Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Проблемное поле логики и методологии




Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян

История, философия

И методология науки и техники

Учебник для магистров

Под общей редакцией профессора

Н. Г. Багдасарьян

Рекомендовано Научно-методическим советом Министерства образования и науки России по философии в качестве учебника для студентов и аспирантов

всех специальностей по дисциплине

«История и философия науки»

 

 

Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru

Москва


УДК 1

ББК 72.3я73 Б14

Авторы:

Багдасарьян Надежда Гегамовна — доктор философских наук, профессор МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломо- носова, заведующая кафедрой социологии и гуманитарных наук Университета «Дубна» (предисловие; гл. 1 (в гл. 1 использованы материалы кандидата философских наук, профессора В. И. Лок- тионова); кейсы, творческие задания для написания эссе, заклю- чение; методическая обработка текстов; список литературы);

Горохов Виталий Георгиевич — доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, профес- сор МГУ им. М. В. Ломоносова, Университета «Дубна» (гл. 2, 3, 4); Назаретян Акоп Погосович — доктор философских наук,

профессор Университета «Дубна» (гл. 5).

Рецензенты:

Лисеев И. К. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН;

Ивлев Ю. В. — доктор философских наук, профессор кафедры логики философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

 


 

Б14


История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. На- заретян; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М.: Издательство

«Юрайт», 2015. — 383 с. — Серия: Магистр.

ISBN 978-5-9916-3370-3

В учебнике изложены основные проблемы истории, филосо- фии и методологии науки и техники. Логика издания выстроена таким образом, что читатель получает целостное представление о проблемном поле методологии науки, основных моделях науч- ного познания, концепциях философии техники, о современном состоянии науки и эволюции типов миропонимания. Учебник ос- нащен методическим комплексом и отвечает требованиям Феде- рального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Для магистров, аспирантов, а также всех, кого интересует со- временный взгляд на методологию и философию науки и техники.

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом Института философии Российской академии наук и Ученым советом факультета

социальных и гуманитарных наук МГТУ им. Н. Э. Баумана

УДК 1 ББК 72.3я73


 


 

ISBN 978-5-9916-3370-3


© Коллектив авторов, 2013

© ООО «Издательство Юрайт», 2015


 

 

Оглавление

Предисловие................................................................................................. 8

Глава 1. Проблемное поле логики и методологии

науки...................................................................................... 17

1.1. Возникновение и динамика науки.................. 18

1.1.1. Значение арабской системы

знаний в истории науки...................................... 21

1.1.2. Классическая и современная научная картина мира: их соотношение

и рамки...................................................................... 24

1.1.3. Методы современной науки: тенденция к экспансии 34

1.2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их относительность 35

1.3. Язык науки: методологические

проблемы его изучения....................................... 37

1.3.1. Язык науки и естественный язык........ 39

1.4. Понятие научной проблемы

и проблемной ситуации в науке.

Гипотеза.................................................................... 44

1.4.1. Научная гипотеза. Виды гипотез......... 46

1.4.2. Построение, проверка

и подтверждение гипотез................................... 50

1.5. Формальные требования к научной теории 52

Вопросы и задания для самоконтроля................................................... 55

Глава 2. Основные концепции философии науки........................ 57

2.1. Статическая модель структуры науки........... 62

2.1.1. Предшественники неопозитивистской программы

философии науки................................................. 62

2.1.2. Неопозитивистские идеи исследования науки 68


2.1.3. Неопозитивистская интерпретация коперниканской

революции (по Х. Рейхенбаху).......................... 77

2.1.4. Постпозитивистская критика неопозитивизма 85

2.2. Модели функционирования науки......................... 91

2.2.1. Модель внешнего функционирования науки как процесса смены фальсифицируемых теорий

в рамках логики научного открытия

К. Поппера............................................................... 91

2.2.2. Интерпретация коперниканской революции в попперианской

методологии науки............................................... 93

2.2.3. Модель внутритеоретического функционирования науки, направленного на совершенствование логического механизма теорий,

в концепции научно-исследовательских программ И. Лакатоса 100

2.2.4. Интерпретация коперниканской революции в методологии научно- исследовательских программ

И. Лакатоса........................................................... 103

2.3. Модели генезиса (формирования)

науки....................................................................... 108

2.3.1. Внешний генезис науки

в методологической концепции

П. Фейерабенда................................................... 108

2.3.2. Интерпретация коперниканской революции П. Фейерабендом 113

2.3.3. Исследование внутреннего

генезиса науки в работах А. Койре............... 121

2.3.4. Коперниканская революция

по А. Койре............................................................ 126

2.4. Модели развития науки..................................... 133

2.4.1. Модель внешнего развития в концепции научных революций

Т. Куна..................................................................... 133

2.4.2. Коперниканская революция

в модели научных революций Т. Куна......... 138

2.4.3. Эволюционная модель внутреннего развития науки

в концепции С. Тулмина................................... 149

2.4.4. Эволюционное представление коперниканской революции

у С. Тулмина.......................................................... 154

2.5. Попытка объединения статической и динамической моделей науки

в структуралистской концепции науки....... 165

Вопросы и задания для самоконтроля................................................. 181

Глава 3. Философия техники и методологический анализ технических наук 183

3.1. Предмет философии техники................................ 184

3.1.1. Становление и особенности технических наук 201

3.1.2. Сущность техники.................................. 205

3.1.3. Информатика как пример современной научно-технической дисциплины 208

3.1.4. Этика техники.......................................... 212

3.2. Специфика технических наук........................ 215

3.2.1. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках: понятие технической теории..................................................................... 215

3.2.2. Отличия неклассических научно-технических дисциплин

от классических технических наук............... 220

Вопросы и задания для самоконтроля................................................. 233

Глава 4. Особенности современного этапа развития науки: формирование новой парадигмы

научно-технического развития............................... 235

4.1. Концепция устойчивого развития в контексте формирования новой

научно-технической парадигмы................... 236

4.2. Дисциплинарная организация

и междисциплинарные исследования. Предметно- и проблемно- ориентированные научные

дисциплины.......................................................... 247

4.2.1. Проблемно-ориентированные научные исследования и дисциплины 251

4.2.2. Проблема внедрения результатов научных исследований в социальную практику 254


4.3. Дисциплинарность, междисциплинарность

и трансдисциплинарность: роль

и влияние общественного мнения

на развитие и финансирование науки

и техники................................................................ 256

4.3.1. Междисциплинарный характер оценки научно-технического развития 257

4.3.2. Трансдисциплинарность оценки научно-технического развития 262

4.4. Научные исследования как генератор новых наукоемких технологий: проектно- и проблемно- ориентированные исследования как

основа принятия решений.............................. 264

4.4.1. Фундаментальные и прикладные исследования 267

4.5. От постиндустриального

к информационному обществу..................... 271

4.5.1. Информационное общество

и общество знаний.............................................. 276

Вопросы и задания для самоконтроля................................................. 284

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...