Другие организации и программы ООН 2 глава
Глядя в будущее Спектр деятельности многочисленных международных организаций наглядно показывает роль социального обеспечения в общем процессе развития. Через организации ООН и неправительственные органы службы социального обеспечения внесли свой вклад в МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 76 77 МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ
международную социальную политику и в ее систему социальных служб. Они способствовали привлечению внимания мировой общественности к проблемам человеческих ценностей и потребностей, делились информацией и в то же самое время накапливали свой собственный опыт. Для достижения больших результатов это движение нуждается в укреплении, что может сделать роль социального обеспечения более заметной и более эффективной в планах конкретных действий международных организаций. Дороти Лалли См. также: Международная система образования социальных работников; Системы социального обеспечения в различных странах. • Hepworth HP. (1984, August). Social Welfare in a World in Crisis: Perceptions and Responsibilities. Paper presented at the 22nd International Conference on Social Welfare. Vienna, Austria. • International Association of Schools of Social Work (1984). World Guide to Social Work Education. N. Y.: Council on Social Work Education. • International Social Security Association (1983). The Role of Social Security Institutions in the Development of Social Services: Recent Trends and Current Issues. — International Social Security Review, 36(4), 509—528. * McNamaraR. S. (1980). Report to the Board of Governors. In: The McNamara Years at the World Bank (p. 613—657). Baltimore, Md.: Johns Hopkins University Press. • Namazi B. (1986). Children in Especially • United Nations (1984). Basic Facts About the МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНО-ШЕНИЯ. См. Гражданские права; Расовая дискриминация и неравенство; Цветные меньшинства; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.
МЕНЕДЖМЕНТ По данной общей теме см. статьи: Административное управление в социальном обеспечении Административное управление: внешние аспекты Административное управление: межличностные аспекты Информационное обеспечение принятия управленческих решений Информационные системы в агентствах Информационные системы: данные о клиентах Качество услуг: гарантии социальных служб Наблюдение и контроль в социальной работе Организационные связи местной общины Организация и управление в социальной работе: тенденции и проблемы Оценка социальных программ Управление персоналом Управление финансами МЕНЬШИНСТВА И ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ По данной общей теме см. статьи: Американские индейцы и аборигены Аляски Американцы испаноязычные Беженцы Гомосексуальность: женщины Гомосексуальность: мужчины Гражданские права Мигрирующие и сезонные сельскохозяйственные рабочие Негритянское население США Неполноценность психическая Неполноценность физическая Цветные меньшинства МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ Положение мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих рождает целый комплекс проблем, на которые должны обратить серьезное внимание общественные институты, те, кто прямо или косвенно извлекает выгоду из их труда, выборные официальные лица и политики, администраторы в государственных и частных учреждениях, правозащитные организации и социальные работники. В течение долгого времени предпринимались настойчивые усилия, чтобы привлечь внимание общественности к положению сельскохозяйственных рабочих, в особенности мигрирующих. В 60-х годах были созданы телевизионные документальные фильмы "Жатва позора" Эдварда Мэрроу и "Белая книгаЭн-Би-Си: мигрант", весьма ярко показывающие условия жизни мигрирующих сельскохозяйственных рабочих. Такие рабочие трудятся много часов в день, получая низкую зарплату, зачастую пополняя доходы семьи за счет детского труда, находясь в условиях, опасных для здоровья вследствие применения сильнодействующих пестицидов и сложной сельскохозяйственной техники, которые все шире используются для повышения урожайности и, разумеется, прибылей.
