Помощь при катастрофах и социальная работа
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Поведение отдельных людей Катастрофа ставит ряд сложных задач по преодолению ее последствий и трудностей. Решение таких задач облегчается, если у людей есть четкие представления о своей социальной ответственности и о роли в семье, в своей группе, в организациях и ассоциациях общины. Программы предотвращения катастроф и подготовки к ним опираются на готовность каждого члена общины выполнить свою специфическую роль в экстремальной ситуации и взять на себя ответственность за судьбы окружающих. Такие программы могут предусматривать организацию убежищ на время бурь, наводнений и пожаров, создание сети пунктов слежения и оповещения о бедствиях, а также проведение инструктажей и учебных тревог. Предполагается воспитание внутри группы чувства солидарности и готовности к бескорыстным поступкам. Все это увеличивает возможность эффективного противодействия катастрофе и способность адаптироваться к ее обстоятельствам. В результате, вопреки обычным стереотипным представлениям о бедствиях, в большинстве катастрофических ситуаций, как подчеркивают Р. Дайне и Э. Кварантелли, "факты растерянности отдельных людей и нарушения ими порядка крайне редки. Люди в состоянии приспособиться к возникшей ситуации... Они справляются с обычными в подобных обстоятельствах травмами более успешно и в большей степени избегают их долговременных последствий, чем в случае "нормальных" травм". У некоторых слоев населения в результате травм возникают неврозы, "синдром катастрофы", шок, апатия или эйфория с реактивным тяжелым состоянием тоски, комплексом вины, враждебностью, тревогой, депрессией, самоизоляцией. Однако кратковременное воздействие бедствия может быть в целом и благотворным. Количество самоубийств и уровень преступности во время катастроф обычно сокращаются, особенно если своевременно принять эффективные меры помощи.
Степень и характер дезорганизации, а также процесс освобождения от психических потрясений зависят от типа, степени и размеров ущерба и потерь, от близости жертвы к местам разрушений и гибели людей. Необходимо отметить и личностные факторы, такие, как способность к концентрации воли или религиозные убеждения, а также социальную поддержку. Пожилые одинокие люди, представители меньшинств и бедных слоев, матери с маленькими детьми, дети, разлученные со своими семьями, особенно подвержены психическим расстройствам. В последнее время число тяжелых психических отклонений в результате катастроф увеличилось, что вызывает большую потребность в службах психического здоровья. Выздоровление каждого отдельного человека в значительной мере определяется принадлежностью к семье или другой первичной группе, которые дают оценку того, как он исполняет свою роль, предоставляют ему материальные ресурсы и социальную поддержку. Принадлежность к общности также дает пострадавшему возможность сопоставить свои потери и ущерб с лишениями, выпавшими на долю других. Важными факторами являются продолжительность проживания на данной территории, а также чувство социальной ответственности и профессиональная квалификация пострадавшего. Так, имеющий собственный дом, квалифицированный мужчина, глава семьи с иждивенцами, как правило, ведет себя более разумно и менее подвержен посттравматическим психическим отклонениям, чем другие. Однако некоторые квалифицированные специалисты переживают острые конфликты, когда от них ждут заботы одновременно и о семье, и об интересах их дела.
Уцелевшие после катастроф нередко ведут себя самоотверженно и проявляют альтруизм. Раненые стараются помочь другим, не обращая внимания на собственное состояние, а специалисты оказывают профессиональные услуги окружающим. Альтруизм может служить защитой от тревоги, смягчать чувство вины, ощущение потери и в какой-то мере уравновешивать противоречивые и болезненные переживания, вызванные бедствием, он является формой конструктивной адаптации к обстоятельствам и соответствует традиционным нормам и ценностям общества. Поведение семьи Катастрофа ускоряет кризис семьи, если он в ней зреет, и выносит на поверхность все лучшее и худшее в жизни семьи и отдельных ее членов. Возможности семьи справиться с последствиями катастрофы зависят от ее способности к объединению и адаптации, существующей традиции принятия решений, общения и взаимной поддержки, от пройденного ею жизненного пути и прошлого опыта и, наконец, от доступности необходимых ресурсов. Первостепенное значение имеет и то, как семья встречает катастрофу: предпочитает оставаться в стороне в ожидании окончания стресса или сама непосредственно участвует в развитии событий. КАТАСТРОФЫ КАТАСТРОФЫ
В период, следующий за катастрофой, ее жертвы ищут и получают помощь прежде всего в своей семье, затем обращаются к близким друзьям и другим лицам. Поведение семьи в большой степени определяется информацией о положении и безопасности ее членов и тем, в какой мере все они продолжают оставаться вместе. Независимо от того, эвакуируется ли семья или продолжает жить там, где жила, ее члены не хотят разлучаться. Когда разлука оказывается неизбежной, те из них, кто остается в одиночестве в период реабилитации, более подвержены психическим расстройствам. Кризис, связанный с бедствием, может как усилить сплоченность и укрепить силы семьи, так и привести к истощению ее ресурсов, к уходу кого-то из ее членов, к расставанию или разводу и возникновению затем зависимости от служб социального обеспечения. Большая семья, могущая предложить финансовую помощь, услуги и сохранить свой статус, является предпочтительным источником содействия в преодолении последствий катастрофы. Она представляет собой "первую линию обороны" и поддержки в обществе. Семьи с низким социально-экономическим статусом или принадлежащие к этническим меньшинствам обычно ищут источник помощи вовне и реагируют на бедствия иначе, чем семьи с более высоким статусом, относящиеся к этническому большинству.
