Тематика практических занятий
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Пояснительная записка
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина включена в вариативную часть Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению 031001.65 «Филология» (профиль «Русский язык и литература»).
Гуманитарное образование сегодня невозможно без освоения базового объема информации об истории культуры, основных этапах ее развития, важнейших формах ее бытования, о специфике различных сменяющих друг друга представлений о мире и о человеке в нем. Программа курса «История мировой художественной культуры» разработана, прежде всего, для подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания, так как данный курс направлен, помимо формирования общего представления об истории культуры, на развитие гуманитарного мышления, пребывающего в константном конфликте с технократическими доминантами современной цивилизации. Изучение истории художественной культуры должно не только способствовать формированию базового представлений о ней у будущего специалиста, но и развивать в нем способность мыслить логически и одновременно творчески.
Требования к начальной подготовке
Для изучения дисциплины «История мировой художественной культуры» студент должен обладать следующими знаниями, умениями и компетенциями: для освоения программы студенту достаточно владеть минимальным базовым объемом знаний по истории культуры и литературы, формируемым школьной программой.
Цель и задачи дисциплины «История мировой художественной культуры»
Целью освоения дисциплины «История мировой художественной культуры» является формирование у студентов направления 031001.65 «Филология» (профиль «Русский язык и литература») профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой.
Задачами изучения дисциплины «История мировой художественной культуры» являются:
- знакомство студентов с понятием «культура»;
- формирование у будущих специалистов целостного представления об истории культуры и основных ее этапах;
- формирование у студентов целостного представления о специфике развития литературы как доминантного для данной специальности вида искусства;
- демонстрация студентам сходства и отличия разнообразных типов восприятия мира;
- формирование у будущих специалистов способности свободно ориентироваться в многообразии художественных направлений, творческих методов, эстетических программ и их реализациях – важнейших памятниках литературы, скульптуры, живописи, архитектуры;
- способствовать формированию у студента активной мировоззренческой позиции.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «История мировой художественной культуры» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные компетенции:
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации; постановке цели и выбора путей ее достижения (ОК-1);
- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональные компетенции:
- владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- особенности культуры как феномена;
- основные этапы развития европейской культуры;
- специфику и особенности мифологического мышления, картины мира средневекового человека, ренессансной эстетики, картины мира человека Нового времени, барочной эстетики, эстетики классицизма, Просвещения, романтизма и реализма, модернизма во всех его проявлениях и постмодернизма;
- особенности российского историко-культурного типа;
- основные памятники мировой литературы, архитектуры, скульптуры, живописи и музыки – как существующие, так и существовавшие, знать их создателей и время создания.
Уметь:
- уметь характеризовать культуру как особую форму общественного сознания;
- различать и характеризовать основные этапы истории мировой культуры.
Владеть:
- рядом культурологических, философских и литературоведческих терминов;
- собственным комплексным представлением об истории мировой культуры и современных тенденциях ее развития.
2. Тематический план
Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекции
| Практ. занятия
| СРС
| Всего
|
1.
| Культура как явление. Формы, функции, типология.
|
| -
| -
|
|
2.
| Этапы истории культуры. Культура и человек.
|
| -
| -
|
|
3.
| Древнейшие истоки религиозно-философской и художественной духовности. Египет и его тайны. Древняя Индия.
|
| -
|
|
|
4.
| Античность. Древняя Греция.
|
|
|
|
|
5.
| Античность. Древний Рим.
|
| -
|
|
|
6.
| Искусство Византии.
|
| -
|
|
|
7.
| Средние века.
|
|
|
|
|
8.
| Ренессанс.
|
|
|
|
|
9.
| Новое время. Барокко. Классицизм
|
| -
|
|
|
10.
| Век Просвещения.
|
|
|
|
|
11.
| XIX век. Романтизм. Реализм.
|
| -
|
|
|
12.
| Специфика российского историко-культурного типа.
|
|
|
|
|
13.
| ХХ век
|
|
|
|
|
| ВСЕГО часов
Итого
|
|
|
|
|
Всего аудиторныхчасов: 38 + 2 КСР (итоговая к. р.).
|
Содержание дисциплины
Содержание тематических разделов дисциплины
Планируется чтение лекций следующих видов: информативная лекция, проблемная лекция, лекция-диалог. В связи со спецификой курса «История мировой художественной культуры» важное место в лекционных занятиях занимает иллюстративный материал.
