Сохранение и использование всемирного культурного наследия
В 2015 году Минкультуры России была продолжена работа по обеспечению эффективного выполнения требований и рекомендаций ЮНЕСКО в отношении российских объектов всемирного наследия, в частности: - подготовлено и обеспечено утверждение на сессии Комитета всемирного наследия формулировок выдающейся универсальной ценности шести российских объектов всемирного наследия - "Московского Кремля и Красной площади", "Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников", "Исторических памятников Великого Новгорода и окрестностей", "Ансамбля Новодевичьего монастыря", "Ансамбля Ферапонтова монастыря" и "Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде"; - изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы Минкультуры России об утверждении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия: Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, 1540 - 1550 г." (Московская область, г.Сергиев Посад), приказ Минкультуры России от 29 апреля 2015 г. № 1341; "Ансамбль Казанского кремля, XVI - XVIII вв." (г. Казань), приказ Минкультуры России от 8 сентября 2015 г. № 2367; "Церковь Спаса в Нередицах, 1198 г." (г. Великий Новгород), приказ Минкультуры России от 1 сентября 2015 г. № 2322; "Ансамбль Ферапонтова монастыря, XV - XVII вв., кон. XVIII в., XIX в., нач. XX в." (Вологодская область) приказ Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. № 3206; - совместно с Администрацией Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области сформирован Координационный совет по вопросам сохранения, управления и популяризации объекта всемирного наследия "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников", призванный обеспечить гармонизацию интересов всех сторон и оперативное реагирование на вызовы, возникающие в ходе работы с объектом всемирного наследия;
- совместно с Аппаратом Правительства Российской Федерации и Администрацией Архангельской области подготовлен План мероприятий ("дорожная карта") по согласованию в 2015 году с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО работ по строительству, реконструкции и реставрации объектов, расположенных на Соловецком архипелаге. В рамках IV Санкт-Петербургского международного культурного форума (14 - 16 декабря 2015 г.) активно обсуждались вопросы сохранения объектов всемирного наследия в России и за рубежом, в частности, в условиях военных действий в Сирии, Ираке, Йемене и других странах. Результирующим документом по этому направлению является Санкт-Петербургская "Декларация о защите культуры в зонах вооруженных конфликтов", которая стала важным элементом укрепления международной системы охраны памятников под угрозой, наряду с проектом ЮНЕСКО "Объединимся во имя наследия!". Необходимо отметить, что в 2015 году общепринятой стала практика приглашения международных экспертов ЮНЕСКО на российские объекты всемирного наследия не в качестве экстренной меры реагирования на ультимативные решения Комитета всемирного наследия, а в целях предотвращения возможных разногласий с ЮНЕСКО на этапе планирования. Так, международные миссии приглашались в 2015 году для ознакомления с проектом парка "Зарядье", реализация которого планируется в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади, для выработки приемлемых решений по вопросу установки памятника князю Владимиру на Боровицкой площади, для мониторинга состояния Историко-культурного комплекса Соловецких островов и контроля за ходом реставрации Церкви Преображения Господня (Кижский погост). В каждом случае международные эксперты отмечали готовность российской стороны к конструктивному диалогу и стремление обеспечить выполнение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года.
Сотрудничество по тематике всемирного наследия осуществляется с консультативными органами ЮНЕСКО - Международным исследовательским центром по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) и Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). После возобновления Российской Федерацией членства в Международном исследовательском центре по сохранению и реставрации культурных ценностей в 2015 году в Бонне было подписано первое соглашение о сотрудничестве российского учреждения с ИККРОМ - Меморандум о взаимопонимании между ИККРОМ и Музеем-заповедником "Кижи", в соответствии с которым на двухлетнюю перспективу запланировано проведение международного курса "Консервация и реставрация памятников деревянной архитектуры" под эгидой ИККРОМ на базе учебно-методического центра музея-заповедника. В 2015 году благодаря усилиям инициативной группы российских специалистов в области охраны культурного наследия и поддержке Минкультуры России был создан, зарегистрирован в Минюсте России и получил международное признание обновленный Российский национальный комитет ИКОМОС. В соответствии с "дорожной картой", разработанной штаб-квартирой ИКОМОС для российских коллег, было проведено общее собрание, выбраны кандидатуры в состав Временного совета и предусмотрены дальнейшие шаги по возвращению Российскому национальному комитету ИКОМОС того фундаментального значения в экспертном сообществе, которое он имел ранее. Активизация международного сотрудничества продолжалась и по линии Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева, получившего решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств статус Базовой организации государств - участников СНГ в сфере сохранения всемирного наследия для Российской Федерации, Казахстана, Армении, Беларуси, Таджикистана и Кыргызстана. В 2015 году состоялось первое заседание Экспертного совета Базовой организации, на котором был избран председатель (Армения) и обозначены основные направления работы на 2016 - 2017 годы.