Поведение общины Община в период бедствия организует коллективные действия для решения возникающих проблем. Для помощи пострадавшим создаются чрезвычайные органы, которые расформировываются после того, как их задача выполнена. Результативность их работы в значительной мере зависит не только от компетентности их членов и руководителей, но и от действий общины в целом. Важнейшей предпосылкой дееспособности является "культура катастрофы" общины. Такая культура включает в себя опыт предвидения бедствий, мотивацию подготовительных действий, определение ролей, согласование деятельности семей и организаций, устройство жилья, пунктов питания и снабжения одеждой, систем коммуникаций. Эта культура укрепляет сплачивающее начало в общине и придает позитивный смысл операциям по оповещению о предстоящем бедствии, спасательным работам и оказанию помощи пострадавшим. Пережившая бедствие дееспособная община внутренне мобилизуется для взаимной помощи. Создается чрезвычайная служба социального обеспечения. Отдельные лица, неформальные группы и официальные организации совместно ведут массированное наступление, мобилизуя силы для того, чтобы справиться с последствиями катастрофы. На первый план выходят коллективные формы поведения в чрезвычайных обстоятельствах, причем оценка ситуации и стоящих задач производится на основе консенсуса. Первоочередное внимание обращается на поиск уцелевших, их спасение и оказание первой помощи пострадавшим, а также на работу чрезвычайных служб. Уцелевшие после катастрофы ощущают свою возросшую гражданскую ответственность и считают себя обязанными принимать участие в спасательных и восстановительных работах.
Федеральные органы борьбы со стихийными бедствиями, подобные учреждения в каждом штате, Американский Красный Крест и другие национальные добровольческие общества, в которых совместно действуют профессионалы и добровольцы, предоставляют пострадавшей общине чрезвычайную и долговременную помощь своих служб в восстановительных работах. Однако, когда одежды, продовольствия и других товаров поступает больше, чем необходимо, возможно усиление иждивенческих настроений, В социокультурной системе общины во время катастрофы доминируют альтруистическое поведение, коллективизм, добровольная активность и равноправие. Такое "общинное врачевание" содействует возвращению жертв катастрофы к нормальному состоянию, мобилизуя и поддерживая их волю. Оно также укрепляет их способность к быстрому восстановлению своих сил и выздоровлению. Как заметил К. Фритц, подобное врачевание может иметь и "сильный эффект отдачи", выводя общину на более высокий уровень интеграции и функционирования. Но альтруизм недолговечен, он уходит в прошлое вместе с исчезновением критической обстановки, и все более настойчивыми становятся требования к каждому и к организациям в целом вернуться к своим обычным ролям и видам деятельности. Он также подвергается воздействию соперничества между жертвами бедствия из-за средств и ресурсов, направляемых помогающими им организациями на нужды реабилитации. По большей части бедствия имеют долговременный позитивный эффект с точки зрения сплоченности и активности действий общины. Однако встречаются и прямо проти- воположные ситуации, особенно если катастрофа случается с общиной, уже находящейся в состоянии кризиса, несущей большие материальные и людские потери. Попытки такой общины преодолеть последствия катастрофы зачастую оказываются беспомощными, и восстановление идет очень плохо. Печальным примером такого негативного процесса является катастрофа в Буффало-Крик, в угледобывающем районе Аппалачей в южной части Западной Вирджинии в 197 2 г. Внезапно прорвало сразу три плотины, и наводнение целиком уничтожило четыре общины и нанесло ущерб еще нескольким. Погибло 180 человек, более 4 тыс. остались без крова. Ущерб оценивался в 50 млн долл. Общины Буффало-Крик очень долго не могли оправиться после этого бедствия, а многие из их членов не оправились вовсе. Почти все пострадавшие были тяжело травмированы, и у большинства наличествовал "синдром выжившего", проявлявшийся в форме мыслей о смерти, страха перед ней, чувства вины перед погибшими, апатии. Были нарушены межличностные связи, люди утратили и не могли найти смысл жизни. Доминировали чувства отчуждения, беспомощности, безнадежности и горечи по поводу нравственного несовершенства общества, поскольку ответственная за бедствие угледобывающая компания не понесла никакого наказания. У многих переживших катастрофу такая реакция стала хронической. К. Эриксон отметил, что "чувство общности" значительно ослабло в общине еще до бедствия в результате социальной изоляции, хронической экономической депрессии. В результате люди оказались весьма уязвимы и у них не хватило энергии преодолеть трудности и последствия катастрофы.
Важно подчеркнуть, что, как правило, такая негативная реакция кратковременна и большинство общин быстро оправляются после катастрофы и ликвидируют ее последствия в относительно короткие сроки своими силами и благодаря помощи со стороны. Необходимость социальной помощи и федеральная политика Отчеты о разрушительном воздействии катастроф показывают, что после них возникает острая необходимость в службах социального обеспечения для оказания экономической и профессиональной помощи отдельным лицам, семьям и общинам в целом. Инвалидность членов семьи, в особенности кормильцев, потеря работы и заработка, разрушение и повреждение домов и ущерб личной собственности создают серьезные социальные и финансовые трудности. Бедным людям, многие из которых не застрахованы, не на что рассчитывать, кроме как на вспомоществование, предусмотренное программами помощи при катастрофах, и им приходится обращаться к государственным службам социального обеспечения. Экономическая стоимость бедствий продолжает расти. Ураган "Агнесс" в 1972 г. установил "рекорд" Соединенных Штатов по потерям и ущербу, причиненным одним бедствием. Он привел к гибели 122 человек, повредил или уничтожил 115 тыс. домов, нанес ущерб 126 тыс. семей на сумму 3, 5 млрд долл. Из сумм, израсходованных на ликвидацию его последствий, Американский Красный Крест внес 23, 3 млн долл., а федеральное правительство — 2, 33 млрд долл. Велики ежегодные расходы на помощь при катастрофах. В течение 1982 финансового года федеральное правительство израсходовало более 373 млн долл., а в 1983 г. — более 1, 9 млрд долл. Однако в 1984 г. такие расходы составили 507 млн долл. Все, естественно, зависит от масштабов катастроф. В 1984 финансовом году Американский Красный Крест откликнулся на 52, 7 тыс. бедствий и предоставил срочную помощь 743 тыс. отдельных лиц и 61 тыс. семей. Кроме того, в программах помощи при катастрофах приняли участие многие добровольные местные и государственные организации на уровне штатов, внеся деньги и нужные материалы и направив необходимый персонал, что весомо увеличило общие расходы на эти программы. Множество семей и отдельных лиц несут большие материальные и финансовые потери в период, следующий за катастрофой. Так, в материалах Американского Красного Креста, изучавшего проблемы жертв урагана "Камилла" в Вирджинии в 1969 г., показано, что потери каждой семьи в среднем превысили на 5, 2 тыс. долл. ее годовой доход, а финансовая помощь из разных источников (в том числе страховые выплаты) покрыла только 50% этих потерь (такие же примерно соотношения были при катастрофах в 1985 г.). У четверти жертв катастрофы образуются большие долги. Сейчас все чаще признается, что преодоление последствий подобных бедствий требует принятия компенсационных и реабилитационных программ со стороны системы помощи при катастрофах. Что касается противодействия катастрофам, то решения в этой области имеют целью предотвратить разрушения, обеспечить нормальное состояние окружающей среды и КАТАСТРОФЫ КАТАСТРОФЫ функционирование общества. Это достигается с помощью программ, предусматривающих: 1) меры, направленные на изменение характера катастрофы с целью уменьшить ее воздействие, например, путем искусственного дождевания; 2) мероприятия по уменьшению возможных последствий в районах предполагаемых катастроф, в частности, путем строительства плотин, создания систем слежения и оповещения, введения правил землепользования и программ подготовки населения, наиболее подверженного риску катастроф, к возможному бедствию; 3) оказание медицинской и другой всевозможной помощи в момент катастрофы, в частности, через систему чрезвычайных пособий; 4) распределение необходимых затрат между страховыми, налоговыми службами и службами реабилитации. Все эти направления взаимозависимы и дают динамичные позитивные или негативные результаты. Так, например, строительство дамб поощряет переселение людей в районы, подверженные риску наводнений. И наоборот, введение принципов сейсмостойкого строительства в Японии и Калифорнии помогло спасти много жизней. Программы действий в связи с катастрофами могут иметь различные акценты: упор на психотерапию, а не на воспитательную работу, на личность, а не на систему, на предотвращение, а не на ликвидацию последствий, на прямые, а не косвенные мероприятия. В последние годы федеральное правительство и организации оказания помощи в чрезвычайных ситуациях переместили центр тяжести в своих программах с государственных мероприятий на помощь из других источников. Федеральные власти теперь делают акцент на ответственности отдельных лиц и семей за мероприятия по преодолению катастроф и их последствий главным образом путем страхования. Для того чтобы получить помощь от федеральных властей, частные лица и государственные организации должны представлять документы о страховании собственности. В результате многие малообеспеченные граждане, которые либо вообще не страхуются, либо страхуют имущество на минимальную сумму, находятся в худшем положении при попытках восполнить потери, понесенные ими во время бедствия. Федеральная политика делает упор также на добровольные пожертвования местных государственных и общественных организаций. Однако зачастую федеральные и местные чиновники придерживаются различных и даже противоположных взглядов на степень серьезности бедствий. Кроме того, местные официальные лица и общины нередко считают такую политику, проводимую на государственном уровне, обременительной, неэффективной и нерациональной. К тому же как федеральные, так и местные официальные лица во многих случаях предпочитают поощрять технические мероприятия для решения возникающих проблем и не обращают должного внимания на необходимость социальных изменений в образе жизни общины. Подобные же соображения относятся и к помощи ООН в международном масштабе. Серьезная озабоченность этой проблемой на международном уровне выразилась в росте числа международных программ по оказанию чрезвычайной помощи и восстановительным работам. Стимулом здесь явилось понимание того, что часто стихийные бедствия являются международными по своим масштабам и ведут к экономической и социальной разрухе, к человеческим и материальным потерям, к массовому голоду и эпидемиям, затрагивающим много стран. Частные программы и программы добровольческих организаций Как результат поощрения на государственном уровне и отчасти в ответ на альтруистические чувства общественности за последние годы значительно возросло число программ добровольческих организаций по оказанию помощи при катастрофах. Это — проявление религиозных и светских традиций в сфере благотворительности. Частная добровольческая помощь при бедствиях поступает из многих источников — от родственников, друзей, местных религиозных групп и других организаций и от общественности. Жертвы катастроф предпочитают такую неформальную, неофициальную помощь государственной. Частная добровольческая помощь предполагает надежду на взаимность и ожидание ее: она чаще предлагается, чем за ней обращаются. Крупнейшей в Соединенных Штатах добровольческой организацией помощи при катастрофах является Американский Красный Крест. Основанный в 1881 г. (и зарегистрированный конгрессом) для оказания помощи в чрезвычайных ситуациях, он остался добровольческой организацией, финансируемой из негосударственных источников и привлекающей к работе широкие слои добровольцев в общинах. Его программы имеют широкий диапазон и включают охрану здоровья, первую помощь, обслуживание военных, организацию отдыха и донорства. Эти программы дают возможность во время бедствий привлекать в широких масштабах добровольцев. Красный Крест играет ведущую роль в работе по предотвращению катастроф, в подготовке к ним, в осуществлении программ массового обслуживания пострадавших и восстановительных работ, используя при этом методы и принципы профессиональной социальной работы. В последние годы становится все более очевидным, что необходимо уделить куда большее внимание, чем это делается сейчас, проблеме психических расстройств у жертв катастрофы. Такая оценка положения вещей — реакция специалистов-психиатров и соответствующих учреждений, стремящихся расширить службы психического здоровья, на ситуацию, повсеместно складывающуюся после катастрофы. Подобный подход стимулировал рост числа центров скорой помощи в кризисных ситуациях и других служб психического здоровья. Однако наблюдается и рост трудностей, поскольку с увеличением ущерба, нанесенного бедствиями, возрастают и расходы на соответствующие службы. Тем не менее многие добровольческие организации не обращаются за федеральными и другими государственными субсидиями, желая избежать последующих обязательств и сохранить свою независимость и индивидуальность. В случаях больших бедствий Красный Крест и другие добровольческие организации пользуются услугами значительного числа добровольцев — социальных работников и других специалистов, командированных социальными учреждениями. При этом добровольные организации объединили свои службы и средства, чтобы помочь в удовлетворении нужд отдельных лиц и семей, понесших тяжелые потери в результате бедствий, в особенности в тех случаях, когда государственная помощь не отвечает их реальным потребностям. Государственные программы В 1974 г. был принят принципиальный по своей значимости