Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конференции Белого. Дома по социальной политике




Когда президент Теодор Рузвельт гово­рил, что в его президентство Белый дом стал "великолепной исповедальней", он, видимо, стремился подчеркнуть создание института конференций Белого дома как средства выяв­ления социальных проблем Америки. Имен­но Теодору Рузвельту приписывается созыв первой такой конференции в 1907 г для об­мена мнениями по вопросам сохранения при­родных ресурсов. Вскоре после этого он дал согласие на организацию Белым домом кон­ференции по положению детей, откликнув­шись на просьбу видных деятелей страны, за­интересованных в решении этой проблемы, прежде всего вашингтонского юриста Дж. Уэста, выросшего в сиротском приюте, и писателя Теодора Драйзера. Эти события ча­сто рассматриваются как исторические вехи в развитии национальной политики по вопро­сам охраны природы и положения детей

С начала века конференции Белого дома являются признанным способом выражения и легитимации общественно-политических ин­тересов. Такие конференции проводились при многих президентах (наряду с созданием национальных консультативных комиссий, комитетов Общества трезвости и т. п.) в каче-


стве средства формирования государственной политики. Среди преимуществ этих форумов следующие: они могут быть созваны по ини­циативе исполнителей; к участию в них могут быть привлечены лица, принадлежащие к различным политическим и общественным кругам; находящаяся у власти администра­ция может подобрать людей на ключевые ро­ли конференции и ее штаба.

В наибольшей степени известны конфе­ренции Белого дома по проблемам детей, семьи и престарелых. Однако на конферен­циях затрагивалось и множество других тем, в том числе охрана природы (1908, 1962 и 1965), образование (1944 и 1955), рост эко­номики и промышленности (1962, 1972, 1975 и 1978), международное сотрудничество (1965), равные возможности в сфере занято­сти (1965), здравоохранение (1965), граж­данские права (1966), продовольствие, пита­ние и здоровье (1965) и положение лиц с физическими и психическими недостатками (1977).

Организация конференций

Существует жесткое правило, определя­ющее порядок инициирования, планирова­ния, организации конференции и участия в ней: в каждом случае должна быть дана сан­кция президента. Согласие президента дается в ответ на обращение инициативных групп, предложение ведомств исполнительной вла­сти или решение конгресса о проведении встречи по той или иной проблеме. По некоторым вопросам, таким, как положение детей и престарелых, обращения к Белому дому были столь частыми, что побудили к регулярному проведению конференций на эти темы. Подготовка конференций и разра­ботка повестки дня ведутся сравнительно не­многочисленными группами внутри прави­тельства. В других случаях проводятся предварительные совещания в разных регио­нах, чтобы выделить наиболее важные про­блемы, согласовать повестку дня и подобрать состав участников заключительной встречи. Рекомендации конференций, если они принимались, могут иметь различные по­следствия — от тщательно спланированного и скрупулезного осуществления до полного забвения Как заметил один наблюдатель, каждая конференция "играет свою игру".

Хотя встреча носит название конферен­ции Белого дома, это вовсе не означает, что она действительно проходит там. Зачастую число участников столь велико, что их не вме­щают сравнительно небольшие помещения Белого дома. Некоторые конференции проходили даже вне Вашингтона. Поскольку Те­одор Рузвельт выступал на первых двух кон­ференциях, появление президента на подо­бных мероприятиях стало традицией. Нередко также в Белом доме для участников устраивается прием.

Очевидно, что проблема финансирова­ния и формирования аппарата является клю­чевой для успеха подобных конференций Крупные вопросы государственной политики неизменно носят сложный и противоречивый характер. Для получения ясного представле­ния обо всех их аспектах нужен экспертный анализ, а чтобы найти разумный подход к решению, необходимо привлечь к работе всех заинтересованных лиц. Средства на проведе­ние конференции обычно выделяются специ­альным решением конгресса или за счет отчислений из бюджетов участвующих ве­домств, в некоторых случаях дополнительные средства и персонал выделяет частный сек­тор.

