Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие организации и программы ООН 8 глава




Отделения финансируются за счет доли членских взносов, выделяемой каждому от­делению национальным руководством в зави­симости от числа членов отделения, дополни­тельных дотаций, утверждаемых Советом директоров, и денег, собранных самими отде­лениями. Дотации на развитие предоставля­ются отделениями с числом членов менее 500. Эти дотации в сумме 15 тыс. долл. получают небольшие отделения в качестве помощи для оплаты штатных работников.

Программы. Все программы НАСР связаны с задачами, определяемыми предста­вительской ассамблеей. Штатные сотрудни­ки, комитеты, специальные группы и различ­ные оперативные подразделения проводят в жизнь программы НАСР в четырех широких областях, среди которых профессиональная практическая деятельность, профессиональ­ные нормы, социальная политика и публика­ции. Разнообразие нужд и интересов членов НАСР, большое количество программ и по­стоянное соперничество из-за денег требуют постоянного выбора приоритетов при ассиг­новании имеющихся ограниченных средств.

Профессиональная практиче­ская деятельность, в дополнение к уже названным комиссиям вопросами професси­ональной практической деятельности зани­маются Национальный комитет по делам меньшинств (рассматривает программы и контролирует осуществление программ НАСР, относящихся к меньшинствам), На­циональный комитет по проблемам лесбия­нок и гомосексуалистов (участвует в мероп­риятиях в защиту прав лесбиянок и гомосексуалистов и по ликвидации источни­ков их подавления) и Национальный комитет по проблемам женщин (разрабатывает и ре­комендует меры, касающиеся политики, ди-

Ч 5240


скриминирующей женщин, и поощряет дея­тельность, направленную на уничтожение такой дискриминации), а также конферен­ции, созываемые НАСР в связи с работой в области образования. НАСР считает непре­рывное образование важным фактором, обес­печивающим высокое качество практической социальной работы. Ассоциация выработала нормы непрерывного образования и органи­зует профессиональные симпозиумы и регу­лярные общенациональные конференции.

Социальная политика и прак­тическая деятельность, в 1985 г. был создан Центр социальной политики и прак­тики, который участвует в широкомасштаб­ной политической и законодательной дея­тельности. В числе главных законодательных интересов центра находятся вопросы охраны детства, здоровья и психического здоровья де­тей, гражданские права женщин, дотации на социальную работу, социальное обеспечение и программы поддержания уровня доходов, замораживание производства ядерного ору­жия, сокращение военных расходов. В поли­тической деятельности главное внимание уделяется обеспечению выборов таких зако­нодателей в штатах и в общенациональном масштабе, которые поддерживают НАСР. Центр совместно со своими отделениями и добровольцами участвует в мероприятиях по регистрации избирателей по всей стране.

Лоббистская сеть в законодательных уч­реждениях добивается проведения надлежа­щей социальной политики в штатах и на фе­деральном уровне. Вместе с работниками центрального аппарата НАСР лоббисты про­водят анализ законодательства, готовят вы­ступления, ведут переговоры с законодателя­ми и сотрудничают с административными органами в разработке и осуществлении зако­нов. Благодаря этому выросло политическое влияние НАСР как в штатах, так и на феде­ральном уровне.

Обеспечение профессиональных норм и качества работы, в деятель­ность НАСР входят разработка и внедрение профессиональных норм, контроль за ними и их воплощение в жизнь. Деятельность наци­онального исследовательского комитета, ис­следовательских комитетов отделений, ассо­циации в области правового регулирования направлена на разработку и реализацию мно­гочисленных программ, рассчитанных на поддержку и укрепление профессиональных норм.

Общие нормы практической социальной работы разрабатываются комитетами и спе­циальными группами НАСР и утверждаются


НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ


116


117


НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США


 


Советом директоров. Помимо Этического ко­декса они охватывают: 1) практическую работу сотрудников, 2) классификацию, 3) регулирование, 4) непрерывное профес­сиональное образование. Специализирован­ные нормы касаются социальной работы в 1) здравоохранении, 2) школах, 3) агентст­вах по охране детства, 4) учреждениях долго­временного пребывания, 5) клинической практике и 6) области работы с правонару­шителями.