федеральный Закон о помощи при катастрофах. Он предусматривал два уровня помощи — при крупных катастрофах и при чрезвычайных обстоятельствах. Объявление президентом того или иного из этих двух типов бедствий давало федеральным службам право предоставлять займы и субсидии, технические средства, материалы, продовольствие и другие услуги в дополнение к ресурсам и мероприятиям правительственных органов в штатах и на местах и добровольческих организаций. После принятия этого закона федеральный бюджет стал основным источником средств и мероприятий по созданию условий готовности к бедствиям, чрезвычайной помощи и восстановительным работам, включая и обучение людей, получение технической информации о катастрофах и средствах борьбы с ними. При крупных катастрофах закон предусматривает субсидии штатам и местным правительствам, в том числе выделение средств на долговременные восстановительные работы. Помощь в виде займа или дотации предоставляется также отдельным лицам и семьям. Помощь включает выдачу талонов на продовольствие и компенсацию в связи с потерей работы в результате катастрофы, средства на оплату временного жилья, ремонт дома, расходы на переезд, юридическое обслуживание, консультации в критических ситуациях. Отдельные лица — жертвы катастрофы, а также фирмы или организации фермерских хозяйств тоже могут рассчитывать на помощь в получении займов, решении проблемы налогов и страхования, в том числе и на низкий процент при кредитах. Однако в федеральных программах существует множество оговорок и ограничений. Так, например, соответствующие пункты федеральных программ и программ штатов дают право социальным службам штатов и местным службам выдавать жертвам катастроф — отдельным лицам и их семьям — дотации в размере до 5 тыс. долл. Но при крупных катастрофах эта сумма несоразмерно мала. Серьезной проблемой остается неравенство в получении помощи. Лица, имеющие страховые полисы или сбережения, дискриминируются программами, которые выделяют более значительную помощь бедным и тем, кто живет в долг и не имеет сбережений. В то же время и бедные люди, поскольку они не в состоянии справиться с оформлением необходимых документов, могут стать жертвами несправедливого к себе отношения. Остается спорной проблема перераспределения помощи по принципу справедливости, поскольку трудно найти равновесие между требованиями справедливости, личным благополучием каждого и наградой за достоинства и производительную деятельность. Другая проблема связана с действенностью и результативностью программ помощи при катастрофах. Учреждения помощи во многих штатах в большей степени ориентированы на социальную защиту, чем на финансовую поддержку и социальное обслуживание. Степень адекватности и эффективности программ дотаций отдельным лицам и семьям в разных КАТАСТРОФЫ 8 КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ
штатах весьма различна, причем эта разница зачастую бывает разительна, также достаточно различен и уровень контроля за деятельностью учреждений помощи со стороны федерального правительства. Федеральные программы помощи давно подвергаются критике за свою явную недостаточность и несоразмерность реальным нуждам. Растет поток критических замечаний по поводу серьезных недостатков в порядке осуществления этих программ. Речь ведут и о дублировании организаций и программ, и о плохой взаимной информации между различными органами, и о сравнительно высоких административных расходах, неоправданных бюрократических проволочках в выдаче пособий, и об отсутствии достаточной информации для общественности о наличных пособиях и службах. Начиная с 1983 г. Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях осуществляет большую программу "Дельта" для устранения этих недостатков и с этой целью проводит компьютеризацию служб информации различных организаций. Создается также база компьютерных данных в масштабе страны как часть превентивной программы по "уменьшению опасных последствий катастроф". При помощи этой базы может быть собрана и стать широко доступной информация о различных типах бедствий. Помощь при катастрофах и социальная работа С момента своего возникновения в качестве профессии социальная работа играет важную роль в помощи при катастрофах. Профессиональные социальные работники всегда помогают пострадавшим от катастрофы и принимают участие в деятельности Американского Красного Креста в чрезвычайных ситуациях. Социальные работники не только оказывают помощь "на передовой" и занимаются административной деятельностью в плане осуществления программ помощи во время катастрофы. Они ведут большую исследовательскую работу, разрабатывают принципиальные схемы действий при катастрофе, программы оказания помощи и методы их осуществления. Они также активно участвуют в инициировании законодательных актов и реформ с целью повышения эффективности работы всей системы помощи при катастрофах. Социальная работа особенно необходима для того, чтобы реализовать программы предотвращения бедствий и подготовки к ним в штатах, на местном и общенациональном уровне. Социальная работа также должна содействовать большей эффективности деятельности различных организаций общины и координации их функционирования в чрезвычайных обстоятельствах и при восстановительных работах. Социальные работники обладают специальными знаниями во всех этих областях. Они могут содействовать необходимой интеграции неформальных организаций помощи и социальной поддержки с государственными и добровольческими организациями чрезвычайной помощи, обеспечивая таким образом продолжение деятельности и сохранение норм и ценностей альтруистической общины и после окончания периода, непосредственно следующего за катастрофой. Как считает А. Бартон, альтруистическая община может стать постоянным институтом, а "взаимопомощь может быть оформлена официально, стать постоянной и надежной — вне зависимости от подъема и спада массовых эмоций". Превращение таких общинных организаций поддержки, служб социального обеспечения и программ сокращения потерь при чрезвычайных обстоятельствах в официальный институт разовьет альтруистические и коллективистские тенденции, создаст столь необходимые связи внутри общины и будет содействовать ее интеграции. В целом рассмотрение катастроф и методов преодоления их последствий показывает, что здесь возникают условия для социальных перемен и изменений в жизни отдельных людей и что хотя катастрофы и несут многим только разрушения и беды, в целом они способны вызвать позитивные социальные сдвиги. В настоящее время разработан сложный и многообразный механизм помощи при катастрофах, призванный облегчить решение проблем адаптации и охватывающий отдельных лиц, семьи и общины, попавшие в катастрофическую ситуацию. В Соединенных Штатах современная структура помощи при катастрофах является составным компонентом службы социального обеспечения. Программы помощи в критических ситуациях учитывают то обстоятельство, что их осуществление будет проходить в условиях, когда неизбежны хаос и неразбериха. Вместе с тем следует отметить, что программы государственных и добровольческих организаций все большее внимание уделяют деятельности по предотвращению катастроф. Тем не менее еще многое должно быть сделано, чтобы разработать и укрепить всеохватывающую рациональную и справедливую систему чрезвычайной помощи в масштабах страны, штата и местной общины, подклю- чить к ней государственные и добровольческие частные организации. Важно, несмотря на достигнутый прогресс, продолжать исследования природы бедствий, их кратковременного и долговременного экологического и социально-экономического воздействия. Необходимо также лучше понять поведение людей в период бедствий, изучить особенности явлений самопомощи и взаимопомощи, возникающих после катастрофы в альтруистической общине, и найти пути их стимулирования и поощрения. Макс Сипорин См. также: Административное управление: внешние аспекты; Вмешательство в кризисную ситуацию; Группы взаимной помощи. • Barton A. H. (1969). Communities in Disaster. Garden City. N. Y.: Doubleday & Co. • Dynes R. R., Quarantelli E. L. (1976). The • FritzC. E. (1961). Disaster. In: i? K. Merton, КАТОЛИЧЕСКИЕ АГЕНТСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ. См. Церковные агентства социальной помощи. КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ Стремление повысить качество социальных услуг не является чем-то новым. Социальные работники с момента появления соот-ветствующих служб имели системы контроля, повышения квалификации, официального утверждения на должность и выдачи сертификатов. Были созданы нормативы и установки, призванные обеспечить необходимый качественный уровень услуг. Но в последние годы появилась тенденция к созданию более системного и объективного метода оценки адекватности услуг, ставящего в центр внимания интересы клиента. Эта тенденция порождена несколькими факторами. Во-первых, в 70-х годах потребители начали требовать установления более строгого контроля над поставщиками товаров и услуг, поэтому организации социального обеспечения и социальные работники старались привести свою деятельность в соответствие с этими требованиями. Во-вторых, поднимался вопрос, оказывают ли вообще социальные услуги положительное воздействие на клиентов. Поэтому профессионалы решили расширить свое знание о том, какие