Успех любой конференции во многом оп­ределяется профессионализмом аппарата и качеством его работы. Квалификация аппа­рата, его персональный состав и организаци­онные возможности, в свою очередь, зависят от размеров выделенных средств. В обязанно­сти аппарата, работающего под руководством организационного комитета конференции, входят заказ специалистам рабочих докумен­тов, подготовка доклада комитета и разработ­ка четких и ясных рекомендаций конферен­ции. Аппарат должен установить и поддерживать дружественные отношения со всеми соперничающими группировками, вы­явить проблемы, подлежащие разработке, подобрать возможных участников, поддер­живать связь со средствами массовой инфор­мации и нести ответственность за весьма сложные задачи материального характера. От сотрудников аппарата часто требуются не только литературные и аналитические спо­собности, но также дипломатическое искус­ство и такт, чтобы редактировать и обобщать выводы различных комиссий, куда входят люди, придерживающиеся разных взглядов.

Назначение, практическая польза

У администрации каждого президента были свои причины для того, чтобы с по­мощью престижа Белого дома поддержать ту или иную тему. Проведение конференции может быть частью стратегического плана, имеющего целью добиться принятия нового законодательства или программы. Может присутствовать желание символически обоз­начить свой интерес к вопросу и проявить


КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ


36


 



внимание к заинтересованным лицам, не принимая при этом на себя никаких конкрет­ных обязательств. Конференция Белого дома может также проводиться с целью сделать тот или иной комплекс проблем предметом диа­лога, дискуссий и экспертного изучения и в конечном итоге достичь консенсуса.

Поскольку со временем выросло как ко­личество правительственных программ, так и число различных группировок, заинтересо­ванных в том или ином исходе дела, проведе­ние каждой конференции Белого дома пре­вращается в большую и сложную операцию. Немало критических замечаний раздавалось по поводу конференций о положении детей и престарелых, поскольку они потребовали слишком больших усилий и принесли слиш­ком мало конструктивных результатов. Об итогах конференций всегда можно спорить. Многие считают, что они особенно полезны во времена повышенного политического интере­са общества к тому или иному вопросу. Гово­рят, что, даже когда дискуссии на конферен­циях ведутся в сугубо философском ключе, они все равно приносят пользу, так как апел­лируют к совести политиков и публики, по­зволяют пробудить интерес и рядовых граж­дан, и элиты к политическому процессу.

Особенностью конференций последнего времени, не вызывающей особого восторга, являются обширные списки пожеланий и ре­комендаций в очень неопределенных форму­лировках, которые не могут стать основой для практических действий и остаются не более чем банальными декларациями.

Иногда на конференциях Белого дома возникают бурные разногласия. Конферен­ция по защите здоровья детей в 1930 г. при­влекла к себе внимание напряженной борь­бой между врачами государственной системы здравоохранения и руководителями Детского бюро за руководящую роль в осуществлении усилий правительства по улучшению охраны материнства и младенчества. Столь же оже­сточенные споры разгорелись на Конферен­ции по проблемам семьи в 1980 г., когда сто­ронники традиционного взгляда на семью попытались сместить руководство встречи, которое, как они считали, добивалось приня­тия слишком либерального определения по­нятия «семья». Когда их предложения не на­шли поддержки большинства делегатов, они покинули конференцию, утверждая, что ее организа горы фальсифицировали отбор уча­стников, и созвали параллельную конферен­цию.


Возможно, что именно из-за увеличения вероятности раздоров, демонстраций перед средствами массовой информации и трудно­стей удержания ситуации под контролем конференции Белого дома редко созывались после 1981 г. Президент Р. Рейган предпочи­тал такие формы, как президентские комис­сии и дискуссии, которые использовались вполне эффективно применительно к сферам образования, обороны, внешней политики и социального обеспечения. Хотя и состоялась Конференция Белого дома по проблемам пре­старелых, не была проведена запланирован­ная администрацией Дж. Картера очередная конференция о положении детей и молоде­жи. Периодичность этих конференций, про­водившихся один раз в 10 лет, была впервые нарушена после 1909 г.

