предварительного следствия оно отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.

Дознание представляет собой производство органом дознания предварительного расследования по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ч.3 ст.150 УПК РФ)

Дознание осуществляется в 2-х формах:

по делам, по которым предварительное следствие необязательно, в порядке, установленном гл.32 УПК РФ

по делам, по которым предварительное следствие обязательно, в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

Дознание осуществляется с соблюдением следующих процессуальных особенностей:

срок производства дознания не более 20 суток, в случае необходимости он может быть продлен прокурором еще до 10 суток;

при необходимости органы дознания могут возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу;

по окончании дознания составляется обвинительный акт – процессуальный документ, в котором формулируется обвинение и приводятся доказательства, подтверждающие обвинение и доказательства, на которые ссылается сторона защиты.

К органам, осуществляющим дознание (См.: ст. 40, 157 УПК РФ), относятся:

государственные органы исполнительной власти, наделенные правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность: - органы внутренних дел; - органы Федеральной службы безопасности; - федеральные органы налоговой полиции; - федеральные органы государственной охраны; - органы пограничной службы РФ; - таможенные органы РФ; - Служба внешней разведки РФ;- Министерство юстиции РФ

Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и высшего Арбитражного Суда РФ;

командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;

руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания;

главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ.

Дознание и предварительное следствие имеют сходство и различия.

Общим для обеих форм расследования является:

решаемые задачи;

принципы осуществления задач;

процессуальная форма, (закон установил единый порядок производства следственных действий для всех органов дознания и предварительного следствия);

равная юридическая значимость результатов (установленные ими в результате процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение).

Различия состоят в следующем:

состав органов;

методы работы (например, следователь в отличие от органа дознания не осуществляет оперативно-розыскных мероприятий, а лишь дает распоряжение об их проведении органу дознания или специальным оперативным подразделениям);

сроки расследования (на следствие отведено 2 месяца, на дознание – 20 суток);

процессуальный режим (например, когда производство предварительного следствия не обязательно и материалы дознания уже являются основанием для рассмотрения дела в суде);

степень процессуальной самостоятельности следователей и лиц, производящих дознание (органы дознания, в отличие от следствия, наделены правом производить действия оперативно-розыскного характера).

Оперативно-розыскная деятельность – это вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно уполномоченными на то подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Виды оперативно-розыскных мероприятий:

опрос граждан;

наведение правок;

сбор образцов для сравнительного исследования;

проверочная закупка;

исследование предметов и документов;

наблюдение;

отождествление личности;

обследование помещений зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств;

контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

прослушивание телефонных переговоров;

снятие информации с технических каналов связи;

оперативное внедрение;

контролируемая поставка;

оперативный эксперимент.

Основными процессуальными актами, составляемыми при производстве предварительного расследования, являются постановления и протоколы.

Постановление – это процессуальный документ, в котором выражается решение следователя, органа дознания или прокурора, принятое при производстве предварительного следствия или дознания. Оно может касаться отдельных процессуальных действий (постановление на обыск, выемку и другие процессуальные действия) или всего дела в целом (постановление о прекращении уголовного дела).

Постановления по уголовным делам следователя, органа дознания или прокурора, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Протокол – это процессуальный документ, в котором отражаются ход и результаты следственных действий или фиксируется факт выполнения того или иного требования уголовно-процессуального закона. О производстве каждого следственного действия должен быть составлен протокол (протокол обыска, допроса, следственного эксперимента и т.д.). В соответствии с УПК РФ составляются также протоколы, удостоверяющие факты ознакомления с материалами дела, факт объявления об окончании предварительного расследования и другие.

Таким образом, если протокол – это процессуальный документ описательно-удостоверяющего свойства, то постановление – это документ, в котором выражено решение следователя, обязательное для исполнения всеми должностными лицами и гражданами.

9.2. Задачи и полномочия органов предварительного следствия

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности. В этих ведомствах созданы следственные аппараты, то есть специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые задачи и полномочия.

Задачами органов предварительного следствия являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь – это должностное лицо соответствующего ведомства, специально назначаемое для расследования преступлений, которое является единственной осуществляемой им функцией. Для этого следователь наделяется полномочиями, определенными Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочия следователя включают в себя:

возбуждать уголовное дело;

право принимать решение о направлении расследования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий;

производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.д.;

применение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъектам, участвующим в деле;

принятие решения о привлечении лица в качестве обвиняемого;

принятие решения о применении к обвиняемому меры пресечения;

принятие решения об окончании предварительного следствия;

право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые направлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для последующего его вызова, задержания и т.д.;

право поручать местным органам дознания производство следственных и розыскных действий;

привлечение органов дознания к производству отдельных следственных действий, которые проводит он лично.