№ п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
|
1.
| Культура как явление. Формы, функции, типология.
| Термин «культура»: проблема определения. Современные теории культуры. Античная эпоха. Современное неклассическое понимание культуры. Трактовки понятия в современной науке. Духовность как главный признак культуры. Культура и цивилизация. Национальный менталитет как ядро культуры, структура культуры. Антикультура. Морфология культуры. Типология культуры. Функции культуры.
|
2.
| Этапы истории культуры. Культура и человек.
| Вопрос о самоидентификации человека в культуре. Онтология и аксиология. Различные модели «культурного человека» в разные эпохи. Итоги ХХ века: проблема человека. Проблема разума. Современная культурология, социология, политология и метафизика: модель идеального человека вне духа. Дистанция между человеком и окружающим миром. Утрата статуса микрокосма. Религия и наука. «Смерть» искусства. Попытка создания новых моделей мировоззрения. Полярный взгляд: культуротворчество как путь восстановления и развития человеческого духа.
|
3.
| Древнейшие истоки религиозно-философской и художественной духовности. Египет и его тайны. Древняя Индия.
| Культура древних цивилизаций. Древний Египет. История. Религиозные представления. Древнеегипетские мифы. Строение человеческой души. Искусство. Духовная революция в период Эхнатона.
Древняя Индия. История. Деление общества. Веды. Боги. Брахманизм: новое истолкование Вед. Человек. Упанишады. Сансара. Карма. Бхагаватизм. Джайнизм. Буддизм: четыре истины. Распадение буддизма, его распространение. Национальные и мировые религии (индуизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, ислам).
|
4.
| Античность. Древняя Греция.
| Этапы древнегреческой культуры. Греческая мифология. Мифологическое мышление. Гомеровский период: Эпос. Героический эпос. Особенности эпического мировоззрения и стиля гомеровских поэм. «Илиада» как военно-героическая поэма. «Одиссея» как героическая поэма странствий и Пути. Классический период. Античный город-государство. Человек. Древнегреческая архитектура и скульптура. Поиск основы мироздания. Платон. Аристотель. Античная литература. Театральное искусство: греческий театр (Эсхил, Софокл и Еврипид). Онтологический и гносеологический параметры трагедии. «Катарсис». Греческая архитектура. Модель города. Структура храма. Греческая скульптура. Вазопись в Древней Греции.
|
5.
| Античность. Древний Рим.
| Периодизация, общая характеристика периодов римской истории. Мифология Древнего Рима. Культура Древнего Рима. Специфика римской идеологии. «Римский моральный кодекс». Переворот в культурной жизни после завоевания Греции. Литература. Вергилий и Гораций как главные выразители римской классики. Овидий и «тайна любви». Искусство. Римский город. Римская скульптура. Римский скульптурный портрет. Достижения греко-римской античности.
|
6.
| Искусство Византии.
| Формирование культуры из противостояния античной традиции и нового христианского мировоззрения. Неоплатонизм. Прокл. Богословские дискуссии. Новая концепция всемирной истории - идея линейного времени. Дискуссии о сущности мироздания. Формирование новой эстетики. Храм Святой Софии. Система образования. Противостояние иконоборцев и иконопочитателей. Поздний период: начало рационализация христианского вероучения. Исихазм.
|
7.
| Средние века.
| Периодизация средневековой культуры. Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция. Принципиальное отличие основ христианской этики и эстетики. Августин Блаженный. Схоластика. Фома Аквинский. Роль языка и слова в средневековой культуре. Древнейшие памятники европейского эпоса. Эпос архаический и героический. «Старшая Эдда». Песни о героях. «Беовульф». «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах». Рыцарский роман.Куртуазная культура, куртуазный кодекс чести. Жанры средневекового театра. Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения.Архитектура. Храм дороманского периода. Романский стиль Средневековья. Три крупнейшие школы готики. Первые университеты.
|
8.
| Ренессанс.
| Кризис средневековой культуры. Иерархия миров воздаяния в «Божественной комедии». Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Ренессанс. Новая картина мира: антропоцентризм; индивидуализм. Ренессансный гуманизм. Эстетика Ренессанса. Северный Ренессанс. Испанское Возрождение.Золотой век испанской литературы. «Дон-Кихот» - первый европейский роман Нового времени. Возрождение в Англии. Театр Шекспира.Реформация как плод Ренессанса. Значение Реформвции. Контрреформация. Сектантство.
|
9.
| Новое время. Барокко. Классицизм.
| Исторический фон. Образ человека в XVII веке. Научная революция XVII века и ее роль в становлении механической картины мира. Универсализация науки. Изменение в понимании природы. Бэкон, Гоббс, Паскаль, Спиноза. Декарт. Картезианство как основа новоевропейской философии. Барокко как переход от Ренессанса к Новому времени. Барокко как тип культуры и как литературное направление XVII столетия. Барочная архитектура. Барочная живопись. Испанский театр: Лопе де Вега, П. Кальдерон.