Несмотря на то что проведение конфе­ренций Белого дома не гарантирует успеха, эта форма разрешения проблем еще далеко не исчерпала себя.

Джим Парэм

См. также: Социальное планирование в госу­дарственном секторе.

CostinLB. (1983) Women and Physicians: The 1930 White House Conference on Children. — Social Work, 28(2), 108—114. • Relyea H. C. (1976). Development and Organization of White House Conferences. — Presidential Studies Quarterly, 6, 36—39. • Steiner G. (1976). The Children's Cause. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Vinyard D. (1979). White House Conferences and the Aged. — Social Service Review, 53(4).

КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ АМЕ-РИКИ. См. Американские индейцы и або­ригены Аляски; Гражданские права; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений.

КРОВОСМЕШЕНИЕ. См. Сексуальное насилие над детьми; Социальная защита де­тей.


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Регулирование социальной работы ведет­ся по двум направлениям: в одном случае оно затрагивает деятельность отдельных сотруд­ников социальных служб, в другом — работу соответствующих учреждений в целом. Со­циальные работники, а также лица, занима­ющиеся решением социальных проблем или социальным обслуживанием, получают ли­цензию или регистрируются, как того требует закон (например, согласно действующему в системе гражданской службы штата или мес­тной администрации порядку найма на рабо­ту). Членство в добровольческих организаци­ях тоже может рассматриваться в качестве основания для аттестации.

Административное регулирование

Регулирующую деятельность можно рас­сматривать как организаторскую работу вла­стей различных уровней, издание ими указа­ний и использование таких механизмов, как законодательные акты, решения, стандарты, правила, положения, или других админист­ративных процедурных норм в следующих целях: управления, ориентации занятых со­циальной работой подразделений или контроля за их деятельностью. Такое регули­рование может быть и неофициальным (на­пример, общественный контроль со стороны различных заинтересованных групп), но важное значение имеют формы официально­го регулирования, осуществляемого феде­ральным правительством, властями штатов и местными органами власти, судами, властя­ми, действующими на основе администра­тивного права, а иногда добровольческими ассоциациями. В данных случаях управление становится способом реализации целей офи­циальной социальной политики и одним из средств, контролирующих достижение этих целей. Законодательные акты, в соответствии


с которыми осуществляется регулирование (например, государственный лицензионный акт о праве присмотра за детьми), являются прямым свидетельством истинных намере­ний общества. Конкретное наполнение этим устремлениям дают административные поло­жения и процедурные нормы, определяю­щие, как именно должны реализовываться регулирующие законодательные акты.

Социальные службы получают опреде­ленные возможности влиять на формирова­ние процессуальных и материально-право­вых положений, регламентирующих их деятельность. Другими словами, службы со­циальной работы являются не только объек­том законодательства, но и юридическим субъектом, поскольку сами могут воздейство­вать на регулирующие положения и процес­сы. Так, социальные цели по поддержанию здоровья и благополучия пациентов достига­ются при необходимой численности персона­ла в дневных попечительских центрах, надле­жащем состоянии медицинских записей о здоровье детей в приютах или соблюдении правил противопожарной безопасности во взрослых попечительских учреждениях. Же­стокое обращение с живущими в приютах или пациентами больниц может быть предот­вращено, в частности, введением правил, ог­раничивающих дисциплинарные меры нака­зания, такие, например, как принудительное сокращение времени на сон, или подобные этому. Эти стандарты становятся обязатель­ными правилами, которые должны соблю­даться, что является необходимым условием для выдачи лицензии.

