Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Консерватизм как общественно-политическое течение.




Корректное изучение какой-либо темы предполагает знание ее основ. Поэтому, считаю необходимым разобраться в вопросе о том, что представляет из себя консерватизм как общественно-политическое течение и как оно проникло в Россию и получило свое развитие.

Обратимся к истокам консерватизма. Евгения Евгеньевна Белоусова высказывает мнение, что консервативная политическая идеология «возникает в Европе как реакция на социально-политические изменения, порожденные Великой французской революцией 1789 года»[11]. Обосновывает свою позицию она тем, что в период кризиса общество утрачивает некие ценностные ориентиры, моральные принципы и нормы. И здесь консервативное течение проявляется как «противовес данных негативных явлений, выступая при этом как одна из форм традиционализма»[12]. К примеру, считающийся одним из основателей западного консерватизма Эдмунд Берк уделяет большую роль традиции в социальной жизни общества. Традиция в его понимании – это связь как с прошлым, так и с будущим поколением. В настоящее время именно Эдмунда Берка западные исследователи консерватизма считают основателем данного общественно-политического течения.

Другого мнения придерживается Владислав Якимович Гросул: «По-видимому, именно в XVII веке можно усмотреть возникновение политического консерватизма как сочетания идейного и организационного начал, направленных против Реформации и Английской революции 40-х годов. »[13].

Интересную трактовку консерватизма предлагают Алексей Михайлович Руткевич и Андрей Александрович Куликов, понимая под ним «обо­зна­че­ние умо­на­строе­ния и жиз­нен­ной по­зи­ции, ха­рак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся при­вер­жен­ность тра­ди­ции - со­ци­аль­ной, нрав­ст­вен­ной, ре­ли­ги­оз­ной, свя­зан­ное с этим не­до­ве­рие к лю­бым ра­ди­каль­ным но­во­вве­де­ни­ям и пред­поч­те­ние мед­лен­ных, по­сте­пен­ных из­ме­не­ний»[14]. В этой же статье, они приводят достаточно любопытное определение консерватизма британского идеолога Майкла Оукшотта: «…быть кон­сер­ва­то­ром оз­на­ча­ет пред­по­чи­тать из­вест­ное – не­из­вест­но­му, ис­пы­тан­ное – не­из­ве­дан­но­му, факт – за­гад­ке, на­сущ­ное – воз­мож­но­му, ог­ра­ни­чен­ное – бес­край­не­му, близ­кое – да­лё­ко­му, дос­та­точ­ное – из­бы­точ­но­му, удоб­ное – иде­аль­но­му…»[15].

Возникает вопрос о том, как консерватизм появился в России, и кто были его первыми представителями. Влиянию западноевропейского традиционализма принадлежит особое значение в формировании русского консерватизма. По свидетельству Белоусовой Е. Е., «именно из трудов Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда, Ф. Р. Ламенне, Ф. О. Шатобриана русские консерваторы почерпнули и развивали идеи о бессилии индивидуального разума, об истине как результате здравого смысла или общего согласия, о влиянии традиций на общественную жизнь»[16].

Американский ученый Ричард Пайпс в своей книге высказывает свои мысли по поводу истоков консерватизма: «Квинтэссенцией русского консерватизма является самодержавие – сильная централизованная власть, не ограниченная ни законом, ни парламентом»[17]. Историю консерватизма он прослеживает «…с момента возникновения идеала автократического правления в начале XVI века, когда появилась русская политическая теория, до начала XX … с введением конституционного парламентского режима»[18].

Основа идеологии российского консерватизма бы­ла сфор­мули­ро­ва­на и представлена в конце XVIII - начале XIX веков М. М. Щер­ба­то­вым и Н. М. Ка­рам­зи­ным и по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие в теории «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти» (С. С. Ува­ров, Н. Г. Уст­ря­лов и др. ), в уче­нии сла­вя­но­фи­лов (А. С. Хо­мя­ков, Ю. Ф. Са­ма­рин)[19]. С их точки зрения, самодержавие со­от­вет­ст­во­ва­ло ис­то­рическому пути русского на­ро­да и рас­смат­ри­ва­лась ими как га­рант по­ряд­ка в об­ще­ст­ве и един­ст­вен­ный ис­точ­ник ре­форм.

Таким образом, консерватизм – политическая философия, направленная на защиту традиционных основ политической и государственной жизни, ценностных ориентиров, которые всячески противостоят каким-либо изменениям. Основные принципы консерватизма, по мнению Владимира Алексеевича Гусева можно выделить следующие:  ценности религиозные и духовные цели; культ нравственности, авторитет школы, семьи и церкви; культ традиций, национальной культуры, патриотизм; приоритет интересов государства перед интересами индивида; сильное иерархичное государство; конкретно-историческая обусловленность уровня прав и свобод; прагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность перемен[20]. Тут же он предлагает антиценности консерватизма для более яркого понимания сути данной идеологии: атеизм, антитрадиционализм, космополитизм; индивидуализм, равенство; культ личных прав и свобод; культ перемен, революция[21]. Идеи первоначального русского консерватизма явились толчком для его проникновения во все сферы общественной жизни, и, как следствие, усиления его роли в государственном управлении.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...