Основные направления социальной политики Существуют главные направления социальной политики, имеющие непосредственное отношение к мигрирующим и сезонным сельскохозяйственным рабочим. Процесс принятия решений в этой области чрезвычайно сложен, и в него, как правило, вовлекается множество людей. Прежде всего, встает проблема пособий по безработице. Рассматривается право сельскохозяйственных рабочих на обеспечение санитарно-гигиеническими удобствами: туалетами, умывальниками и питьевой водой на рабочих местах. Возникает вопрос о сельскохозяйственных рабочих, ставших инвалидами, что является проблемой служб трудовой реабилитации в штатах, где они работают. Имеется еще одна сторона проблемы, заключающаяся в том, чтобы федеральное правительство разработало и ввело в практику в национальном масштабе унифи- цированное понятие "мигрирующий сельскохозяйственный рабочий". Пособия ПО безработице. Предполагается, что в штате Техас, например, 104 тыс. из 177 тыс. сезонных сельскохозяйственных рабочих должны получать пособие по безработице на основании решения суда этого штата, объявившего неконституционным закон, лишивший эту категорию людей такого права. Указанный закон действовал в течение 50 лет, ставя, по словам юристов, рабочих в положение бесправных рабов. В июне 1985 г. Законодательное собрание штата Техас приняло Закон о компенсациях по безработице вопреки возражениям со стороны Сельскохозяйственного бюро штата, которые сводились к тому, что последствия этого шага станут тяжелым финансовым бременем для фермеров. Новый закон предполагается вводить тремя этапами в зависимости от числа наемных рабочих на ферме или суммы выплачиваемой заработной платы. Например, в течение первого года выплачивать такое пособие должен будет фермер, использовавший четырех или более наемных рабочих в течение 20 календарных недель (или выплативший им заработную плату в общей сумме 7, 5 тыс. долл. в течение календарного квартала).
Право на санитарно-гигиенические удобства. Сельскохозяйственные рабочие представляют собой единственную категорию работников, которым федеральные законы не гарантируют право на санитарно-гигиенические удобства и питьевую воду на рабочем месте. Эксперты Национального института безопасности труда указывали, что трудно точно определить количество заболеваний, вызванных неудовлетворительными санитарными условиями на рабочих местах, но результаты всех проводившихся исследований показывают прямую зависимость здоровья людей от соблюдения этих условий. В связи с этим Министерство труда США, которое в течение 13 лет уклонялось от введения санитарных правил, обязательных при найме мигрирующих сельскохозяйственных рабочих, решило организовать в пяти городах публичное обсуждение разработанных им норм, требующих наличия туалетов, рукомойников и обеспечения свежей питьевой водой каждого участка, где работают больше десяти чело-век. Вредное ПРОИЗВОДСТВО. Сельское хозяйство, включая лесоводство, занимаете Соединенных Штатах второе место после горнодобывающей промышленности по риску для МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ 78 79 МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ
здоровья и жизни человека. Различные несчастные случаи часто происходят на участках, где трудятся сельскохозяйственные рабочие. Угроза травм в сельской местности усугубляется сравнительной отдаленностью от больниц, в которых может быть оказана экстренная помощь. Иногда трудно бывает даже обнаружить пострадавшего. В штате Висконсин отдел трудовой реабилитации Департамента здравоохранения и социального обеспечения разработал специальный проект оказания помощи инвалидам из числа мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих. Право на услуги в рамках этой программы получают мигрирующие или сезонные сельскохозяйственные рабочие, страдающие физическими или психическими заболеваниями, имеющие эмоциональные проблемы, препятствующие их трудовой деятельности.
Демография От эффективности труда мигрирующих сельскохозяйственных рабочих зависят продуктивность сельского хозяйства и экономика США, поэтому в ней заинтересованы все. Несмотря на мощную механизацию, многие культуры до сих пор убираются вручную. Труженики, чьими руками это делается, к большому сожалению, принадлежат к наиболее эксплуатируемым и наименее защищенным слоям общества. Следует учесть, что американцы мексиканского происхождения представляют собой самую большую группу среди мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих, за ними следуют чернокожие. Несколько лет назад в Техасе 95% сельскохозяйственных рабочих составляли мексиканцы. В последние годы среди мигрирующих рабочих заметно увеличилась прослойка выходцев с Гаити и других островов Карибского моря. Это создало большие трудности с языковым общением, особенно в сфере здравоохранения и других областях. Многие мигранты работают от шести до восьми месяцев. Среди них большинство семейных, и, как правило, каждый член семьи, включая детей, выполняет ту или иную работу в поле. В среднем семья мигрантов состоит из четырех—шести человек, причем мексиканские семьи несколько больше негритянских. Детский труд в промышленности был запрещен в 1938 г., но лишь несколько штатов установили возрастные ограничения на детский труд на фермах в свободное от школьных занятий время. Но даже там, где такие законы существуют, мало что делается, чтобы обеспечить их выполнение. По оценке Министерства труда США, в 1981 г. в сельском хозяйстве работало 397 тыс. детей в возрасте от восьми до пятнадцати лет в сравнении с 1, 2 млн взрослых. Специфический состав сельскохозяйственных рабочих затрудняет сбор данных и их исследование. Кроме того, ситуация осложняется тем, что две категории сельскохозяйственных рабочих — мигрирующие и сезонные — часто меняются местами. Мигрирующими считаются те рабочие и их семьи, которые время от времени покидают свои дома в поисках сельскохозяйственной работы в других местностях, обычно в других округах и штатах. Сезонные рабочие более оседлы. Но сезонники могут становиться мигрантами вне или внутри своих родных штатов, если это их устроит в финансовом отношении. И напротив, мигрирующие рабочие могут осесть в том или ином месте и превратиться в сезонников на какое-то время или навсегда.
