Глава I. Консерватизм как общественно-политическое течение.
Корректное изучение какой-либо темы предполагает знание ее основ. Поэтому, считаю необходимым разобраться в вопросе о том, что представляет из себя консерватизм как общественно-политическое течение и как оно проникло в Россию и получило свое развитие. Обратимся к истокам консерватизма. Евгения Евгеньевна Белоусова высказывает мнение, что консервативная политическая идеология «возникает в Европе как реакция на социально-политические изменения, порожденные Великой французской революцией 1789 года»[11]. Обосновывает свою позицию она тем, что в период кризиса общество утрачивает некие ценностные ориентиры, моральные принципы и нормы. И здесь консервативное течение проявляется как «противовес данных негативных явлений, выступая при этом как одна из форм традиционализма»[12]. К примеру, считающийся одним из основателей западного консерватизма Эдмунд Берк уделяет большую роль традиции в социальной жизни общества. Традиция в его понимании – это связь как с прошлым, так и с будущим поколением. В настоящее время именно Эдмунда Берка западные исследователи консерватизма считают основателем данного общественно-политического течения. Другого мнения придерживается Владислав Якимович Гросул: «По-видимому, именно в XVII веке можно усмотреть возникновение политического консерватизма как сочетания идейного и организационного начал, направленных против Реформации и Английской революции 40-х годов. »[13]. Интересную трактовку консерватизма предлагают Алексей Михайлович Руткевич и Андрей Александрович Куликов, понимая под ним «обозначение умонастроения и жизненной позиции, характерными особенностями которых являются приверженность традиции - социальной, нравственной, религиозной, связанное с этим недоверие к любым радикальным нововведениям и предпочтение медленных, постепенных изменений»[14]. В этой же статье, они приводят достаточно любопытное определение консерватизма британского идеолога Майкла Оукшотта: «…быть консерватором означает предпочитать известное – неизвестному, испытанное – неизведанному, факт – загадке, насущное – возможному, ограниченное – бескрайнему, близкое – далёкому, достаточное – избыточному, удобное – идеальному…»[15].
Возникает вопрос о том, как консерватизм появился в России, и кто были его первыми представителями. Влиянию западноевропейского традиционализма принадлежит особое значение в формировании русского консерватизма. По свидетельству Белоусовой Е. Е., «именно из трудов Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, Ф. Р. Ламенне, Ф. О. Шатобриана русские консерваторы почерпнули и развивали идеи о бессилии индивидуального разума, об истине как результате здравого смысла или общего согласия, о влиянии традиций на общественную жизнь»[16]. Американский ученый Ричард Пайпс в своей книге высказывает свои мысли по поводу истоков консерватизма: «Квинтэссенцией русского консерватизма является самодержавие – сильная централизованная власть, не ограниченная ни законом, ни парламентом»[17]. Историю консерватизма он прослеживает «…с момента возникновения идеала автократического правления в начале XVI века, когда появилась русская политическая теория, до начала XX … с введением конституционного парламентского режима»[18]. Основа идеологии российского консерватизма была сформулирована и представлена в конце XVIII - начале XIX веков М. М. Щербатовым и Н. М. Карамзиным и получила дальнейшее развитие в теории «официальной народности» (С. С. Уваров, Н. Г. Устрялов и др. ), в учении славянофилов (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин)[19]. С их точки зрения, самодержавие соответствовало историческому пути русского народа и рассматривалась ими как гарант порядка в обществе и единственный источник реформ.
Таким образом, консерватизм – политическая философия, направленная на защиту традиционных основ политической и государственной жизни, ценностных ориентиров, которые всячески противостоят каким-либо изменениям. Основные принципы консерватизма, по мнению Владимира Алексеевича Гусева можно выделить следующие: ценности религиозные и духовные цели; культ нравственности, авторитет школы, семьи и церкви; культ традиций, национальной культуры, патриотизм; приоритет интересов государства перед интересами индивида; сильное иерархичное государство; конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод; прагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность перемен[20]. Тут же он предлагает антиценности консерватизма для более яркого понимания сути данной идеологии: атеизм, антитрадиционализм, космополитизм; индивидуализм, равенство; культ личных прав и свобод; культ перемен, революция[21]. Идеи первоначального русского консерватизма явились толчком для его проникновения во все сферы общественной жизни, и, как следствие, усиления его роли в государственном управлении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|