Тема 11. XIX век. Романтизм. Реализм (2 ч.).
XIX век: формирование буржуазных демократий, век перезревшей буржуазной культуры. Окончательное объединение науки и техники. Замена «личностной» культуры на «массовую». Множественность философских течений. Немецкая классическая философия. Романтизм. Мистическое мировосприятие, сказочность, обращенность в национальное прошлое. Концепции личности и творческой личности. Романтизм как культура абсолюта, предела. Открытия романтиков: категории историзма и народности, особенности романтического психологизма. Эстетика литературы романтизма (исключительный герой в исключительных обстоятельствах, фрагментарность, исповедальный лиризм, фантастика, гротеск/романтическая ирония). Братья Шлегели, Новалис, В. Гюго, Д. Байрон, Диккенс. Поздний романтизм – Готье, Бодлер. Музыка (Вагнер, Шуман). Живопись Д.Г. Россетти, К. Ф. Давида. Реализм (критический реализм). Качественная новизна эстетики реализма: открытость, отсутствие канона. Глубинное постижение жизни, широкий охват действительности, художественное осмысление всех ее противоречий. Интерес к современности, социальная ангажированность, дух анализа, классификации, научного познания в литературе и приемы романтической эстетики. Иллюзия правдоподобия - новая мера художественной условности. Изображение «среднего человека» и отказ от использования пафосных романтических приемов. Характер человека как противоречивое и развивающееся единство, влияние среды обитания и обстоятельств жизни. «Человеческая комедия» Бальзака как новая модель литературного творчества. Новый тип иронии в реализме. Живопись О. Домье, Г. Курбе. Накопление эстетической усталости в реализме. Последняя треть XIX века – натурализм (влияние позитивизма О. Конта, Г. Спенсера). Объяснение природы искусства посредством представлений естествознания. Видение правдивости искусства в точном описании фактов действительности («раса», «среда», «момент»).
Рождение субъективной художественной реальности (импрессионизм). Уход от типичности, сиюминутность, случайный взгляд. К. Моне, Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар, А. Сислей, А. Тулуз-Лотрек. Уход от типичности, сиюминутность, случайный взгляд. Начало постимпрессионизма.
Литература: 1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 285 - 306. 2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 229 – 230, 231 - 232.
Тема 12. Специфика российского историко-культурного типа (2 ч.). Специфика национального мировоззрения: синтез мистики и разума, эмоциональности и аналитичности. Концепции «всецелой идеи», «третий» путь познания. История развития. Российская культура как особый культурно-исторический тип. Ряд культурно-исторических парадигм: Языческая Русь, Киевская Русь, Русь периода монголо-татарского нашествия, Московское царство, Императорская Россия, Советская Россия и Постсоветская Россия. Точки зрения на время обособления славян. Происхождении слова «Русь». Языческая мифология. Киев и Новгород. Развитие торговли и государственности. Письменность, Кирилл и Мефодий. Причины официального крещения Руси. Изменение культуры Киевской Руси: влияние византийской культуры, храмы, грамотность. Ярослав Мудрый: интеллигенция, институт русского монашества, монастыри. Илларион, Сергий Радонежский. Литература: жанр летописи, жития святых, публицистика («Слово о полку Игореве»). Природа и структура иконы. «Троица». «Спас Нерукотворный». Проблема монголо-татарского нашествия и ига. Русская культура второй половины XIII - середины XVI в.в.. Русская культура второй половины XVI – XVII в.в.. Старообрядчество. «Житие» протопопа Аввакума. Проблемы русской культуры XVII – XIX в.в.. XIX век: архитектура, живопись, музыка. Литература: А.С. Пушкин как явление русского духа. Тайна Гоголя. Архетип «маленького человека». «Мертвые души». Л.Н. Толстой. Своеобразие духовных исканий его героев. Этический критерий как высший в восприятии искусства. Феномен Достоевского. Мировое значение русской литературы XIX века.
