Причины появления и виды монополий. Монополия и монопольная власть. Ценовая дискриминация в условиях монополии.
Как известно, одним из сущностных признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция ( от лат. сonkurro – «бежать вместе») – общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. На практике конкуренция осуществляется в целях получения дополнительной прибыли путем достижения лучших условий доступа к факторам производства и реализации товаров. В зависимости от способа поведения фирм на рынке, проявляется в двух основных методов борьбы: 1) ценовой конкуренции; 2) неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция – это борьба между производителями с помощью неценовых методов: дифференциации товара; рекламы; созданием товаров-субститутов; технического уровня, новизны и качества товара; послепродажного обслуживания и т.п. Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция возможна также без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Этот фактор вместе с концентрациейпроизводства и является главной причиной появления монополий и монопольной власти. Чтобы определить, как влияет монополизм на поведение фирм, рассмотрим кратко основные положения теории монополии, которая раскрывает: а) сущность, причины появления и существования монополий и монопольной власти; б) последствия существования монополий для экономики и общества в целом;
в) условия и особенности функционирования фирмы-монополиста; г) индексы концентрации монопольной власти; д) необходимость и сущность проведения антимонопольной политики государства. Фридман М., один из родоначальников монетаризма, в работе «Капитализм и свобода» определил следующие источники монополии: · «технические» соображения; · прямая или косвенная правительственная поддержка; · частный сговор. Так, он отмечал: «Монополия наличествует тогда, когда какой-то конкретный человек или предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным». Процесс возникновения монополистических союзов показан на рис. 32.
Рис.32. Процесс возникновения монополистических союзов
Классификация монополий 1) Естественная монополия – формируется на основе технологических потребностей развития производительных сил общества при высоком уровне концентрации производства. Иными словами – ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые участки, виды услуг (например, связи, подачи электроэнергии, тепла, газа, транспортных услуг и т.п.). На практике такой вид монополии представляет собой отрасль, в которой долгосрочные средние издержки (LATC) достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. 2) Искусственная монополия – возникает на основе сговора или подавления конкурентов. Под этим условным названием понимают, таким образом, объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. 3) Случайная монополия – это результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, то есть поиска рыночной ниши. Эта монополия может перерасти в искусственную монополию, если:
- движение экономики не подчиняется естественным законам рынка; - данная экономическая ситуация закрепляется искусственно. 4) Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. 5) Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкурентов. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. 6) Чистая монополия – ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Чаще всего – это идеальный, абстрактный вид рынка, не встречающийся на практике и используемый в теоретических целях. 7) Видом монополии, только на рынках ресурсов является монопсония. Монопсония – это такой тип рынка, на котором не продавцы, а покупатели способны оказывать влияние на цены. Для ее анализа можно использовать теорию монополии в приложении к рынкам факторов производства.
Главной причиной возникновения монополий является высокийуровень развития иконцентрации производства. Монополизация экономики за счет увеличения масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: 1. Горизонтальная интеграция – это слияние двух или более компаний в одной сфере производства. 2. Вертикальная интеграция – комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой технологической цепью. 3. Диверсификация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой. Этим направлениям соответствуют следующие организационные формы монополий: 1. Картели – монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Картель – это простейшая форма монополистического объединения. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действуют картели, как в рамках одной отрасли, попадают под действие антимонопольного законодательства. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором – соглашением о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д.
В настоящее время крупнейшим картелем считается Международный электротехнический картель, объединяющий 55 компаний из 11 стран мира («Телефункен», «Сименс», «Хитачи» и др.). 2. Синдикаты – организационная формамонополистического объединения с целью организации совместного сбыта продукции, при которой вошедшие в него теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, сохраняют юридическую и производственную свободу действий. В синдикате сбыт продукции, распределение заказа осуществляются централизованно. Они были широко распространены в дореволюционной России. В настоящее время, наиболее известным синдикатом является синдикат «Де Бирс», который сосредоточил в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, как и многие страны мира, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. 3. Тресты – монополистические объединения на основе совместной собственности и общего, из единого центра, управления производством и сбытом товаров. Вошедшие в трест предприятия, теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий. 4. Концерны – многоотраслевая система предприятий, с единым финансовым центром, где общность разветвляющейся технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то финансовые организации – страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования. Продажи продукции, подразделения концерна по внутренним тарифным ценам, передачи ноу-хау и т.д.
Первоначально концерны были распространены в США и Японии. В настоящее время эта организационная форма стала преобладающей среди крупных фирм различных стран. 5. Пулы, которые получили распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул. 6. Холдинги – акционерные компании, владеющие контрольным пакетом акций самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями. В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании. 7. Конгломераты – это объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы. 8. Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки и лицензии, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли. Именно они и являются барьерами, препятствующими проникновению новых конкурентов на монополизированный рынок. Патент – это свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой-монополистом. Таким образом, патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля над их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя. Патентная защита производства товаров может быть преодолена тем, чтобы или купить право пользования запатентованной технологией в своем производстве или изобрести собственную технологию. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения, продукцию. Авторское право контролирует, таким образом, продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах наследников).
Товарные знаки – это специальные символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным е использование другими. Они позволяют узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму. Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности, продукции, или на добычу определенных ископаемых в конкретном месте и т.п.
Монопольное положение на современном рынке достигается не только посредством массовости производства (характерного для естественной монополии), но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей, что обеспечивает и эффективное вложение капитала (характерное для случайной монополии).
Цель монополии – получение максимально возможного дохода, прибыли посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.
Средство достижения цели монополии – монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке. Главное отличие равновесия на монопольном рынке от равновесия свободного рынка состоит в том, что цена спроса не может быть равна цене предложения. Монополии проводят определенную ценовую политику, осуществляя различными методами контроль над ценой. Методами контроля над ценой являются: · лидерство в ценах, когда ведущая компания отрасли назначает свои цены, а остальные им следуют. В связи с этим, в частности, высокая стоимость товара, производимого в данной отрасли, и является одним из барьеров проникновения в отрасль конкурентов; · соглашения (тайные) между несколькими крупными компаниями по установлению фиксированных цен; · назначение цен или установление доли влияния на рынке, которое основывается на длительно существующем положении, ставшем уже традицией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|