Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые технологии обоснования рациональных решений.




ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 

1.1. Роль, место и значение планирования в управлении предприятием (организацией). Сущность и структура объектов планирования на предприятии (в организации).

Планирование - оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- предвидение вероятных рыночных тенденций;

- исследование требований потребителей;

- обеспечение выпуска продукции более высокого качества;

- непрерывное повышение эффективности производства;

- выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства;

- применение наиболее экономичных технологий и оборудования;

- согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленность этих действий на достижение взаимовыгодных результатов.

Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий. В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений.

Планирование может осуществляться по календарным срокам или непрерывно. Планирование по календарным срокам предполагает разработку планов на следующий календарный период за некоторое время до завершения отчетного периода, то есть периода, на который план был составлен ранее. Непрерывное планирование предполагает постоянную разработку планов на предстоящие периоды.

Планирование связано с решением ряда профессиональных специальных задач, поэтому в структуре управления производственными и экономическими системами функции планирования выполняют органы и подразделения планирования. Они являются важнейшими элементами системы управления, выполняют свои функции в тесном взаимодействии со всеми остальными органами и подразделениями производственных и экономических систем.

Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов достижения намеченных предприятием целей.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, социальной, экономической. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расхода, направления и сроки использования, режим потребления и т. д.

Спланировать деятельность предприятия - это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.

Разработка системы финансового управления предприятием направлена на максимально эффективное достижение сформулированных целей и задач. На многих предприятиях сложилась структура управления, неадекватная происходящим в экономике изменениям. Основные ее недостатки следующие:

- подразделения и филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и, как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональных обязанностей);

- у генерального директора много заместителей с часто пересекающимся диапазоном ответственности;

- отсутствует достаточная информационная поддержка деятельности предприятия;

- отдел автоматизации системы управления предприятием работает, как правило, на бухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовый отдел;

- различные аспекты работы с персоналом разнесены по функциональным подразделениям с неодинаковым уровнем подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом, отдел организации труда и заработной платы);

- отсутствует служба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времени ориентацию предприятия на изменения внешней среды.

Указанные факторы приводят к ситуации, когда многие задачи (включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что нет ответственных лиц либо их слишком много. На отдельных предприятиях структура не формализована.

Руководителю предприятия целесообразно проводить детальный анализ существующей структуры управления, выявлять ее сильные и слабые стороны, определять базовые принципы, в соответствии с которыми возможна ее реорганизация. К таким принципам относятся:

- адекватность назначения и функций управляющей системы целям и стратегии предприятия;

- имитирование числа замкнутых связей, приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения;

- восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;

- способность к переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;

- жесткий контроль за исполнением управленческих решений и результатов;

- соблюдение правила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четко сформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения и нести за них полную ответственность;

- соответствие квалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;

- разработка и внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификации менеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачами предприятия.

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы: перспективное финансовое планирование; текущее финансовое планирование; оперативное финансовое планирование.

1.2. Возможность и необходимость планирования в условиях рынка.

Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкой свободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. С переходом к новым условиям хозяйствования предприятия обрели возможность самостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты, распределять ресурсы. Р. Акофф заметил, что лучше планировать для себя – неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо.

Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономике заключается в выборе целей развития, форм хозяйственной деятельности, способов их осуществления, которые при использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых качественных и количественных результатов.

Под планированием, как правило, понимается процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, определения путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность между объемом финансовых ресурсов и их распределением.

Использование финансового планирования на российских предприятиях ограничивается действием ряда факторов:

- высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;

- незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.

В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим значительными средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу.

1.3. Предмет планирования. Факторы, влияющие на выбор формы планирования.

Предметом финансового анализа являются отношения между отдельными подразделениями организации в сфере управления финансами, а также финансовые отношения организации с внешними контрагентами.

Объектом финансового анализа является финансово-хозяйственная деятельность организации, в частности, процессы, связанные с изменением:

· ресурсной базы организации (собственного и заемного капитала);

· активов организации (оборотных и внеоборотных);

· доходов и расходов организации;

· денежных потоков организации и др.

Различают три основные формы планирования: «сверху вниз», «снизу вверх» и «цели вниз, планы вверх».

Первая форма организации планирования основывается на том, что руководство или правительство создает планы, которые надлежит исполнять подчиненным организациям и исполнителям. В большинстве случаев это неэффективная форма организации, которая игнорирует творческий потенциал и интересы большинства. Без жесткой авторитарной системы принуждения составленные таким образом планы не исполняются.