Финансовые ревизии и инспекторские проверки социальных программ также на­правлены на регулирование служб социаль­ной работы. Они выступают техническими средствами контроля за тем, насколько дан­ное учреждение соответствует своему пред­назначению или общепринятым нормам, как оно отвечает изначальным задачам програм­мы. В то же время инспекторские проверки


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


38


39


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


 


иногда могут стать сугубо политическим средством, которое неофициально использу­ется с целью изменить направленность соци­альных программ. Например, периодические пересмотры стандартов в общественных центрах для людей с отклонениями, опреде­ляющие оптимальную численность штатов к объем услуг клиентам, могут стать именно такими механизмами, регулирующими функционирование данного учреждения. Та­ким образом, контрольная деятельность становится фактически средством регулиро­вания самой социальной работы. Соответ­ственно, такая деятельность может, с одной стороны, обеспечить реализацию узаконен­ных намерений, с другой же — способство­вать смещению целей или изменению сферы действия программ.

Регулирующая деятельность возможна и в судебной форме — например, в виде судеб­ных решений и распоряжений суда по инди­видуальным и групповым искам по граждан­ским делам, имеющим отношение к сфере социальных услуг. Подобная деятельность становится еще более заметной, когда внима­ние общественности концентрируется на уго­ловном расследовании, например, разврат­ных действий, предпринятых в отношении малолетних в детских учреждениях, или дру­гих злоупотреблений в отношении пациентов подобных заведений. Более многочисленны­ми, пожалуй, являются разбирательства и ре­шения по делам, касающимся администра­тивного права, когда рассматриваются жалобы работников социальных служб или встречные иски лицензионных агентств по поводу условий и сроков выдачи лицензий. Такие разбирательства оказывают воздейст­вие на стандарты и требования лицензий, способствуют их изменению и развитию.

Регулирование может также принимать форму аттестации или аккредитации добро­вольческими общественными организациями или полуправительственными учреждения­ми, например такими, как Комиссия по реа­билитационным учреждениям. Аттестация дает "добро" агентству или программе, если они соответствуют определенному кругу стандартов. С другой стороны, аккредитация обычно свидетельствует, что агентство или программа обладают таким качеством или свойствами, которые признаются теми или иными профессиональными органами, уже заслужившими высокий авторитет в своей сфере деятельности.

Лицензирование

Лицензирование составляет значитель­ную долю всей регулирующей деятельности. Вероятно, наиболее яркой иллюстрацией этой деятельности является идея, реализо­ванная в принципе водительских прав (по-английски: "лицензии"). Никто не имеет пра­ва управлять автомашиной на транспортных магистралях, пока не получит водительские права (т. е. лицензию). В этих целях владе­лец автомобиля должен пройти испытания на умение водить машину и уплатить пошлину. Вместе с тем ясно, что законодательные вла­сти не собираются вообще запретить гражда­нам вождение автомобиля, а скорее наоборот: изначально исходят из намерения создать благоприятные условия, при которых граж­дане будут управлять автомашиной с опреде­ленной безопасностью для окружающих. Аналогия со службами социальных работ со­стоит в следующем: эти учреждения обязаны соблюсти минимальные условия, необходи­мые для получения лицензии, прежде чем они смогут предоставить свои помещения или начать выполнение программ, рассчитанных на детей или взрослых с теми или иными от­клонениями. Круг предъявляемых требований включает соблюдение санитарных стандар­тов в отношении пищи и воды, противопо­жарную безопасность, квалификацию кадров, порядок взаимоотношений с родителями и опекунами, ведение регистрационных записей, перспективное планирование и другие стан­дарты.

Когда лицензирование должным образом организовано и эффективно регулируется, оно является инструментом, связывающим социальную политику с социальной практи­кой. Необходимость получения лицензий влияет на качество услуг, оказываемых уч­реждениями социальной работы, и на тех, кто эти услуги предоставляет. В этой связи следу­ет принять во внимание, что попечительство в общественных учреждениях представляет собой и определенный инструмент вмеша­тельства, и средство поддержки семьи. Меж­ду тем, по статистическим и другим данным, более 350 тыс. американских детей в возрасте до 18 лет не живут с родственниками, от 500 до 750 тыс. детей находятся в приютах, более 1 млн работающих матерей отдают своих де­тей в ясли или детские сады, при этом свыше 1, 4 млн детей постоянно содержатся в детских садах с круглосуточным режимом, а более 150 тыс. — в психиатрических лечебницах.