Национальный исследовательский коми­тет, подчиняющийся Совету директоров, от­вечает за рассмотрение жалоб и обвинений, выдвинутых против социальных работников, якобы нарушивших Этический кодекс, а так­же имеет дело с обвинениями в нарушениях кадровой политики, выдвигаемыми против организаций и учреждений.

Усилия, способствующие платному ока­занию услуг или включению в законы штатов положений о признании социальных работ­ников в качестве оплачиваемого персонала, опираются на программы обеспечения каче­ства, разработанные ассоциацией, а также на различные профессиональные нормы, пред­ложенные ею. Эта деятельность также помо­гает НАСР предотвращать деклассификацию должностей социальных работников в госу­дарственном секторе. Убеждение НАСР в том, что должности социальных работников должны классифицироваться в соответствии с существующими критериями, подтвержда­ется ее деятельностью в области правового ре­гулирования практики социальной работы. Разработанный в 1972 г. образец такого ста­тута послужил основой для введенных в 37 штатах законов о правовом регулировании социальной работы. Параллельно с попытка­ми добиться правового регулирования НАСР вела работу против деклассификации долж­ностей социальных работников, т. е. отмены или изменения требования о необходимости иметь степень бакалавра или магистра для поступления на работу или повышения в должности.

Публикации. Публикации НАСР яв­ляются важным средством сохранения и рас­пространения знаний, относящихся к соци­альной работе. Более 30 лет периодические издания, книги и энциклопедии, выпускае­мые НАСР, играли все возрастающую роль в улучшении практической работы в этой обла­сти. Два периодических издания — "Соци­альная работа" и "Новости НАСР" — бесплат­но получают все члены ассоциации, на них также подписываются другие люди и органи­зации. "Социальная работа" — научный


журнал, ставящий своей целью расширение и распространение знаний, касающихся со­циальной работы. Задача "Новостей" — ин­формировать членов ассоциации о ее теку­щей деятельности и о других важных для них событиях.

Признавая необходимость сохранения базы знаний, связанных с социальной рабо­той, НАСР в 1965 г. стала печатать "Рефера­ты для социальных работников". В 1977 г. к "Рефератам" был добавлен раздел, посвящен­ный научным исследованиям, и журнал получил новое название — "Научные иссле­дования в области социальной работы". Раз­витие практической работы в 70-х годах привело к появлению специальных ежеквар­тальных журналов. Журнал "Здоровье и социальная работа" издается в целях улучше­ния практической деятельности в учрежде­ниях здравоохранения и психического здо­ровья. Журнал "Социальная работа в области образования" делает упор на освещение тео­ретической и практической социальной ра­боты в школах.

Текущие публикации освещают такие области социальной работы, как здравоохра­нение, геронтология, школы, меньшинства, женщина и семья, и служат дополнением к общей практической деятельности, профес­сиональным публикациям, научным иссле­дованиям и справочникам.

Наиболее полным справочником являет­ся "Энциклопедия социальной работы", вы­шедшая уже восемнадцатым изданием. В 1986 г. НАСР издала "Словарь социальной работы", добавив его к своему списку спра­вочных изданий.

В заключение отметим, что конечная цель НАСР состоит не только в разработке программ, полезных для профессии и ее раз­личных практических направлений, но и в оказании услуг, удовлетворяющих нужды клиентов — жителей Америки.

Марк Г. Баттл

Mooney J. (1984). National Treasurer's Report to the Delegate Assembly. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • National Association of Social Workers (1984). Membership Records Report. Silver Spring, Md.: Author. • National Association of Social Workers (1985). NASW Data Bank Report No I: NASW Membership—National Summary Tables. Silver Spring, Md.: Author. • Stewart R. (1985, June 4). Center for Social Policy and Practice Impact: Concept, Function, Personnel, Credibility and Structure. Unpublished paper prepared for


presentation to the NASW Board of Directors. Silver Spring, Md.

НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США

Негритянское население представляет со­бой крупнейшую расовую группу в США. Американские негры являются угнетаемой цветной этнической группой, вся их жизнь определяется унижающим их бременем фи­зических, а иногда и культурных свиде­тельств чернокожего происхождения. Запад­ные общества всегда оказывали предпочтение группам и культурным системам европейско­го происхождения — белым перед потомками африканцев, азиатов, латиноамериканцев, а также коренного населения Америки — цвет­ных.

Большинство чернокожих американ­цев — потомки лиц, принадлежавших к раз­личным этническим группам на западном по­бережье Африки, которые были в качестве рабов доставлены в Северную Америку.

В Америке сегодня существуют опреде­ленные стереотипы в отношении тех или иных групп населения, при этом отрицаются какие-либо экономические, культурные и ис­торические различия между ними и каждая группа считается неким монолитным целым. Так, социологи до сих пор оперируют поняти­ем "негритянская семья", а социальная поли­тика и социальные программы все еще разра­батываются без учета многих факторов и различий, сформировавшихся в разных груп­пах на протяжении ряда поколений.

Демографические характеристики

В 1980—1984 гг. негритянское население в США росло в 2 раза быстрее, чем остальное население страны, и на 1 июля 1984 г. насчи­тывало 28,6 млн человек. Оно составляло 11,8% жителей США в 1980 г. и 12,1% — в 1985 г. Негритянское население моложе и имеет более высокий уровень фертильности, чем остальные группы — от белых до испано-язычных. В 1984 г. средний возраст негров со­ставлял 26,3 года в сравнении с 32,3 года у белых, а прирост негритянского населения с 1980 по 1984 г. достиг 6,7% против 3,2% для белых. В 1985 г. среди всех детей Америки негритянские дети составляли 15,4%. Жен­щин среди негров значительно больше, чем


мужчин, — соответственно 15 и 13,6 млн. Этот дисбаланс приводит к тому, что черноко­жей женщине труднее выйти замуж или всту­пить в повторный брак в случае развода, что способствует возникновению неполных се­мей.

Состав семьи

Социальные условия, в которых негри­тянское население боролось за свое существо­вание на протяжении всей истории пребыва­ния в Соединенных Штатах, привели к формированию различных структур семьи — патриархальной и матриархальной. Свобод­ные и получившие свободу негры на Севере и Юге создавали патриархальные семьи. Те из них, кто становился ремесленником, ферме­ром или мелким предпринимателем, часто добивались устойчивого финансового поло­жения, тогда как другие лишь слегка припод­нимались над уровнем бедности. Благодаря стабильности своего положения и имея день­ги, многие негры могли в большей мере воспользоваться образовательными возмож­ностями, в частности, создаваемыми миссио­нерами на Севере школами и колледжами.

Рабы, которым посчастливилось жить на тех плантациях, где разрешались длительные моногамные союзы, те, кого покупали вла­дельцы мелких ферм, обычно создавали тра­диционные супружеские пары, часто под од­ним кровом с неженатыми соплеменниками. Те же рабы, которые были заняты на крупных южных плантациях, специализировавшихся на выращивании одной культуры — хлопка, табака, не имели возможности вступать в дол­госрочные традиционные браки. Они находи­лись в условиях, вынуждавших их к полигам­ному сожительству. Владелец плантации выступал в роли главы семьи для всех рабов и зачастую имел связь с несколькими женщи­нами, рожавшими от него детей, одна из ко­торых была белой, а остальные — черными. Существовавшие семьи чернокожих разлу­чались самым жестоким образом, когда один или несколько членов семьи переходили к другим владельцам. В этих условиях преиму­щественной формой семьи на плантациях был союз "мать — дитя", ставший одним из важнейших функциональных способов вы­живания.

