Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Драма как род литературы. Понятие катастрофы и катарсиса.




Универсальное свойство драмы. Выделяют исторические формы драмы: классические и новая драма(Чехов). Что характерно для драмы- особый способ художественного завершения(смысловая граница между автором и читателем). Бахтин- универсальным способом в драме то, как строиться и воплощается смысловая граница. Встреча сознания читателя и ав тора, читателя и героя. На смысловом рубеже обозначается и осознается с помощью понятий катастрофы и катарсиса. Катарсис- способ создания смысловой границы. Имеет два значения: 1. Особого рода эмоциональный контакт читателя с горем в момент его катастрофы, универсальное - встреча сознания читателя автора. И эстетическую завершенность. Катарсис предполагает переход. С точки зрения героя, на высшую эстетическую точку зрения. Это дистанцирование, возвышение над героем.... единство действия необходимо для его развития в настоящем. Создание чувства сопричастности читателя к тому, что происходит. Для того чтобы реакция на события была одновременной хотя и не идентичной. Катарсис- обозначение особой природы совместного переживания катастрофы читателя и героя, итогом этого процесса- создание смысловой границы двух миров и созданий.

Теория катарсиса развивал Шиллер Ницше Выготский.

Теория драм действия представители клас немецкой философии. Понятие конфликта и сюжета. Говоря о специфике сюжета в драме обращая внимания на остроту целеустремлённость и тд. Острота противоположна обычному ходу жизни. С его медленно текущим временем, незаметность перемен пространства. Прежде всего сравнение - природа драм конфликта и эпической ситуации. Эпическая ситуация не нуждается в разрешении Ибо представляет собой динамическое противопоставление начал равно необходимых для изображаемого бытия.

Конфликт- противопоставление не мировых сил, а мировых позиций, возникших по отношениям к мировой силе. Конфликт требует позиции, то есть такого отношения героя к сложившейся ситуации которая означает сделать выбор.

Жёсткая соотнесённость завязки и развязки.


 

23.Речь в драме.

В эпическом произведении- речь изображаемая.... и изображённая. В драме изображённая. См. Хализев. Теория развивается в 20 веке. Специфика драм. Произведения определяет доминирование словесной действий персонажей.

Авторское начало- нет прямой адресации повествователя к читателю. Две формы бытования: 1. Подспудный компонент диалогических реплик. Косвенно но целенаправлено направлены на читателя. 2. Пространные монологи выходящие за пределы непосредственного общения героев и откровенно на публику. Чацкий в горе отума. Заключительный монолог Городничего.

Активность- пространны и многочисленны. Они воспроизводят речевое произведение героев информируют о событиях, внешних обстоятельств действия. Раскрывает псих. Сторону.

Тип действия определяет различия между классической неклассический драмой. Два способа организации драм сюжета:

  1. Традиционный, внешневолевой или гегелевский
  2. Новый, ибсеновский основанный на динамике мыслей и чувств. В трад. Драме слово сюжет функцию. В неклассический причинной -следственная связь отсутствует.

 

Если в тексте эпического произведения мы находим два вида речи с явно противоположными и взаимодополняющими функциями (на условиях известного равноправия), то в драме безраздельное господство одного Отсюда идея полифункциональности, попытки решить проблему путем перечисления или характеристики ряда функций. Одна из первых в нашей научной традиции работ, в которых специфика драмы определяется через речь книга С.Балухатого «Проблемы драматургического анализа. Чехов». Здесь сказано, что в драме прямая речь присутствует «и как средство характеристики лица говорящего, и как прием наглядного развертывания речевой темы, и как носитель силовых драматических моментов. Драма к тому же работает с произносительным словом и на этом строится ее расчет на большую выразительную силу слова».

 

По В.Е.Хализеву, высказывание в драме Это прежде всего речевой акт, связанный с ориентировкой человека в создавшемся положении. Монологи и диалоги являются здесь по основной своей функции не сообщениями, а действиями. Своими словами герои драматических произведений откликаются на развертывание событий, а также воздействуют на их дальнейшее течение. В драме с наибольшей непосредственностью и яркостью воплощаются коммуникативные начала речевой деятельности людей. Драматический род литературы как бы культивирует ситуативные и апеллятивные, собственно Действенные возможности языка.

