Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России.
Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены. Как было уже отмечено, экономическим аргументом против монополии являются потери «мертвого груза», связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов. Но он, однако, не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов. Их цель намного шире – способствовать защите конкуренции вообще. Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества. С существованием таких монополий государство и общество вынуждено мириться. Однако, учитывая недостатки монополий, государство не может допустить реализации неограниченной монопольной власти других видов монополий. Здесь могут быть реализованы следующие экономические подходы и методы антимонопольной политики государства.
1. Метод предельных издержек, который заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Однако этот метод ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств. 2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Однако этот метод не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.
3. Метод установления или «потолка» или «пола» цен. Однако такая политика ведет или к дефициту продукции, ресурсов или к их избытку.
В целом, антитрестовская или антимонопольная политика представляет собой серию законов, цель которых – предотвратить фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики. Среди основных административных и экономических мер антимонопольной политики выделяются: 1. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением. В частности, наиболее известными антитрестовскими законами США являются: - антитрестовский закон Шермана, 1890 г. Он признает незаконным и уголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли. Незаконной считается монополия в случае, когда только одна фирма поставляет продукты или услуги, не отличающиеся высоким качеством, в силу подавления конкуренции каким-либо образом. - закон Клейтона, 1914 г. Это акт гражданского кодекса и поэтому не налагает уголовной ответственности. Он лишь запрещает определенные виды деловой практики. Потерпевшие в результате монопольных действий могут обратиться в суд за возмещением убытков в троекратном размере. - закон правительственной торговой комиссии, 1914 г. В соответствии с этим законом торговая комиссия для усиления действия антитрестовского законодательства. Законом Вилера Ли в 1938 году на эту Комиссию возложена также защита от ложной или вводящей в заблуждение рекламы. 2. Меры по коррекции поведения фирм-монополистов, состоящие в том, что правительство обязывает фирмы или группы фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. В частности, примером такой структурной политики является разделение крупных компаний на ряд мелких независимых фирм. Для выявления монополизации, концентрации отраслевых рынков используют ряд индексов.
3. Постоянный государственный мониторинг монополизации рынка. В частности, выработка и использование комплекса методик, позволяющих: а) устанавливать продуктовые и географические границы рынка; б) диагностировать рынок на предмет его концентрации, создающей условия для монополизации; в) измерять монопольные цены; г) определять условно конкурентный рынок для его сравнения с монополизированным и др. Одна из методик, в частности, позволяет определять долю фиксированного числа предприятий на рынке. Так, например, в законе ФРГ против ограничения конкуренции введен показатель CR – Concentration Ratios. Через этот показатель количественно определяется «доминирующее положение на рынке», которое возникает, если: - на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке; - на 3 и менее предприятий приходится свыше ½ общего оборота; - на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 оборота. 4. Ограничениемонополизации рынка или принудительная демонополизация. 5. Запрещение установления монополистических цен. В частности, может проводиться налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены. 6. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих экономических субъектов. В частности, поощрение выпуска товаров-субститутов (товаров-заменителей). 7. Частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР8. 8. Интернационализация рынка. В частности, привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли и т. П.
«… плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции». Хайек Ф.А.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|