В период Реконструкции бывшие рабо­владельцы, прибегая к антинегритянскому законодательству и опираясь на деятельность Ку-Клукс-Клана, стремились искоренить те свободы, которые получили недавние рабы. Негров заставляли вернуться в положение ра­бов. Некоторая стабильность, которую нача­ли обретать многие семьи, подрывалась, от-


НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США


118


119


НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США


 


рицательно сказалось это и на существовании общин. Новый этап разрушения негритян­ских семей начался уже в ЗО-х годах XX в. — в эпоху индустриализации, когда взрослые члены семьи в период "великой депрессии" мигрировали в северные районы в поисках работы. Они временно утрачивали связь со своими родными и лишались поддержки об­щины. Многие негритянские семьи сумели воспользоваться открывшимися вакансиями в промышленности, влившись в число рабо­чих или став членами средних общественных групп. Их дети нередко получали более высо­кое образование на Севере и начали форми­ровать ядро негритянской интеллигенции. Среди них были и учителя, и социальные ра­ботники.

Начиная с середины 70-х годов негритян­ские семьи столкнулись с новым испытанием, связанным с усиливающимся обнищанием и ухудшением социальных условий существо­вания. Это привело к дальнейшим экономи­ческим и структурным изменениям негри­тянской семьи. Доля семей, возглавляемых женщинами без мужей, возросла с 17,9% в 1940 г. до 21,7% в 1960 г., 28,3% в 1970 г. и 41,9% в 1983 г. Заметим, что факторы, веду­щие к возникновению семей, во главе кото­рых стоят женщины, постоянно изменялись. Если в начале века главной причиной этого было вдовство женщины, то к середине 80-х годов — распад браков (для 28,4% детей, жи­вущих в семьях без отцов) и неоформление брака (для 24,1 % детей в таких семьях).

Основное структурное различие между негритянской и белой семьями заключается в том, что среди первых выше процент семей без отца. Сторонники теории, согласно кото­рой рабство разрушило негритянскую семью, утверждают, что вышеприведенное явление подтверждает их точку зрения. Другие же по­лагают, что именно высокий удельный вес семей во главе с матерями-одиночками явля­ется свидетельством сохранения африкан­ских традиций, и ссылаются при этом на пре­имущественную роль матери в семьях негритянского населения Африки, включая те, где присутствует отец. Однако Н. Судар-каса, ведущий американский антрополог, специализирующийся по проблемам семьи в Африке и Америке и миграции различных африканских этнических групп на Амери­канский континент, высказывает мнение, что семейная единица в виде незамужней матери плюс ребенок чужда почти всем традицион­ным африканским культурам и считается в них недопустимой (1981). Необходимо глуб­же проникнуть в суть трансформации семьи


в результате взаимодействия африканской и американской культур. Семьи смогли адек­ватно реагировать на внешние и экономиче­ские стрессы, но в результате появилось раз­нообразие семейных структур. Однако для семей всех видов по-прежнему характерно соблюдение взаимных обязательств между родственниками. Например, в Африке дети после своего рождения всегда попадают в тес­ное окружение разных членов семьи, которые и принимают на себя ответственность за них, когда это не может сделать отец. Детям не дадут нищенствовать, как это случается в Америке. Более того, вдов традиционно выда­ют замуж за наиболее подходящих мужчин-родственников, а сбившийся с пути истинный отец попадает под жесткое давление старей­шин, на которых лежит обязанность поддер­живать устойчивость семейных уз. Некото­рые из этих африканских культурных норм до сих пор применяются в США, хотя и в измененном виде — в соответствии с опытом, накопленным негритянским населением Америки. Так, по нормам афро-американ­ской культуры ребенок при отсутствии при­емлемой альтернативы должен оставаться в семье, что породило многочисленные виды неформального усыновления.

Бедность

В США доля белых и негритянских семей, живущих ниже уровня нищеты, сократилась с 1929 по 1983 г. соответственно с 12,2 до 11,5% и с 35,7 до 33,8%. Тем не менее число семей, живущих в бедности, оставалось са­мым высоким после 1966 г.