Вследствие этого материальный носитель образности (речь) в драме максимально соответствует предмету и изображения (словесным действиям людей), что не свойственно эпосу. В драматическом произведении художественное слово последовательно и радикально преодолевает свои условно-знаковый конвенциональный характер и становится иконическим знаком произнесенного героем слова. Драматург поэтому достигает художественного эффекта совершенно особого, недоступного эпосу. Он дает максимально выразительную и предельно насыщенную картину речевого поведения человека в изображаемой ситуации. Драматическаяформа знаменует высшую точку изобразительности в сфере словесного действия. Вместе с тем драматическая форма налагает на писателя ряд ограничений. Во-первых, условиями сцены задан объем драматических произведений. Во-вторых портретно-жестовые и пейзажные характеристики, обозначения вещного мира используются здесь лишь в той мере в какой они «укладываются» в высказывания героев по ходу действия, либо в ремарки, эпизодические и, как правило, краткие. В-третьих, драма не в состоянии использовать внутренние монологи, героев в сочетании с сопровождающими их комментариями

повествователя, что ощутимо ограничивает ее возможности в сфере ПсихологИЗМа.

Речевые действия персонажей драмы обладают особой активностью часто превышающей ту, которая присуща поведению людей в первичной реальности. Это вызывается несколькими причинами.

Во-первых, диалоги и монологи действующих лиц, составляющие в драматическом произведении сплошную линию, оказываются пространными и Многочисленными, а потому воспринимаются как художественное преувеличение. Театрально-драматическая же форма властно требует от действующих лиц постоянного самовыражения. Драматургу и его герою нужно как правило, значительно больше слов, чем располагает к тому изображаемая ситуация. Формы драматического изображения неминуемо расходятся с формами самой жизни.

Во-вторых на диалоги и монологи героев драмы ложится особая смысловая нагрузка, от которой обычно свободны высказывания людей в реальной жизни и словесные действия героев эпических произведений Воспроизводя главным образом речевое поведение персонажей в изображаемой ситуации, монологи и диалоги в драме выполняют и другие функции. Они информируют читателя и зрителя о внешней обстановке действия и событиях, которые не показаны непосредственно высказывания хоров и их корифеев, вестников и. наперсниц в античной и классицистической драме прямые обращения героев к зрителям с пояснениями к действию в «эпических драмах»), а также об интеллектуальных и психологических мотивах поведения персонажей (монологи действующих лиц, произносимые и в одиночестве реплики «в сторону»). Все это придает драматической образности гиперболический театрализованный, художественно-условный колорит.

Иначе говоря, осуществленное читателем или актером высказывание (реплика диалога или монолог персонажа пьесы это высказывание разыгранное и адресованное зрителю (реальному или потенциальному), который призван видеть одновременно и «реального человека» (изображаемого в произведении персонажа и эту изображающую персонажа игру читателя или актера. Но ведь столь же двойственно по сути, сочетая видение текста извне и мира героя изнутри только в иных формах и любое иное литературное изображение например эпическое. Однако при восприятии драмы подобная двойственность реализации («прочтения») текста чрезвычайно редко осознается. Именно через нее в драме передается авторское отношение к герою, тогда как с односторонне внешней (например, чисто лингвистической) точки зрения таким выражением авторской позиции может представиться соотношение ремарки с репликой. Специфике драматического содержания соответствует поэтика драмы. Особенности драматической поэтики: Концеumрированность, напряжённости и динамизм драматического произведения. Продуктивность с этой точки зрения единства времени, места и действия в драматургии.

Единство действия -незыблемый принцип драматургии. Его выражение в драматическом сюжете: акцентированность фаз драматического сюжета, его завершенность, способы эмоционального усиления драматической интриги (градации, перипетии, узнавания).

Слово в драме как способ действия, как выражение «воления» героя, поиска решения в ситуации выбора, противоборства с иной позицией. Дuалог персонажей в драме - наиболее явственная форма драматического столкновения. Диалог- Это своего рода «полуречь», предполагающая не Только мысль героя, но и предвосхищение им мысли оппонента.

диалогичность можно считать основным структурным (организующим) принципом драматической поэтики. В драме диалогичное противопоставление и взаимопроникновение идет не только в собственно диалоге двух действующих лип, внутренняя диалогичность бывает свойственна и драматическому монологу (как спор с самим собой, как взвешивание «за» и «против» например, монолог Гамлета «Быть или не быть? Нередко монологи разных персонажей находятся между собой в диалогических отношениях (см. монолог Фамусова «Вот то-то, все им гордецы...» и монолог Чацкого «А судьи кто?» в комедии АС. Грибоедова «Горе от ума»). В драме диалогические столкновения бывают также между словом и жестом, словом и музыкальным фоном. Мастера драматургии умело используют эти потенциальные возможности драматической формы для создания ярких и выразительных коллизий.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...