Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФЗ РФ «О защите конкуренции» от 8 июля 2006 г.




Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц свои доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствие с федеральными законами монополистической деятельностью.

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти разных уровней, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ.

Целями настоящего Федерального закона являются:

- обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ;

- защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

 

Закон дал определение следующим понятиям: товар; финансовая услуга; взаимозаменяемые товары; товарный рынок; хозяйствующий субъект; финансовая организация; конкуренция; дискриминационные условия; недобросовестная конкуренция; монополистическая деятельность; систематическое осуществление монополистической деятельности; необоснованно высокая цена финансовой услуги; конкурентная цена финансовой услуги; координация экономической деятельности; антимонопольный орган; приобретение акций; признаки ограничения конкуренции; соглашение; государственная или муниципальная помощь; экономическая концентрация; доминирующее положение; монопольно высока и монопольно низкая цена и т.д.

Закон определяет следующие признаки ограничения конкуренции:

1) сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

Хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход.

2) рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

3) отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

4) определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность хозяйствующим субъектам в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке.

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документах, а также договоренность в устной форме.

«Вертикальное соглашение» – соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.

Государственная или муниципальная помощь – предоставление органами исполнительной власти.. преимуществ, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам.. более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества, иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются их действия на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являющихся следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем рыке 9например, изменение регулируемых тарифов и т.п.)

Закон раскрывает содержание основного синонима монопольной властидоминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышаетпятьдесятпроцентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, долякаждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или срока существования рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены незначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены не обуславливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

4) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.

Закон, вместе с тем, устанавливает, что не может быть признанодоминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных случаев.

Хозяйствущий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

 

Закон устанавливает следующие запреты, способствующие поддержанию конкуренции:

 

1) Запрет на злоупотребление доминирующим положением, к которым относятся следующие действия:

- установление, поддержание монопольно высокой и монопольно низкой цены товара.

Монопольно высокая цена товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:

а) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара и условиям доступа, устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;

б) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Для естественной монополии не является высокой ценой цена, если она установлена в пределах тарифа, определенного органом регулирования естественной монополии.

Монопольно низкая цена товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующем субъекте, если:

а) эта цена ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями и продавцами в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке;

б) эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов.

Цена товара не признается монопольно низкой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных критериев. Для естественной монополии не признается монопольно низкой ценой цена, если она установлена в пределах тарифа.

- изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- экономически или технологически не обоснованными сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности рентабельного производства;

- экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

- экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

- установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

- создание дискриминационных условий;

Дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими субъектами.

- создание препятствий доступа на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

2) запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов. В частности, запрещаются соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами, если они приводят или могут привести к:

- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок надбавок (доплат), наценок;

- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

- создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

- установление условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

Запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений), которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона.

«Вертикальное» соглашение – соглашение между хозяйствующими субъектами, которые не конкурируют между собой, один из которых приобретает товар или является потенциальным приобретателем, а другой представляет товар или является его потенциальным продавцом.

 

3) запрет на недобросовестную конкуренцию. В частности, не допускается недобросовестная конкуренция в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способов и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами. Производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации. Составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

4) запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов власти и Центрального банка и внебюджетных фондов.

В частности, запрещаются такие действия (бездействия) исполнительных органов власти разных уровней:

- введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

Необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

Установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в РФ, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

- дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

- установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ и ниже полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Запрещаются соглашения между органами государственной исполнительной власти, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком РФ или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводит или могут привести к недопущению, устранению конкуренции, в частности:

- повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов);

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В Законе установлены случаи, условия и порядок предоставления государственной помощи, а также указаны санкции за нарушения этих условий.

Закон особо выделяет и определяет функции антимонопольного органа, права и обязанности его работников и его роль по выработке и реализации мер государственного контроля над экономическойконцентрацией, при создании и реорганизации коммерческих организаций и осуществлении ими сделок и иных действий, порядок рассмотрения дел по нарушению антимонопольного законодательства.

Законом определены также последствия и ответственность нарушения антимонопольного законодательства, которые вырабатываются «комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», создаваемой антимонопольным органом из его работников в составе: председателя и ее членов.

Свои особенности имеются в регулировании деятельности естественных монополий.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

Естественная монополия отличается большой возрастающей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, телекоммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии.

Существование естественной монополии является главным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

Существует несколько вариантов регулирования цен, тарифов естественных монополий.

1) Первый. Государство (или местная власть) берет на себя обязанности предоставлять вид услуг, который предоставляет данная естественная монополия. В таком случае государственная (местная) компания может получать субсидии из бюджета. Однако считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

2) Второй. В России и США образованы специальные органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу «затраты плюс прибыль».

3) Третий. Органы власти инициируют конкуренцию за рынок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существования экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольшую сумму. Чем больше будет число конкурентных фирмна это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественной монополии средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издержкам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Минимизация потерь в эффективности достигается посредством так называемого ценообразования по Рамсею.

Франк Рамсей (1903 – 1930) опубликовал свою знаменитую статью в 1927 г., суть которой сводится к следующему.

Допустим, что естественная монополия выпускает несколько видов продукции (услуг). На каких уровнях необходимо установить цены, которые были бы выше предельных издержек и обеспечивали бы безубыточность естественной монополии в целом, чтобы потери в экономической эффективности были минимальными?

На данный вопрос дается такой ответ: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим образом:

 

Pi – MCi k

───────── = ───,

Pi ei

 

где Pi – цена товара i; MCi – предельные издержки выпуска товара i; ei – эластичность спроса на товар i по его цене; k – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности).

Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...