В особенности это касается детей. Дети всех расовых групп являются самой крупной категорией обездоленных лиц в США. Пре­старелые живут лучше в сравнении с детьми, учитывая индексацию социальных выплат. Число престарелых людей, живущих в бедно­сти, к 1984 г. снизилась до 12,4%, это самый низкий показатель за всю историю. А цвет­ные дети непропорционально бедны — в 1984 г. в нищете жили 46,5% негритянских детей и 30% испаноязычных против 16,5% белых детей. Очевидно поэтому, что столь широко разрекламированное оздоровление американской экономики не дошло до цвет­ных семей, в особенности негритянских, по­ложение которых сейчас хуже, чем когда бы то ни было раньше, что отражается в первую очередь на проживающих в них детях.

Феминизация нищеты

Концепция феминизации нищеты по-разному понимается в применении к черным


и белым семьям, хотя во всех расовых группах женщины, воспитывающие своих детей без участия мужа, представляют собой наиболее малообеспеченную в экономическом отноше­нии категорию населения. Но одинокие бе­лые матери уязвимы потому, что по традиции они не работали, пока их дети были малень­кими, и изменения здесь начались только в 70 — 80-х годах. Участившиеся разводы, не­желание или неспособность мужей помогать своим детям довели многих женщин и их де­тей от стабильного финансового положения до состояния нищеты. Многие матери, не ра­ботавшие до развода, были вынуждены ис­кать работу, не имея ни необходимой подго­товки, ни опыта, с которыми они могли бы появиться на рынке труда, и сталкиваясь с предубеждениями против найма женщин. Нашедшие работу зарабатывали меньше, чем их бывшие мужья, и потеря примерно двух третей дохода в результате развода во многих случаях была невосполнима.

Негритянские же семьи впадали в бед­ность еще и до разводов, которые у них слу­чаются в 2 раза чаще, чем в других этниче­ских группах. Большинство негритянок традиционно работало и до рождения детей, и когда они были маленькими. Однако зара­боток их был низок вследствие дискримина­ции по признакам расы и пола. Поэтому в случае развода, когда семья теряет доход му­жа, женщина не может восполнить потерян­ное, поскольку она уже работает.

Число детей, живущих без отца, увели­чилось и в белых, и в негритянских семьях, причем численность белых детей в этой кате­гории с 1960 по 1983 г. возросла с 6,8 до 14,3%, а негритянских детей — с 23,6 до 50,6%. Более высокий средний уровень дохо­да и более высокий удельный вес семей с обо­ими родителями означает, что белые дети лучше защищены от экономических потрясе­ний, чем негритянские.

Изменения в структуре негритянской семьи далеко не всегда происходят в резуль­тате ее зависимости от социального обеспече­ния, как это обычно предполагают. Они вы­званы также участившимися случаями разводов и распада семей, более ранним на­ступлением половой активности среди негри­тянской молодежи, нежеланием отдавать де­тей под опеку вне семейного круга, поздними браками, дисбалансом в численности мужчин и женщин, высоким уровнем безработицы среди молодых мужчин-негров.

В случаях, когда негритянка оказывается беременной (в браке или вне брака), отец ча­сто бывает не способен обеспечить необходи-


мую поддержку ей и ребенку. Матери-оди­ночки подросткового возраста представля­ют собой серьезную проблему независимо от расовой принадлежности, но среди негритян­ского населения на них приходится 40% де­тей, рожденных вне брака. Большинство ма­терей-одиночек подросткового возраста получают помощь от родственников и потому не фигурируют как отдельная семья в стати­стике, связанной с бедностью. Однако 100% чернокожих и 98% белых матерей подрост­кового возраста живут в бедности, если ведут самостоятельное хозяйство. По данным Бюд­жетного бюро конгресса США, более 90% се­мей, получающих пособие по программе "По­мощь семьям с зависимыми детьми" (ПСЗД), возглавляются матерями-одиночками, и поч­ти две трети этих женщин родили первого ребенка в несовершеннолетнем возрасте.