Вторая форма основана на том, что планы формируются исполнителями и утверждаются руководством. Как и первая, эта форма, как правило, неэффективна, поскольку в современных условиях специализации и разделения труда полученные таким образом планы представляют неквалифицированное выражение некоторого комплекса эгоистических интересов.

Соединить достоинства и устранить недостатки двух охарактеризованных форм организации планирования позволяет их сочетание. Наиболее известно их сочетание в форме «цели вниз, планы вверх». Высшие органы управления формулируют цели и главные задачи, стимулируют выдвижение и разработку предложений, направленных на достижение поставленных целей, привлекают к разработке планов всех основных участников их последующего выполнения. Такая форма позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал персонала, с одной стороны, и создает предпосылки для развития самоуправления и успешного выполнения планов — с другой.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода: перспективное; среднесрочное; текущее планирование. Перспективное планирование охватывает период более 5 лет, например 10, 15, 20 лет. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие. Среднесрочное планирование осуществляться на период от 1 года до 5 лет. Текущее планирование охватывает период до 1 года и включает полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное), суточное планирование.

Формы планирования в зависимости от содержания плановых решений могут быть: стратегическими; тактическими; оперативно-календарными.

Суть стратегического планирования - в разработке и принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить свой бизнес, какие усилия следует предпринимать для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т. д.

Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных планов, в которых конкретизируются стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Результатом тактического планирования является план экономического и социального развития предприятия, представляющий собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период.

Оперативно-календарное планирование включает составление краткосрочных планов, в которых содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс. На этапе оперативного планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия для корректировки процесса производства и др.

 

1.4. Основные этапы процесса планирования.

 

Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как:

- анализ финансовой ситуации;

- разработка общей финансовой стратегии фирмы;

- составление текущих финансовых планов;

- корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;

- осуществление оперативного финансового планирования;

- выполнение финансового плана;

- анализ и контроль выполнения плана.

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении средств. Эти документы содержат данные для анализа и расчета финансового состояния предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Подводится общий итог, который дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективному финансовому планированию: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы включаются в структуру научно-обоснованного бизнес плана предприятия.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми на предприятии.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы.

Шестой этап предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

1.5. Задачи финансового планирования.

 

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Важнейшие объекты финансового планирования:

1. Выручка от продажи товаров (продукции, работ и услуг);

2. Прибыль и ее распределение;

3. Фонды специального назначения и их использование;

4. Объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

5. Взносы в государственные внебюджетные фонды;

6. Объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

7. Плановая потребность в оборотных средствах и источники пополнения их прироста;

8. Объем капитальных вложений и источники их финансирования и др.

Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью фирмы.

Принципы финансового планирования:

1. Финансовое соотношение сроков – получение и использование средств должно происходить в установленные сроки.

2. Платежеспособность – финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах;

3. Оптимальность капитальных вложений – для капвложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования;

4. Сбалансированность рисков – наиболее рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных источников;

5. Соответствие условий и потребностей рынка – для предприятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию;

6. Предельная рентабельность - целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную рентабельность.

 

1.6. Организация внутрифирменного планирования;

 

Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел.

В его функции входят: разработка структуры обязательных для предприятия планов и направление их для утверждения руководящим органам предприятия; организация работы по составлению планов, подготовка материалов и исходных данных во всех отделах и службах предприятия, участвующих в плановой работе; составление технико-экономических прогнозов по важнейшим направлениям деятельности предприятия; разработка нормативных плановых документов (виды и структура планов) для подразделений предприятия; согласование планов всех подразделений предприятия; контроль за выполнением планов предприятия в целом и его отдельных подразделений.

В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы): технико-экономического планирования, себестоимости, цен; экономического анализа; учета и статистики, нормативов и др.

Планово-экономический отдел взаимодействует с плановыми бюро структурных подразделений, а также с другими функциональными подразделениями предприятия: главной бухгалтерией, отделами главного конструктора, главного технолога, главного механика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и др., а также всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия.

