Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные подходы к процессу структуризации целей фирмы. Фонды производства и фонды обращения. Капитальные вложения.




Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Основные производственные фонды (ОПФ) – это средства труда, которые участвуют в производственном процессе непосредственно и многократно и постепенно изнашиваются, перенося собственную стоимость на производимые предприятием товары. К основным фондам не относятся активы, используемые меньше года, а также те, стоимость которых меньше стократного размера минимальной заработной платы

Выделяют два основных признака классификации ОПФ – это реализуемая функция и степень участия в производственном процессе. В рамках первой классификации производственные фонды классифицируются:

Здания. К ним причисляются производственные помещения – цеха, корпуса, склады гаражи, офисы и прочее. Задача зданий как основных фондов – обеспечить условия для размещения оборудования, участвующего в производстве, и эффективной деятельности сотрудников.

Сооружения предназначены для добычи и хранения полезных природных ресурсов. К сооружениям причисляют шахты, карьеры, цистерны для хранения газов.

Передаточные устройства, имеющие цель своевременно обеспечить производство необходимыми ресурсами. Передаточные устройства – это электросети, продуктопроводы.

Оборудование – ключевой вид производственных фондов. Цель оборудования – преобразование ресурсов и сырья в готовую продукцию.

Транспорт служит для доставки материалов и сырья непосредственно к месту производства. Транспорт может быть внутрицеховым (электрокары), внутризаводским (автомобили), внезаводским (ЖД, водный транспорт).

Инструменты и инвентарь. Сюда включают инструменты, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев.

Второй признак – участие – позволяет разделить ОПФ на активные и пассивные. Активные ОПФ непосредственным образом влияют на предмет труда – сюда относят оборудование и инструменты. Пассивные не участвуют непосредственно, но все равно являются необходимыми – это здания и транспорт.

Используются три способа оценки ОПФ:

Первоначальная стоимость – совокупность издержек, необходимых для введения фонда в эксплуатацию.

Восстановительная стоимость – цена объекта на конкретную дату с учетом актуальных цен.

Остаточная стоимость – цена объекта, скорректированная на величину износа, образовавшегося за время использования.

Износ ОПФ может быть одного из двух типов: физический и моральный. Физическим износом называется утрата фондом своих технических характеристик как следствие воздействия химических, термических и иных факторов. Причиной морального износа считается НТП – создаются более производительные, экономичные и эффективные машины, поэтому использование старого оборудования становится нецелесообразным.

Фонды обращения – средства компании, которые находятся в сфере обращения. Они не участвуют в образовании стоимости, но при этом являются носителями созданной стоимости.

Фонды обращения входят в структуру оборотных средств компании. В экономическом анализе используется понятие структура оборотных средств. Она представляет из себя соотношение между отдельными элементами (фондами обращения и производственными фондами) в процентах к итогу.

Фонды обращения непосредственно не участвуют в процессе производства и образования стоимости, но являются ее носителями и связаны с процессом обращения товаров.

После завершения производственного цикла стоимость оборотных средств возмещается компании в составе выручки, которая в дальнейшем опять используется для организации процесса производства.

Фонды обращения можно классифицировать по источникам формирования. Различают те, которые осуществляются на собственные и заемные средства.

По особенностям планирования различают нормируемые и ненормируемые фонды обращения.

Капитальные вложения – это финансовые инвестиции в расширение производства и в его составляющие, которые в будущем будут приносить доход. Совокупность капитальный вложений образует капиталообразующие инвестиции.

Капитальные вложения требую не малых затрат, но за то в будущем, если финансирование капитальных вложений проводить правильно и по определенной схеме, эти вложения окупятся за счет повышения прибыли от расширения производства. Необходимость таких вложений очевидна. Фирма может лишь не долгое время функционировать, используя все ресурсы, которые она имеет.

Основные капитальные вложения можно производить в сферы:

- Инвестирование в новые строительные, торговые, офисные площадки, расширение используемой территории, приобретение незанятых территорий под освоение с перспективой их использования в экономических целях.

- Создание на предприятиях дополнительных экономических единиц с перспективой изготовления новой продукции, увеличение объемов традиционной продукции или введение инноваций.

- Реконструкции действующих объектов, переустройство функционирующих систем на более новые и эффективные, приносящие большие активы.

- Развитие функционирующих предприятий с задействованием новейших результатов научно–технического прогресса, автоматизации производства, модернизации устаревшего оборудования.

Деньги для инвестиций можно брать из нескольких источников. Для грамотного бизнесмена вопрос источников не будет проблемой. При чем не обязательно пользоваться только одним из них; на практике часто используется такая модель инвестирования, при которой одновременно задействованы несколько источников:

- Сбережения юридических/физических лиц, амортизационный фонд, денежные средства, поступления от страховой компании.