Отчетливая «мистическая» традиция в философии XIX в.. Православие как иррациональное перетолкование христианства. Славянофильство. Идея о софийности мира, проблема соотношения двух сущностно отличных миров – «дольнего» и «горнего». Творчество, искусство как мост, художник как Творец. Закон Красоты как центральный принцип мировоззрения. Идея о человеческом духе как смыслообразующем элементе мироздания. Понятие «софийность» (Вл. Соловьев, Хомяков, князь С. Трубецкой, Н. Бердяев, о. П. Флоренский). Конец XIX – начало XX в. Творчество Чехова. Пьесы Чехова как новый этап в развитии русской и мировой драматургии. «Серебряный век» русской культуры. Место и роль России в мировой культуре. Значение русской литературы в мировой культуре. Литература: 1. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие: Для студ. средних пед. учебных завед. - М.: Academia, 1998. С. 319 - 442. 2. Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 154 – 207. Тема 13. ХХ век (2 ч.). Первая мировая война. Ряд принципиально новых проблем (глобальные кризисы современности). Переосмысление места и назначения человека. Экзистенциальная концепция (Н. Бердяев, Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер): человек и мир, единство внутреннего и внешнего, изначальное отчуждение человека от сущего, замкнутость на самом себе. Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм): иррациональные страсти, психическое бессознательное, фактическое отождествление иррациональных проявлений души с животными инстинктами. Модернизм и постмодернизм как общекультурные явления. Модернизм в искусстве, стили и направления: фовизм (А. Матисс), кубизм (П. Пикассо), экспрессионизм (О. Дикс), футуризм (Маринетти), конструктивизм (В.Е. Татлин), абстракционизм (В. Кандинский, П. Мондриан), дадаизм (М. Дюшан), сюрреализм (С. Дали) и др.. Две стадии модернизма - синтез и деструкция. Модернизм как пик всего предыдущего развития культуры и ее упадок. Осознание невозможности восстановить всеобщую гармонию – постмодернизм.
Постмодернизм: «радикальная множественность» (не синтез). Деиерархизация культуры, стирание границ между центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем, утрата глубинных связей с ментальностью культуры (антисимволы и антизнаки). Духовная аморфность современного человека, релятивизация истины, равенство факта и фикции, жизни и искусства. Направления: хеппенинг, инсталляция, инвайронмент, перформенс, видео-арт. Философы постмодернизма: Бодрийяр, Деррида, Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко. Тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе. Основные черты культур Востока и Запада (общий обзор). Проблема будущего. Футурологи. Безуспешная реставрация мировоззренческих систем прошлого (неогегельянство, неомарксизм, неофрейдизм, неопозитивизм, неокантианство и т.д.). Тупик мировоззрения человечества конца ХХ – начала XXI столетия. Перспективы.
Литература: Малюга, Ю. Я. Культурология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998, 2002, 2003. С. 249 - 275. Практикум План проведения занятия (для всех практических занятий). Планируется два вида работы: 1. Обсуждение заявленных проблемных тем. Важное место здесь занимает обсуждение отдельных литературных произведений различных эпох, наиболее ярко отражающих специфику конкретного культурного периода. Студенты должны увидеть выделенные в лекционном курсе черты эпохи в произведении. Предполагаются единичные выступления и дальнейшая дискуссия. При этом студенты должны апеллировать к рассматриваемым художественным текстам, подкреплять высказывания цитатами. Также для облегчения восприятия проблемных тем и активизации процесса осознания у студентов планируется использовать при проведении занятий таких методов, как модульная игра, мозговой штурм и метод аналогий.
2. Представление студентами самостоятельно подготовленных презентаций по культурным памятникам и произведениям искусства.
Критерии оценки работы студентов. На занятиях оценивается: 1. При обсуждении вопросов: знание художественного текста; свободная ориентация в излагаемом материале; умение работать с учебной и научной литературой; способность понимать и анализировать мировоззренческие и философские проблемы; активное участие в обсуждении, умение вести аргументированную дискуссию, владение культурой устной речи; 2. При оценке презентации учитывается как ее содержание, так и форма подачи материала, а также ответы на вопросы. 2.1. Античность. Древняя Греция. Вопросы для обсуждения: 1. Истина мифа: идея макро- и микрокосмизма. 2. Идея онтологической слепоты в образе Эдипа. 3. Женская архетипическая образность: образы Пенелопы, Медеи, Антигоны, Клитемнестры, Федры. Презентации студентов: Семь чудес света древнего мира: факты и идеи. Семь греческих мудрецов. Скульптура и архитектура Древней Греции Рекомендуемая литература: 1. Андреев, Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. - Л.: Лениздат, 1990. (НА). 2. Анпеткова-Шарова, Г. Г. Античная литература: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. (Ч. з. N 4). 3. Беккер, К. Ф. Мифы древнего мира: Всемирная история: От Древней Иудеи до падения Римской Империи. - Саратов: Надежда, 1995. (Ч. з. N 1, 2). 4. Гиленсон, Б. А. Литература и культура Древнего мира: учеб. пособие. - М.: Академия, 2008. (Ч. з. N 4). 5. Горан, В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. - Новосибирск: Наука, 1990. (НА). 6. Греческая трагедия: учеб. пособие. - М.: Учпедгиз, 1958. (НА). 7. Дилите, Д. Античная литература. - М.: Греко-лат. каб. Ю. А. Шичалина, 2003. (Ч. з. N 4). 8. Кондрашов, А.П. Кто есть кто: Боги и герои Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь. - М.: Рипол Классик, 2002. (СБО). 9. Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. (НА, АХЛ, ч.з. N 1). 10. Попова, Н.Н. Мифологический словарь. Любовь богов и смертных. - СПб.: Аврора; Калининград: Янтар. сказ, 2004. (АХЛ). 11. Радциг, С. И. История древнегреческой литературы. - М.: Лист Нью, 2004. (Ч. з. N 4). 12. Татаркевич, В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. (Ч. з. N 1). 13. Татаркевич, В. Античная эстетика. - М.: Искусство, 1977. (Ч. з. N 1). 14. Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 4, N 1). 15. Тронский М.И. История античной литературы. Л., 1991. (УБ, ч. з. N 4, 1). 16. Штоль, Г. В. Мифы древности. - Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. (АХЛ). 17. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2000. (Ч. з. N 2). 18. Ярхо, В.Н. Древнегреческая литература. Трагедия. - М.: Лабиринт, 2000. (Ч. з. N 1, 4, НА).
