Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жанр как тип литературного произведения.




Два термина имеют одинаковое основное значение. Это вид или тип литературного произведения. Однако эта общность не исключает значительные различия. Между родом и жанром. Так как существует два способа выделять. Первые- основываясь на разновидностях произведения сложившихся исторически. Второй- опираясь на теоретическое осмысление тех возможностей которые возложены в природе словесного творчества.

Для теории жанров основополагающе значение имеетразработка такой модели произведения которая не только бы объяснялаегомногомерност, но и учитывала доминирование в различных ситуациях тогоилииного аспекта структуры произведения. В истори изучения жанров сложилось несколько направлений: 1. жанр предстаёт в неразрывной связи с той ситуацией в которой он функционирует.в данном случае акцентируется установка на аудиторию, которая определяет объём произведения его стилистическую тональность. Устойчивую тематику и композиционную структуру. Это представлен в канонических жанрах. 2. в жанре видят картину или образ мира, запечатлевшие определённое миросозерцание. Традиционно общее или индивидуально авторское. Такова концепция жанра как содержательной формы, которую разработали Гачев и Кожинов. Определяют жанр как отвердевшее превратившееся в определенную литературную конструкцию содержание.

В третьих на основе теории трагедии от Аристотеля до Шиллера и Ницше формируется представление о том что важнейшим аспектом структуры литературного произведения является способ создания границы между эстетической действительность и вне эстетической действительность где автор и читатель. В разработку теории жанров огромный вклад Бахтина. Конструктивностью и противоречивость его концепции имевшей огромный наручный резонанс в отечественном и зарубежном литведе побуждает рассмотреть в целом. Три аспекта жанра. 1.Жанр и внутренняя диалогичность литературы, 2. жанр и структура произведения, 3.жанр в истории литературы.

Первое- по бахтину эстетически значимое произведение всегда есть живое высказывание,которое не может не задеть тысячи диалогических нитей, сотканныхсоциал но идеологическим сознание вокруг данного предмета высказывания. Бахтин определяет жанр как тип чёткое воспроизведение целого произведения целого высказывания и переносит на жанров свойства произведения, которые связаны с внутренней диалогичностью литературы. Он разрабатывает теорию жанра как трехмерное конструктивное целое. Онвыделяет идею о двоякой ориентации жанра в тематической плоскости и в действитчитател. Он предлагает два определения жанра- жанр сложная система средств и способов понимающего овладение действительностью. Второе- все разновидности эпических лирических и драматических жанров, определяются непосредственной ориентацией как факта. Оба определения объединяет установка на завершение. Каждый жанр это особый тип строить и завершать целое(произведение). Жанр- как форма целого это результат взаимодействия, эстетической активности автора творца и внеэстетической закономерности сознания и поступка героев.

Как соотносятся жанр со структурой произведения. Ответ на этот вопрос требовал решение фундаментальной проблемы лит веда. Взаимосвязь формы и содержание. Разобщение Бахтин противопоставит принцип содержательной формы. В исследованиях Бахтина назначается семиотетичекий подход к жанру. Устайчивостьжанрлвой структуры позволяет видеть знак всей структуры и связанного с ней комплекса представлений и идей. Бахтин - память жанра - эта идея означает, что благодаря постоянному воспроизведению структурного инварианта со... благодаря постоянному варьированию происходит обновление смыслов. Семиотика жанра имеет свои границы. Бахтин уделял внимание роману. Свою Теория. Романа " единственного не готового жанра" Б строит на противопоставлении глубоко состарившимся жанрам. Эпопеи и трагедии. Б даёт формулу жанра. Стилистическая трехмерность, хронотоп незавершенного настоящего. Зона контакта автора и читателя с той незавершенной современность в которой строится образ героя. В эпопеи этим особенностям трём жанра романа, соответсвует словопредание, абсолютное эпическое прошлое и эпическая дистанция.