- Ассигнования из федерального бюджета, субсидии.

- Заемные/привлеченные финансовые ресурсы, поступления от продаж облигаций/акций, иностранные инвестиции, другие взносы.

- Личные средства фирмы

ТЕХНОЛОГИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Основные этапы составления финансового плана. Структура и содержание финансового плана.

Финансовый план хозяйствующего субъекта - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией. Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.

Финансовый план предприятия используется в следующих целях: с его помощью вырабатываются стратегия бизнеса и направления развития предприятия, с помощью плановых расчетов доказывается финансовая устойчивость предприятия, платежеспособность при привлечении заемных средств и потенциальных партнеров, с помощью рассчитанных финансовых коэффициентов определяется финансовое состояние и осуществляется контроль за деятельностью предприятия, финансовый план может быть использован при рекламе своего предприятия.

В литературе выделяют следующие основополагающие принципы финансового планирования:

1. Принцип финансового соотношения сроков - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки.

2. Принцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов в финансовом плане должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

3. Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования.

4. Принцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств.

5. Принцип приспособлений к потребностям рынка - в финансовом плане предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.

6. Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.


Рисунок 3.1. Принципы разработки финансового плана

Рассмотрим основные этапы финансового планирования (Рисунок 3).

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств.

Второй этап включает формирование общей финансовой стратегии на среднесрочную перспективу.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

Рисунок 3.2. Основные этапы финансового планирования на предприятии

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование, путем составления кредитного плана, кассового плана и платежных календарей.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:

- определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);

- изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т.д.;

- выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования и использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;

- устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в дела других предприятий и организаций;

- определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений.

Планирование в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по различным схемам: «снизу вверх» (децентрализовано); «сверху вниз» (централизованно) и «интерактивно» (во взаимодействии). Если планирование ведется в двух разрезах, то, как правило, долгосрочные стратегические планы разрабатываются на уровне корпорации, а среднесрочные на уровне структурных подразделений. Эти схемы планирования используются в российских условиях.

При децентрализованном планировании «снизу вверх» цели, стратегии планирования, производственные планы – все инициируются оперативными подразделениями предприятия.

Централизованная модель планирования – «сверху вниз» означает более важную роль планового отдела предприятия. При интерактивном планировании идеи формируются и стратегии вырабатываются в процессе взаимодействия по вертикали. Плановый отдел накапливает информацию, получаемую от подразделений, и ставит вопросы перед высшим руководством. Рыночные, финансовые стратегии могут вырабатываться плановыми службами корпорации и осуществляться на уровне корпорации в целом.

Финансовое планирование - это процесс разработки и контроля системы финансовых планов, охватывающий все стороны деятельности организации и обеспечивающий реализацию финансовой стратегии и тактики на определенный период времени.

3.2. Планирование как функция управления. Отличие плана от бюджета.

Планирование - это процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно быть сделано, как, кем, когда и какие и сколько должно быть использовано ресурсов.

Планирование подразделяется на 3 части: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее - сроком на 1 год; оперативное - на срок менее 1 года. Управление как процесс начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы.

2. Куда мы. хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, — это постоянная неопределенность будущего.

Одной из основных задач планирования является, возможно, более эффективное распределение ресурсов. Планы помогут распределить действия, относящиеся к использованию ресурсов, но в них часто остаются нерешенными вопросы о том, какие ресурсы имеются и как именно их следует использовать для достижения целей. Чтобы решить эту проблему, руководители используют бюджеты.

Являясь частью общей стратегии экономического развития предприятия бюджет носит по отношению к ней подчиненный характер и должен быть согласован с ее целями и направлениями. Вместе с тем, бюджет сам оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных в стоимостном выражении. Связь бюджета со стратегическим планом компании представлена на рисунке.

Это связано с тем, что основная цель общей стратегии — обеспечение высоких темпов экономического развития и повышение конкурентной позиции предприятия связана с тенденциями развития соответствующего товарного рынка (потребительского или факторов производства). Если тенденции развития товарного и финансового рынков не совпадают, может возникнуть ситуация, когда цели общей стратегии развития предприятия не могут быть реализованы в связи с финансовыми ограничениями. В этом случае бюджет вносит определенные коррективы в общую стратегию развития предприятия.


Рисунок 3.3 Связь бюджета со стратегическим планом компании

3.3. Взаимосвязь налогового и финансового планирования.

Налоговое планирование - это систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств как в текущем, так и в будущих периодах.

Налоговое планирование представляет собой одну из форм избежания налогов и в отличие от уклонения от их уплаты считается законным способом рационализации денежных потоков и максимизации стоимости бизнеса. Следует отметить, что избежание уплаты налогов представляет собой любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на минимизацию налоговых обязательств всеми законными способами.

