Ценовая дискриминация в условиях монополии
Ценовая дискриминация – это монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. Экономически она выражается во временном назначении цены или близко, или даже ниже себестоимости с целью завоевания рынка и привлечения дополнительного количества покупателей. Иногда ценовую дискриминацию определяют еще как дискриминацию самой фирмы в интересах потребителя, опять же, для завоевания рынка. Как только цель будет достигнута, такие цены сразу возрастают. Такую дискриминацию может себе позволить только сильная фирма или компания, поэтому чаще всего ее осуществляют монополии, так как они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции, как известно, устанавливается единая цена и фирма не контролирует цену, а принимает ее как заданную, поэтому ценовой дискриминации не возникает. Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства. Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, операция аппендицита, ее нельзя перепродать). Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, ранок должен отвечать следующим условиям: 1) продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, – более низкая;
2) блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с «дешевого» рынка на «дорогой» приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации; 3) покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно. Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо. Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. Пигу различал три вида (или степени) ценой дискриминации: 1) Ценовая дискриминация первой степени ( совершенная). Она наблюдается лишь в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Поскольку монополист не может иметь полную информацию о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, то этот вид ценовой дискриминации в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей. 2) Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателя) принимает нелинейный характер, а цены называются нелинейными, или многоставочным тарифом.
При этом виде ценовой дискриминации блага группируются в определенные партии, на каждую из которых устанавливаются различные цены. На практике этот вид ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ. 3) Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене. Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.
Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей. Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться. К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов. Во многих странах некоторые виды ценовой дискриминации запрещены законодательно. Так, в США закон не разрешает фирмам-производителям реализовывать свои товары крупным магазинам по ценам, которые ниже цен в розничной торговле, чтобы не допустить разорения мелких магазинов. В Канаде запрещена ценовая дискриминация лишь в тех случаях, когда товары одного качества и количества реализуются по разным ценам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|