Процесс лицензирования

В противовес расхожему мнению, про­цесс лицензирования придуман не по капри­зу каких-то анонимных бюрократов. На са­мом деле, когда в законодательном порядке устанавливаются те или иные социальные цели или выдвигаются различные социаль­ные программы, то какой-либо правительст­венный административный орган обычно должен проработать детали исполнения тако­го постановления. В свою очередь, весь про­цесс выработки правил непосредственно регламентируется соответствующими адми­нистративными законоположениями. Вместе с фискальными изъятиями и функциониро­ванием бюджетных механизмов администра­тивные действия становятся средством реали­заций законодательных намерений.

Кодифицируя регулирующие процессы, административно-правовые нормы в значи­тельной степени предусматривают защиту от установления неоправданных норм. В част­ности, этот процесс предполагает: включение в качестве консультантов на возможно более раннем этапе подготовки правил лицензиро­вания тех, кто предоставляет социальные ус­луги пациентам, и тех, кто будет работать в данных учреждениях; публичные слушания в местах, доступных для широких слоев обще­ственности; действенные усилия админист­ративного органа, чтобы включить в документ все предложения и критические замечания; тщательное рассмотрение документа группа­ми законодательного надзора. Другие подо­бные процедуры должны гарантировать, что предлагаемые правила обеспечивают: а) под­держание минимальных стандартов, касаю­щихся здоровья, безопасности и благополу­чия той или иной опекаемой группы; б) предоставление экспертных оценок соот­ветствующим административным органам (о возможном воздействии измененных пра­вил); в) включение окончательных положе­ний в предлагаемый устав или закон.

Социальные работники и другой персо­нал привлекаются как к подготовке лицен­зионных положений, так и к их практическо­му применению. Сотрудники лицензионного агентства могут подсказать получателям ли­цензий, как определить минимально необхо­димые стандарты или как организовать обслуживание сверх этих минимальных стандартов. Сотрудники агентства стремятся пройти специализацию и быть сведущими в той конкретной сфере, где они осуществляют лицензионную работу. Сотрудничая с про­фессионалами в области социальной работы, работники лицензионного агентства (которые, по существу, сами являются специали­стами социальной службы) стремятся знать о том, что делается и в других сферах. Сущест­вует специальный орган, в который входят работники лицензионной службы, консуль­танты, администраторы лицензионных про­грамм, судьи, специализирующиеся по административному праву, управленцы со­циальных служб и др. Этот орган занимается исключительно вопросами регулирования в таких заведениях, как дневные детские сады, дневные семейные детские центры, детские интернаты, дома для взрослых с отклонения­ми и попечительские дома пансионного ре­жима для взрослых с различными нарушени­ями тех или иных функций.

После установления правил лицензиро­вания важно грамотно применять их на прак­тике. Для того чтобы защитить социально уязвимые группы и отдельных членов обще­ства и обеспечить справедливость в отноше­нии тех, кто предоставляет социальные услуги, правила должны соблюдаться едино­образно на всей территории, подпадающей под их юрисдикцию, и последовательно по времени. Поэтому принцип кодифицирова­ния и право на беспристрастный разбор дела по вынесенным решениям и корректирую­щим действиям, вытекающим из результатов инспекции лицензирующим органом, явля­ются в данном аспекте регулирующей дея­тельности центральными.

Общественность мало осведомлена о том, что право на получение лицензии не может быть произвольно нарушено односторонними действиями лицензионного агентства. Обла­датели лицензий имеют право на разбор дела с привлечением необходимых свидетельств; им должна быть предоставлена возможность предстать в наиболее выгодном свете; им дол­жно быть разрешено исправить нарушение, которое ставится в вину. Лицензия не может быть отобрана, ее условия не могут быть уре­заны без достаточного обоснования. Поэтому весьма обычными являются или разбор дела у судьи по административному праву, или, ког­да это требуется, слушание в суде.

