Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определим основные черты классической научной кар- тины мира.




1. Положение об абсолютном характере и независимости друг от друга пространства и времени. Пространство можно представить как бесконечную протяженность, где отсутствуют привилегированные направления (изотропность простран- ства) и свойства которой одинаковы и неизменны в любой точке Вселенной. Время также едино для всего Космоса и не зависит от местоположения, скорости или массы дви- жущихся в пространстве материальных тел. Например, если мы синхронизируем несколько часовых механизмов и поме- стим их в различных точках Вселенной, то скорость хода часов не нарушится, а синхронность их показаний сохранится через любой промежуток времени. С этой точки зрения Вселенную можно представить как абсолютно пустое пространство,


наполненное движущимися телами (звездами, планетами, кометами и т.д.), траекторию движения которых можно опи- сать с помощью известных уравнений классической, или нью- тоновской, механики.

2. Представление о жесткой взаимно-однозначной связи причины и следствия: если в какой-то системе координат известны положение и вектор движения тела (т.е. его ско- рость и направление), то всегда можно однозначно предсказать его положение через любой конечный промежуток времени (дельта t). Поскольку все явления в мире взаимосвязаны отно- шениями причины и следствия, то это справедливо для любого явления. Если мы не умеем однозначно предсказать какое-либо событие, то лишь потому, что не имеем достаточной информа- ции о его связях со всеми другими явлениями и влияющими факторами. Следовательно, случайность выступает здесь как чисто внешнее, субъективное выражение нашей неспособно- сти учесть все многообразие связи между явлениями.

Справка

 
 

В такой крайне жесткой форме учение о причинности получило название лапласовского детерминизма по имени его создателя, великого французского астронома и математика Пьера Симона Лапласа (1749—1827), который основывался на классической механике Ньютона.

 

3. Из двух названных выше характеристик классической картины мира вытекает третья. Распространение законов нью- тоновской механики на все многообразие явлений окружаю- щего мира, несомненно, связанное с успехами естествознания, в первую очередь с физикой этого времени, придало мировоз- зрению эпохи черты своеобразного механицизма, упрощен- ного понимания явлений через призму исключительно меха- нического движения.

Справка

Отметим два любопытных и важных для дальнейших рассужде- ний обстоятельства, связанных с механицизмом классической научной картины мира.

Первое касается представлений об источниках движения и раз- вития Вселенной. Первый закон Ньютона гласит, что всякое


тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолиней- ного движения до тех пор, пока на него не подействует внешняя сила. Следовательно, для того чтобы Вселенная могла существо- вать, а небесные тела находиться в движении, необходимо внеш- нее воздействие — первотолчок. Именно он приводит в движение весь сложный механизм Вселенной, которая дальше существует и развивается в силу закона инерции. Такой первотолчок может осуществить ее Создатель, что ведет к признанию Бога. Но, с дру- гой стороны, эта логика сводит роль Творца лишь к начальной фазе возникновения Вселенной, а наличное бытие в нем как бы и не нуждается. Подобная двойственная мировоззренческая позиция, открывающая путь к откровенному атеизму и распро- странившаяся в Европе накануне Великой французской рево- люции, получила название деизма (от лат. deus — бог). Однако уже через несколько лет великий Лаплас, представляя свой труд

«Трактат о небесной механике» императору Наполеону, на заме- чание Бонапарта о том, что он не видит в сочинении упоминания о Создателе, дерзко отвечает: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипо- тезе».

 
 

Второе обстоятельство связано с пониманием роли наблюдателя. Идеалом классической науки является требование объективности наблюдения, которое не должно зависеть от субъективных особен- ностей наблюдателя: в одинаковых условиях эксперимент должен давать одни и те же результаты.

 

Итак, классическая научная картина мира, просущество- вавшая до конца XIX в., характеризуется количественной ста- дией развития науки, накоплением и систематизацией фактов. Это был линейный, или кумулятивный, накопительный, рост научного знания. Дальнейшее его развитие, создание термоди- намики и теории эволюции способствовали пониманию мира не как совокупности предметов, или тел, движущихся в абсо- лютном пространстве-времени, а как сложной иерархии взаи- мосвязанных событий — систем, находящихся в процессе ста- новления и развития.

Решающий удар по классическим представлениям был нанесен появлением в 1905 г. специальной теории относи- тельности Альберта Эйнштейна (1879—1955) и возникно- вением в середине 1920-х гг. квантовой механики (Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг). В главе об основных концепциях науки мы подробнее охарактеризуем ее, а здесь лишь назовем основные черты постклассической научной картины мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...