Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение арабской системы знаний в истории науки




На Арабском Востоке и в Средней Азии научные знания не отделялись от философии, религии, искусства и потому в строгом смысле слова наукой не являлись. Было бы точнее называть их преднаукой. Однако на этом основании вовсе нельзя делать вывод о том, что их роль в становлении европей- ской науки была несущественной. Как раз, напротив, к началу эпохи европейского Возрождения преднаучные знания практи- чески в неизменном виде стали достоянием поколения ученых новой исторической эпохи благодаря трудам арабских, сред- неазиатских и закавказских исследователей.

Причиной слитности философских, религиозных и науч- ных знаний выступала принципиальная установка восточной культуры на углубленное познание внутреннего мира человека (а не внешнего, как в европейской традиции). Вместе с тем необходимость решения практических задач давала импульс к развитию измерительных дисциплин, которые особо были востребованы в торговле, мореплавании, строительстве, воен- ном деле.

 
 

Древнемесопотамская культура уже в третьем тысячелетии до н.э. отличалась высоким уровнем развития алгебры, ариф- метики и астрономии, использовавшей достаточно сформиро- ванный математический аппарат. Социально-экономические условия, бурное развитие производящего хозяйства, применяв- шего поливное земледелие, скотоводства, ремесла требовали развития новых форм учета, которые и стали применяться на территории древнеближневосточных и смежных с ними цивилизаций, включая Египет и Месопотамию, начиная с девя- того тысячелетия до н.э. Это были маленькие объемные (трех- мерные) символы — шарики, цилиндры, конусы — из глины, которые обозначали числа и важнейшие виды хозяйственно значимых предметов (скот, зерно и т.п.). Эти скульптурные символы нанизывались на шнурки или помещались в особые глиняные конверты. Они использовались примерно пять тыс.

1 Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С. 252.


лет, после чего были заменены их чертежными изображени- ями на плоскости — первоначально на плоскости конверта, где они дублировались в двухмерной проекции, а затем и на спе- циальных глиняных табличках. Так письменность, созданная для целей учета, вскоре была применена для записи устной словесности1. Египетская культура выработала особый язык для изложения научных выводов, в частности математиче- ских2. Мореплавание задавало необходимость развивать астро- номию, технику строительства судов, а торговля способство- вала распространению технических знаний.

Третьим тысячелетием до н.э. датируется и первая попытка шумерской фиксации всех возможных обозначений в длин- ных словарных — энциклопедических, как мы сегодня ска- зали бы, — списках специальных терминов (географических, зоологических, ботанических и др.). К шумерам восходит и наше современное деление часа на 60 мин, как и деление окружности на 360 градусов, каждого градуса на 60´ и каж- дой минуты на 60˝.

Стоявшие у истоков европейской науки греческие мысли- тели знакомились с начатками вавилонской и финикийской науки, много путешествуя. Так, считающийся родоначальни- ком европейской науки Фалес из Милета (624—546 до н.э.),

 
 

«первый мудрец», первый геометр у греков, первый астро- ном и первый физик, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Он открыл годовое движение солнца и первым сказал, что величина солнца составляет 1/720 часть круга, им проходимого, а тридцатый день месяца нужно считать его последним днем. И это далеко не все, что внес Фалес в науку. Он составил «Морскую астрологию» с навигационными реко- мендациями, нашел способ измерить высоту пирамид, пред- сказал затмение солнца, опираясь на природные зависимости, и доказал ряд теорем.

1 Предыстория счета содержится в таком древнеегипетском памятнике, как Тексты Пирамид. В «Заклинании для получения перевоза» перевозчик, везущий мертвого фараона по каналу загробного мира, проверяет, умеет ли царь в нужном порядке пересчитать свои пальцы, а тот в ответ читает стихи, в должном порядке перечисляющие все десять его пальцев, каждый из кото- рых соответствует одному из первых десяти чисел натурального ряда. См.: Иванов Вяч. Вс. До — во время — после? // Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж. А., Якобсен Т. В преддверии философии: Духовные искания древ- него человека. М.: Наука, 1984. С. 14, 15, 19.

2 Сведения об этом были получены из двух основных источников — папируса Ринде, хранящегося в Британском музее, и Московского папируса, прочитанного академиком В. В. Струве. В папирусах содержатся решения практических задач, действия с дробями и вычисления площадей и объемов.


Стремясь к знанию, в Египет отправился и Пифагор (570— 490 до н.э.), которому было в то время 20 лет. В течение 22 лет он обучался у жрецов Египта, глубоко изучив священную математику, науку чисел, или всемирных принципов, кото- рые и стали центром его системы. Учение Пифагора было основано на опытном знании, сохраняя для народов Запада суть восточного мировидения. Вслед за своими предшествен- никами к египетским жрецам отправился Платон (427— 347 до н.э.). Вернувшись в Афины, он создал школу, среди питомцев которой были не только философы, как, например, Аристотель (384—322 до н.э.), но и ставшие впоследствии известными математики. Названными именами не исчерпы- вается перечень крупных мыслителей Древней Греции, учив- шихся на Востоке. Более того, после упадка Античной Греции и возникновения ислама на Арабском Востоке исламская циви- лизация дала человечеству алгебру и тригонометрию, прослав- ленную арабскую медицину, великие образцы строительного искусства. Само название алгебры восходит к трактату Аль- Хорезми (783—850) «Китаб аль-джебр ал мукабала» («Книга о восстановлении и противопоставлении»). Благодаря этому ученому мы пользуемся десятичной системой счисления, назы- ваемой арабской.

Обратим внимание на то, что не только математика и инже- нерное дело обязаны древнеарабским знаниям, но и гумани- тарные науки. Так, древневосточные представления о роли и значимости имени, магии слова, отраженные в мифопоэ- тическом наследии, имеют мощную традицию в европейской философии и науке о языке.

Наконец, не следует думать, что древневосточные знания, относимые к преднауке, либо полностью вошли в более позд- нюю систему науки, либо носят весьма наивный, примитив- ный характер и способны восприниматься сегодня лишь как историческая архаика. Многие артефакты древности до сих пор не получили убедительной научной интерпретации. В частности, продолжаются споры вокруг громадных мега- литических сооружений, которые в современной науке трак- туются как астрономические. В любом случае они являются свидетельством стремления древнего человека к жизни в гар- монии с Вселенной, в ощущении себя ее частью. Между тем развитие науки, сопровождающееся дифференциацией науч- ных отраслей, привело к утрате целостной картины окружаю- щего человека мира, ее фрагментации, к рассогласованности


человеческой активности, что имеет негативные последствия для человечества и осмысливается сегодня как требующее пре- одоления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...