Налоговое планирование не ставит целью скрыть заработанные денежные средства или материальные ресурсы от налогообложения. При этом добросовестная уплата налогов не означает, что она должна быть бездумной или максимальной.

Для российских предприятий целесообразно постоянно работать в направлении снижения налогового бремени в рамках действующих законов. В условиях жесткой фискальной политики научно-обоснованное налоговое планирование особенно актуально, поскольку оно помогает предприятиям минимизировать финансовые риски и обеспечивать расширенное воспроизводство.

Уже в течение двух десятилетий в российскую экономику происходит внедрение элементов налогового планирования, применение которых с каждым годом возрастает. Это связано в первую очередь с тем, что налоговое законодательство становится более совершенным, практически ежегодно в НК РФ вносятся поправки, изменения и дополнения, которые приводят законодательную налоговую базу в соответствие с реальной экономической действительностью.

Однако до сих пор организация налогового планирования российских предприятий значительно расходится с практикой иностранных государств. Главным образом это связанно с высокой ролью бухгалтерии предприятия в области налогового планирования, а также некоторой безучастностью экономических и финансовых служб: они или не занимаются планированием налогов и налоговой оптимизацией или только устанавливают фактические суммы уплачиваемых налогов, сборов, осуществляя этим функции статистической службы, а не финансовой.

Как часть финансового управления предприятием налоговое планирование не может существовать и эффективно функционировать отстраненно от финансового, управленческого, налогового учета, то есть от управленческого инструментария. Реализация руководством предприятия стратегических задач и управленческих решений без учета налоговых последствий является нерациональным и неразумным. Например, важно знать при расчете организацией своей налоговой нагрузки насколько предпринимательская деятельность и уплата налогов привлекают внимание налоговых органов, которые могут принять решение в проведении выездной проверки при возникших вопросах. Таким образом, для любого хозяйствующего субъекта налоговое планирование если еще не стало, то должно стать обязательным инструментом, в комплексе финансового менеджмента при принятии важного управленческого решения.

3.4. Формализованные модели методы финансового планирования.

К формализованным методам, используемым в финансовом планировании, относятся аналитические, статистические методы, графические.

Рисунок 3.4 Дерево факторов рентабельности операционного капитала

Аналитические методы используются, когда расчет финансовых показателей основан на детерминированных зависимостях (то есть существует математическая формула, в которой каждому значению переменной соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака). В данную группу входят следующие методы планирования финансовых показателей:

1. Метод прямого счета

2. Факторный метод

3. Метод пропорциональных зависимостей;

4. Нормативный;

5. Балансовый;

6. Метод оптимизации

Метод прямого счета предполагает использование определенных неслучайных функциональных взаимосвязей между различными технико-экономическими и финансовыми показателями.

Для расчета планового показателя используется уравнение, имеющее следующий вид:

y = f* (X1,X2…Xn); (3.1)

где y – плановое значение искомого показателя;

X1,X2…Xn – плановые значения показателей, влияющие на искомый;

f - жестко детерминированная функциональная зависимость.

Данный метод активно используется в годовом и оперативном финансовом планировании и является достаточно точным при условии надежности определения плановых значений показателей, влияющих на искомый.

Сущностью факторного метода является расчет финансовых показателей на основе изменения базового значения показателя под влиянием ряда факторов.

Этапы планирования факторным методом

1. определяется базовое значение показателя (Уо);

2. определяются факторы, которые повлияют на изменение показателя в плановом периоде X1,X2…Xn,;

3. определяется форма зависимости показателя от выбранных факторов (f* X1, f* X2… f* Xn);;

4. прогнозируются значения факторов в плановом периоде

5. оценивается изменение показателя У1, У2….Уn

6. рассчитывается плановое значение показателя

Уп = Уо + У1 + У2 +…. +Уn, (3.2)

Основу метода пропорциональных зависимостей составляет тезис о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики деятельности компании, который благодаря такому свойству мог бы быть использован как базовый для определения прогнозных значений других показателей в том смысле, что они "привязываются к базовому показателю с помощью простейших пропорциональных зависимостей». В качестве базового показателя используется чаще всего либо выручка от реализации продукции, либо себестоимость.

Плановый показатель рассчитывается по формуле:

y = А*Х, (3.3)

где y – плановое значение искомого показателя;

Х – отчетное значение данного показателя;

А – индекс роста показателя принятого в качестве базового.

Сущностью нормативного метода является расчет финансовых показателей путем умножения норм на планируемую величину экономического показателя, относительно которого установлена норма.

