Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация затрат: условно-постоянные и условно-переменные затраты, прямые и накладные расходы, критические затраты. Критерии распределения затрат.




В целом все виды затрат могут быть разделены на две основные категории: постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Постоянные (условно-постоянные) затраты — это расходы, кото­рые остаются сравнительно неизменными в течение бюджетного пе­риода, независимо от изменения объемов продаж (например, управ­ленческие расходы, амортизация). В действительности эти расходы постоянными в буквальном смысле слова не являются. Они возраста­ют вместе с увеличением масштабов хозяйственной деятельности (на­пример, с появлением новых продуктов, новых бизнесов, филиалов или представительств в других регионах) более медленными темпа ми, чем рост объемов продаж, или растут скачкообразно. Поэтому их и называют условно-постоянными.

Переменные (условно-переменные) затраты — это расходы, кото­рые изменяются в прямой пропорции в соответствии с увеличением или уменьшением общего оборота (выручки от реализации). Эти рас­ходы непосредственно связаны с операциями предприятия по закупке и доставке продукции потребителям (стоимость приобретенных това­ров, сырья, комплектующих, некоторые расходы по переработке, на­пример электроэнергия и т. п.). Условно-переменными их называют потому, что прямо пропорциональная зависимость от объема продаж на самом деле существует лишь до поры до времени или в определен­ный период.

В теории финансового менеджмента также принято выделять такие две категории, как прямые и накладные расходы. Здесь за критерий раз­деления принят не порядок начисления (нормирования) этих затрат во взаимосвязи с изменением объема продаж, а порядок отнесения различ­ных категорий расходов на себестоимость продукции.

Прямые расходы — это те расходы, которые непосредственно и пол­ностью относятся на себестоимость данной продукции. Они непосред­ственно связаны с хозяйственной деятельностью и формируют себесто­имость продукции (стоимость закупленных сырья, материалов, комп­лектующих, расходы на заработную плату по их переработке и на производственное обслуживание).

Накладные расходы — это расходы, косвенным образом связан­ные с производством данного продукта, бизнеса или хозяйственной деятельностью фирмы, являлись условием ее существования как орга­низации.

Главный критерий распределения расходов по основ­ным категориям — их экономическое содержание, а не место в приня­той системе бухгалтерской отчетности.

В литературе по финансовому менеджменту существует и более детальная классификация затрат с выделением полупеременных и полупостоянных затрат.

Полупеременные затраты имеют черты как постоянных, так и переменных расходов, т. е. изменяются в зависимости от товарооборота более высокими темпами, чем постоянные, но не прямо пропорционально, как переменные. Эти расходы отражаются обычно в составе наклад­ных расходов (некоторые коммерческие расходы, например расходы на рекламу).

Всегда нужно помнить, что нет единого, универсального критерия от­несения конкретных издержек производства к прямым или накладным (постоянным) затратам. Можно ограничиться простой констатацией того факта, что прямые затраты — это в большей степени категория бухгал­терского учета, тогда как переменные — категория финансового плани­рования.

В бюджетировании важно учитывать (планировать, нормировать, контролировать) наиболее важные (критические) статьи затрат для данного бизнеса. Однако эта проблема усугубляется еще и тем, что для каждого отдельного предприятия или фирмы даже одной и той же отрасли или региона в качестве критических могут выступать самые разные ресурсы. Какие ресурсы (виды затрат илм расходов) должны быть выделены в бюджете доходов и расходов в качестве отдельных статей, для каких должны составляться операционные бюджеты — все это целиком зависит от руководителей фирмы.

Прямые затраты — это все затраты, которые можно проследить и отнести к продукту, клиенту, контракту

В накладные расходы включаются все виды постоянных или ус­ловно-постоянных затрат, т. е. те затраты, величина которых не зави­сит прямо пропорционально от объема реализации. В зависимости от вида бизнеса принимается конкретный на­бор расходов, относимых к накладным, но в целом здесь обычно вы­деляют три основные группы затрат:

а) управленческие расходы — это издержки на заработную плату
работников аппарата управления (ИТР и АУП) предприятия или фир­мы, их структурных подразделений, вспомогательного персонала, пред­
ставительские, командировочные расходы;

б) коммерческие — расходы по продаже и рассылке, по продвижению продукта на рынке и по его доставке потребителю;

в) прочие накладные — расходы по обслуживанию кредитов и зай­мов, амортизация основных фондов и нематериальных активов и др.

Управленческие расходы могут определяться следующими методами.

1. Определяются фактические издержки на оплату труда персонала, аренду, ремонт и т. п. за прошлые периоды (на основании план-факт ана­лиза) и затем их сумма принимается за лимит на предстоящий бюджет­ный период (планирование от достигнутого).

2. Доля управленческих расходов (также на базе анализа прошлых периодов) может быть установлена в виде фиксированного процента от объема продаж (чистой нетто-выручки от реализации) с тем, чтобы позволить руководителям оперативно маневрировать имеющимися в их распоряжении ресурсами.

3. Определяется доля управленческих расходов в объеме условно-чистой продукции (сумма фонда оплаты труда и балансовой прибыли) отдельного бизнеса за прошлые периоды.

Коммерческие расходы определяются, как правило, в зависимости от стратегии маркетинга, при этом обычно используются следующие методы:

• в процентах от товарооборота;

• в расчете на единицу реализуемого товара;

• на основе исследований рынка (стоимость рекламной кампании);

• общие расходы на основе тенденций прошлых периодов.

Доля общеорганизационных управленческих или коммерческих рас­ходов отдельного бизнеса может быть установлена на основе доли бизнеса в:

- общим объёмом продаж компании;

- общей численности занятых;

- совокупном фонде оплаты труда,

- общих активах компании.

Одинаковые затраты для компаний одной и той же отрасли могут быть в одном случае отнесены к категории переменных, в другом - к постоянным издержкам. Единственный универсальный критерий здесь может быть только один - изменяются ли данные издержки пропорционально (прямо пропорционально) изменению объемов продаж или нет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...