История жанров. Б интересует вопрос из генезиса и долгой жизни в истории. Доказывая содержательностью жанровых форм, Б обращается к истокам жанров. Он приходит к выводу о сплошной романизации эпоса. Трудно согласиться так как ему противоречат содержательное многообразие больших эпических форм. Романами не были Мервыедущи для гоголя, не история одного города Салтыкова Щедрина ни война и мир для Толстого. Но при всей уязвимости толкования романного содержания. Признание его ведущим стилеобразующим началом жанром было весьма ценным. Б различает в произведении его жанровую и собственно родовые Структуру. они не совпадают. Необходимость разграничение- становится очевидным.

Лит веде определение жанра словесно художественного как целого в целом. Формирует целостность произведения. Жанр соотносится категорией целостности произведения.


 

Важнейший поворотный момент истории литературы - Смена канонических жанров, структуры которых восходят к определенным «вечным образцам неканоническими, т. е. не строящимися как воспроизведение уже существующих художественного целого ГОТОВЫХ ТИПОВ Литературоведение оказывается перед необходимостью либо вообще не считать структуры, впервые формирующиеся или выходящие на авансцену литературы после XVIII в., жанром (таков тезис Ю.Н.Тынянова: «Исторический роман Толстого не соотнесен с историческим романом Загоскина а соотносится с современной ему прозой»), либо найти иные, адекватные им научные понятия и методы. Отсюда методологический парадокс, сформулированный Г. Мюллером: «Дилемма каждой истории литературного жанра основана на том, что мы не можем решить, какие произведения к нему относятся, не зная, что является жанровой сущностью, а одновременно не Можем также знать, что составляет эту сущность, не зная, относится ли то или иное произведение к данному жанру.

В канонических жанрах инвариантной структурой был канон, поэтому она вполне улавливалась эмпирическим описанием. Между воспроизводимым образцом и его воспроизведением в этом случае -отношение вариации, которое должно быть зримым очевидным. Произведения неканонических жанров, напротив, не воспроизводят готовые, унаследованные формы художественного целого. В жанрах, которые приобрели ведущую роль или впервые возникли на рубеже XVIII-XIX вв. (роман, романтическая поэма), т.е неканонических, напротив, «порождающая модель» не была тождественна структурной основе данного конкретного произведения, поддающейся наблюдению и описанию.

Канонические жанры до середины 18 векапотом приходят неканонический жанры. Для того чтобы определить константные структуры неконинчемких жанров необходимо понятие по предмету и функции аналогичное понятию канон. В качестве таковогопредлагают использовать- внутренняя мера жанра. Это понятие введено и обосновано Н. Томарченко и определяется следующим образом внутренняя мера жанра не является готовой логической схемой, реализуемой во всех произведениях данного жанра. Она логически реконструируется на основе сравнительного анализа жанровых структур ряда произведений. Внутренняя мера жанра- это творческий принцип порождающий новые вариаций своего воплощения. Или это механизм, который позволяет жанрам при всей ихизменчивости не утрачивать свою идентичность. И представляет собой устойчивую ситуацию авторского творческого выбора.

Классификация жанров. Из содержательных принципов позволяющих выявить повторяющиеся жанров и наметить их типологию значение имеет категория литературного рода. Дифференциация жанров как разновидностей родов литературы общепринята и хорошо разработана в литературоведение.