Хотя расовая принадлежность матери и ее семейный статус одиночки в значительной мере предопределяют ее бедность, важным фактором является и возраст детей. Среди всех одиноких матерей-негритянок 64% жи­вут в бедности, однако среди тех, чьи дети моложе шести лет, этот уровень превышает 72%. Среди матерей-одиночек других этни­ческих групп в бедности живут 40%, а с деть­ми в возрасте до шести лет — 57 %. К тому же, чем больше детей в такой семье, тем сильнее бедность. Так, с одним ребенком в бедности живут 50%, с двумя детьми —- 66, с тремя детьми — 71, с четырьмя детьми — 86% се­мей. Бедность больших семей ведет к более значительным нагрузкам, лежащим на-оди-ноких матерях, их старению и связанным с этим проблемам здоровья, а также к трудно­стям, с которыми встречаются эти женщины при получении профессиональной подготов­ки и поиске работы.

Образование

При получении начального и среднего об­разования негритянское население находится в худшем положении по сравнению с белым. Более высокий процент детей, живущих в ус­ловиях бедности, связанные с плохими усло­виями жизни и питания затруднения с усвое­нием учебного материала, стрессовое состояние родителей — все это приводит к тому, что дети не могут в полной мере исполь­зовать возможности для учебы. В результате ряда исследований было выявлено еще одно препятствие, заключающееся в повышенных требованиях, непосильных для детей из бед­ных негритянских семей. Кроме того, бедные и малообразованные родители возлагают большие, часто необоснованные надежды на


НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США


120


121


НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США


 


успехи своих детей в школе. Но школьная система подчас приводит их в страх, и они не знают, кик использовать ее в интересах детей.

Успеваемость. Перечисленные факторы находят отражение в оценках, которые негритянские дети получают в результате стандатезированных тестов. Обычная ошибки при сравнении негров и белых заклю­чается и том, что они предварительно не класифцируются по социальным группам, а учитывается лишь разная расовая принадлежности. Значительный слой бедных учеников-негров должен сравниваться с теми белыми учащимися, которые также принадлежат к бедноте. Аналогичная процедура должна быть применена и для среднего класса. Толь­ко при учете социально-групповых различий можно выявить действительные отклонения в результатах тестирования.

Если отвести как несостоятельные гипотезу о генетической неполноценности, ссыл­ки на ограниченность ресурсов и сравнительно недостаточную академическую подготовлен­ность негритянских детей в качестве объясне­ний их более низкой успеваемости, то причи­ну придется искать в самих учащихся. Одна из существующих теорий объясняет отстава­ние в учебе негритянских детей тем, что в школе они плохо воспринимают ситуацию, иначе говоря, испытывают чувство беспо­мощности. Другая теория исходит из того, что негритянских детей не готовят дома к необхо­димости состязаться с другими в знаниях так же, как в спорте. Между тем состязательный настрой помог бы учащимся-неграм преодо­леть трудности первого этапа обучения. Дж. Комер (1985) и другие авторы указыва­ли, что низкую успеваемость следует относить на счет плохого социально-эконо­мического положения родителей. Дети, при­надлежащие к средним слоям населения, чьи родители не работают или являются лицами свободных профессий, могут дополнительно развивать свои способности в домашних усло­виях, и это помогает им лучше учиться в шко­ле. Бедные же родители боятся школы, они ничего не могут потребовать от нее и не спо­собны сотрудничать со школьным персона­лом для создания условий, которые позволи­ли бы их детям максимально раскрыть свои способности.

Начальное и среднее образова­ние. Установлено, что 75% чернокожих детей, обучающихся в государственных шко­лах, сосредоточены примерно в 2% школь­ных округов страны (350 из 16 тыс. округов), ч 1 о отражает сегрегацию по месту прожива­ния, которая не допускает расовой интегра-


ции в городах и микрорайонах. Таким обра­зом, на ответственности 202 попечителей ок­ругов, из которых 120 негры, лежит обучение половины всех негритянских детей от детско­го сада до двенадцатого класса школы. И если изменения в обучении большинства негри­тянских детей вообще возможны, то они дол­жны происходить именно здесь.

