Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Общая характеристика монополистической конкуренции как рыночной структуры




Основные черты и особенности монополистической конкуренции.

Режимы работы монопольно-конкурентной фирмы.

Оценка монополистической конкуренции с позиций эффективности и интересов общества.

Понятие неценовой конкуренции. Дифференциация и совершенствование продукта как условие осуществления монопольной власти. Реклама.

Основные черты и особенности монополистической конкуренции

Чистая конкуренция и чистая монополия являются исключением, а не правилом в рыночной экономике. Большинство рыночных структур находятся где-то между этими двумя крайностями. Такими реальными рыночными структурами являются: монополистическая конкуренция и олигополия. Рассмотрим их более конкретно.

Понятие «монополистическая конкуренция» было введено в оборот в одноименной книге американского экономиста Эдуарда Чемберлина (1899 – 1967), опубликованной в 1933 г.

Монополистическая конкуренция – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию и характеризующийся свободным входом и выходом с рынка. Или это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Различия между чистой конкуренцией, чистой монополией и монополистической конкуренцией весьма значительны. Для монополистической конкуренции, в частности, с одной стороны, не требуется присутствия сотен или тысяч фирм как при чистой конкуренции. С другой стороны, этот рынок представлен достаточно большим количеством фирм, а не одной как в условиях чистой монополии или несколькими фирмами как в условиях олигополии. Таким образом, и по названию, и по сути, монополистическая конкуренция занимает промежуточное положение между чистой конкуренцией, с одной стороны, и олигополией с чистой монополией, с другой стороны (рис.36)

Рисунок 36 показывает, как усиливается монопольная (рыночная) власть при переходе от одной рыночной структуры к другой.

 

 

Рис. 36. Структура рынка и усиление монопольной власти

 

Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, так как отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с него, т.е. возможность появления новых фирм.

Рынок монополистической конкуренции, таким образом, характеризуется следующими особенностями:

а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей). Доля каждого продавца в общем объеме продаж может колебаться от 1 % до 10 %.

б) свободный вход на рынок выход с него (отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок). Но все-таки, вход и выход с этого рынка не так прост как в условиях совершенной конкуренции. В частности, новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками.

в) товар каждого продавца не стандартизирован, а дифференцирован, т.е. имеет различия в качестве, внешнем виде, дизайне, престиже и т.п. Таким образом, потребителям предлагается разнородная, дифференцированная продукция. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств. Поэтому у потребителей есть широкий выбор товаров, которые являются близкими заменителями. В этой ситуации дифференциация товара позволяет фирме завоевывать своих покупателей, готовых платить за тот продукт, который предлагает именно эта фирма.

г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

д) Продавцы на монопольно-конкурентном рынке не считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цену или объем продаж. Таким образом, влияние на уровень цен хоть и имеется, но довольно в узких рамках;

е) влияние на объем спроса и уровень цене в основном с помощью неценовой конкуренции: дифференциации товара и рекламы.

Таким образом, рассмотренные черты монополистической конкуренции позволяют сделать вывод, что она похожа и на совершенную конкуренцию, и на чистую монополию.

Проследим, как будут определяться объем продукции и цена в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...