Другие организации и программы ООН 8 глава
Отделения финансируются за счет доли членских взносов, выделяемой каждому отделению национальным руководством в зависимости от числа членов отделения, дополнительных дотаций, утверждаемых Советом директоров, и денег, собранных самими отделениями. Дотации на развитие предоставляются отделениями с числом членов менее 500. Эти дотации в сумме 15 тыс. долл. получают небольшие отделения в качестве помощи для оплаты штатных работников. Программы. Все программы НАСР связаны с задачами, определяемыми представительской ассамблеей. Штатные сотрудники, комитеты, специальные группы и различные оперативные подразделения проводят в жизнь программы НАСР в четырех широких областях, среди которых профессиональная практическая деятельность, профессиональные нормы, социальная политика и публикации. Разнообразие нужд и интересов членов НАСР, большое количество программ и постоянное соперничество из-за денег требуют постоянного выбора приоритетов при ассигновании имеющихся ограниченных средств. Профессиональная практическая деятельность, в дополнение к уже названным комиссиям вопросами профессиональной практической деятельности занимаются Национальный комитет по делам меньшинств (рассматривает программы и контролирует осуществление программ НАСР, относящихся к меньшинствам), Национальный комитет по проблемам лесбиянок и гомосексуалистов (участвует в мероприятиях в защиту прав лесбиянок и гомосексуалистов и по ликвидации источников их подавления) и Национальный комитет по проблемам женщин (разрабатывает и рекомендует меры, касающиеся политики, ди- Ч 5240 скриминирующей женщин, и поощряет деятельность, направленную на уничтожение такой дискриминации), а также конференции, созываемые НАСР в связи с работой в области образования. НАСР считает непрерывное образование важным фактором, обеспечивающим высокое качество практической социальной работы. Ассоциация выработала нормы непрерывного образования и организует профессиональные симпозиумы и регулярные общенациональные конференции.
Социальная политика и практическая деятельность, в 1985 г. был создан Центр социальной политики и практики, который участвует в широкомасштабной политической и законодательной деятельности. В числе главных законодательных интересов центра находятся вопросы охраны детства, здоровья и психического здоровья детей, гражданские права женщин, дотации на социальную работу, социальное обеспечение и программы поддержания уровня доходов, замораживание производства ядерного оружия, сокращение военных расходов. В политической деятельности главное внимание уделяется обеспечению выборов таких законодателей в штатах и в общенациональном масштабе, которые поддерживают НАСР. Центр совместно со своими отделениями и добровольцами участвует в мероприятиях по регистрации избирателей по всей стране. Лоббистская сеть в законодательных учреждениях добивается проведения надлежащей социальной политики в штатах и на федеральном уровне. Вместе с работниками центрального аппарата НАСР лоббисты проводят анализ законодательства, готовят выступления, ведут переговоры с законодателями и сотрудничают с административными органами в разработке и осуществлении законов. Благодаря этому выросло политическое влияние НАСР как в штатах, так и на федеральном уровне. Обеспечение профессиональных норм и качества работы, в деятельность НАСР входят разработка и внедрение профессиональных норм, контроль за ними и их воплощение в жизнь. Деятельность национального исследовательского комитета, исследовательских комитетов отделений, ассоциации в области правового регулирования направлена на разработку и реализацию многочисленных программ, рассчитанных на поддержку и укрепление профессиональных норм.
Общие нормы практической социальной работы разрабатываются комитетами и специальными группами НАСР и утверждаются НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ 116 117 НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США
Советом директоров. Помимо Этического кодекса они охватывают: 1) практическую работу сотрудников, 2) классификацию, 3) регулирование, 4) непрерывное профессиональное образование. Специализированные нормы касаются социальной работы в 1) здравоохранении, 2) школах, 3) агентствах по охране детства, 4) учреждениях долговременного пребывания, 5) клинической практике и 6) области работы с правонарушителями. Национальный исследовательский комитет, подчиняющийся Совету директоров, отвечает за рассмотрение жалоб и обвинений, выдвинутых против социальных работников, якобы нарушивших Этический кодекс, а также имеет дело с обвинениями в нарушениях кадровой политики, выдвигаемыми против организаций и учреждений. Усилия, способствующие платному оказанию услуг или включению в законы штатов положений о признании социальных работников в качестве оплачиваемого персонала, опираются на программы обеспечения качества, разработанные ассоциацией, а также на различные профессиональные нормы, предложенные ею. Эта деятельность также помогает НАСР предотвращать деклассификацию должностей социальных работников в государственном секторе. Убеждение НАСР в том, что должности социальных работников должны классифицироваться в соответствии с существующими критериями, подтверждается ее деятельностью в области правового регулирования практики социальной работы. Разработанный в 1972 г. образец такого статута послужил основой для введенных в 37 штатах законов о правовом регулировании социальной работы. Параллельно с попытками добиться правового регулирования НАСР вела работу против деклассификации должностей социальных работников, т. е. отмены или изменения требования о необходимости иметь степень бакалавра или магистра для поступления на работу или повышения в должности.
Публикации. Публикации НАСР являются важным средством сохранения и распространения знаний, относящихся к социальной работе. Более 30 лет периодические издания, книги и энциклопедии, выпускаемые НАСР, играли все возрастающую роль в улучшении практической работы в этой области. Два периодических издания — "Социальная работа" и "Новости НАСР" — бесплатно получают все члены ассоциации, на них также подписываются другие люди и организации. "Социальная работа" — научный журнал, ставящий своей целью расширение и распространение знаний, касающихся социальной работы. Задача "Новостей" — информировать членов ассоциации о ее текущей деятельности и о других важных для них событиях. Признавая необходимость сохранения базы знаний, связанных с социальной работой, НАСР в 1965 г. стала печатать "Рефераты для социальных работников". В 1977 г. к "Рефератам" был добавлен раздел, посвященный научным исследованиям, и журнал получил новое название — "Научные исследования в области социальной работы". Развитие практической работы в 70-х годах привело к появлению специальных ежеквартальных журналов. Журнал "Здоровье и социальная работа" издается в целях улучшения практической деятельности в учреждениях здравоохранения и психического здоровья. Журнал "Социальная работа в области образования" делает упор на освещение теоретической и практической социальной работы в школах. Текущие публикации освещают такие области социальной работы, как здравоохранение, геронтология, школы, меньшинства, женщина и семья, и служат дополнением к общей практической деятельности, профессиональным публикациям, научным исследованиям и справочникам. Наиболее полным справочником является "Энциклопедия социальной работы", вышедшая уже восемнадцатым изданием. В 1986 г. НАСР издала "Словарь социальной работы", добавив его к своему списку справочных изданий.
В заключение отметим, что конечная цель НАСР состоит не только в разработке программ, полезных для профессии и ее различных практических направлений, но и в оказании услуг, удовлетворяющих нужды клиентов — жителей Америки. Марк Г. Баттл • Mooney J. (1984). National Treasurer's Report to the Delegate Assembly. Silver Spring, Md.: National Association of Social Workers. • National Association of Social Workers (1984). Membership Records Report. Silver Spring, Md.: Author. • National Association of Social Workers (1985). NASW Data Bank Report No I: NASW Membership—National Summary Tables. Silver Spring, Md.: Author. • Stewart R. (1985, June 4). Center for Social Policy and Practice Impact: Concept, Function, Personnel, Credibility and Structure. Unpublished paper prepared for presentation to the NASW Board of Directors. Silver Spring, Md. НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США Негритянское население представляет собой крупнейшую расовую группу в США. Американские негры являются угнетаемой цветной этнической группой, вся их жизнь определяется унижающим их бременем физических, а иногда и культурных свидетельств чернокожего происхождения. Западные общества всегда оказывали предпочтение группам и культурным системам европейского происхождения — белым перед потомками африканцев, азиатов, латиноамериканцев, а также коренного населения Америки — цветных. Большинство чернокожих американцев — потомки лиц, принадлежавших к различным этническим группам на западном побережье Африки, которые были в качестве рабов доставлены в Северную Америку. В Америке сегодня существуют определенные стереотипы в отношении тех или иных групп населения, при этом отрицаются какие-либо экономические, культурные и исторические различия между ними и каждая группа считается неким монолитным целым. Так, социологи до сих пор оперируют понятием "негритянская семья", а социальная политика и социальные программы все еще разрабатываются без учета многих факторов и различий, сформировавшихся в разных группах на протяжении ряда поколений. Демографические характеристики В 1980—1984 гг. негритянское население в США росло в 2 раза быстрее, чем остальное население страны, и на 1 июля 1984 г. насчитывало 28,6 млн человек. Оно составляло 11,8% жителей США в 1980 г. и 12,1% — в 1985 г. Негритянское население моложе и имеет более высокий уровень фертильности, чем остальные группы — от белых до испано-язычных. В 1984 г. средний возраст негров составлял 26,3 года в сравнении с 32,3 года у белых, а прирост негритянского населения с 1980 по 1984 г. достиг 6,7% против 3,2% для белых. В 1985 г. среди всех детей Америки негритянские дети составляли 15,4%. Женщин среди негров значительно больше, чем мужчин, — соответственно 15 и 13,6 млн. Этот дисбаланс приводит к тому, что чернокожей женщине труднее выйти замуж или вступить в повторный брак в случае развода, что способствует возникновению неполных семей.
Состав семьи Социальные условия, в которых негритянское население боролось за свое существование на протяжении всей истории пребывания в Соединенных Штатах, привели к формированию различных структур семьи — патриархальной и матриархальной. Свободные и получившие свободу негры на Севере и Юге создавали патриархальные семьи. Те из них, кто становился ремесленником, фермером или мелким предпринимателем, часто добивались устойчивого финансового положения, тогда как другие лишь слегка приподнимались над уровнем бедности. Благодаря стабильности своего положения и имея деньги, многие негры могли в большей мере воспользоваться образовательными возможностями, в частности, создаваемыми миссионерами на Севере школами и колледжами. Рабы, которым посчастливилось жить на тех плантациях, где разрешались длительные моногамные союзы, те, кого покупали владельцы мелких ферм, обычно создавали традиционные супружеские пары, часто под одним кровом с неженатыми соплеменниками. Те же рабы, которые были заняты на крупных южных плантациях, специализировавшихся на выращивании одной культуры — хлопка, табака, не имели возможности вступать в долгосрочные традиционные браки. Они находились в условиях, вынуждавших их к полигамному сожительству. Владелец плантации выступал в роли главы семьи для всех рабов и зачастую имел связь с несколькими женщинами, рожавшими от него детей, одна из которых была белой, а остальные — черными. Существовавшие семьи чернокожих разлучались самым жестоким образом, когда один или несколько членов семьи переходили к другим владельцам. В этих условиях преимущественной формой семьи на плантациях был союз "мать — дитя", ставший одним из важнейших функциональных способов выживания. В период Реконструкции бывшие рабовладельцы, прибегая к антинегритянскому законодательству и опираясь на деятельность Ку-Клукс-Клана, стремились искоренить те свободы, которые получили недавние рабы. Негров заставляли вернуться в положение рабов. Некоторая стабильность, которую начали обретать многие семьи, подрывалась, от- НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США 118 119 НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США
рицательно сказалось это и на существовании общин. Новый этап разрушения негритянских семей начался уже в ЗО-х годах XX в. — в эпоху индустриализации, когда взрослые члены семьи в период "великой депрессии" мигрировали в северные районы в поисках работы. Они временно утрачивали связь со своими родными и лишались поддержки общины. Многие негритянские семьи сумели воспользоваться открывшимися вакансиями в промышленности, влившись в число рабочих или став членами средних общественных групп. Их дети нередко получали более высокое образование на Севере и начали формировать ядро негритянской интеллигенции. Среди них были и учителя, и социальные работники. Начиная с середины 70-х годов негритянские семьи столкнулись с новым испытанием, связанным с усиливающимся обнищанием и ухудшением социальных условий существования. Это привело к дальнейшим экономическим и структурным изменениям негритянской семьи. Доля семей, возглавляемых женщинами без мужей, возросла с 17,9% в 1940 г. до 21,7% в 1960 г., 28,3% в 1970 г. и 41,9% в 1983 г. Заметим, что факторы, ведущие к возникновению семей, во главе которых стоят женщины, постоянно изменялись. Если в начале века главной причиной этого было вдовство женщины, то к середине 80-х годов — распад браков (для 28,4% детей, живущих в семьях без отцов) и неоформление брака (для 24,1 % детей в таких семьях). Основное структурное различие между негритянской и белой семьями заключается в том, что среди первых выше процент семей без отца. Сторонники теории, согласно которой рабство разрушило негритянскую семью, утверждают, что вышеприведенное явление подтверждает их точку зрения. Другие же полагают, что именно высокий удельный вес семей во главе с матерями-одиночками является свидетельством сохранения африканских традиций, и ссылаются при этом на преимущественную роль матери в семьях негритянского населения Африки, включая те, где присутствует отец. Однако Н. Судар-каса, ведущий американский антрополог, специализирующийся по проблемам семьи в Африке и Америке и миграции различных африканских этнических групп на Американский континент, высказывает мнение, что семейная единица в виде незамужней матери плюс ребенок чужда почти всем традиционным африканским культурам и считается в них недопустимой (1981). Необходимо глубже проникнуть в суть трансформации семьи в результате взаимодействия африканской и американской культур. Семьи смогли адекватно реагировать на внешние и экономические стрессы, но в результате появилось разнообразие семейных структур. Однако для семей всех видов по-прежнему характерно соблюдение взаимных обязательств между родственниками. Например, в Африке дети после своего рождения всегда попадают в тесное окружение разных членов семьи, которые и принимают на себя ответственность за них, когда это не может сделать отец. Детям не дадут нищенствовать, как это случается в Америке. Более того, вдов традиционно выдают замуж за наиболее подходящих мужчин-родственников, а сбившийся с пути истинный отец попадает под жесткое давление старейшин, на которых лежит обязанность поддерживать устойчивость семейных уз. Некоторые из этих африканских культурных норм до сих пор применяются в США, хотя и в измененном виде — в соответствии с опытом, накопленным негритянским населением Америки. Так, по нормам афро-американской культуры ребенок при отсутствии приемлемой альтернативы должен оставаться в семье, что породило многочисленные виды неформального усыновления. Бедность В США доля белых и негритянских семей, живущих ниже уровня нищеты, сократилась с 1929 по 1983 г. соответственно с 12,2 до 11,5% и с 35,7 до 33,8%. Тем не менее число семей, живущих в бедности, оставалось самым высоким после 1966 г. В особенности это касается детей. Дети всех расовых групп являются самой крупной категорией обездоленных лиц в США. Престарелые живут лучше в сравнении с детьми, учитывая индексацию социальных выплат. Число престарелых людей, живущих в бедности, к 1984 г. снизилась до 12,4%, это самый низкий показатель за всю историю. А цветные дети непропорционально бедны — в 1984 г. в нищете жили 46,5% негритянских детей и 30% испаноязычных против 16,5% белых детей. Очевидно поэтому, что столь широко разрекламированное оздоровление американской экономики не дошло до цветных семей, в особенности негритянских, положение которых сейчас хуже, чем когда бы то ни было раньше, что отражается в первую очередь на проживающих в них детях. Феминизация нищеты Концепция феминизации нищеты по-разному понимается в применении к черным и белым семьям, хотя во всех расовых группах женщины, воспитывающие своих детей без участия мужа, представляют собой наиболее малообеспеченную в экономическом отношении категорию населения. Но одинокие белые матери уязвимы потому, что по традиции они не работали, пока их дети были маленькими, и изменения здесь начались только в 70 — 80-х годах. Участившиеся разводы, нежелание или неспособность мужей помогать своим детям довели многих женщин и их детей от стабильного финансового положения до состояния нищеты. Многие матери, не работавшие до развода, были вынуждены искать работу, не имея ни необходимой подготовки, ни опыта, с которыми они могли бы появиться на рынке труда, и сталкиваясь с предубеждениями против найма женщин. Нашедшие работу зарабатывали меньше, чем их бывшие мужья, и потеря примерно двух третей дохода в результате развода во многих случаях была невосполнима. Негритянские же семьи впадали в бедность еще и до разводов, которые у них случаются в 2 раза чаще, чем в других этнических группах. Большинство негритянок традиционно работало и до рождения детей, и когда они были маленькими. Однако заработок их был низок вследствие дискриминации по признакам расы и пола. Поэтому в случае развода, когда семья теряет доход мужа, женщина не может восполнить потерянное, поскольку она уже работает. Число детей, живущих без отца, увеличилось и в белых, и в негритянских семьях, причем численность белых детей в этой категории с 1960 по 1983 г. возросла с 6,8 до 14,3%, а негритянских детей — с 23,6 до 50,6%. Более высокий средний уровень дохода и более высокий удельный вес семей с обоими родителями означает, что белые дети лучше защищены от экономических потрясений, чем негритянские. Изменения в структуре негритянской семьи далеко не всегда происходят в результате ее зависимости от социального обеспечения, как это обычно предполагают. Они вызваны также участившимися случаями разводов и распада семей, более ранним наступлением половой активности среди негритянской молодежи, нежеланием отдавать детей под опеку вне семейного круга, поздними браками, дисбалансом в численности мужчин и женщин, высоким уровнем безработицы среди молодых мужчин-негров. В случаях, когда негритянка оказывается беременной (в браке или вне брака), отец часто бывает не способен обеспечить необходи- мую поддержку ей и ребенку. Матери-одиночки подросткового возраста представляют собой серьезную проблему независимо от расовой принадлежности, но среди негритянского населения на них приходится 40% детей, рожденных вне брака. Большинство матерей-одиночек подросткового возраста получают помощь от родственников и потому не фигурируют как отдельная семья в статистике, связанной с бедностью. Однако 100% чернокожих и 98% белых матерей подросткового возраста живут в бедности, если ведут самостоятельное хозяйство. По данным Бюджетного бюро конгресса США, более 90% семей, получающих пособие по программе "Помощь семьям с зависимыми детьми" (ПСЗД), возглавляются матерями-одиночками, и почти две трети этих женщин родили первого ребенка в несовершеннолетнем возрасте. Хотя расовая принадлежность матери и ее семейный статус одиночки в значительной мере предопределяют ее бедность, важным фактором является и возраст детей. Среди всех одиноких матерей-негритянок 64% живут в бедности, однако среди тех, чьи дети моложе шести лет, этот уровень превышает 72%. Среди матерей-одиночек других этнических групп в бедности живут 40%, а с детьми в возрасте до шести лет — 57 %. К тому же, чем больше детей в такой семье, тем сильнее бедность. Так, с одним ребенком в бедности живут 50%, с двумя детьми —- 66, с тремя детьми — 71, с четырьмя детьми — 86% семей. Бедность больших семей ведет к более значительным нагрузкам, лежащим на-оди-ноких матерях, их старению и связанным с этим проблемам здоровья, а также к трудностям, с которыми встречаются эти женщины при получении профессиональной подготовки и поиске работы. Образование При получении начального и среднего образования негритянское население находится в худшем положении по сравнению с белым. Более высокий процент детей, живущих в условиях бедности, связанные с плохими условиями жизни и питания затруднения с усвоением учебного материала, стрессовое состояние родителей — все это приводит к тому, что дети не могут в полной мере использовать возможности для учебы. В результате ряда исследований было выявлено еще одно препятствие, заключающееся в повышенных требованиях, непосильных для детей из бедных негритянских семей. Кроме того, бедные и малообразованные родители возлагают большие, часто необоснованные надежды на НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США 120 121 НЕГРИТЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ США
успехи своих детей в школе. Но школьная система подчас приводит их в страх, и они не знают, кик использовать ее в интересах детей. Успеваемость. Перечисленные факторы находят отражение в оценках, которые негритянские дети получают в результате стандатезированных тестов. Обычная ошибки при сравнении негров и белых заключается и том, что они предварительно не класифцируются по социальным группам, а учитывается лишь разная расовая принадлежности. Значительный слой бедных учеников-негров должен сравниваться с теми белыми учащимися, которые также принадлежат к бедноте. Аналогичная процедура должна быть применена и для среднего класса. Только при учете социально-групповых различий можно выявить действительные отклонения в результатах тестирования. Если отвести как несостоятельные гипотезу о генетической неполноценности, ссылки на ограниченность ресурсов и сравнительно недостаточную академическую подготовленность негритянских детей в качестве объяснений их более низкой успеваемости, то причину придется искать в самих учащихся. Одна из существующих теорий объясняет отставание в учебе негритянских детей тем, что в школе они плохо воспринимают ситуацию, иначе говоря, испытывают чувство беспомощности. Другая теория исходит из того, что негритянских детей не готовят дома к необходимости состязаться с другими в знаниях так же, как в спорте. Между тем состязательный настрой помог бы учащимся-неграм преодолеть трудности первого этапа обучения. Дж. Комер (1985) и другие авторы указывали, что низкую успеваемость следует относить на счет плохого социально-экономического положения родителей. Дети, принадлежащие к средним слоям населения, чьи родители не работают или являются лицами свободных профессий, могут дополнительно развивать свои способности в домашних условиях, и это помогает им лучше учиться в школе. Бедные же родители боятся школы, они ничего не могут потребовать от нее и не способны сотрудничать со школьным персоналом для создания условий, которые позволили бы их детям максимально раскрыть свои способности. Начальное и среднее образование. Установлено, что 75% чернокожих детей, обучающихся в государственных школах, сосредоточены примерно в 2% школьных округов страны (350 из 16 тыс. округов), ч 1 о отражает сегрегацию по месту проживания, которая не допускает расовой интегра- ции в городах и микрорайонах. Таким образом, на ответственности 202 попечителей округов, из которых 120 негры, лежит обучение половины всех негритянских детей от детского сада до двенадцатого класса школы. И если изменения в обучении большинства негритянских детей вообще возможны, то они должны происходить именно здесь. На раннем этапе путь к решению этой проблемы видели в расовой интеграции в школах, которая позволила бы негритянским детям пользоваться теми же возможностями, что и остальным. Например, для доставки учащихся-негров в интегрированные школы было выделено огромное количество автобусов, но это никак не повлияло на результаты обучения, и автобусные перевозки ничего не дали. В конце концов и родители, и педагоги, и исследователи в равной мере поняли, что высокий уровень обучения может быть достигнут независимо от расового состава учеников в классе. Хотя во многих общинах еще делаются шаги в направлении расовой интеграции, больше внимания стало уделяться улучшению учебного процесса. К сожалению, политика правительства не благоприятствует ликвидации неравенства в условиях обучения, что отражается на все большем ограничении выделяемых ресурсов, необходимых для того, чтобы обогатить учебный процесс и сделать его более интенсивным. По-видимому, многие трудности можно было бы преодолеть, если бы школам со значительной долей учащихся из бедных и негритянских семей выделялось больше ресурсов, если бы к учащимся-нефам предъявлялись более высокие требования и поддерживалось более тесное взаимодействие педагогов с родителями школьников. Колледж. Число нефов, окончивших среднюю школу, за последние годы возросло, однако их удельный вес среди поступающих в колледжи сократился. Так, в 1982 г. 36% негров, окончивших среднюю школу, продолжили образование в колледже (против 45% в 1981 г.). В двухлетние колледжи поступает втрое больше негров, чем в четырехлетние, причем многие отсеиваются, не закончив курса. Негритянская молодежь чаще идет и на первые два курса университетов. Представительство негритянского населения, как и других цветных меньшинств в высших учебных заведениях, остается низким. В 1984 г. на долю нефов приходилось всего 9,2% продолживших образование после окончания средней школы, на испано-язычных американцев — 3,9, на азиатов — 2,4, на коренное население Америки — 0,7%. Меньше негров поступает в медицинские, стоматологические и другие профессиональные училища, и это ускоряет процесс сокращения числа негритянских семей, принадлежащих к среднему классу. Одна из существующих теорий объясняет низкие успехи негритянской молодежи в школах и университетах тем, что нефы там находятся в неблагоприятной для них среде. Эта теория находит эмпирическое подтверждение. У. Аллен (1984) провела обследование положения чернокожих юношей и девушек, поступивших в получающие государственную субсидию колледжи с преимущественно белым контингентом студентов. Она пришла к выводу, что чернокожим студентам свойственны стремление к достижению успеха, уверенность в своих силах и ощущение достаточной подготовленности для учебы в высшей школе. В большинстве своем они принадлежали к благополучным семьям среднего класса. Однако, несмотря на все эти позитивные факторы, студенты-нефы высказывают неоднозначные суждения о своем пребывании в учебных заведениях и контактах с преподавателями. Они ощущают определенную изолированность от общей студенческой жизни, чувствуют себя лишними среди ровесников и компенсируют это тем, что погружаются в деятельность различных негритянских организаций. Кроме того, 65% из них испытали, хотя бы в смягченных формах, расовую дискриминацию. Все это ведет к тому, что половина студентов предпочла заниматься на тех факультетах, где нефы составляют большинство. По этой причине среди медиков одна треть нефов сконцентрирована всего на трех факультетах. Несколько более благополучно обстоит дело с поступлением нефов в школы социальной работы, но и здесь отмечается некоторое снижение их притока, главным образом из-за того, что изменилась государственная политика, были отменены субсидии и Ограничены кредиты на учебу. Профессорско-преподавательский состав. Отметим также снижение числа представителей цветных этнических групп, получающих докторскую степень. Все чаще способные студенты-нефы отказываются от продолжения учебы, которая открыла бы перед ними академическую карьеру. Уменьшение финансовой поддержки аспирантов, необходимость избрать ту работу, которая принесет финансовые выгоды в непосредственном будущем, и ненадежность научной карьеры побудили многих потенциальных докторов наук уйти в бизнес или заняться юридической практикой. В 1984 г. не-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|