После изучения темы студент должен уметь
1. Поставить реакцию непрямой (пассивной) гемагглютинации для диагностики брюшного тифа и паратифов, учесть её результат и интерпретировать полученные данные. 2. Производить посев для выделения гемокультуры. 3. Производить посев испражнений для выявления брюшнотифозного бактерионосительства. Контрольные вопросы Предмет и задачи частной (клинической) микробиологии. Характеристика методов исследования. Правила забора материалов для исследования от больных и бактерионосителей. Правила транспортировки материалов в лабораторию. Классификация семейства энтеробактерий. Общая характеристика бактерий кишечной группы. Эволюционные связи бактерий кишечной группы. Требовательность к питательным средам. Дифференциально-диагностические среды, применяемые для исследования при кишечных инфекциях: состав, назначение, характер изменений при росте различных представителей. Какие из бактерий кишечной группы подвижны и неподвижны? Род Salmonella: характеристика, классификация. Написать по-латыни названия возбудителей брюшного тифа и паратифов. Морфология, отношение к окраске по Граму, факторы патогенности возбудителей брюшного тифа и паратифов. По какому свойству отличаются возбудители брюшного тифа и паратифов от кишечной палочки при росте на средах Эндо, Плоскирева, Левина? Патогенез брюшного тифа. Обосновать методы диагностики брюшного тифа и паратифов в разные сроки заболевания. Методы ранней диагностики брюшного тифа. Что такое гемокультура? Методика выделения гемокультуры: материал для исследования, откуда его берут и в каком количестве. На какие среды производится посев, какой должен быть объём питательной среды? Серологическая диагностика брюшного тифа и паратифов: материал для исследования, что требуется обнаружить в этом материале. Методика постановки реакции непрямой (пассивной) гемагглютинации (РНГА). Какие антигены нужно взять и почему? Что представляют собой эритроцитарные диагностикумы? В какие сроки заболевания РНГА со специфическими антигенами становится положительной? Как оцениваются результаты РНГА? Перечислите методы исследования на брюшнотифозное бактерионосительство. Когда необходимо производить эти исследования? Что такое копрокультура? Что такое уринокультура?
Задания для выполнения в процессе самоподготовки В рабочей тетради написать по–латыни названия родов семейства кишечных бактерий и названия возбудителей брюшного тифа и паратифов. Работа студента на практическом занятии 1. Постановка реакции непрямой (пассивной) гемагглютинации. Цель: определить наличие антител и их титр к антигенам возбудителей брюшного тифа и паратифов. Каждый студент ставит реакцию с одним из двух диагностикумов – брюшного тифа и паратифа В. В лунках пластмассовых планшетов приготовьте последовательные двукратные разведения сыворотки больного (исходное разведение 1:50) от 1:100 до 1:1600 в объёме 0,5 мл. В последнюю (контрольную) лунку сыворотка не вносится. Затем в каждую лунку (включая контрольную) добавьте по 0,25 мл соответствующего эритроцитарного диагностикума. Планшеты поставьте в термостат на 2 часа. Сопроводительную записку перепишите в журнал. Через 2 часа проведите учёт результатов. Посмотрите планшеты РНГА, определите титр антител с каждым из диагностикумов и сделайте вывод: с каким из диагностикумов РНГА идёт до диагностического титра. Результат запишите в виде таблицы:
Положительный результат обозначьте знаком «+», отрицательный 2. Изучение морфологии возбудителей брюшного тифа и паратифов. Промикроскопируйте и зарисуйте окрашенные по Граму препараты из чистых культур возбудителей брюшного тифа и паратифов. Рисунки подпишите по-латыни. 3. Изучение ферментативных свойств возбудителей брюшного тифа и паратифов. Посмотрите таблицу «Ферментативные свойства бактерий кишечной группы» и демонстрационные «цветные» ряды. Найдите различия ферментативных свойств у разных видов и опишите их в дневнике. 4. Усвоение методов микробиологической диагностики брюшного тифа и паратифов. Разобрать устно, а затем написать в рабочей тетради схему микробиологической диагностики брюшного тифа и паратифов в зависимости от сроков заболевания. 5. Ранняя диагностика. Посеять кровь больного на гемокультуру. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской и внесите её в рабочую тетрадь. Сделайте посев 10 мл крови из шприца во флакон со 100 мл среды Раппопорт с соблюдением правил асептики. Флакон с посевом поместите в термостат. В графе «Ход исследования» отметьте 1-й день и опишите проделанную работу. 6. Для исследования на бактерионосительство посеять испражнения обследуемого на копрокультуру. Ознакомьтесь с сопроводительной запиской и перепишите её в рабочую тетрадь. Произведите посев испражнений на чашку со средой Левина петлёй штрихами для получения изолированных колоний. Чашки поставьте в термостат. Запишите проделанную работу в графе «Ход исследования». ЗАНЯТИЕ 20 МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА БРЮШНОГО ТИФА, ПАРАТИФОВ, БАКТЕРИАЛЬНОЙ ДИЗЕНТЕРИИ, ЭШЕРИХИОЗОВ
Вы продолжаете изучение возбудителей семейства энтеробактерий. У представителей этого семейства есть общие свойства, и в то же время каждый вид возбудителя обладает особенными признаками, отличающими его от остальных. Точно так же микробиологическая диагностика вызываемых ими заболеваний и, в частности, ход исследования по дням во многом сходны, но имеют свои особенности. Поэтому рекомендуется учить материал не фрагментно, по «кусочкам», а каждый раз предварительно посмотреть и повторить пройденное. Тогда у вас сложится представление о всей группе возбудителей и вызываемых ими заболеваниях в целом и вы лучше и быстрее освоите особенности каждого возбудителя, не смешивая его с другими.
Цель самоподготовки После самостоятельного изучения темы вы должны знать: латинские названия и характеристику возбудителей бактериальной дизентерии, эшерихиозов: классификацию последних по категориям, микробиологическую диагностику этих заболеваний, ответить на все контрольные вопросы. Исходный уровень знаний Антигенная структура бактериальных клеток, характеристика бактериальных антигенов, материал предыдущего занятия. Цель занятия 1. Усвоить диагностику брюшного тифа и паратифов, брюшнотифозного бактерионосительства у человека. 2. Усвоить диагностику бактериальной дизентерии у человека.
План изучения темы 1. Ход исследования на гемокультуру (2-й день), копрокультуру 2. Антигенная структура и классификация сальмонелл. 3. Характеристика и классификация шигелл. 4. Патогенез бактериальной дизентерии, материал для исследования, начало исследования. Изучите новый материал по учебнику и конспекту лекций, начиная с общей характеристики энтеробактерий, а затем по руководству. Обратите внимание на таблицы ферментативной активности сальмонелл и шигелл, выделите особенности отдельных видов. Поскольку в основу видовой идентификации сальмонелл положена их антигенная структура, нужно запомнить антигены сальмонелл и последовательность их определения. Прочитайте в журнале записи предыдущего занятия и материал предстоящего занятия по пособию. Ответьте на контрольные вопросы, решите задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|