Однако при этом не учитывается и необходимость перекрёстном классификации которые основываются на иных критериях. Так произведения разных родов могут быть сходными по выраженному в них пафосу или модусу художественности. Шиллер в соей работе " о наивной и сентиментальной поэзии". Выявил три рода восприятия сатирический, элегический и идиллический. Требованиям жанровой типологии в наибольшей степени удовлетворяет концепция которая предлагает целостную характеристику произведения. Заслуживает внимания классификация разработанная Америке каннским критиком Хернади. В основе лежат два принципа: структурный и по предмету подражания. Он выделяет две перекрещивающиеся деления жанров: по объёму и настроению. А также проводит аналогию с жанрами живописи соответствующей в них переднему и заднему плану. Исходя из этих критериев выделены три жанровые группы, концентрические,, кинетические, экуменические. Каждый образует психологию восприятия читателя определённый образ. Концентрические жанры- лирические стихотворения, пословицы. Лирические драмы. Подобны портрету в живописи. Задний план в них не детализирован. Господствует субъективное время сознания, а не объективная связь причины- следствия. Вторая группа- кинетические- рассказы, анекдоты, пьесы. По равнозначности переднего заднего планарный подобны интерьеру в живописи. Читатель следит за развитием событием связью причинно-следствий. Третья группа- экуменические жанры: эпопея и романы. Они подобны ландшафту в живописи. Обладают потенциально не ограниченным горизонтом. Единство действия в них играет меньшую роль чем единство мысли. Предлагаемое деление жанров все же в главных принципах восходит к традиционной триаде.

Наметившийся у Бахтина перекрестный принцип: по подовым и собственно жанровым принципам.

Классификации перекрестной по отношению к родовому делению литературы является дифференциация по повторяющимся особенностям их проблематики или типу жанрового содержания. Основание типологии жанров разработанного Поспеловым является категория жанрового содержания- это типологически исторически повторяющийся аспект в проблематике произведений. Поспелов выделил 4 вида проблематики - мифологическая, национально-историческая, нраво-описательная и романная. Есин ученик дополнил 2 видами: он выделил философскую проблематику и социокультурный. Есин «Принципы и приемы проблематики».

Классификация Когана. Он исходит, что структура произведения искусства образуют 4 грани: познавательная, оценочная, моделирующая или созидательная и знаковая. Он предлагает 4 принципа дифференциации жанров- 1. дифференциация жанров в тематической плоскости. Она характеризует некоторые особенности содержания произведения и проистекающая отсюда особенности их формы. В поэзии выделяют пейзажную, любовную, вольнолюбивую, философскую лирику. Исторические жанры- совмещенийреальных ивымышленных персонажей и событий.

2.Дифференциация жанров по их познавательной емкости: принципы сюжетно тематического отбора материала имеют не только качественные но и количественные критерии. Различия между рассказом, повестью, романом, циклом романа. Определяется объемом осваиваемого жизненного материала, а круг изображаемых явлений может быть одним и тем же. Изменение объёма жизненного материала влечёт за собоймотификацию, (структура его) художественного воплощения. Различия между повестью и рассказом. Романом и циклом романа. Является не только внешним но и внутренни структурным.

3.Дифференциация в аксиологической плоскости. По виду пафоса или модусу художественности. На одной плоскости- жанры максимальная степень положительной оценки явлений- ода, гимн,дифирамбы.. На другом отрицающие те или иные явления- сатирические. Между- промежуточные жанры. Например жанры воплощающие скорбь по утраченным ценностям- трагедия, реквием элегия. Жанры юмористические, иронически- пародийный.

По типу создаваемых искусством образных моделей. В основе классификации художественно-образного моделирования действительности. Различают несколько типов образных структур. С точки зрения соотношения общего и единичного в образе:

1. Единичное преобладает над общим. Это имеет место тогда, когда за образом стоит прообраз, произошедшее событие, известное всемлицо. Жанровым закрепление является худ-ый очерк. Жанры автобиографичес-го повествования.

2.Характеризуется нарастанием роли общего идейно- концептуального в образе. Устанавливаетсяравновесие и равноправие общего и единичного. Жанрами закрепляющими такой тип являются большинство повествовательных жанров.

3.Дальнейшее наращивание приводит к формированию символических структур. Начинает функционировать как жанровые структуры.

4.Связь идеи и образа: общего и единичного может быть очень тонкой и непрочной. Единичному вспомогательная роль, говорит о аллегорическом типе образа- притча, басня.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...