Производственно-диспетчерский отдел на основе плановых заданий разрабатывает номенклатурные, производственные задания цехам и производственным участкам, устанавливает сроки и контролирует ход выполнения этих заданий. Отдел маркетинга занимается исследованием рынка, планированием основных товарных групп (линий), сбыта, продвижения и распределения продукции. В компетенцию отдела цен входит планирование ценовой политики предприятия. Отдел сбыта планирует конкретные направления сбыта продукции, а также новые формы обслуживания и торговли. Финансовые службы ведают планированием издержек и конечных показателей финансовой деятельности предприятия. Отдел кадров ведет планирование использования трудовых ресурсов Производственно-технические службы (планово-диспетчерские бюро подразделений предприятия) отвечают за планирование работы отдельных подразделений предприятия, планирование по сменам, контролируют качество сырья, комплектующих изделий и готовой продукции. На небольших предприятиях планово-экономический отдел может отсутствовать, тогда его функции передаются отделу маркетинга или же относятся к непосредственному ведению одного из заместителей директора.

Большинство современных предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, поэтому основную роль в их плановой работе играет текущее планирование. Его главная цель - обеспечить бесперебойную, сбалансированную работу предприятия как во времени, так и по структурным подразделениям.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план предприятия.

Годовой план предприятия - это предвиденная и подготовленная на текущий период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.

Годовой план предприятия разрабатывается планово-экономическим отделом до начала планируемого года, как правило, в ноябре или декабре предшествующего года и имеет поквартальную разбивку всех показателей. До наступления планового периода планово-экономический отдел доводит обязательные разделы плана до структурных подразделений и осуществляет контроль за ходом его выполнения.

Структура годового плана включает следующие разделы и показатели:

1. Производство продукции.

1.1. Объем производства в натуральном и стоимостном выражении.

1.2. Реализация в натуральном и стоимостном выражении.

2. Ресурсное обеспечение.

2.1. Основные фонды (обновление и использование).

2.2. Оборотные фонды (нормативная потребность и использование).

2.3. Оборотные средства (собственные и заемные).

2.4. Трудовой потенциал (численность занятых, затраты на оплату труда).

3. Оценочные показатели.

3.1. Себестоимость продукции.

3.2. Производительность труда.

3.3. Процент реализованной продукции.

3.4. Прибыль, рентабельность.

4. Финансовые обязательства.

4.1. Платежи в бюджеты всех уровней.

4.2. Погашение кредита (задолженности) и выплата процентов.

5. Социальное развитие.

5.1. Развитие непроизводственной сферы.

5.2. Улучшение условий труда. Охрана труда.

5.3. Подготовка и переподготовка кадров.

6. Природоохранные мероприятия.

6.1. Влияние производства на окружающую среду.

6.2. Безопасность продукции для человека и внешней среды.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ВНУТРИФИРМЕННОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

2.1. Методологическая основа планирования; Методы и средства планирования; Традиционные методы принятия плановых решений;

 

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей.

К основным методам финансового планирования относят:

1. Нормативный метод – сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

- федеральные нормативы;

- республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;

- местные нормативы;

- отраслевые нормативы;

- нормативы хозяйствующего субъекта.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

2. Расчетно-аналитический метод – сущность это метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчетно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

3. Балансовый метод – сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонд накопления, фонд потребления и др.

4. Метод оптимизации плановых решений – сущность данного метода заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.

5. Экономико-математическое моделирование – сущность экономико-математического моделирования в планировании финансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Данные методы помогают осуществлять координацию деятельности организации, направленную на оптимальное использование ресурсов в процессе достижения целей. Они применяются для решения широкого круга задач, начиная от составления сравнительно несложного графика сменности, и заканчивая большими производственными программами.

К ним относятся следующие методы:

1.Творчество, заключающееся в стимулирование творческой активности работников в направлении снижения затрат, повышения качества продукции для увеличении прибыли. В теории управления процесс творчества наименее изучен. Его обычно связывают с личностными характеристиками менеджера: предчувствие, интуиция, проницательность, изобретательство, новаторство. При оценке способностей специалиста-плановика к творчеству необходимо учитывать такие качества как: быстрота мышления; гибкость мышления; оригинальность; независимость суждения и т.п.

2. Адаптивный поиск, основанный на личном знании вопроса. С течением времени большое число решений повторяется в плановой работе, если не в деталях, то в принципе. В плановой работе много решений принимается на основе интуиции. Старые решения, формулируются применительно к новым условиям. Общее знание проблемы позволяет формулировать ее в процессе планового решения.

3. Система бухгалтерского учета. Ценность бухгалтерского учета для планирования определяется тем, что в нем представлены результаты деятельности предприятия. Данные бухгалтерского учета содержат натуральные показатели, позволяющие оценить результативность плановых решений.