Средние века. Вопросы для обсуждения:
1. Тайна Иггдрасиля в «Старшей Эдде». 2. Языческие и христианские мотивы в народно-героическом эпосе «Беовульф». 3. Символы любви и смерти в куртуазно-рыцарском романе. Презентации студентов: романика и готика. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). 2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах (вступит. статья А. Гуревича). - М.: Худож. лит., 1975. (НА, ч. з. N 1, 4). 3. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4). 4. Иванов, К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. - М.: Алетейя, 1997. (НА). 5. Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА). 6. Федотов, О. И. История западно-европейской литературы средних веков: учебник-хрестоматия. - М.: Флинта: Наука, 1999. (НА, ч. з. N 1).
Ренессанс. Вопросы для обсуждения: 1. Эстетика Ренессанса и тайна женщины. 2. Творчество Пертрарки как вершина ренессансного гуманизма. «Сладостный стиль» сонетов. Исповедь души в «Тайне моей жизни». Презентации студентов: ренессансная живопись. Рекомендуемая литература: 1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. Любое издание. (УБ, ч. з. N 1, НА). 2. Бицилли, П. М. Место Ренессанса в истории культуры. - СПб.: Мифрил, 1996. (Ч. з. N 1). 3. Бурдах, К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм. - М.: РОССПЭН, 2004. (НА). 4. Вельфлин, Г. Классическое искусство: Введение в изучение итальянского Возрождения. - СПб.: Алетейя, 1997. (НА, ч. з. N 1). 5. Девятайкина, Н. И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. (НА). 6. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2001. (НА, ч. з. N 4). 7. Пейтер, У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. - М.: Б.С.Г.-Пресс, 2006. (АХЛ). 8. Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА). 9. Пятнадцатый век в европейском литературном развитии. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. (НА). 10. Сергеев, К. А. Ренессансные основания антропоцентризма. - СПб.: Наука, 2007. (НА). 11. Соколов, М. Н. Вечный Ренессанс: Лекции о морфологии культуры Возрождения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. (Ч. з. N 1, 2, АХЛ). 12. Соколов, М. Н. Мистерия соседства: К метаморфологии искусства Возрождения. - М., 1999. (НА). 13. Таранов, П.С. От Петрарки до Стендаля. - М.: АСТ, 2000. (Ч. з. N 2). 14. Хлодовский, Р. И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. - М.: Наука, 1974. (Ч. з. N 1, 4). 15. Человек в культуре Возрождения. - М.: Наука, 2001. (НА, ч. з. N 1). 16. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х тт. М., 2001. (Ч. з. N 4).
Век Просвещения. Вопросы для обсуждения: 1. Тайна договора между Фаустом и Мефистофилем: «горизонталь» contra «вертикаль». 2. Спасение Гретхен: идея Вечной женственности. Презентации студентов: архитектура и живопись рококо. Рекомендуемая литература: 1. Аникст, А. А. «Фауст» Гете: Лит. коммент. - М.: Просвещение, 1979. (НА, ч. з. N 1). 2. Аникст, А. А. Гете и Фауст: От замысла к свершению. - М.: Книга, 1983. (АХЛ). 3. Волков, И. Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. (НА). 4. Гулыга, А. В. Путями Фауста: Этюды германиста. - М.: Сов. писатель, 1987. (НА). 5. Культура эпохи Просвещения. М., 1993. (НА). 6. Легенда о докторе Фаусте. - М.: Наука, 1978. (Ч. з. N 4, НА). 7. Пинский, Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2002. (НА).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|