Следователь является полностью самостоятельным при расследовании преступлений. Только в случаях, предусмотренных законом (при заключении подозреваемого, обвиняемого под стражу, производстве обыска и др.), он должен получить разрешение суда или санкцию прокурора. Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следователями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания. Однако, если следователь не согласен с указаниями по важнейшим вопросам следствия о привлечении в качестве обвиняемого, объеме обвинения, квалификации преступления, направлении дела для предания обвиняемого суду, прекращении дела, то он вправе приостановить выполнение указаний прокурора и представить дело со своими возражениями вышестоящему прокурору, который либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дознания содействия при производстве следственных действий (например, обыска). Такие поручения и указания обязательны для исполнения. Также обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и должностными лицами постановления следователя по делам, находящимся в его производстве.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, принимать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. В связи с этим он вправе вносить представления, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, осуществляют следователи органов внутренних дел. К ним относятся дела о таких преступлениях, как нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др.

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

Дела о таких преступлениях, как –

убийства,

изнасилования,

получение взятки,

а также все дела о преступлениях, совершенных –

судьями,

прокурорами,

следователями,

должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы

расследуют следователи прокуратуры. В их компетенцию входит также расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных –

военнослужащими Вооруженных Сил РФ;

другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим;

сотрудниками Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.

Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Следственный аппарат органов Федеральной службы безопасности имеет следующую структуру:

Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных др.) органах безопасности;

следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках.

Надзор за законностью действий и решений органов предварительного следствия осуществляет прокуратура.

9.3. Функции и компетенция органов дознания

Производство дознания в Российской Федерации возлагается законом на административные органы государства и должностных лиц, выполняющих административно-распорядительные функции. Осуществление дознания для этих органов и лиц представляет собой производную, вспомогательную функцию по отношению к их основным функциям. Так, основными задачами и направлениями деятельности милиции являются –

обеспечение личной безопасности граждан;

предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;

раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка.

Командование Вооруженных Сил РФ призвано обеспечить боеспособность и боеготовность вверенных им подразделений, военной техники и т.д.

Органы дознания проводят расследование уголовных дел, возникающих в своем большинстве в сфере их административной деятельности. Это дает возможность наиболее оперативно реагировать на каждый случай совершения преступления и квалифицированно, с учетом специфики той или иной управленческой деятельности, расследовать уголовные дела.

Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, и их полномочия установлены Уголовно-процессуальным кодексом РФ и различными специальными законами: «О милиции», Таможенным кодексом и другими. В рамках отдельных ведомств дознание регламентируется соответствующими внутриведомственными нормативными актами.

С процессуальной точки зрения общим для всех органов дознания независимо от ведомственной принадлежности является:

выполнение одних и тех же задач при производстве дознания;

осуществление дознания по единым правилам, установленным уголовно-процессуальным законом;

проведение дознания под надзором прокурора;

возможность использования в целях более успешного производства дознания каждым из органов дознания своих людских и материальных резервов.

Многие из числа органов дознания помимо дознания и административной деятельности вправе осуществлять и оперативно-розыскную деятельность. Однако УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на тех лиц, которые проводили или проводят по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» определяются задачи оперативно-розыскной деятельности:

выявление,

предупреждение,

пресечение,

раскрытие преступлений;

выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих, совершивших преступление;

розыск лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, экологической безопасности РФ.

Задачами органов дознания, как и органов предварительного следствия, являются:

быстрое и полное раскрытие преступлений;

изобличение виновных;

обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания также осуществляют прием, проверку, разрешение заявлений и сообщений о преступлениях.

В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступлений, перечисленных в ч.3 ст.150 орган дознания должен провести предварительное расследование в 20-дневный срок. По окончании расследования составляется составляется обвинительный акт, который вместе с материалами уголовного дела прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело прокурор передает для производства предварительного следствия.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск или иные следственные действия.

По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Лицо, производящее дознание, это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия и принимает процессуальные решения (ст. 41 УПК РФ). Обладая определенной самостоятельностью, лицо, производящее дознание, вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания.

Основным органом дознания является милиция. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, главными задачами которых являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этими задачами сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передают следователю либо возбуждают уголовное дело, проводят неотложные следственные действия, а затем дело направляют по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым уполномоченным). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Сами не осуществляют дознание –

командиры воинских частей и подразделений,

начальники воинских учреждений,

начальники исправительных учреждений,

начальники следственных изоляторов.

Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуют дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура.


Тема 10. Нотариат

 

10.1. Нотариат в РФ, организационные основы его деятельности

10.2. Правила совершения нотариальных действий

 

10.1. Нотариат в Российской Федерации, организационные основы его деятельности

Нотариат – система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Основами законодательства о нотариате, нормативными правовыми актами субъектов РФ

защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

Нотариальные действия предусмотрены законом и в соответствии с действующим законодательством РФ о нотариате насчитывают 20 видов. Это:

удостоверение сделок, для которых законодательством РФ установлена обязательная нотариальная форма;

выдача свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе;

принятие мер к охране наследственного имущества,

другие.

Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы – должностные лица, уполномоченные на совершение нотариальных действий, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Если в населенном пункте нет нотариуса, нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Нотариальные действия на территории других государств совершают от имени Российской Федерации должностные лица консульских учреждений.

Как правило, территорией деятельности нотариуса является определенная административно-территориальная единица в городах, районах или сельской местности. Территория, на которой нотариус совершает свою деятельность, называется нотариальным округом. В городах, имеющих районное или административное деление, нотариальным округом считается вся территория города. Совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Так, для удостоверения завещания, в случае тяжелой болезни завещателя, он может выехать в другой округ при отсутствии в нем нотариуса.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции или соответствующими органами юстиции, которым Министерство юстиции дает поручения на открытие или упразднение нотариальных контор. Министерство юстиции ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой, устанавливает порядок выдачи лицензий на право ведения нотариальной деятельности и осуществляет иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» Министерство юстиции и его территориальные органы обязаны осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата. Органы юстиции имеют право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и другие документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами.

Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты и иметь лицензию. Руководство деятельностью частных нотариусов осуществляют нотариальные палаты. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе –

иметь контору;

открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный;

иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности;

нанимать и увольнять работников;

распоряжаться поступившим доходом,

выступать в любых судах от своего имени.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в общем порядке.

При сравнении статусов государственного нотариуса и нотариуса, занимающегося частной практикой, можно выделить как сходства, так и различия в их правовом положении. К числу сходств следует отнести:

наличие единой правовой базы – Конституции РФ, Основ законодательства о нотариате РФ, ГК РФ, ГПК РФ;

общие требования для назначения на должность;

общие права и обязанности при совершении нотариальных действий;

практически единая компетенция и одинаковая юридическая сила оформленных ими документов;

единые правила нотариального делопроизводства;

общий порядок учреждения должности и наделения полномочиями.

Различия состоят в:

порядке материальной ответственности за причиненный ущерб – государственный нотариус – в соответствии с ТК РФ, частный – за счет средств страхового фонда и личного имущества;

порядке принудительного прекращения деятельности – государственный нотариус – увольнение в соответствии с ТК РФ, частный – по решению суда;

страховании нотариальной деятельности – государственный нотариус – добровольное, частный – обязательное;

порядке финансирования деятельности – государственный нотариус – за счет бюджета, частный – за счет собственных средств, полученных за совершение нотариальных действий и других финансовых поступлений;

условиях членства в нотариальных органах самоуправления – членство государственного нотариуса в нотариальной палате необязательно, членство частного нотариуса в нотариальной палате обязательно;

объеме организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций – частный нотариус вправе иметь контору, счета в банках, в том числе валютный, нанимать и увольнять работников и т.д.

В своей работе нотариус должен быть беспристрастен и независим, руководствоваться действующим законодательством РФ, а также международными договорами. При исполнении служебных обязанностей нотариус, а также лица, работающие в нотариальной конторе, не имеют права разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, даже и после сложения полномочий или увольнения. Сведения или документы о совершенных нотариальных действиях можно выдавать только лицам, от имени или по поручению которых они совершены.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдают по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами. Справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляют в определенных случаях в налоговый орган. Справки о завещании выдают только после смерти завещателя.

К лицам, претендующим на должность нотариуса, предъявляются определенные требования по образованию и сроку стажировки. Для нотариусов существуют определенные ограничения в области другой деятельности, кроме нотариальной. Так, например, нотариус не вправе:

заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью и никакой иной, кроме научной и преподавательской;

оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами по правилам, утверждаемым Министерством юстиции и Федеральной нотариальной палатой. Нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством республиканских или территориальных органов власти. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется делопроизводство, тексты оформляемых документов должны быть переведены ему нотариусом или перев

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...