Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы внешней среды: выбор, оценка, прогнозирование.




Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится организация?

2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?

3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.

Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Среди них темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платежный баланс, стабильность доллара США за рубежом и налоговая ставка. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы.

Политические факторы. Активное участие лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе является четким указанием на важность государственной политики для организаций.

Рыночные факторы. Изменчивая рыночная внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят многочисленные факторы, к этим факторам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли. В целом, анализ различных рыночных факторов дает возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.

Рисунок 5.1. Факторы внешней среды

Технологические факторы. Анализ технологической внешней среды может, по меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию «футурошока», который может разрушать организацию.

Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство сегодня должно постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.

Факторы конкуренции. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические и возможные реакции своих конкурентов. Профессор Майкл Портер разделяет анализ такого объекта, как конкурент, на четкие вопросы, на которые должно ответить руководство: что движет конкурентом, что делает конкурент и что он может сделать?

Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. Часто именно социальные факторы создают самые крупные проблемы для организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, корпорация сама должна меняться, осознанно преобразуясь в учреждение, приспособленное к новой окружающей среде.

Перечень внешних опасностей и возможностей. При помощи анализа внешней среды организация может создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Перечень включает как взвешивание факторов (для измерения значимости каждого фактора для данной организации), так и оценку воздействия фактора на организацию.

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации, а также о существенных внешних проблемах.

Прогнозирование состояния внешней среды предполагает по­лучение прогнозной информации о будущем развитии определен­ных параметров в ограниченной во времени и пространстве облас­ти исследования. В основу прогноза в качестве исходных принимаются определенные существующие и будущие условия, а также по воз­можности вероятности наступления ожидаемых согласно прогнозу событий. Общая цель такого прогноза — создать надежную основу для планирования собственного поведения.

Прогноз состояния внешней среды образует базу для оценки вариантов поведения предприятия под внешним воздействием. Благодаря стратегическому прогнозу предприятие может с необхо­димой точностью оценить свои потенциальные возможности, раз­работать соответствующие производственные программы на дли­тельный период, скоординировать производство конкурентоспо­собной продукции, поддерживая товары, пользующиеся повышенным спросом, или заменяя неэффективные.

На основании прогнозов осуществляется выбор перспективной продукции предприятия. В ходе прогнозирования производства предприятие определяет на долгосрочный период не только вид или тип основных товаров, но и их ассортимент.

5.2. Принципы и методы учета факторов внешней среды в планировании.

Планирование - это способ управления организацией, которая функционирует под воздействием внутренних и внешних факторов, при котором четко выражены цели. Среда планирования ограничивается внутренней и внешней средой предприятия.

Рисунок 1. Внешние факторы прямого воздействия

Процессы формирования и преобразования экономической информации в систему плановых показателей являются предметом планово-контрольных расчетов, под которыми понимаются как сам вычислительный процесс, так и результаты переработки стратегической информации. Посредством расчетов информация формируется и преобразуется в систему двух параллельных в отношении объектов управления групп показателей:

1) плановых, представляющих квалифицированные цели, управленческие решения и условия достижения целей;

2) контрольных, характеризующих степень достижения заданных целей, решения поставленных задач, отклонения факта от плана.

Система стратегических планово-контрольных показателей характеризуется иерархической структурой, на вершине которой находится сводная (интегральная) оценка деятельности организации, детализируемая на нижних уровнях иерархии в виде частных показателей.

Планово-контрольные показатели, развивающиеся под воздействием внешней среды планирования, являются интегральными индикаторами эффективности управления организацией. К их числу можно отнести, например, финансовые показатели, долю рынка, рост объемов продаж, соответствие стратегии организации положению дел в конкретном виде экономической деятельности и др.

Опыт работы зарубежных организаций показал, что необходимо инициативное включение планово-контрольных показателей в состав стратегической отчетности организации с целью удовлетворения в полном объеме потребностей руководства организации, а также внешних пользователей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...