Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория литературного процесса.




Одним из дискуссионных вопросов является вопрос о существование худ закономерностей и историческом развитии литературы. Одни учёные отвергают существование законов развития литературы на том основании, что художественные произведения не повторим, а эстетическая ценность шедевров не изменяется со временем. Другие литературоведы опираются на процессы историзма и считают, что существуют общие законы художественного творчества и обусловленные ими закономерности развития литературы. Присопоставлении отдельных литявлений, произведений, творчества писателей, отдельных национальных литератур можно обнаружить определённое сходство. Сходство свидетельствует о том, что существуютобщие закономерности худ. Творчества и развития литератур. Они представляет собой необходимый, относительноустойчивые и повторяющиеся отношения. Между элементами внутри одного произведения, между разными произведениями, между худ. Творчеством и действительностью. Теория литературного процесса исследует историко литературный процесс. ИлП называют закономерности развития литературы в Ее исторической обусловленности. К факторам относят: характер социально-экономической формации, особенности политической ситуации, концепция личности(представления о сущности человека), характер эстетического сознания общества. В чем состоит историческое развитие литературы? Ответом на этот вопрос понятие о художественном прогрессе. Идея худ. Прогрессы- предмет полемики. Не приемлемое к искусству: шедевры созданные в далеком прошлом, нередко превосходят по своей худ. Ценности произведения созданные в более поздние времена.

В истории развития искусства периоды чередуются творческим застоем и упадком. Другие учёные считают это понятие вполне объективным и рассуждают следующим образом. Историческое развитие неравномерно. Нов масштабах большого времени очевиден художественный прогресс он проявляется в совершенствовании познавательных возможностей искусств, в обогащении худ арсенала и накоплении худ. Ценностей.

Фазы худ. Развития обычно характеризуются в координатах двух историко-литературных систем. Синхронных и диахронных.

К синхронным системам относят системы которые характеризуют эстетическое своеобразие явлений возникающих на соответствующих фазах: 1. тип культуры 2.лит направление 3.художественное течение идейно-стилевой поток 4. жанровые и стилевые тенденции

Диахронные - хронологические масштабы историко-литературного процесса.

Диахронные системы- 1.культурная эра(античность, ср.века), 2.художественная эпоха(классицизм,реализм), 3.этап литературного развития(этап психологического и социологического реализма в литре 19века). 4. Историко-литературный период(оттепель).

Между синхронными и диахронными системами существуют определённые соответствия. Культурная эта порождает определённый тип культуры. Свод представлений о фундаментальных законах бытия, принципы иного мироотношения. Например культура нового мира исходит из представления о мире к как о космосе. Это классическая. Можернистическая- Мир как хаос. Это неклассический. Пост классические характеризуют разными видами диалога.

Историческая поэтика изучает генезис и развитие объекта и его архитектоники. В рамках исторической поэтики формируется стадиальная Теория литературного процесса. Итоговое значение имеет коллективная статья, которая называется якатегорная поэтика в смене лит. Эпох. Гриндер, Гаспаров, Михайлов.

В этой статье учитывается опыт европейского искусства и истории культуры. В работе выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы. Эти стадии выделяются на основе трёх категорий. Наиболее показательных с точки зрения эволюции художественных средств. 1. Категория автора, жанра, категория стиля.

Основным способом анализа эволюции этих категорий- сопоставление литературных теорий с литературной практикой:

  1. Архаический период. Характеризуется влиятельностью фольклорной традиции. Преобладанием мифопоэтическоготипа художественного сознания. Отсутсвует рефлексия над словесным искусством, нет творческих программ, мифопоэтическому типу соответсвует поэтика синкретизмы. Не известно категория авторства, жанры имеют внелитературную окраску, категория стиля не имеет собственно- поэтического смысла. Слово обладает коммуникативной, экспрессивной, но не эстетической функцией.
  2. Начинается с первого тысячелетия до н.э до середины 18 века. Традиционалтсткая художественное сознание. Этому типу сознания соответсвует поэтика жанра и стиля. Бройтман называет эйдетический.

Выделяют два этапа рубеж- эпоха Возрождения. На первом этапе- ведущая категория- категория стиля. На основе этого критерия худ. Произведения выделяются из нехудожественной словесности. Понятие литературности в основе которого категория стиля, реализуется через категорию жанра. Жанр в эту эпоху становится предметом осмысления систематизации классификации. Второй - эпоха Возрождения. Радикально меняется образ мира. Человек не сприродой соо носится с Космосом, далее не с Богом, а с самим собой, со свой универсализованрой сущностью. Литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному. Литература становится следствие. Ведущим категориям становится категория жанра. Стиль понимается как жанровый разграничитель. Автор проявляет себя черёд жанр. 3. Третья эпоха- эпоха Просвещения (романтизм)- характеризует индивидуально-творческая худ. Тип сознания. Этому типу соответсвует поэтика автора. Бройтмана (поэтика модальности). Ведущая категория- Автора. Автор освобождается от всевластия жанровых и стилевых предписаний. Традиционная система разругается канон сменяется внутренней мерой жанра. Понятие стиля переосмысливается оно перестаёт быть нормативным и делается индивидуальным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...