Попытки объединить, сделать общими понятия "мигрант", "сезонник", "сельскохозяйственный рабочий" не увенчались успехом, поскольку каждая из этих категорий охватывает различные группы населения. Все статистические системы, учитывающие мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих, вкладывают различное содержание в эти понятия. Отсутствие единообразия искажает истинную картину. Так, например, Служба экономических исследований Министерства сельского хозяйства США определяет сельскохозяйственных рабочих как лиц, которые в течение 25— 149 дней в году заняты работой по найму в сельском хозяйстве, а Служба медицинского обслуживания мигрантов Министерства здравоохранения и социального обеспечения считает такими рабочими людей, основным занятием которых в течение последних 24 месяцев было сельское хозяйство на сезонной основе, но которые при этом не являются мигрантами. Министерство образования включает в категорию детей мигрантов тех, чьи родители заняты в сельском хозяйстве, в переработке пищевых продуктов, рыболовстве и рыбной промышленности. Дети в семьях, обосновавшихся в какой-либо местности и потому не являющихся более мигрантами, продолжают считаться таковыми в течение последующих пяти лет. Исследование, проведенное для Корпорации юридических услуг, показало, что имеется около 1, 5 млн мигрирующих сельскохозяйственных рабочих и 3, 5 млн сезонных рабочих, включая членов их семей. По оценке Службы медицинского обслуживания мигрантов, на ее попечении состоит от 700 до 750 тыс. мигрантов и около 2 млн сезонных рабочих, включая и членов семей. Программы и специфические потребности Здравоохранение. Здоровье мигрирующих сельскохозяйственных рабочих вызывает, учитывая их суровый образ жизни, особое беспокойство. Характер и условия труда, воздействие пестицидов, скученность в жилищах, удаленность от медицинских учреждений, многоязычная среда создают проблемы, которые следует принимать во внимание при разработке программ, касающихся охраны их здоровья. Главными проблемами, существующими в этой области, являются: детская смертность, которая в указанной категории населения на 25% выше, чем в целом по стране. Исследование, которое провели Э. Вернер и другие, относительно положения работающих беременных женщин во Франции, показало, что вероятность преждевременных родов увеличивается в связи с переутомлением, вызванным необходимостью стоять в течение трех и более часов, физическими усилиями, переноской тяжестей, однообразной работой, работой на машинах, влажностью в производственных помещениях, продолжительным рабочим днем и т. д. Риск в этом отношении возрастает, если женщина работает более 40 часов в неделю, особенно когда это сопряжено с переутомлением. Авторы исследования подсчитали, что для беременной первым ребенком женщины, занятой работой, требующей значительных усилий, риск преждевременных родов составляет 11 %, а для женщин, занятых такой же работой, но уже перенесших преждевременные роды, этот риск достигает 30%. Преждевременные роды увеличивают вероятность детской смертности. К этому следует добавить, что выжившие младенцы часто отстают в интеллектуальном развитии, страдают физическими недостатками и хроническими неврозами; случаи выкидышей, которые имеют место в 7 раз чаще, чем в среднем по стране; ■ уровень смертности, который от гриппа
■ хронические заболевания, среди которых ■ недоедание, которое ведет к повышенной ■ паразитические заболевания, которым Собранные в течение последнего десятилетия данные о состоянии здоровья сельскохозяйственных рабочих показывают, что мигранты, как правило, считают себя более здоровыми, чем оказывается после обследования. В основном они сами и члены их семей обращаются за помощью только в случае острых заболеваний, а не для излечения хронических недугов или в профилактических целях — для диспансеризации или прививок. Медицинские программы для мигрирующих сельскохозяйственных рабочих осуществляются в соответствии с Законом о здравоохранении для мигрирующих рабочих, принятым еще в 1962 г. Центры здоровья для такого рода рабочих организуются в районах "повышенной плотности", т. е. в медицинских округах, где бывает более 4 тыс. мигрирующих, а также сезонных сельскохозяйственных рабочих и членов их семей в течение не менее двух месяцев каждый календарный год. Такие центры предоставляют широкий спектр медицинских услуг. В 1985 финансовом году центры здоровья для мигрантов в соответствии с постоянно действующими постановлениями финансировались на уровне 44, 3 млн долл. Образование. В стране насчитывается более миллиона детей, чьи родители являются мигрирующими или сезонными сельскохозяйственными рабочими. Эти дети редко получают образование выше четырех-пяти классов. В результате постоянных переездов семей они редко посещают одну и ту же школу достаточно долго, чтобы чему-нибудь выучиться. Некоторые из них вообще не садятся за парту, поскольку должны присматривать за младшими братьями и сестрами или чаще всего работать в поле, чтобы помочь прокормить семью. Многие не говорят по-английски или говорят недостаточно хорошо. Девять из
МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ 80 81 МИГРИРУЮЩИЕ И СЕЗОННЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАБОЧИЕ
десяти детей не переходят в среднюю школу, и только три из десяти, пришедших в среднюю школу, оканчивают ее. В 1974 г. конгресс подчеркнул, что при выполнении Закона о начальном и среднем образовании местные органы просвещения должны уделять особое внимание развитию навыков чтения и счета и мерам по преодолению физических, эмоциональных и социальных препятствий, мешающих обучению. Органы просвещения каждого штата должны ежегодно представлять комплексные отчеты, содержащие информацию о численности и размещении учеников — детей мигрантов и сезонных сельскохозяйственных рабочих в штате, об уровне их успеваемости, культурной и языковой обстановке. Важной составной частью национальной программы обучения таких детей является компьютеризованная система, которая принимает, хранит и передает данные об успеваемости и здоровье детей, подпадающих под соответствующие образовательные программы в каждом штате из 49 охваченных системой и в Пуэрто-Рико. Указанная программа предусматривает содействие в получении образования путем выделения дотаций, предназначенных для конкретных территорий. К их числу относят главным образом штаты Аризона, Калифорния, Флорида, Нью-Мексико и Техас. Здесь дотации на учебу выделяются повсеместно в течение шести—девяти месяцев в году. Дополнительные дотации предоставляются сроком от трех до семи месяцев в тех случаях, когда сельскохозяйственные рабочие переезжают с места на место в поисках работы. Большинство ведомств, получающих дотации, при составлении отчетов включают в них также младенцев и детей среднего и старшего дошкольного возраста. Этим обеспечивается своевременное подключение к возможным проблемам, связанным со здоровьем и развитием детей, и вмешательство в случаях плохого ухода за ребенком. Перепись детей ведется в рабочих лагерях в вечернее время или в выходные дни, когда членов семей легче застать дома. Проекты Министерства труда. Закон о выделении средств на повышение рабочей квалификации предусматривает ряд программ, которые должны помочь молодежи и не имеющим квалификации взрослым влиться в ряды рабочих, дать специальность экономически обездоленным и другим лицам, испытывающим трудности в поисках работы. Программы должны обеспечить профессиональную подготовку и другие виды помощи людям, страдающим от хронической сезонной безработицы и неполной занятости в сельском хозяйстве. В соответствии с законом оказывается следующая поддержка: во-первых, помощь сельскохозяйственным рабочим и их семьям в получении и сохранении работы; во-вторых, содействие их участию в других программах, которые помогли бы им получать несубсидируемые рабочие места в сельском хозяйстве или в другой отрасли; в-третьих, меры по стабилизации занятости в сельском хозяйстве; в-четвертых, сопутствующие виды помощи и услуг. Управление занятости и профессионального обучения Министерства труда курирует программы производственного обучения для мигрирующих и сезонных рабочих. Проблемы психического здоровья. Крайняя бедность, высокая мобильность и вредные условия проживания в рабочих лагерях приводят к тому, что мигранты и сезонники чрезвычайно нуждаются в помощи в области психического здоровья. В докладе, подготовленном по итогам обсуждения положения мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих в 1978 г., содержалась следующая сжатая характеристика ситуации: "... проблемы в сфере психического здоровья часто являются результатами систематических стрессов, которым сельскохозяйственные рабочие подвержены в большей степени, чем другие слои общества. Если, находясь в замкнутом круге нищеты и отчаяния, они вообще еще продолжают существовать, то это следует отнести только за счет их физических и духовных сил. Неопределенность, вызванная непостоянной занятостью, не только оказывает то же психологическое воздействие, что и безработица, но и создает также колоссальные экономические трудности для этих людей". В литературе, посвященной мигрирующим и сезонным сельскохозяйственным рабочим и их семьям, говорится о присущих им "неуверенности в себе", "чувстве тревоги", "подавленности", "безнадежности". В то же время фактически отсутствует достоверная информация, позволяющая прийти к правильному пониманию природы и степени тяжести проблем психического здоровья этой категории работников, воздействия на их психику таких факторов, как постоянное передвижение, бедность, статус меньшинства, неполная занятость, изоляция, беспомощность, плохое здоровье, недоедание, низкий образовательный уровень и т. д. Из всего этого можно сделать достаточно обоснованный вывод о том, что мигрирующие рабочие составляют группу значительного риска в отношении возможных психических заболеваний. Роль социальных работников Социальные работники, занимающиеся нуждами мигрирующих сельскохозяйственных рабочих, в дополнение к перечисленным выше проблемам должны иметь в виду культурные и языковые особенности мигрантов, то, что женщина-мигрант одновременно выступает в качестве супруги, матери и рабочего; что отношение коренного сельского населения к указанной категории лиц часто бывает негативным, и это затрудняет получение для них средств и услуг. Важно способствовать лучшему взаимопониманию и контактам между этими слоями жителей. Традиционную практику социальной работы в данной ситуации нужно сочетать с творческим подходом, чуткостью и пониманием специфики социальной культуры и экономических особенностей мигрирующих семей. Организация юридической защиты также играет важную роль, поскольку у сельскохозяйственных рабочих мало возможностей получить ту помощь, на которую они имеют право. Мигрирующие рабочие в политическом отношении бесправны, они представляют собой маленькие, изолированные и неустойчивые группы людей, не входящие в политический электорат. Поэтому положения трудового законодательства часто на них либо не распространяются, либо действуют в меньшем объеме, чем в отношении других категорий работников. К тому же многие федеральные постановления недостаточно гибки, чтобы охватывать неоседлые группы населения. В связи с тем что доступ мигрантов к услугам ограничен в силу неосведомленности о программах, действующих в данной местности, крайне важно, чтобы социальные работники не только были хорошо информированы об имеющихся в наличии видах услуг, но и непосредственно представляли интересы клиента — мигрирующего сельскохозяйственного рабочего. Заключение Многие общины и агентства на уровне штатов и округов не берут на себя ответственность за работу с мигрирующими сельскохозяйственными рабочими, прибывшими из других районов, ссылаясь на то, что они не являются постоянными жителями. Следует заметить, что предоставляемые департаментами социальные услуги, медицинская помощь и т. п. в принципе должны быть так же доступны мигрантам, как и постоянным жителям. Но в связи с недостаточной информацией и нехваткой персонала, говорящего на двух языках, семьи мигрантов не знают об имеющихся возможностях и сталкиваются с большими трудностями, доказывая свои права во время поездок из рабочего лагеря туда, где они должны получить помощь. Обзор материалов различных ведомств, которым конгресс поручил заниматься делами мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих, весьма убедительно показывает, что общая направленность этого поручения конгресса была обоснованной и правильной. Очевидно также, что каждым поручением конгресса занимается соответствующий отдельный парламентский подкомитет. Итак, в наличии есть агентство, подкомитет, наделенный полномочиями в отношении программы, а иногда и организованная группа общественности. Не хватает лишь механизма, способного свести все это в единую политическую структуру и помогающего выработать хорошо продуманную стратегию комплексного удовлетворения нужд мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих. Если подобный механизм не будет создан, то сохранится нынешняя фрагментарность, проистекающая из разнобоя в определениях круга проблем, различий в интересах и подходах и ведущая к путанице при оказании помощи клиентам. Ирония и трагизм ситуации заключаются в том, что и в последние годы, несмотря на усилия федерального правительства, властей в штатах и на местах и частных организаций, политика, касающаяся сельскохозяйственных рабочих, остается близорукой, не претерпевает сколько-нибудь существенных сдвигов. Сельскохозяйственные рабочие трудятся практически во всех штатах, но нет достоверных отчетов об их численности, им мало платят, они недостаточно защищены законом, их плохо обслуживают или вовсе не обслуживают те программы, которые были созданы исключительно в их интересах. Хуан Рамос, Селиа Торрес См. также: Иммигранты; Сельское хозяйство и социальная работа. • Report of the Task Panel on Migrant and Seasonal Farmworkers (1978). Wash., D. C: President's Commission on Mental Health. • TrampfJ. M. (1983). Migrant Services Project. Oshkosh: Division of Vocational Rehabilitation, Wisconsin Department of Health & Social МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ Services. • Werner E. E., et al. (1971). The Children of Kavai. Honolulu: University of Hawaii Press. МОЛОДЕЖЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ Молодые люди в возрасте до 18 лет со-ставляли в 1989 г. 28, 5% всего населения США. Агентства социальных услуг для молодежи представляют собой огромную сеть организаций, созданных с целью оказания помощи подрастающему поколению, начиная с раннего детства и до вступления во взрослую жизнь. Чаще всего задачей таких организаций является выполнение одной из четырех программ: оказания помощи в достижении поставленной цели, адаптации, интеграции и интенсивной помощи в экстраординарных ситуациях. Первая программа помогает молодым людям получить профессиональные навыки, изучить правила поведения в обществе, приобщиться к культурным ценностям. Вторая программа способствует приспособлению к серьезным изменениям в семье и окружающем мире (например, таким, как развод родителей, смерть друга или родственника и др). Третья программа (интеграции) содействует объединению молодых людей и развитию контактов между подростками, имеющими разные этнические и культурные корни; она рассчитана также на тех молодых людей, которые уволены с работы или пытаются найти подходящую работу. Наконец, четвертая программа (интенсивной помощи) обращена к подросткам, находящимся в беде, например совершившим правонарушения, или к подросткам с отклонениями в умственном развитии. Цели этой программы не ограничиваются простой терапией или реабилитационными мерами, а включают организацию специальных отделений для подростков в полицейских участках, создание судов для несовершеннолетних правонарушителей, оказание помощи уже существующим реабилитационным центрам и психиатрическим лечебницам. Общий обзор Главенствующую роль в службах помощи молодежи играют крупные организации Так, например, Организация бойскаутов 82 Америки включает 15, 9% детей и подростков в возрасте от 7 до 16 лет. Более того, подобные крупные организации начинают расширять свои рамки и создают новые программы по организации досуга молодежи, помощи молодым родителям в воспитании детей и др. Многие агентства создают программы помощи детям, убегающим из дома, употребляющим наркотики и злоупотребляющим алкоголем. Одновременно увеличивается количество мелких служб (таких, как приюты для убегающих из дома ребят), которые могут помочь одновременно 8—10 подросткам. Необходимость в таких службах привела к созданию и более крупных организаций, например Национальной ассоциации детей из семей "анонимных алкоголиков" или Национального союза по работе среди молодежи, который обеспечивает обмен информацией, координационную деятельность и согласование программ между различными агентствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|