Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и динамика науки




Когда возникает наука? Изучение любого явления требует выяснения времени его возникновения. Когда возникла наука? При ответе на этот вопрос мы сталкиваемся с проблемой


неопределенности временных границ существования фено- мена, точки его отсчета. Например, рассматривая возникно- вение математики, мы можем в качестве точки отсчета ука- зать на классический труд Евклида «Начала» (III в. до н.э.). Однако с не меньшим правом мы можем сослаться и на жре- цов Древнего Египта (около трех тыс. лет до н.э.), разработав- ших первые методы измерения площадей и умевших осущест- влять сложные геометрические и инженерные расчеты при строительстве пирамид. Никто не может запретить нам при- знать в качестве основоположников современной математики и древних шумеров (около двух тыс. лет до н.э.), которые поло- жили начало алгебраическим методам в математике и изо- брели различные системы исчисления. Аналогичные примеры можно привести и из других научных дисциплин. Как видим, временной разброс может быть довольно велик, что делает споры специалистов в области истории и методологии науки совершенно бесперспективными. Вот почему в профессиональ- ной среде существует негласная конвенция, связавшая точку отсчета истории современной науки с именами двух выдаю- щихся мыслителей начала эпохи Нового времени — Галилео Галилея (1564—1642) и Фрэнсиса Бэкона (1561—1626).

Как аргументирована эта конвенция? Галилей заложил основы так называемого экспериментального метода: «Всякое теоретическое положение, претендующее на статус научно- сти, должно быть обосновано экспериментально» — под этими словами подпишется любой современный ученый. Сэр Фрэнсис Бэкон, известный британский политический деятель и философ, считается основоположником методологии науки. Он полагал, что наука не может развиваться методом случай- ного поиска (методом проб и ошибок), но должна ориен- тироваться на систематическое исследование всех возможных вариантов и способов получения знания, отдавая предпочте- ние наблюдению и эксперименту. Он же впервые предпри- нял попытку разработать универсальный метод исследова- ния, получивший название индуктивного. Ф. Бэкон сравнивал методологию науки с фонарем, освещающим дорогу во тьме.

Итак, определим три основных отличия научных форм знания от вненаучных.

1. Наука (в отличие от религии, мифологии, философии и др.) ориентирована на объяснение мира, основанное на его естественных, внутренних свойствах и законах.


2. Объясняя свойства и законы окружающего мира, наука ищет подтверждения правильности понимания путем наблю- дения, измерения, эксперимента, а не ссылается на авторитеты как на источник знания и не выдумывает их из головы.

3. Наука получает знания путем систематического и целе- направленного применения специальных методов, сконстру- ированных или изобретенных для этой цели.

Именно здесь пролегает демаркационная линия между нау- кой и всеми иными формами знания.

Как соотносится наука с религиозно-мифологическим пониманием мира? С самого зарождения наука вступает в противоречие с религиозно-мифологической картиной мира. В своих отношениях с господствующим в Европе христианским мировоззрением и ортодоксальной церковью наука проходит три условных стадии.

1. В период зарождения в Европе, когда наука еще не имела достаточно сил и авторитета, господствующая в обществе идеология отводит ей подчиненную роль. Наука может лишь разъяснять, комментировать истины, явленные человеку в Откровении: «Наука — служанка богословия» — таков основ- ной принцип отношения между наукой и религией.

2. На следующем этапе это соотношение трансформиру- ется в так называемую теорию двойственной истины, согласно которой за научными истинами признается относительно независимая ценность в мире материальных явлений, а бого- словие имеет дело с истинами абсолютными, которые каса- ются причин существования мира и сферы человеческой души.

3. Третий этап ознаменован окончательным освобожде- нием науки от власти церковной идеологии, что происходит уже в эпоху Великой французской революции. Своеобразным подведением итогов конфликтного противостояния науки и религии можно считать публичное признание вины церкви перед учеными и извинения, принесенные папой Иоанном Павлом II летом 1994 г.

Мнение известного ученого

А. Н. Уайтхед писал: «Моя точка зрения сводится к тому, что рели- гия есть проявление одного из типов фундаментального опыта человечества; что религиозная мысль развивается, стремясь ко все большей точности выражения и освобождаясь от случайных для


 
 

нее представлений; что взаимодействие между религией и наукой является мощным фактором, способствующим этому развитию»1.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...