На раннем этапе путь к решению этой проблемы видели в расовой интеграции в школах, которая позволила бы негритянским детям пользоваться теми же возможностями, что и остальным. Например, для доставки учащихся-негров в интегрированные школы было выделено огромное количество автобу­сов, но это никак не повлияло на результаты обучения, и автобусные перевозки ничего не дали. В конце концов и родители, и педагоги, и исследователи в равной мере поняли, что высокий уровень обучения может быть до­стигнут независимо от расового состава уче­ников в классе. Хотя во многих общинах еще делаются шаги в направлении расовой интег­рации, больше внимания стало уделяться улучшению учебного процесса. К сожале­нию, политика правительства не благоприят­ствует ликвидации неравенства в условиях обучения, что отражается на все большем ог­раничении выделяемых ресурсов, необходи­мых для того, чтобы обогатить учебный про­цесс и сделать его более интенсивным. По-видимому, многие трудности можно было бы преодолеть, если бы школам со значительной долей учащихся из бедных и негритянских семей выделялось больше ресурсов, если бы к учащимся-нефам предъявлялись более высокие требования и поддерживалось более тесное взаимодействие педагогов с родителями школьников.

Колледж. Число нефов, окончивших среднюю школу, за последние годы возросло, однако их удельный вес среди поступающих в колледжи сократился. Так, в 1982 г. 36% негров, окончивших среднюю школу, про­должили образование в колледже (против 45% в 1981 г.). В двухлетние колледжи по­ступает втрое больше негров, чем в четырех­летние, причем многие отсеиваются, не за­кончив курса. Негритянская молодежь чаще идет и на первые два курса университетов.

Представительство негритянского насе­ления, как и других цветных меньшинств в высших учебных заведениях, остается низ­ким. В 1984 г. на долю нефов приходилось всего 9,2% продолживших образование по­сле окончания средней школы, на испано-язычных американцев — 3,9, на азиатов — 2,4, на коренное население Америки —


0,7%. Меньше негров поступает в медицин­ские, стоматологические и другие професси­ональные училища, и это ускоряет процесс сокращения числа негритянских семей, при­надлежащих к среднему классу.

Одна из существующих теорий объясняет низкие успехи негритянской молодежи в школах и университетах тем, что нефы там находятся в неблагоприятной для них среде. Эта теория находит эмпирическое подтверж­дение. У. Аллен (1984) провела обследование положения чернокожих юношей и девушек, поступивших в получающие государствен­ную субсидию колледжи с преимущественно белым контингентом студентов. Она пришла к выводу, что чернокожим студентам свойст­венны стремление к достижению успеха, уве­ренность в своих силах и ощущение достаточ­ной подготовленности для учебы в высшей школе. В большинстве своем они принадле­жали к благополучным семьям среднего клас­са. Однако, несмотря на все эти позитивные факторы, студенты-нефы высказывают не­однозначные суждения о своем пребывании в учебных заведениях и контактах с преподава­телями. Они ощущают определенную изоли­рованность от общей студенческой жизни, чувствуют себя лишними среди ровесников и компенсируют это тем, что погружаются в деятельность различных негритянских орга­низаций. Кроме того, 65% из них испытали, хотя бы в смягченных формах, расовую диск­риминацию. Все это ведет к тому, что полови­на студентов предпочла заниматься на тех факультетах, где нефы составляют большин­ство. По этой причине среди медиков одна треть нефов сконцентрирована всего на трех факультетах. Несколько более благополучно обстоит дело с поступлением нефов в школы социальной работы, но и здесь отмечается не­которое снижение их притока, главным обра­зом из-за того, что изменилась государствен­ная политика, были отменены субсидии и Ограничены кредиты на учебу.

Профессорско-преподавательс­кий состав. Отметим также снижение чис­ла представителей цветных этнических групп, получающих докторскую степень. Все чаще способные студенты-нефы отказыва­ются от продолжения учебы, которая открыла бы перед ними академическую карьеру. Уменьшение финансовой поддержки аспи­рантов, необходимость избрать ту работу, ко­торая принесет финансовые выгоды в непос­редственном будущем, и ненадежность научной карьеры побудили многих потенци­альных докторов наук уйти в бизнес или за­няться юридической практикой. В 1984 г. не-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...