Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)




Государственный доклад

О состоянии культуры

В Российской Федерации

В 2015 году

Г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………. 8

Раздел 1. МАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ………………. 11

1.1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)

народов Российской Федерации………………………………………………. 11

1.2. Сохранение и использование всемирного культурного наследия…….. 30

Выводы и предложения…………………………………………………... 34

 

Раздел 2. МУЗЕИ И АРХИВЫ………………………………………………… 36

2.1. Анализ текущей ситуации………………………………………………... 36

2.2. Музейный фонд Российской Федерации………………………………... 39

2.3. Отечественные архивы…………………………………………………… 40

2.4. Архивный фонд Российской Федерации………………………………… 44

Выводы и предложения…………………………………………………... 48

 

Раздел 3. БИБЛИОТЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………………. 50

3.1. Анализ текущей ситуации………………………………………………... 50

3.2. Приоритеты библиотечной деятельности……………………………….. 51

3.3. Важные события библиотечной сферы………………………………….. 52

3.4. Электронные библиотеки………………………………………………… 60

3.5. Национальная электронная библиотека…………………………………. 62

Выводы и предложения…………………………………………………... 65

 

Раздел 4. НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ……………67

4.1. Анализ текущей ситуации………………………………………………... 67

4.2. Единый электронный каталог……………………………………………. 71

4.3. Культурные мероприятия………………………………………………… 73

4.4. Языки народов Российской Федерации…………………………………. 74

4.5. Декоративно-прикладное народное искусство, ремесла и промыслы… 77

4.6. Подготовка кадров………………………………………………………... 79

Выводы и предложения…………………………………………………... 80

 

 

Раздел 5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ ИСКУССТВА…………………………... 82

5.1. Театральная деятельность………………………………………………... 82

5.2. Концертная деятельность…………………………………………............ 99

5.3. Цирковая деятельность…………………………………………………... 106

5.3.1. Росгосцирк…………………………………………………………….. 106

5.3.2. Большой Московский государственный цирк на проспекте

Вернадского………………………………………………………………….. 107

Выводы и предложения………………………………………………….. 108

 

Раздел 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА……. 110

6.1. Изобразительное искусство……………………………………………… 110

6.1.1. Анализ текущей ситуации……………………………………………. 110

6.1.2. Художественные события……………………………………………. 112

6.1.3. Деятельность Российской академии художеств……………………. 113

6.2. Архитектура и дизайн……………………………………………………. 117

Выводы и предложения………………………………………………….. 120

 

Раздел 7. КИНЕМАТОГРАФИЯ……………………………………………… 122

7.1. Анализ текущей ситуации……………………………………………….. 122

7.2. Кинопроизводство………………………………………………………... 123

7.3. Прокат (дистрибьюция)………………………………………………….. 123

7.4. Кинопоказ…………………………………………………………............ 126

7.5. Государственное регулирование и поддержка кинематографии……... 127

7.6. Институты развития - деятельность Фонда кино………………………. 136

Выводы и предложения…………………………………………………... 139

 

Раздел 8. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО………………………………... 142

8.1. Анализ текущей ситуации……………………………………………….. 142

8.2. Переводы литературы на иностранные языки…………………………. 143

8.3. Творческие союзы писателей……………………………………………. 144

8.4. Книжные фестивали и ярмарки………………………………………….. 146

Выводы и предложения…………………………………………………... 149

 

 

Раздел 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ…………... 150

9.1. Анализ текущей ситуации……………………………………………….. 150

9.2. Мероприятия творческих союзов……………………………………….. 151

9.3. Издательские проекты творческих союзов……………………………... 153

Выводы и предложения………………………………………………….. 154

 

Раздел 10. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………… 155

10.1. Анализ текущей ситуации………………………………………………. 155

10.2. Народная художественная культура и любительское

творчество………………………………………………………………............ 157

10.3. Клубные учреждения и организация свободного времени

граждан…………………………………………………………………………. 168

10.3.1. Создание центров культурного развития в малых городах

России…………………………………………………………………............ 171

10.3.2. Культурно-просветительская деятельность………………………... 172

10.4. Деятельность по обеспечению доступности культурных благ

для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

в учреждениях культуры разного типа……………………………………….. 174

Выводы и предложения………………………………………………….. 180

 