виды вмешательства и при каких условиях приносят желаемый результат. В-третьих, по мере того как сокращалось выделение ресурсов на социальные цели, в адрес сторон, соперничающих за право получить эти ресурсы, выдвигались все более настойчивые требования подтвердить качество своих услуг в обоснование выдвигаемых притязаний. В-четвертых, возникло сильное давление со стороны системы здравоохранения. Поправка 1972 г. к Закону о социальном страховании требовала, чтобы услуги соответствовали необходимым профессиональным стандартам, действующим при оказании медицинской помощи. В масштабах страны была учреждена Организация надзора за соблюдением профессиональных стандартов. Многие из ее функций впоследствии были переданы Организации профессионального надзора, созданной в соответствии с поправками 1982 г. к тому же закону. В-пятых, в 1984 г. Объединенная комиссия по аккредитации больниц потребовала, чтобы в больницах и психиатрических заведениях имелись программы проверки качества ухода за больными и социальных услуг. Эти требования соответствовали нормативам для социальных услуг в больницах, утвержденным Национальной ассоциацией социальных работников в 1977 г. Процесс обеспечения гарантии качества Всякая успешно действующая организация постоянно выявляет возникающие в процессе ее функционирования проблемы и разрешает их. В этом смысле гарантирование качества, включающее наблюдение, углубленный анализ и корректирующие действия, способствует самоусовершенствованию организации. КАЧЕСТВО УСЛУГ: ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ 10 11 КАЧЕСТВО УСЛУГ: КОНТРОЛЬ
Наблюдение является основным компонентом гарантий качества. В наиболее типичных случаях персонал и руководство организации выделяют ключевые показатели, подлежащие постоянному контролю и сравнению с нормативами или желательным уровнем качества. Нормативы могут основываться на экспертных заключениях, исследованиях, ранее достигнутых результатах или других данных. Например, в общинной программе помощи больным на дому в качестве показателя может использоваться сравнение ухода за клиентами в больнице и дома. Полученные цифры могут сопоставляться с предыдущими результатами или с данными других подобных программ для сходных контингентов. Иногда наблюдаемые показатели отклоняются от нормы, что скорее всего указывает на существование некой проблемы. Это требует более углубленного изучения вопроса, с тем чтобы подтвердить ее наличие и установить ее особенности. Например, должен стать предметом внимания рост числа поступивших в больницу пациентов из числа лиц, пользовавшихся уходом на дому. Ознакомление с материалами по обслуживанию данных пациентов в домашних условиях может показать, что они жаловались на состояние здоровья, но должные меры не были приняты. Заключительным этапом процесса гарантирования качества являются корректирующие действия. Составляется план мер по исправлению выявленных недостатков, и назначаются лица, персонально отвечающие за его выполнение. Основные компоненты Чтобы программа гарантий качества была эффективной, она должна включать ряд компонентов. Прежде всего, организация должна постоянно располагать некоторыми базовыми видами информации. Как минимум, должны иметься основные данные о клиенте, предоставленных ему услугах и их результатах. Все записи о клиентах должны быть ясными, четко сформулированными и точно излагать содержание услуг. Важно также иметь информацию о потенциальных клиентах, еще не охваченных обслуживанием. Далее, для успеха программы гарантий качества полезно иметь документы, где фиксируется: кто может выиграть от данного вида услуг, когда они должны предоставляться, какими методиками следует в данном случае руководствоваться и какие результаты рассматриваются как желательные. Хотя гарантирование качества составляет самую насущную задачу организаторов социальной работы, соответствующие меры обычно намечаются и осуществляются на уровне исполнителей. В больших организациях каждое подразделение может иметь комитет по качеству или специально выделенных работников, отвечающих за выявление и разрешение возникающих проблем. Одновременно соответствующий комитет или бюро в рамках всей организации может наблюдать за их деятельностью или получать от них отчеты. Таким образом, достигаются две цели — облегчается урегулирование вопросов, возникающих на стыке подразделений, и контролируется их деятельность по обеспечению надлежащего качества услуг. Вопросы, на которые нужно получить ответы При реализации программ гарантий качества услуг следует решить ряд вопросов. 1. Оказываются ли услуги достаточно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|