В соответствии с озвученной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным стратегией по усилению российского присутствия в Списке всемирного наследия в рамках исполнения подпункта "д" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 января 2015 г. № Пр-93 Минкультуры России была организована работа с регионами Российской Федерации по выявлению новых перспективных объектов для отнесения к особо ценным и дальнейшего их продвижения в Список всемирного наследия. Изначально примерно половина субъектов Российской Федерации заявили об отсутствии подобных памятников, а остальные представили предложения, которые были проанализированы Российским институтом культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева и рабочей группой из числа ведущих государственных экспертов, аттестованных по работе с объектами всемирного наследия. По итогам проведенного анализа были поддержаны предложения 32 субъектов Российской Федерации, остальным рекомендовано доработать или пересмотреть свои предложения. Регионам, памятники которых получили экспертную поддержку, были даны инструкции по дальнейшей работе, в частности, по подготовке заявок на включение в российский Предварительный список - перечень объектов-кандидатов на внесение в Список всемирного наследия, а также проведению историко-культурной экспертизы по отнесению отдельных памятников к особо ценным объектам культурного наследия народов России. Поставив перед собой цель по внесению в 2017 - 2018 годах не менее двух новых объектов в Список всемирного наследия, российская сторона в 2015 году подготовила два номинационных досье - "Памятники Древнего Пскова" и "Успенский собор острова-града Свияжска" - и представила их в Центр всемирного наследия для дальнейшей оценки, проведение которой запланировано на 2016 год.
В 2015 году исполнилось 25 лет со дня внесения в Список всемирного наследия первых трех российских объектов - "Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников", "Кижского погоста" и "Московского Кремля и Красной площади".
Выводы и предложения
2015 год ознаменовался существенными позитивными результатами в сфере государственной охраны объектов культурного наследия: сформирована нормативная база; активизировалась работа по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия; созданы условия для сохранения исторической застройки в древних русских городах – исторических поселениях Российской Федерации; проводятся масштабные работы по сохранению объектов культурного наследия; развивается взаимодействие с международными организациями, направленное на сохранение объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, выполнение международных обязательств Российской Федерации, согласно из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года. Вместе с тем в целях охраны объектов культурного наследия необходимо продолжить: совершенствование правового регулирования отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; увеличение объема информации об объектах культурного наследия в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе об их наличии и состоянии; увеличение количества объектов культурного наследия, для которых утверждены предметы охраны, границы территории и зоны охраны; проведение мероприятий по поиску эффективного пользователя (собственника) объектов культурного наследия; регистрацию данных о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны в государственном кадастре недвижимости; повышение кадрового и материального обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; разработку в субъектах Российской Федерации региональных целевых программ сохранения культурного наследия. Для решения указанных задач Минкультуры России продолжит работу по взаимодействию с органами управления культурой субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности в сфере охраны объектов культурного наследия. Раздел 2. МУЗЕИ И АРХИВЫ
Анализ текущей ситуации
В 2015 году проявилась тенденция повышения интереса к музеям, осуществляющим хранение подлинных образцов наследия, возрождение образовательно-просветительской функции музеев, играющей важную роль в патриотическом воспитании молодежи и формировании у нее гражданского самосознания и ответственности, общероссийской, региональной и локальной идентичности.
Поддержка музея как социального института, ответственного за сохранение наследия, является обязанностью государства, но в условиях рыночной экономики, особенно в условиях финансового кризиса, она не может быть полной и всеобъемлющей. В этой связи развитие музейного дела в Российской Федерации, любые положительные сдвиги в отрасли сегодня невозможны без широкой социальной поддержки, развития спонсорства и попечительства, расширения спектра музейного предложения на рынке культурных услуг. В музейном деле нарастает поток инноваций, отражающих ведущие тенденции эволюции музейной практики. Основными из них являются: - освоение музеями набора современных управленческих технологий - от аудита ресурсов и стратегического планирования до брендинга; - рост социальной функции музея и его роли в социокультурной адаптации социально незащищенных групп населения; - усиление значения музеев в налаживании межкультурного и межэтнического диалога; - выход музеев на новые перспективные рынки: информации, культурно-просветительского туризма, PR и рекламы, рекреации, здоровья и др.; - интенсивное развитие выставочной и культурно-инновационной деятельности при сокращении числа крупных экспозиционных проектов; - активное внедрение в работу музеев информационных и коммуникационных технологий; - возрастание значимости электронных экспозиций и виртуальных музеев; - широкое внедрение интерактивных форм работы, анимации и игровых технологий и, как следствие, изменение пропорций между образовательной и развлекательной составляющими работы с посетителем; - появление крупных музейных центров, демонстрирующих примеры формирования на базе синтеза музейной и галерейной среды качественно нового пространства коммуникации и производства новых идей. В музейной сфере обозначенные тенденции будут определять развитие музейной деятельности в ближайшей перспективе. Их воздействие будет усиливаться и потребует выработки новых подходов к управлению, финансированию и организации работы музеев. Все эти тенденции были подтверждены в ходе проведения в 2015 году самого крупного музейного фестиваля страны "Интермузей". Отдельно стоит отметить интенсивное развитие частных музеев при поддержке государства, доказательством чему служит победа на фестивале "Интермузей" музейного комплекса "Вятское". Кроме того, 2015 год был ознаменован открытием нескольких частных музеев в г.