Раздел 11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ КУЛЬТУРЫ……………. 182

11.1. Информатизация учреждений культуры………………………............. 182

11.2. Оцифровка культурного наследия……………………………………... 188

11.3. Представление культуры в сети Интернет…………………………….. 189

11.4. Представление культуры в СМИ……………………………………….. 195

Выводы и предложения…………………………………………………... 195

 

Раздел 12. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ…………. 198

12.1. Деятельность образовательных учреждений в сфере культуры……… 198

12.2. Научно-исследовательская деятельность в сфере культуры………….. 213

Выводы и предложения…………………………………………………... 220

 

Раздел 13. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………...… 221

13.1. Региональные программы развития культуры…………………............ 221

13.2. Преодоление диспропорций в обеспеченности услугами

организаций культуры в регионах……………………………………………. 222

13.3. Выявление лучшей практики деятельности органов

исполнительной власти в сфере культуры…………………………………… 223

13.4. Развитие культуры малых городов и сельских территорий………….. 224

13.5. Улучшение качества жизни в малых городах и на селе людей

пожилого возраста……………………………………………………………... 226

3.6. Празднование памятных дат в субъектах Российской Федерации….... 227

13.7. Год литературы в субъектах Российской Федерации………………..... 229

Выводы и предложения…………………………………………………... 231

 

Раздел 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО………………………………………………………… 233

14.1. "Перекрестные" и обменные Годы и Сезоны культуры…………….. 234

14.2. Обеспечение российского культурного присутствия в СНГ……….. 236

14.3. Продвижение за рубежом национальных духовных ценностей

и традиций в рамках Дней России………………………………………....... 237

14.4. Восстановление и сохранение российского культурного

присутствия в странах с утраченными традициями сотрудничества…….. 238

14.5. Фестивали российской культуры "Feel Russia" и "Цветы России"..... 239

14.6. Форум славянских культур…………………………………………...... 240

14.7. Сотрудничество в рамках международных организаций и

объединений…………………………………………………………………… 241

14.8. Международные мероприятия диалогового формата………………… 242

14.9. Поддержка российских соотечественников и продвижение

русского языка в мире…………………………………………………………. 243

14.10. Празднование памятных дат совместной истории…………………… 244

Выводы и предложения…………………………………………………... 246

 

Раздел 15. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ………………………………… 248

Выводы и предложения…………………………………………………. 254

 

Раздел 16. ФИНАНСОВЫЕ И ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ КУЛЬТУРЫ…. 255

16.1. Бюджетное финансирование культуры и кинематографии………….. 255

16.1.1. Расходы на культуру из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………… 255

16.1.2. Расходы из федерального бюджета на культуру и

кинематографию……………………………………………………………... 258

16.1.3. Расходы на культуру и кинематографию из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………… 260

16.2. Трудовые ресурсы культуры……………………………………………. 262

Выводы и предложения………………………………………………….. 265

 

Раздел 17. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………... 266

17.1. Основы и Стратегия государственной культурной политики……… 266

17.2. Новые подходы к финансированию культуры………………………. 268

17.2.1. Налоговое стимулирование благотворительной и меценатской деятельности…………………………………………………………………. 270

17.2.2. Государственно-частное партнерство в сфере культуры…………. 271

17.2.3. Развитие добровольчества (волонтерства) в сфере культуры……. 272

17.2.4. Финансовые механизмы поддержки культурного наследия……… 273

17.3. Стратегические направления и приоритеты культурного развития………………………………………………………………………. 274

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 281

Приложение 1. Расходы консолидированных бюджетов субъектов

Российской Федерации на культуру, % к ВРП……………………………… 281

Приложение 2. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на культуру в общих расходах соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации…………………………………... 284

 

Приложение 3. Расходы консолидированных бюджетов субъектов

Российской Федерации на культуру на душу населения……………………. 288

Приложение4. Среднесписочная численность и уровень средней

заработной платы работников учреждений культуры по данным Росстата

за 2015 год……………………………………………………………………… 294

 


Введение

 

В соответствии с Основами государственной культурной политики "государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны". Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

"Согласно Основам государственной культурной политики, культура есть совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей. Таким образом, основным содержанием политики государства в сфере культуры являются традиционные ценности российского общества: их восприятие, общественная легитимация, преемственность в формировании, актуализация и передача новым поколениям (воспитание граждан), а также основанные на этих ценностях формальные и неформальные социальные нормы и механизмы социального контроля.