Социальные работники зачастую смотрят на лицензирование и регулирование как на "происки полицейской власти". Нередко считается, что именно в лицензировании за­ключается главная причина того, почему со­трудники социальных служб в целом воспри­нимают регулирующую деятельность как несовместимую с практикой самой социаль­ной работы. Кроме того, достаточно широко распространено и мнение о том, что вследст­вие сокращающейся поддержки социальных


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


40


41


ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ


 


программ лицензирование создает возмож­ность уклоняться от решения проблем людей, которым нужна помощь.

Лицензирование и связанные с ним проблемы

Лицензирование попечительства в Сое­диненных Штатах действует уже около ста лет. Однако в некоторых ключевых вопросах здесь не хватает последовательности.

Лицензирование частных и госу­дарственных попечительских уч­реждений. В США не существует единого порядка при лицензировании общественных и частных попечительских учреждений и ин­ститутов. В некоторых штатах лицензируют­ся только государственные организации или же в них руководствуются принципом, в со­ответствии с которым государство рассматри­вается в качестве гаранта и защитника прав всех, кто подвергается воспитанию или исп­равлению. В других штатах, наоборот, лицен­зии выдаются только частным попечитель­ским учреждениям, исходя из принципа, что государственные организации достаточно квалифицированно выполняют свои защит­ные функции. С этим связан вопрос, в равной ли степени защищены права всех граждан, как того требует закон, поскольку те, кто на­ходится в нелицензированных учреждениях (неважно, государственных или частных), не в состоянии защитить свои права через про­цедуру лицензирования. Налицо, таким об­разом, противоречие между необходимостью единообразного и последовательного поддер­жания минимальных стандартов по всем па­раметрам в различных областях социального попечительства, с одной стороны, и примене­нием принципа равной для всех защиты в соответствии с законом — с другой.

Регулирование деятельности принадлежащих церкви социаль­ных служб. Целый ряд дел юридического характера затрагивает вопросы регулирую­щей роли государства в отношении лицензи­рования церковных попечительских учреж­дений. В некоторых штатах от таких учреждений вообще не требуют процедуры прохождения лицензирования. Во многих случаях к вопросу о лицензировании относят­ся как к "излишнему вмешательству государ­ства" в церковные дела, нарушению прин­ципа свободного отправления религиозных потребностей, гарантируемого конститу­цией, ' и даже как к пренебрежению нормами приличия. Однако при этом упускается дру­гой аспект отсутствия лицензирования, а именно обеспечение принципа равной для всех защиты.

Проблемы жертв насилия. Счита­ется, что граждане предпочитают видеть ре­гулирующую роль государства минималь­ной. Однако, поскольку общественность все чаще выражает озабоченность по поводу злоупотреблений и насилия в отношении де­тей и социально уязвимых взрослых, находя­щихся на попечительстве, слышны высказы­вания в пользу усиления государственного регулирования. Хотя лицензирование требу­ет соблюдения минимальных стандартов, с которыми готова мириться общественность, и помогает обеспечить сохранение здоровья, безопасность и благополучие пациентов, спо­ры по поводу лицензирования все более при­обретают идеологическую, а не техническую окраску. Идеология, смысл которой — мень­ше государственного вмешательства, прева­лирует в периоды затишья, а высказывания в пользу более надежной государственной за­щиты звучат в периоды, когда негодование общественности выливается наружу в связи с конкретными инцидентами.

Другие проблемы. В ряде лицензион­ных программ вопрос стоит так: достаточно ли выдавать лицензии при условии соблюде­ния попечительским заведением лишь мини­мальных требований, необходимых для полу­чения им лицензии, или же необходимо оказать ему консультативную помощь в це­лях лучшего функционирования его про­грамм — уже с превышением минимальных стандартов. Здесь могут возразить, что, мол, власти, выдающие лицензии, не имеют права требовать больше чем соблюдения только ми­нимальных стандартов. Однако представля­ется целесообразным, чтобы какая-то органи­зация, например по устройству детей, функционировала и в качестве предоставля­ющей услуги, и как лицензионная в отноше­нии тех же воспитательных центров. Такая практика, кстати сказать, имеет место в неко­торых штатах.