Искусство XVII века. Классицизм и его роль. Этимология. Классицизм и рационалистическая философия. Основные эстетические принципы классицизма. Архитектура классицизма. Живопись классицизма. Литература и драматургия. Театр французского классицизма.Корнель. Расин. Мольер. Ампир. Академизм.
|
10.
| Век Просвещения.
| Просвещение: центральные идеи. Понятие «разум» в XVIII веке. Деизм. Роль компромисса. Светские салоны. Вольтер, Дидро, Руссо. Философия Канта.Литературные направления XVIII века.Особенности поэтики художественных произведений просветителей. Рококо. Сентиментализм. «Фауст» Гете как явление эпохи Просвещения в литературе.
|
11.
| XIX век. Романтизм. Реализм.
| XIX век: формирование буржуазных демократий, объединение науки и техники. Немецкая классическая философия. Романтизм. Концепции личности. Открытия романтиков. Реализм (критический реализм): новизна эстетики, иллюзия правдоподобия. «Человеческая комедия» Бальзака. Новый тип иронии. Натурализм. Импрессионизм. Начало постимпрессионизма.
|
12.
| Специфика российского историко-культурного типа.
| Специфика национального мировоззрения. Российская культура как особый культурно-исторический тип. Языческая мифология. Письменность. Влияние византийской культуры. Жанр летописи. Икона. Монголо-татарское нашествие. Русская культура второй половины XIII - середины XVI в.в.. Русская культура второй половины XVI – XVII в.в.. Проблемы русской культуры XVII – XIX в.в.. XIX век. Русская литература XIX века. «Мистическая» традиция в философии XIX в.. «Софийность». Конец XIX – начало XX в. Творчество Чехова. «Серебряный век». Место и роль России в мировой культуре.
|
13.
| ХХ век
| Первая мировая война. Переосмысление места и назначения человека. Экзистенциальная концепция. Психоанализ. Модернизм в искусстве, стили и направления. Две стадии модернизма. Постмодернизм: деиерархизация культуры, утрата глубинных связей с ментальностью культуры. Направления. Философы постмодернизма. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе. Основные черты культур Востока и Запада. Проблема будущего. Перспективы.
|
Тематика практических занятий
Планируется проведение практических занятий по следующим тематическим блокам курса:
№ п/п
| Наименование темы
| Содержание
|
1.
| Античность. Древняя Греция.
| Истина мифа: идея макро- и микрокосмизма. Семь чудес света древнего мира: факты и идеи. Семь греческих мудрецов.
Идея онтологической слепоты в образе Эдипа. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клитемнестры, Федры. Скульптура и архитектура Древней Греции.
|
2.
| Средние века.
| Тайна Иггдрасиля в «Старшей Эдде».
Языческие и христианские мотивы в народно-героическом эпосе «Беовульф».
Символы любви и смерти в куртуазно-рыцарском романе.
Романика и готика.
|
3.
| Ренессанс.
| Эстетика Ренессанса и тайна женщины.
Творчество Пертрарки как вершина ренессансного гуманизма. «Сладостный стиль» сонетов. Исповедь души в «Тайне моей жизни».
Ренессансная живопись.
|
4.
| Век Просвещения.
| Тайна договора между Фаустом и Мефистофилем: «горизонталь» contra «вертикаль».
Спасение Гретхен: идея Вечной женственности.
Архитектура и живопись рококо.
|
5.
| Специфика российского историко-культурного типа.
| «Гении и злодеи» в «Маленьких трагедиях» Пушкина.
«Откровение от Вальсингама» в «Пире во время чумы» Пушкина.
Архитектура и живопись различных периодов.
|
6.
| ХХ век
| «Одиссея нового Одиссея» в романе Джойса «Улисс».
Инфраструктура абсурда в творчестве Кафки (на примере романа «Процесс» и рассказа «Превращение»).
Уровни отчуждения в романе Камю «Посторонний».
Знаковые произведения искусства ХХ века.
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: