Теория литературного процесса.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о существование худ закономерностей и историческом развитии литературы. Одни учёные отвергают существование законов развития литературы на том основании, что художественные произведения не повторим, а эстетическая ценность шедевров не изменяется со временем. Другие литературоведы опираются на процессы историзма и считают, что существуют общие законы художественного творчества и обусловленные ими закономерности развития литературы. Присопоставлении отдельных литявлений, произведений, творчества писателей, отдельных национальных литератур можно обнаружить определённое сходство. Сходство свидетельствует о том, что существуютобщие закономерности худ. Творчества и развития литератур. Они представляет собой необходимый, относительноустойчивые и повторяющиеся отношения. Между элементами внутри одного произведения, между разными произведениями, между худ. Творчеством и действительностью. Теория литературного процесса исследует историко литературный процесс. ИлП называют закономерности развития литературы в Ее исторической обусловленности. К факторам относят: характер социально-экономической формации, особенности политической ситуации, концепция личности(представления о сущности человека), характер эстетического сознания общества. В чем состоит историческое развитие литературы? Ответом на этот вопрос понятие о художественном прогрессе. Идея худ. Прогрессы- предмет полемики. Не приемлемое к искусству: шедевры созданные в далеком прошлом, нередко превосходят по своей худ. Ценности произведения созданные в более поздние времена. В истории развития искусства периоды чередуются творческим застоем и упадком. Другие учёные считают это понятие вполне объективным и рассуждают следующим образом. Историческое развитие неравномерно. Нов масштабах большого времени очевиден художественный прогресс он проявляется в совершенствовании познавательных возможностей искусств, в обогащении худ арсенала и накоплении худ. Ценностей.
Фазы худ. Развития обычно характеризуются в координатах двух историко-литературных систем. Синхронных и диахронных. К синхронным системам относят системы которые характеризуют эстетическое своеобразие явлений возникающих на соответствующих фазах: 1. тип культуры 2.лит направление 3.художественное течение идейно-стилевой поток 4. жанровые и стилевые тенденции Диахронные - хронологические масштабы историко-литературного процесса. Диахронные системы- 1.культурная эра(античность, ср.века), 2.художественная эпоха(классицизм,реализм), 3.этап литературного развития(этап психологического и социологического реализма в литре 19века). 4. Историко-литературный период(оттепель). Между синхронными и диахронными системами существуют определённые соответствия. Культурная эта порождает определённый тип культуры. Свод представлений о фундаментальных законах бытия, принципы иного мироотношения. Например культура нового мира исходит из представления о мире к как о космосе. Это классическая. Можернистическая- Мир как хаос. Это неклассический. Пост классические характеризуют разными видами диалога. Историческая поэтика изучает генезис и развитие объекта и его архитектоники. В рамках исторической поэтики формируется стадиальная Теория литературного процесса. Итоговое значение имеет коллективная статья, которая называется якатегорная поэтика в смене лит. Эпох. Гриндер, Гаспаров, Михайлов. В этой статье учитывается опыт европейского искусства и истории культуры. В работе выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы. Эти стадии выделяются на основе трёх категорий. Наиболее показательных с точки зрения эволюции художественных средств. 1. Категория автора, жанра, категория стиля.
Основным способом анализа эволюции этих категорий- сопоставление литературных теорий с литературной практикой:
Выделяют два этапа рубеж- эпоха Возрождения. На первом этапе- ведущая категория- категория стиля. На основе этого критерия худ. Произведения выделяются из нехудожественной словесности. Понятие литературности в основе которого категория стиля, реализуется через категорию жанра. Жанр в эту эпоху становится предметом осмысления систематизации классификации. Второй - эпоха Возрождения. Радикально меняется образ мира. Человек не сприродой соо носится с Космосом, далее не с Богом, а с самим собой, со свой универсализованрой сущностью. Литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному. Литература становится следствие. Ведущим категориям становится категория жанра. Стиль понимается как жанровый разграничитель. Автор проявляет себя черёд жанр. 3. Третья эпоха- эпоха Просвещения (романтизм)- характеризует индивидуально-творческая худ. Тип сознания. Этому типу соответсвует поэтика автора. Бройтмана (поэтика модальности). Ведущая категория- Автора. Автор освобождается от всевластия жанровых и стилевых предписаний. Традиционная система разругается канон сменяется внутренней мерой жанра. Понятие стиля переосмысливается оно перестаёт быть нормативным и делается индивидуальным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|