Следует упомянуть и некоторые другие проблемы: 1) сбалансированность юридиче­ских прав ребенка или взрослого, находяще­гося в попечительском учреждении, с права­ми самого этого лицензированного учреждения; 2) гарантии того, что правила лицензирования реально соответствуют ми­нимальным стандартам, а не отражают лишь произвольные подходы, пусть даже диктуе­мые добрыми намерениями; 3) единообразие и последовательное применение правил ли­цензирования. В целом же необходимо отметить, что как нынешний, так и потенциальный вклад ли­цензирования в практику социальной работы весьма значителен.

Джон Р. Флинн

См. также: Национальная ассоциация соци­альных работников; Профессиональная ответственность; Профессия социаль­ного работника: современные требова­ния; Совет по образованию социальных работников; Управление персоналом; Частные социальные службы.

• Children's Defense Fund (1978). Children Without Homes: An Examination of Public Responsibility to Children in Out-of-Home Care. Wash., D. C: Author. • Gazan H. S., FlynnJ. P. (1986). The Role of Licensing in Child Placement and Protection. — Child Welfare, 65(2), 129—139. • U. S. Department of Commerce (1985). Statistical Abstract of the United States: 1985. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office.


43


МАЛЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ


 



МАЛЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ

С самого возникновения литературы о со­циальной работе и по сей день авторы осозна­вали, что для практиков, чтобы понимать по­ведение человека и то, как его можно изменить, важно изучение феномена малой группы. X. Нортен (1982) выразила мнение практически всех современных теоретиков, отметив: "Наиболее влиятельной системой, связывающей большинство людей, является семья". Далее она добавляет, что семья — это группа и что "люди на протяжении своей жизни являются членами многих других ти­пов групп. На ранних этапах развития ребе­нок является участником многих неформаль­ных игр, дружеских пар или более многочисленных групп; эти виды связи меня­ются по мере взросления и усвоения новых ролей. Люди в течение многих лет живут в формальных или неформальных воспита­тельных группах. Многие объединяются в группы, обладающие развивающей или тера­певтической природой, способные оказать поддержку, научить самопомощи. Многие взрослые являются членами комитетов или организаций, отстаивающих их интересы или приносящих пользу сообществу".

Несмотря на то что с концепцией группы знаком каждый, допускаются различные тол­кования термина. В данной статье малая группа определяется следующим образом: "... по меньшей мере два (но обычно больше) человека, объединенные общими целями или сходными интересами в области познаватель­ного, эмоционального или социального взаи­мообмена в ходе одной или многих встреч, достаточных для того, чтобы у них сложилось впечатление друг о друге. Был разработан перечень норм, необходимых для их совмест­ного функционирования, поставлены цели их групповой деятельности, возникло ощу­щение сплоченности, достаточное для того,


чтобы они сами считали себя (и другие рас­сматривали их) как некую целостность, от­личную от всех других общностей" (М. Харт­форд, 1971).

Это определение отделяет малую группу от общностей, в которых наблюдается лишь небольшое взаимодействие индивидов, та­ких, как зрители, а также от очень больших групп и организаций, в которых индивид ре­дко встречается со всеми другими индивида­ми системы так, чтобы совместно осущест­вить присущие группе функции. Чтобы достигнуть своих целей, эти совокупности подразделяются на первичные малые группы для работы над конкретными задачами.

Значение малых групп в нашей жизни может быть рассмотрено на нескольких уров­нях. Первый — индивидуальный уровень. Группа удовлетворяет важные потребности в интимности и поддержке, особенно если рас­сматривать двух человек как частный случай малой группы. Люди стремятся удовлетво­рить эти потребности в таких малых группах, как семья, друзья среди сверстников или кол­лег по работе. Эти группы помогают человеку определить свою сущность и усвоить соци­ально приемлемые нормы поведения. В обще­стве они объективно выполняют функции со­циализации граждан.

Социальные работники могут использо­вать знания о малых группах несколькими способами. Они стремятся помочь людям стать членами групп, чтобы удовлетворить их потребности. Они создают различные инсти­туты, сообщества, обеспечивая индивидам благоприятные возможности для объедине­ния друг с другом ради достижения самых разных целей. Они формируют группы, спо­собные оказать профессиональную помощь людям в подходе к определенным социаль­ным ситуациям. Они непосредственно рабо­тают с семьями, дружескими группами и дру­гими так называемыми естественными группами, которые требуют временной про­фессиональной помощи для более эффектив-


 


ного функционирования. Они консультируют различные институты, такие, как школа или место работы, чтобы помочь им в создании групповых условий, необходимых для успешного функционирования индивидов.

Социальная работа всегда вносила значи­тельный вклад в укрепление семейной жиз­ни. Практика работы с семьями основывается на многих теориях, включая теорию малых групп. Семья — это малая группа, хотя и с несколько иными функциями и параметра­ми, чем у других малых групп. Следователь­но, работникам Службы семьи полезно изу­чать малую группу.

Малые группы можно рассматривать и на организационном уровне. Все организации, в том числе такие, как школы и предприятия, структурированы главным образом по линии группы. В школах это классы; на предприяти­ях — отделы. Иерархичность организацион­ных уровней также приводит к формирова­нию групп, таких, как исполняющие и контролирующие. Термин "неформальная си­стема" используется теоретиками организа­ций для обозначения взаимодействий неболь­шого числа работников, которые не являются частью формальной организационной струк­туры, но образуют группы, которые иногда способствуют, а иногда мешают функциони­рованию организаций.

Социальные работники используют свое знание о функционировании групп в органи­зации несколькими способами. При работе с индивидом, испытывающим проблемы по ли­нии организации, социальный работник мо­жет помочь ему стать более компетентным членом организационных групп. В роли кон­сультанта по организационному развитию социальные работники советуются с учителя­ми в школах и инспекторами на предприяти­ях, чтобы оценить и повысить качество жизни в их группе.

Третий уровень изучения малых групп — уровень общности. Вначале групповые ра­ботники испытывали сильное влияние работ М. Фолетта (1918) и Э. Линдемана (1924), которые считали, что здоровье общности и общества основано на качестве объединений в малые группы. По их мнению, само сущест­вование демократии зависит от способности людей объединяться, чтобы сделать ощути­мым свое влияние. Политические объедине­ния, религиозно ориентированные группы, клубы по месту жительства и многие другие типы организации социального действия яв­ляются группами, стремящимися к достиже­нию таких целей. Нет ни одного примера, когда бы тоталитарные режимы смогли поме-


шать объединению людей в неформальные ассоциации.

Социальные работники, занимающиеся общинной организацией и социальными ак­циями, в значительной мере используют зна­ние малых групп в своей практике. Они со­здают группы, помогают им определить и решить свои задачи, а в процессе решения оказать влияние на окружающих. Эти груп­пы обычно имеют форму комитетов или соци­альных комиссий по изучению того или иного вопроса.

История

Ученые приступили к изучению малой группы в начале этого столетия. Практически социальные работники почти с самого нача­ла, сотрудничая с учеными, внесли свой вклад в понимание того, как функционируют малые группы в естественных условиях.

Г. Лебон был одним из первых социаль­ных исследователей, имевших дело с феноме­нами малой группы. В "Толпе" (1895) он опи­сал эффекты подражания, возникающие в группе. У. Мак Дугалл (1920) был еще одним пионером в поиске путей анализа событий, происходящих на групповом уровне. Г. Зим-мель (1950) провел весьма оригинальные ис­следования влияния величины группы. Он отметил, что если группа состоит из двух чле­нов, то у них развивается взаимная ответст­венность, которой нет в более многочислен­ных группах; он также анализировал изменения во взаимодействии при введении в группу третьего и предсказал, что один из трех часто будет рассматриваться как незва­ный гость. Зиммель также отметил, что ма­лые группы требуют от своих членов большего участия в их жизни, чем большие. 3. Фрейд (1922) также внес свой вклад в эти первые попытки понять жизнедеятельность группы, анализируя эмоциональные реакции людей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...