Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Данте как последний поэт Высокого Средневековья и первый поэт Возрождения.




Архитектура. Храм дороманского периода: структура, особенности. Романский стиль Средневековья. Три крупнейшие школы готики. Первые университеты.

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 108 - 150.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 210 - 216.

Тема 8. Ренессанс (2 ч.).

Кризис средневековой культуры. Феномен Данте: иерархия миров воздаяния в «Божественной комедии». Николай Коперник, «О вращениях небесных сфер»: научно-методологический подход к миру («видимое не есть действительность»). Джордано Бруно: Вселенная бесконечна, множество миров; Бог тождественен природе, т.к. проявляется в единичных вещах. Галилео Галилей: утверждение различной природы философской, научной истины и истины религиозной.

Ренессанс: светское начало в христианстве. Новая картина мира: антропоцентризм (человек восходит до уровня творца, приближение к Богу); индивидуализм (гипертрофированное ощущение своей самоценности, созидательной функции); возрождение системы ценностей, эстетических категорий, образов античности; возрождение телесности человека. Ренессансный гуманизм (античный тип образованности как основа мировоззрения).

Эстетика Ренессанса. Отказ от средневекового аскетизма, возрождение языческой полноты жизни, гармонии и пропорции. «Обратная перспектива», «золотое сечение» и расцвет живописи. «Очеловечивание» Христа, сцены из светской жизни. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

Северный Ренессанс (Германия, Нидерланды): симбиоз средневекового и возрожденческого, роль символики, библейских сюжетов; новое - появлении обнаженной натуры, интерес к быту (Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель Мужицкий, Альбрехт Дюрер).

Испанское Возрождение. Эль Греко, Веласкес. Золотой век испанской литературы. «Дон-Кихот» - первый европейский роман Нового времени.

Возрождение в Англии. Театр Шекспира.

Столетняя война. Реформация как плод Ренессанса. Мартин Лютер: 95 тезисов. Основные идеи протестантства: церковь не имеет права отпускать грехи человека; спасает только искренняя вера; церковь не может быть посредником в общении человека и Бога, Бог в каждом; все ничтожны перед Богом, независимо от общественного положения. Ж. Кальвин: удача в делах – знак благорасположения высших сил. Протестантство как основа капиталистического развития Европы (М. Вебер).

Контрреформация. Сектантство.

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 151 - 230.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 217 – 226, 236 - 239.

Тема 9. Новое время. Барокко. Классицизм (2 ч.).

XVII в. - столетие науки и философии. Исторический фон: новая Европа, единый, однородный мир, время и пространство как основные координаты человека. Анализ как ведущий метод науки. Научная революция XVII века и ее роль в становлении новой, механической картины мира, концепции человека в Новое время. Значение открытий в астрономии (Галилей, Кеплер), в физике (Галилей, Ньютон), физиологии (Гарвей), математике (Декарт, Ньютон). Стремление к самопознанию, к контролю разума над жизнью и действиями человека и ощущение хрупкости человеческой жизни и хаоса бытия. Кардинальное изменение в понимании природы: от толкования природы как организма к природе как механизму. Роль философии Бэкона, Гоббса, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира. Декарт. Картезианство как основа новоевропейской философии. Рационализм и сенсуализм, рассудочность и мистицизм в XVII веке.

Искусство XVII века. Классицизм и его роль в культуре и литературе XVII столетия. Этимология, значение термина. Преобразование действительности через призму классицистского эстетического идеала (рациональные основы). Классицизм и рационалистическая философия. Попытка художественного преодоления противоречия посредством строгого отбора, упорядочивания, классифицирования образов, тем, мотивов, всего материала действительности. Понятия «нормы» и «меры». Нравственно-психологическая проблематика. Примат замысла над воплощением. Монументальность, подражание античному идеалу, морализаторство, нормативность (система трех единств и иерархии жанров). Театр французского классицизма. Ранняя модель трагедии классицизма в творчестве Корнеля. Модель трагедии зрелого классицизма в творчестве Расина. Создание новоевропейской комедии в творчестве Мольера. Басня (Лафонтен).

Барокко - антитеза классицистскому искусству. Этимология, значение термина. Философские основы барочного мироощущения. Антиномичная структура мира и человека. Стоицизм и эпикурейство в барокко. Непостоянство, изменчивость, иллюзорность жизни, одиночество и хрупкость человека. Барокко как искусство гиперболы. Движение крупных масс материи, аффект, порыв, патетика. Барочная архитектура: Л. Бернини, Г. Гвардини, В. Растрелли. Барочная живопись П.П. Рубенса. Барочная музыка: А. Вивальди, И.С. Бах. Испанский театр: Лопе де Вега; П. Кальдерон.

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 231 - 266.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 233 - 248.

Тема 10. Век Просвещения (2 ч.).

Просвещение - главный феномен XVIII века, культурная эпоха между метафизическим рационализмом и романтизмом. Центральные идеи: осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, исторический оптимизм, понимание человека как «tabula rasa», идея прогресса человека и человечества. Просвещение как проект мирного и постепенного переустройства человека и общества путем воспитания и убеждения. Содержание понятия «разум» в XVIII веке. Деизм как «естественная», «светская» религиозность. Роль компромисса в мышлении человека XVIII столетия (способ выражения идейной терпимости).

Светские салоны. Вольтер, Дидро, Руссо.

Философия Канта – вершина просветительской мысли. Кант о познавательной способности человека; учение Канта об искусстве.

Литературные направления XVIII века. Особенности поэтики художественных произведений просветителей (тенденциозность, публицистичность, дидактизм, утопизм и т. д.). Классицизм, рококо и сентиментализм как основные литературные направления XVIII столетия.

Рококо: особенности понимания гедонизма, двойственность и снисходительность компромиссной морали рококо, постижение интимной психологии частного человека, игровое начало. Архитектура и живопись: садово-парковая архитектура, театральные мотивы в живописи (Ватто, Буше).

Сентиментализм: сенсуализм как философский исток сентиментализма, «сердце» и «ум», «рассудочное» и «чувствительное», тяготение к «идиллическому хронотопу», исповедальные мотивы, сильная дидактическая установка. Литературные жанры: роман, дневники, путевые заметки, элегии.

«Фауст» Гете как явление эпохи Просвещения в литературе. Философская проблематика «Фауста», роль пролога как его символико-философского «ключа». Своеобразие и этапы развития основного конфликта. Различные концепции финала «Фауста». «Фаустовская» тема в литературе XIX–XX вв.

Эстетически прекрасный XVIII в. и трагедия Французской революции.

Литература:

1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 267 - 284.

2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 227 – 230.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...