Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литературные тени. О «поэзии дня». О «цехе поэтов». О «кубизме», «эго-футуризме» и «футуризме»




 

Х

 

Давая иллюстрацию «чудищам» поэзного пути к самоутверждению, я поставлен в до крайности благоприятные условия. До иллюстрации рукой подать. Те же Городецкий и Гумилев как «оригиналы», те же Сергей Митрофанович и Николай Степанович в качестве «критиков», те же «синдики» забрали руководство в одном из коллективов поэтов – «Цехе».

О качестве синдиков как мастеров мы упоминали своевременно. Скажем несколько слов о их «критической» деятельности.

Сравнительно недавно московское издательство «Гриф» выпустило книжку стихов Ал. Ив. Тинякова (Одинокого) «Navis nigra». Вот что писал в «Речи» критический г. Городецкий:

«…Эта книга вышла с большим опозданием. Яд ее давно уже сделался безвредным, недействительным. Смаковать подполье вряд ли кому интересно теперь, когда вся поэзия так дружно устремилась к стройности в форме и величию в содержании.

Очень неприятно читать “Цветочки с пустыря”, проникаться психологией “плевка-плевочка”, плывущего в “канавке”, или “обглоданной кости”, которой “брезгают собаки”, падали или “старого сюртука”. А, главное, не нужно. Ужасно дико звучит в наши дни стих:

 

“Все к пустырю мы близки”.

 

Как бы ни была пустынна современность, она все-таки не пустырь с плевочком…

…Нам очень бы хотелось позвать этот талант, обладающий чарами зоркого реализма, не чуждый музыке, к творчеству иному, утверждающему жизнь, а не “сукровицу”».

Но, очевидно, г. Городецкому присуще мыслить совсем иным органом, нежели тот, в коем находится всуеболтливый его язык.

В «Гиперборее» (№ 2), неофициальном «цеховом» «официозе», выходящем «при непосредственном участи Сергея Городецкого и Н. Гумилева» (читайте – редактировании), находим:

 

…И при питье на сточную кору,

Наросшую из сукровицы, кала,

В разрыв кишок, в кровавую дыру

Сочась, вдоль по колу вода стекала…

(М. Зенкевич. «Посаженный на кол». Стр. 9).

 

Платформу «беспристрастной» «критики» можно определить так: – «Если ты наш, свой (т. е. в данном случае из «Цеха»), – будь написанное тобою – непроходимо бездарно, – мы выскажемся в самом благоприятном тоне. Напиши о том же талантливый чужой, не наш, – кроме поголовной брани огулом ничего не заслужишь».

Впрочем, о «критике Городецком» серьезно не говорят. И это радостно. Печально то, что Гумилев – человек большой эрудиции и не меньшего вкуса, допускает «передержки», не уступающие передержкам друга – «синдика» Сергея Городецкого.

Конечно, гумилевские «манипуляции» и тоньше, и обдуманней, и дипломатичней.

Дипломатичностью и можно только объяснить невпуск Гумилевым Сергея Городецкого на столбцы «Аполлона», поэзным корифеем коего является Аякс второй – Н. Гумилев.

 

XI

 

Из вышеприведенного мы видели «величие содержания» поэзии Цеха.

А вот и «стройность формы»:

 

Камнем когда-то коснулся ноги твоей,

Позже, когда проснулся душой своей,

Песни пел птицею, вольные песни полей,

С каждым рожденьем любил, все любил сильней.

 

Облаком легким от солнца тебя закрывал,

Средь тростников тихо на флейте играл,

Валом встречал тебя, в плаваньи бурных морей,

С каждым рожденьем любил, все любил сильней.

 

Встретились снова, и снова тебе свою душу отдал,

Путь, по которому шел, не колеблясь, избрал,

Чувствую скоро закат моих жизненных дней,

С новым рожденьем любить тебя буду сильней.

(Сергей Гедройц, «Гиперборей», №1, стр.25).