4. Предельный анализ позволяет контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия. Метод предельного анализа применим во всех случаях, когда возможно подсчитать предельные издержки на что-то и сопоставить их с предельными доходами.

5. Норма прибыли на вложенный капитал (НВК) является важным методом и инструментом планирования затрат. С помощью НВК можно определить целесообразность капитальных вложений. НВК является показателем эффективности управления как фирмой в целом, так и ее отдельными структурными подразделениями.

6. Дисконтирование.

7. Корректировка параметров проекта предупреждает возможную неопределенность условий реализации проекта может учитываться методом корректировки параметра проекта. Суть данного метода состоит в том, что в проект, разработанный на стадии предплановой подготовки, вносятся необходимые коррективы, повышающие его достоверность.

8. Анализ чувствительности позволяет оценить, насколько сильно изменится эффективность планируемого мероприятия при изменении условий его реализации или определённом изменении одного из исходных параметров. Чем сильнее эта зависимость, тем выше риск реализации планируемого мероприятия. Метод анализа чувствительности проекта применяется в следующих случаях: а) для выявления факторов, в наибольшей степени влияющих на результаты реализации планируемого мероприятия; б) для сравнительного анализа проектов при решении вопроса о включении в план.

9. Проверка устойчивости – как метода состоит в разработке сценариев развития событий в базовом и наиболее опасных вариантах реализации плана для каких-либо проектов. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать организационноэкономический механизм реализации плана, каковы при этом будут доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников мероприятия. Это позволяет соблюсти интересы всех участников и устранить возможные неблагоприятные последствия, создать необходимые запасы и резервы или предусмотреть страхование риска.

10. Традиционные методы оперативно-календарного планирования – графики Ганта, планы-графики с выделением промежуточных этапов работ; система обеспечения сбалансированности материальных запасов и производственной программы.

Новые технологии обоснования рациональных решений.

 

Новые методы широко применяются в планировании, как правило, крупными компаниями. Они основаны на использовании экономико-математических моделей.

Математическая модель — это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Сущность моделирования заключается в создании такого анализа изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты. В планировании принято использовать следующие модели:

1. Модели, основанные на использовании теории вероятности и математической статистики (стохастические модели). К ним относятся модели, основанные на использовании теорий: - анализа корреляций и регрессий; - дисперсионного анализа; - массового обслуживания; - игр; - статистических решений; - расписаний; - запасов; - информации; - надежности.

2. Методы математического программирования, которые позволяют выбрать совокупность чисел, являющихся переменными в уравнениях и обеспечивающих экстремум некоторой функции при ограничениях, определяемых условиями работы планируемого объекта.

3. Методы имитации. В планировании под имитацией понимают создание модели реальной хозяйственной ситуации и манипулирование с этой моделью в целях обоснования планового решения.

4. Метод оценки и пересмотра планов ПЕРТ. В процессе оптимизации плановых решений применяется класс моделей, основанный на математической теории графов. Частным видом таких моделей являются модели сетевого планирования. ПЕРТ служит мощным инструментом совершенствования и управления сложными комплексами работ, связанных условиями значительной неопределенности. Этот метод позволяет быстро определить узкие места в выполнении графиков и распределять соответствующим образом ресурсы в целях ликвидации отставания. Метод позволяет рассматривать весь комплекс работ, предусмотренных в планах компании. Система ПЕРТ может быть реализована в нескольких вариантах: ПЕРТ/время. Этот метод планирования имеет четыре отличительные особенности: сетевой график, временные оценки, определение резервов времени и критического пути, принятие мер по корректировке графика; ПЕРТ/затраты. Этот метод представляет собой дальнейшее развитие метода ПЕРТ/время в направлении оптимизации сетевых графиков по стоимости.

2.3. Основные принципы финансового планирования.

Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретности и измеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости, обязательности исполнения.

Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи.

Принцип маржинальности предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов.

Ориентированность во времени требует, чтобы каждый план имел свои строго определенные границы во времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов.

Принцип гибкости предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события.

Непрерывность планирования требует, чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны и гибко реагировали на постоянно меняющиеся условия реальной экономической ситуации.

Комплексность планов означает, что они должны высвечивать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производственных фондов, наем персонала, оплату труда и др. В каждой из этих сфер устанавливаются объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы.

Непротиворечивость планирования предполагает наличие тесной взаимосвязи и согласованности различных видов планов. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и предприятия в целом. Напротив, успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений.

Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...