С помощью нормативного метода планируются отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, в резервные фонды, определяется потребность в оборотных производственных фондах и запасах готовой продукции на складах, планируются суммы амортизационных отчислений, распределяются доходы на потребление и накопление. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов.

Плановый показатель рассчитывается по формуле:

y = Н*Х; (3.4)

где y – плановое значение искомого показателя;

Н – установленная норма;

Х – плановое значение показателя, относительно которого установлена норма.

Балансовый метод предполагает расчет плановых показателей на основе сопоставления и взаимной увязки поступлений и расходования финансовых ресурсов. В финансовом планировании применяется стоимостный баланс, который разрабатывается в денежном выражении.

Балансовая увязка имеет вид:

ОН + П = Р + ОК, (3.5)

где ОН – остаток средств на начало планового периода, руб.;

П – поступление средств, руб.;

Р – расходование средств, руб.;

ОК - остаток средств на конец планового периода, руб.

Сущность метода оптимизации состоит в том, что плановое значение показателя определяется в результате решения оптимизационной задачи.

Существуют два направления выбора инвестиционных и финансовых вариантов:

- если даны ресурсы, то стремятся получить наилучший их результат использования;

- если дан результат, то пытаются свести к минимальному размеру расход ресурсов.

Выбор оптимального варианта производится на основе принятого критерия выбора.

Такими критериями могут быть:

1) минимум приведенных затрат

И + ЕН К = min,

где И - текущие затраты, руб.;

К - единовременные затраты, руб.;

ЕН - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений (ЕН = 0,15, что соответствует сроку окупаемости капиталовложений 6,6 года);

2) максимум приведенной прибыли

П - ЕН К = max,

где П - прибыль, руб.

3) максимум дохода на один рубль вложенного капитала;

4) минимум продолжительности одного оборота в днях, т.е. максимум скорости оборота капитала;

5) минимум финансовых потерь, т.е. минимум финансового риска;

6) другие критерии (максимум уровня рентабельности т.п.)

Статистические методы используются, если не удается представить систему в виде детерминированных категорий, но возможно ее отображение с помощью случайных событий, которые описываются вероятностными характеристиками и статистическими закономерностями.

К разряду статистических методов, используемых в финансовом планировании относят методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей.

Наиболее часто встречаемая ситуация при прогнозировании финансовых показателей - наличие временного ряда. В этом случае используют простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионных зависимостей. Первый метод исходит из предпосылки, что прогнозируемый показатель изменяется прямо пропорционально с течением времени. Поэтому для определения прогнозных значений показателей строится следующая зависимость

П = а + b * t (3.6)

где t -порядковый номер периода.

Параметры уравнения регрессии находят, как правило, методом наименьших квадратов. Подставляя в формулу нужное значение t можно рассчитать требуемый прогноз. Данный метод не учитывает влияние на финансовые показатели различных факторов внутренней и внешней среды и может быть использован при планировании только устойчиво развивающегося предприятия, функционирующего в стабильной среде.

Метод авторегрессионных зависимостей учитывает то, что значение практически любого экономического показателя в момент времени t зависит определенным образом от состояния этого показателя в предыдущих периодах, то есть значения прогнозируемого показателя в прошлых периодах должны рассматриваться как факторные признаки. Уравнение авторегрессионной зависимости в наиболее общей форме имеет вид:

Пt = Ао + А1 * Пt-1 + А2 * Пt-2 + ….. + А * Пt-k, (3.7)

где Пt - прогнозируемое значение финансового показателя в момент времени t

Пt-1 - значение показателя в момент времени t-1

Аi - i-ый коэффициент регрессии.

Для характеристики адекватности уравнения авторегрессионной зависимости используют величину среднего относительного линейного отклонения. Если данный показатель менее 15 %, считается, что уравнение авторегрессии может использоваться в прогнозных целях.

Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют, либо есть основания полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай. В результате качественного анализа выделяется k факторов (Х1,Х2,…Хk), влияющих, по мнению аналитика, на изменение прогнозируемого показателя (П) и строится чаще всего линейная регрессионная зависимость типа

А0 + А1 * Х1 + А2 * Х2 + … Аk * Хk, (3.8)

где Аi - коэффициенты регрессии, i = 1,2,….,k

Третья ситуация - наличие пространственно-временной совокупности - имеет место в том случае, когда:

- ряды динамики не достаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов;

- аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающихся по экономической природе и их динамике.

Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых представляет собой значения тех же самых показателей за различные периоды или на разные последовательные даты. Методы обработки таких совокупностей хорошо описаны в отечественной литературе и включают, в частности, усреднение параметров одногодичных уравнений регрессии, ковариационный анализ и т. д.

Графические методы - методы определения плановых показателей в результате построения графиков. Например, графическим методом можно рассчитать объем производства и реализации продукции при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...