 

«Ужель натуру ты видывал тупее и короче?», – спросим мы словами Городецкого[70].

Построение стихов, действительно, «потустороннее», «Гиперборейское».

 

 

 

 

Первый куплет:

 

Дактиль, дактиль, дактиль, хорей, ударяем<ый> cлог

 

,,,,,,,,,,,,

,,,,,, дактиль,,,,

,,,,,, хорей,,,,

 

Второй куплет:

 

Дактиль, дактиль, дактиль, дактиль, удар<яемый> слог

 

,,, нет 2 слогов,,,,,,,,

,,, дактиль,,,,,,

,,,,,, хорей,,,,

 

Третий куплет:

 

Дактиль, дакт., дакт., дакт., дакт<иль>, удар<яемый> cлог

,,,,,,,,, удар<яемый> слог

,,,,,,,,,,

,,,,,,,,,,

 

XII

 

Я писал настоящий очерк, когда мне с иногородней почтой передали, между прочим, книгу т. н. «московских» кубо-футуристов – «Пощечина общественному вкусу. В защиту свободного искусства. Стихи. Проза. Статьи». Издан этот в своем роде ценный для современья сборник Г. Л. Кузьминым. По образцу «Садка Судей», печатанного на обороте шпалер, «Пощечина» эстампирована на коричневой оберточной бумаге и переплетена куском грубого холста.

В книжке много московского предтечи Велимира Хлебникова, в высшей степени содержательная статья о «Кубизме» Д. Д. Бурлюка, opus’ы Бенедикта Лившица, Николая Бурлюка, В. В. Кандинского, А. Крученых, Владимира Маяковского.

«Пощечина» прибыла одновременно с другим, также содержательным и также своеобразно-прелестным томом Вадима Шершеневича – «Carmina»[71].

Последний автор – воплощенная безукоризненность в версификатных традициях, первые – сплошное презрение условностей вчерашнего.

Но ни того, ни другого не видно в «Гиперборее». Там ни горячо, ни холодно, там минуэтное «шаг вперед, два назад»; там правое умеренное ка-детство, или, что вернее, детство, опекаемое семью няньками; там цыплята, как увидим, только механической высадки.

 

Печатается по: И. В. Игнатьев Литературные тени. О «поэзии дня». О «цехе поэтов». О «кубизме», «эго-футуризме» и «футуризме» // Нижегородец. 1913. 8 февраля. С. 2. Поэт Александр Иванович Тиняков (1886 – 1934) относился к акмеизму и большинству акмеистов отрицательно. На Михаила Зенкевича как автора ст-ния «Посаженный на кол» Игнатьев позднее написал эпиграмму, которую см. ниже в нашей подборке.

 

 

<Без подписи>

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

 

В первом номере журнала «Аполлон» за текущий год помещены статьи: Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Сергея Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», определяющие новое литературное течение «акмеизм» как уход от символизма.

 

Печатается по: < Без подписи >. Литературная хроника // День. 1913. № 40 (11 февраля). С. 5.

 

 

<Без подписи>

 

Сергей Городецкий выступил на всероссийском литературном обществе в СПб. с докладом об акмеистах, как называют поэтов, примкнувших к «цеху поэтов», как-то Нарбута, Гумилева, Ахматова <так! – Сост. >, Мандельштама, Зенкевича, Городецкого и др.

Доклад сопровождался чтением образцов акмеизма, читанных самими авторами. Доклад вызвал оживленные прения, в которых приняли участие Радецкий, Неведомский, Львов-Рогачевский, Редько. Председательствовал Федор Сологуб.

 

Печатается по: < Без подписи >. На берегах Невы. Журнал начинающих писателей и молодого театра. 1913. № 4. <Февраль>. С. 5. Доклад Городецкого на заседании Всероссийского литературного общества состоялся 15 февраля. О критиках И. М. Радецком и А. М. Редько см. ниже в нашей подборке.

 

 

<Без подписи>

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...