Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды бюджетов. Затраты на предприятии.




Основные операционные, вспомогательные и дополнительные бюджеты. Различи бюджетов и смет. Мастер-бюджет компании.

Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

• основные бюджеты (бюджет доходов и расходов, бюджет движения
денежных средств, расчетный баланс);

• операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет управленческих расходов и др.);

• вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, план капитальных (пер­воначальных) затрат, кредитный план и др.);

•дополнительные (специальные) бюджеты (бюджеты распределения
прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Все эти бюджеты нужны для составления так называемого свод­ного производственного, или основного, бюджета (мастер-бюджета).

Мастер-бюджет (сводный производственный или основной бюд­жет) — это совокупность взаимосвязанных между собой трех основ­ных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогатель­ных бюджетов, необходимых для их составления.

Если мастер-бюджет составляется для предприятия или компании в целом, то расчет доходов и расходов ведется для всех продуктов (изделий и услуг), всех видов бизнеса без выделения бюджетной (фи­нансовой и инвестиционной) составляющей каждого из них. Мастер-бюджет (по аналогии и по сходной технологии с таким же бюджетом для компании в целом) может быть составлен и для отдельной состав­ляющей компании (структурного подразделения, бизнеса, контракта, группы продуктов) с последующей консолидацией в сводные мас­тер-бюджеты уже для всей организации. Естественно, что получае­мая в результате составления мастер-бюджета информация во вто­ром случае будет ценнее, чем в первом, с точки зрения выработки и принятия управленческих решений.

При изучении технологии бюд­жетирования рассмотрим технологию составления мастер-бюджета. Основные бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше. Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контро­ля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта. Вот почему для полно­ценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.

До тех пор, пока не составлены все три основных бюд­жета, заниматься оптимизацией каких-либо финансовых показателей можно, но не нужно.

Операционные и вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным, то состав операционных и вспомо­гательных бюджетов может определяться руководителями предприя­тия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации ра­ботников финансовых и планово-экономических служб, степени мето­дической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особеннос­тей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

Типология внутрифирменных бюджетов

Составные элементы мастер-бюджета

1. Основные бюджеты

1.1.Бюджет доходов и расходов

1.2.Бюджет движения денежных средств

1.3.Расчетный баланс

2. Операционные бюджеты

2.1.Бюджет продаж

2.2.Бюджет запасов готовой продукции

2.3.Производственный бюджет:

2.3.1.Бюджет производства

2.3.2.Бюджет прямых материальных затрат (бюджет закупок основ­ных материалов и запасов товарно-материальных ценностей)

2.3.3.Бюджет прямых затрат труда

2.3.4.Бюджет прямых операционных или производственных затрат

2.3.5.Бюджет накладных (общепроизводственных) расходов

2.4.Бюджет управленческих расходов

2.5.Бюджет коммерческих расходов

3.Вспомогательные бюджеты

3.1. План капитальных (первоначальных) затрат

3.2. Кредитный или инвестиционный план.

Специальные бюджеты

1. Бюджет балансовой прибыли

2. Бюджет чистой прибыли

3. Бюджет НИОКР

4. Бюджет технической реконструкции производства

5. Налоговый бюджет

Все эти виды бюджетов необходимы как для составления прогнозов финансового состояния предприятия или фирмы, отдельного проекта или бизнеса, так и для проведения так называемого план-факт анализа.

План-факт анализ представляет собой периодическое сопоставление запланированных в бюджетах показателей (составленных и утвержден­ных прогнозов на бюджетный период) с фактическими показателями (данными отчетов об исполнении бюджетов за истекшие периоды), оцен­ку и анализ выявленных отклонений (в абсолютном выражении или в процентах).

Основные бюджеты

Бюджет доходов и расходов (БДиР) или, как его еще называют, бюджет прибыли и убытков, план финансовых результатов, является наиболее распространенным в нашей прак­тике и наиболее привычным для понимания нашими руководителями любого уровня управления. Назначение данного бюджета — показать соотношение всех доходов (выручки) от реализации (по фактически отгруженной или поставленной потребителям продукции либо по ока­занным услугам) в плановый период со всеми видами расходов, кото­рые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма, связанными с получением доходов и с выделением наиболее важных (критических) статей расходов.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых показателей и нормати­вов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР (напри­мер, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также, что внутри бюджетного периода БДиР должен иметь достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюд­жетным регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпериоды. Эта разбивка зависит от степени технической и организационной подготовленности компании к постановке бюджетирования.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) — это в сущности план движения расчетного счета и на­личных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражаю­щий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из условий договоров или контрактов) по­ступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию, налич­ных денежных средств, а также задержки поступлений за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Составление БДДС призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприя­тия или фирмы на предстоящий период.

Расчетный баланс, или, точнее, прогноз по балансовому листу — это прогноз соотношения всего, чем распола­гает бизнес в данный момент (все имущество, обязательства потреби­телей и пр.), т. е. активов, и всего того, что бизнес должен другим, т. е. пассивов (обязательств) перед поставщиками, бюджетом, банками и инвесторами. Расчетный баланс состоит из двух основных разделов: активов и пассивов, которые должны быть равны между собой.

Активы — это все имущество (денежные средства, оборудование, приобретенные лицензии, запасы сырья, материалов, готовой продук­ции и т.п.), а также обязательства потребителей и других лиц, которы­ми будет располагать предприятие или фирма на определенную дату бюджетного периода.

Пассивы — это те обязательства, которые будет нести предприятие или фирма перед кредиторами, поставщиками сырья, комплектующих и материалов, инвесторами и т. п.

Величина, на которую сумма активов превышает текущие и долгосрочные обязательства, является собственным капиталом предприятия или фирмы.

Расчетный баланс составляется на тот же пери­од, что и другие основные бюджеты, и имеет как минимум покварталь­ную, а лучше — помесячную разбивку внутри бюджетного периода.

План-факт анализ и принципы его проведения. Целевые и нормативные показатели.

 

Третьей, заключительной, стадией бюджетного цикла яв­ляется анализ исполнения сводного бюджета. Этот вид анализа хозяйственной деятельности еще иногда называют план-факт анализом, потому что при его проведении идет сравнение фак­тических и плановых данных и анализ отклонений фактичес­ких показателей от плановых по отчетному бюджетному пери­оду в отличие, например, от бизнес-диагностики, или финан­сового анализа, где фактические данные отчетного периода срав­ниваются с фактическими же данными базисных (прошлых) периодов.

Информационным обеспечением план-факт анализа испол­нения сводного бюджета является система комплексного нор­мативного учета, которая позволяет регистрировать отклонения плановых показателей от фактических в течение всего бюджетного периода по большей части подбюджетов и стадий финансового цикла хозяйственной деятельности предприятия. Как уже указывалось ранее, нормативный учет и, в частности, текущий учет отклонений ведется на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета.

Проведение план-факт анализа имеет две основные цели — плановую и контрольно-стимулирующую.

Плановая функция анализа заключается в том, что на основе полученных выводов вносятся корректировки в хозяйственную стратегию и тактику предприятия и разрабатыва­ется бюджет на следующий период.

Рисунок 9.1. Общий алгоритм составления сводного бюджета предприятия на новый бюджетный период

Контрольно-стимулирующая функция анализа исполнения бюджета осуществляется через спецификацию отклонений фак­тических показателей от плановых в разрезе центров ответствен­ности предприятия (структурных подразделений и их руководи­телей, персонально ответственных за выполнение данных пока­зателей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...