Москве, среди которых Музей Анатолия Зверева, Музей международного нумизматического клуба, Музей Ар Деко и др. Фестиваль "Интермузей" зафиксировал продолжение активной интеграции в музейное сообщество России музеев Крыма. Развитию взаимодействия крымских музеев с коллегами способствовала и научно-практическая конференция "Музеи в XXI веке: новые реалии, новые подходы, новые возможности", состоявшаяся в Керчи. Конференция прошла при активной поддержке Министерства культуры Республики Крым и Совета министров Республики Крым. Основные доклады и сообщения конференции были посвящены темам: "Роль учреждений культуры в реализации государственной культурной политики", "Музеи Крыма в российском музейном пространстве: адаптация к новой реальности". Также на конференции были представлены подходы к концепции развития "Восточно-Крымского историко-культурного заповедника" - крупнейшего музейного объединения восточной части Крыма. В работе конференции приняли участие специалисты крупнейших музеев России. Из других значимых событий 2015 года стоит выделить Международный форум литературных музеев, организованный Государственным литературным музеем в рамках Года литературы. По итогам форума была создана Ассоциация литературных музеев. Данный пример показывает позитивную тенденцию к увеличению участия музеев в междисциплинарных культурных проектах. По данным ГИВЦ общее число государственных и муниципальных музеев вместе с филиалами на 31 декабря 2015 г. составило 2 758. В последние годы среднегодовой рост числа музеев всех ведомств и организаций колеблется от 40 до 45, включая филиалы. Эти данные служат показателем определенной насыщенности государственной музейной сети и ее достаточности для удовлетворения музейного спроса. Интерес к музеям находит свое выражение в росте числа посещений: за истекший год количество визитов выросло почти на 20 млн. и составило 119 048 тыс. человек против 99 101 тыс. человек в 2014 году. Это было связано как с развитием внутреннего туризма, так и со снижением на 31% числа зарубежных поездок россиян, что вызвало изменения в структуре досуга. Также на рост числа посещений повлияло решение Минкультуры России сделать с 1 января 2015 г. вход в музеи федерального подчинения бесплатным для лиц младше 16 лет. Данный опыт был повторен и региональными управлениями культуры, однако вызвал неоднозначную реакцию у музейного сообщества, поскольку многие региональные бюджеты были не в состоянии компенсировать музеям недополученную прибыль. Во многом прирост был обеспечен и активизацией деятельности музеев, находящихся в непосредственном подчинении Минкультуры России: из 19,9 млн. новых посещений около 3 млн. посещений пришлось на долю федеральных музеев. Еще одна особенность - рост количества индивидуальных посещений, которые составили более 65% от общего числа визитов (78 343,5 тыс. человек). Необходимо отметить изменения структуры иностранной аудитории музеев Российской Федерации, где расширяется доля туристов из Китайской Народной Республики. Данный факт не остался незамеченным музеями, которые активизируют программы, направленные на эту категорию посетителей (Музей-заповедник "Шушенское", Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские"). Эффективность выставочной деятельности, являющейся основным вектором развития музеев на ближайшие десятилетия, оценивается по двум основным показателям: количеству выставок и количеству посетителей. За последние годы наблюдается стабильный рост количественных показателей, свидетельствующий о роли выставочной деятельности в контексте иных музейных направлений. Например, в 2014 году всего по России было организовано 63 038 выставок, а в 2015 году действовало уже 69 628 выставок. Таким образом, рост числа выставочных проектов составил 10 процентов. В связи с 70-летием окончания Великой Отечественной войны большое количество выставок было посвящено военной тематике. Однако наиболее ярким примером успешного выставочного проекта стала выставка "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения", организованная Государственной Третьяковской галереей. Данную выставку за 3,5 месяца посетило 480 тыс. человек. В 2015 году отмечено незначительное снижение количества выставок в музеях Минкультуры России. Если в 2012 году оно составляло 2 827, в 2013 - 3 278, в 2014 - уже 3 346, то в 2015 году - 3105. Это связано, прежде всего, с ориентацией федеральных музеев на высококачественные и масштабные выставочные проекты, что подтверждает статистика посещений. Общее количество посетителей этих музеев стабильно увеличивалось: с 26 093,6 тыс. человек в 2011 году до 33 772,5 тыс. человек в 2015 году. В современной практике эффективно работающим считается музей, формирующий за счет собственных доходов 1/3 годового бюджета. В 2015 году в среднем по музеям Минкультуры России этот показатель составил 30% от общего объема годовых финансовых поступлений, а для региональных и муниципальных - 25%. Необходимо отметить, что в 2015 году впервые за последние годы произошло снижение роста бюджетного финансирования музеев: общий объем финансирования по этой линии составил 49 524,5 млн. рублей (в 2014 году - 53 796,6 млн. рублей). Общая численность работников музеев в 2015 году несколько выросла и составила 73 868 чел. против 73 060 чел. При этом фонд заработной платы вырос с 26 802,3 млн. рублей до 28 753,3 млн. рублей, что позволило повысить среднюю зарплату в отрасли до 38 925 рублей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|