Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Античность. Древний Рим (2 ч.).




Историческая справка (Греция и Рим). Периодизация, общая характеристика периодов римской истории: 1) царский период - деление на территориальные общины, царь и сенат, народное собрание (период архаики) 2) республиканский (римский скульптурный портрет, римский эпос, Вергилий и Гораций, Овидий), 3) ранняя империя (Витрувий; Колизей, Пантеон), 4) поздняя империя (Константин Великий, признание христианства, разделение империи на Восточную (Византия) и Западную, разграбление Рима войсками Алариха, вандалами Гейзериха, оккупация Италии остготами).

Мифология Древнего Рима: древнеримская мифология (Юпитер, Юнона, Диана, Виктория); идентификация с греческими богами в процессе сближения культур (Юпитер - Зевс, Юнона – Гера, Диана – Артемида, Виктория – Ника); Геракл (Геркулес), 12 подвигов. Завоевание восточных стран, проникновение культов Осириса, Исиды. 1 тыс. н.э. – начало распространения христианства.

Культура Древнего Рима. Универсализм Римской империи. Специфика римской идеологии: патриотизм, ощущение собственной богоизбранности; почитание мужества, достоинства, строгости, практического хозяйственного и юридического мышления, умение подчиняться дисциплине и закону. Греки - философия и искусство, римляне - война, политика, земледелие, право. «Римский моральный кодекс»: благочестие (pietas), верность (fides), серьезность (gravitas), твердость (constantia).

Переворот в культурной жизни после завоевания Греции. Исторические, юридические и философские сочинения.

Литература. Вергилий и Гораций как главные выразители римской классики. Овидий и «тайна любви».

Искусство (архитектура, пластика). Римский город: архитектура (триумфальные арки, площади (форумы), храмы, театры, мосты, акведуки, рынки, ипподромы), искусственные водоемы. Пантеон в Риме. Колизей. Римская скульптура. Римский скульптурный портрет.

Достижения греко-римской античности (мифотворчество, опыт демократического устройства общества, система римского права, непреходящие произведения искусства (литература, пластика, архитектура), основы эстетики, многообразие философских идей).

 

 

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 55 - 77.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 111 - 118.

 

Тема 6. Искусство Византии (2 ч.).

Три этапа истории культуры Византии: ранний (IV - середина VII века); средний (VII - IX века); поздний (X - XV века). Образование Византии из восточной части Римской империи. Центр - Византия (Константинополь; Царь-Град). Формирование культуры из противостояния античной традиции и нового христианского мировоззрения. Борьба и постоянный синтез.

Неоплатонизм (III - V века): влияние зарождения христианства и упадка Римской империи; глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы. Плотин (204-270): непознаваемое Единое в основе всего сущего. Три ипостаси Единого: ум, душа, космос (материя). «Здешний» и «тамошний» мир; «здешний» - театральное действие, игра в мир «тамошний». Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.): развитие учения. Прокл (410-485): высшее знание только через божественное озарение; любовь (эрос) - связь человека с божественной красотой, ум - с абсолютной истиной, вера - с благостью Бога (колоссальное влияние на средневековую метафизическую культуру).

Богословские дискуссии; направления богословской мысли: арианство, несторианство, монофиситизм, халкедонитство. Закрепление основных христианских догматов. Новая концепция всемирной истории - идея линейного времени. Дискуссии о сущности мироздания: антиохийская школа, каппадокийско-александрийская школа. Патристика: епископ Василий Великий (300-379), Григорий Нисский (335-394).

Формирование новой эстетики: античные воззрения о сущности прекрасного, глубокий спиритуализм. Храм Святой Софии.

Система образования: два уровня (тривиум, квадривиум).

Противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.): 1) временная победа иконоборцев (преобладание в византийском христианском искусстве орнаментальных и декоративных отвлеченно-символических элементов, уничтожение памятников раннего этапа); 2) победа иконопочитателей (окончательное сложение иконографического канона, переход от античного идеала калокагатии к христианскому идеалу духовно совершенной, целомудренной и благочестивой личности).

Поздний период: начало рационализация христианского вероучения, Михаил Пселла, Иоанн Итал: новый тип ученого (вера в способность науки постичь истину, даже в сфере божественного) - истоки гуманизма эпохи Возрождения. Исихазм как официальная форма православия. 1000-летняя история Византии - русская культура.


Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 78 - 107.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 119 - 153.

Тема 7. Средние века (2 ч.).

Периодизация средневековой культуры: раннее, высокое, позднее Средневековье. История христианства: Рим, борьба и принятие, влияние предшествующей культуры, начало средневековой культуры.

Переход от античности к средневековью как мировоззренческая революция: смена «космоса» и «логоса» сверхприродным богом и иррациональной верой, смена мимесиса фантасией. Принципиальное отличие основ христианской этики (ответственность, интроспекция, самоограничение и самопожертвование). Теизмом и теоцентризм. Нравственные заповеди. Культура Средневековья: монастыри, монашеские ордена. Традиционализм средневековой культуры. Функции знака. Универсализм. Иерархизм, аллегоризм, стремление сквозь тварный мир прозреть божий замысел. Патристики. Августин Блаженный (354-430), «О Граде Божьем», «Исповедь»: новое, глубоко психологичное понимание личности и человечества в целом, их духовное развитие; мистическая интерпретация истории, разграничении двух градов - Небесного и земного. Град Небесный как единственный путь преодоления греховной испорченности человека. Схоластика (А. Кентерберийский, П. Абеляр, Ф. Аквинский). Фома Аквинский (1225-1274): попытка рационалистически систематизировать христианское знание, вывести логические доказательства бытия божьего. Картина мира средневекового человека: универсальные черты.

Роль языка и слова в средневековой культуре. Понятие «литература» в Средневековье. Древнейшие памятники европейского эпоса. Эпос архаический и героический. Миф и сказка как источники архаического эпоса. «Старшая Эдда». Песни о героях. «Беовульф». «Песнь о Роланде», «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах».

Рыцарский роман. Куртуазная культура, куртуазный кодекс чести. «Тристан и Изольда». Жанры средневекового театра. Сатира. Фаблио, шванки, «Роман о Лисе». Поэзия вагантов. Система театральных жанров: мистерия, миракль, моралите. Фарс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...