2015 год прошел под знаком 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. С этим событием связано также создание Организации Объединенных Наций и ЮНЕСКО. Именно эти организации стали важнейшими в устройстве послевоенного мира, в формировании принципов гуманизма и норм международного права, в утверждении приоритета гуманитарной и культурной составляющей развития стран и народов.

В 2015 году значительно осложнилась международная обстановка, наблюдался рост террористической и военной опасности во всем мире, нарастали потоки беженцев из неблагополучных регионов планеты. В этих условиях готовность России ответить на разнообразные вызовы современного мира во многом зависит от состояния общества, от его морального духа, сплоченности и устойчивости. В такие периоды именно культура, пространство которой формирует личность гражданина Российской Федерации, является важнейшим фактором укрепления единства общества при сохранении его разнообразия. Государство призвано обеспечить планомерные и долгосрочные инвестиции в человеческий потенциал Российской Федерации посредством культуры.

2015 год в России стал Годом литературы. Его основными целями были объявлены привлечение внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к печатному слову, книгам. Среди поставленных задач были: создание в стране условий для интенсификации процессов чтения; повышение качества и разнообразия прочитанной литературы; повышение престижа чтения как культурной ценности, инструмента познания; создание хороших условий для работы литераторов.

В рамках Года литературы было проведено более ста мероприятий во всех регионах России, а также за рубежом. Прошли всероссийские и международные фестивали, творческие конкурсы и смотры, молодежные акции, викторины, литературные собрания, был дан старт новым мультимедийным проектам.

Среди событий Года литературы следует отметить фестиваль "Книги России" на Красной площади, Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь - 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой", "Всемирный День книги", конкурс "Литературная столица России". Большой общественный резонанс получил просветительский проект, организованный Всероссийской государственной телерадиокомпанией: почти полторы тысячи человек разных возрастов и профессий вслух в прямом эфире прочитали роман Льва Толстого "Война и мир".

Подводя итоги Года литературы, Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что "за такой короткий период невозможно в полном объеме решить задачи повышения качества преподавания русского языка, литературы, развития в школе художественного перевода, в том числе с языков народов России, чего нам явно сегодня не хватает и в жизни, и в школе, и в высшей школе. Невозможно за это короткое время повысить интерес молодежи к чтению, к хорошей книге. Но мы многое сделали и обязательно будем продолжать работать по этим направлениям и за пределами Года Литературы", - заверил Президент, процитировав слова Наталии Солженицыной: "Год культуры в России вообще никогда не должен заканчиваться".

Заметными событиями в культурной жизни России в 2015 году стали присвоение статуса особо ценных объектов культурного наследия народов России заповеднику "Херсонес Таврический" и Музею героической обороны и освобождения Севастополя, празднование 2000-летия города Дербента
и 175-летия Петра Ильича Чайковского.

Важнейшим итоговым событием 2015 года стал прошедший с 14 по 16 декабря 2015 г. IV-й Международный Санкт-Петербургский культурный форум, собравший наибольшее количество участников за все годы своего существования (более 11 тысяч участников, в Том числе более 700 - из зарубежных стран). На 82 площадках Культурного Форума, посвященного
70-летию ЮНЕСКО, представители культурных институтов регионов России активно обсуждали вопросы сохранения, развития и поддержания престижа российской культуры с участниками делегаций более чем из 79 стран в рамках работы 12-ти секций: "Музыка", "Музеи и выставочные проекты", "Современное искусство", "Балет и танец", "Театр", "Литература и чтение", "Кино", "Образование", "Сохранение культурного наследия", "Народное творчество и нематериальное культурное наследие", "Цирк и уличный театр", "Массовые коммуникации".


Раздел 1. МАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...