Конференции Белого. Дома по социальной политике
Когда президент Теодор Рузвельт говорил, что в его президентство Белый дом стал "великолепной исповедальней", он, видимо, стремился подчеркнуть создание института конференций Белого дома как средства выявления социальных проблем Америки. Именно Теодору Рузвельту приписывается созыв первой такой конференции в 1907 г для обмена мнениями по вопросам сохранения природных ресурсов. Вскоре после этого он дал согласие на организацию Белым домом конференции по положению детей, откликнувшись на просьбу видных деятелей страны, заинтересованных в решении этой проблемы, прежде всего вашингтонского юриста Дж. Уэста, выросшего в сиротском приюте, и писателя Теодора Драйзера. Эти события часто рассматриваются как исторические вехи в развитии национальной политики по вопросам охраны природы и положения детей С начала века конференции Белого дома являются признанным способом выражения и легитимации общественно-политических интересов. Такие конференции проводились при многих президентах (наряду с созданием национальных консультативных комиссий, комитетов Общества трезвости и т. п.) в каче- стве средства формирования государственной политики. Среди преимуществ этих форумов следующие: они могут быть созваны по инициативе исполнителей; к участию в них могут быть привлечены лица, принадлежащие к различным политическим и общественным кругам; находящаяся у власти администрация может подобрать людей на ключевые роли конференции и ее штаба. В наибольшей степени известны конференции Белого дома по проблемам детей, семьи и престарелых. Однако на конференциях затрагивалось и множество других тем, в том числе охрана природы (1908, 1962 и 1965), образование (1944 и 1955), рост экономики и промышленности (1962, 1972, 1975 и 1978), международное сотрудничество (1965), равные возможности в сфере занятости (1965), здравоохранение (1965), гражданские права (1966), продовольствие, питание и здоровье (1965) и положение лиц с физическими и психическими недостатками (1977).
Организация конференций Существует жесткое правило, определяющее порядок инициирования, планирования, организации конференции и участия в ней: в каждом случае должна быть дана санкция президента. Согласие президента дается в ответ на обращение инициативных групп, предложение ведомств исполнительной власти или решение конгресса о проведении встречи по той или иной проблеме. По некоторым вопросам, таким, как положение детей и престарелых, обращения к Белому дому были столь частыми, что побудили к регулярному проведению конференций на эти темы. Подготовка конференций и разработка повестки дня ведутся сравнительно немногочисленными группами внутри правительства. В других случаях проводятся предварительные совещания в разных регионах, чтобы выделить наиболее важные проблемы, согласовать повестку дня и подобрать состав участников заключительной встречи. Рекомендации конференций, если они принимались, могут иметь различные последствия — от тщательно спланированного и скрупулезного осуществления до полного забвения Как заметил один наблюдатель, каждая конференция "играет свою игру". Хотя встреча носит название конференции Белого дома, это вовсе не означает, что она действительно проходит там. Зачастую число участников столь велико, что их не вмещают сравнительно небольшие помещения Белого дома. Некоторые конференции проходили даже вне Вашингтона. Поскольку Теодор Рузвельт выступал на первых двух конференциях, появление президента на подобных мероприятиях стало традицией. Нередко также в Белом доме для участников устраивается прием.
Очевидно, что проблема финансирования и формирования аппарата является ключевой для успеха подобных конференций Крупные вопросы государственной политики неизменно носят сложный и противоречивый характер. Для получения ясного представления обо всех их аспектах нужен экспертный анализ, а чтобы найти разумный подход к решению, необходимо привлечь к работе всех заинтересованных лиц. Средства на проведение конференции обычно выделяются специальным решением конгресса или за счет отчислений из бюджетов участвующих ведомств, в некоторых случаях дополнительные средства и персонал выделяет частный сектор. Успех любой конференции во многом определяется профессионализмом аппарата и качеством его работы. Квалификация аппарата, его персональный состав и организационные возможности, в свою очередь, зависят от размеров выделенных средств. В обязанности аппарата, работающего под руководством организационного комитета конференции, входят заказ специалистам рабочих документов, подготовка доклада комитета и разработка четких и ясных рекомендаций конференции. Аппарат должен установить и поддерживать дружественные отношения со всеми соперничающими группировками, выявить проблемы, подлежащие разработке, подобрать возможных участников, поддерживать связь со средствами массовой информации и нести ответственность за весьма сложные задачи материального характера. От сотрудников аппарата часто требуются не только литературные и аналитические способности, но также дипломатическое искусство и такт, чтобы редактировать и обобщать выводы различных комиссий, куда входят люди, придерживающиеся разных взглядов. Назначение, практическая польза У администрации каждого президента были свои причины для того, чтобы с помощью престижа Белого дома поддержать ту или иную тему. Проведение конференции может быть частью стратегического плана, имеющего целью добиться принятия нового законодательства или программы. Может присутствовать желание символически обозначить свой интерес к вопросу и проявить КОНФЕРЕНЦИИ БЕЛОГО ДОМА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
36
внимание к заинтересованным лицам, не принимая при этом на себя никаких конкретных обязательств. Конференция Белого дома может также проводиться с целью сделать тот или иной комплекс проблем предметом диалога, дискуссий и экспертного изучения и в конечном итоге достичь консенсуса. Поскольку со временем выросло как количество правительственных программ, так и число различных группировок, заинтересованных в том или ином исходе дела, проведение каждой конференции Белого дома превращается в большую и сложную операцию. Немало критических замечаний раздавалось по поводу конференций о положении детей и престарелых, поскольку они потребовали слишком больших усилий и принесли слишком мало конструктивных результатов. Об итогах конференций всегда можно спорить. Многие считают, что они особенно полезны во времена повышенного политического интереса общества к тому или иному вопросу. Говорят, что, даже когда дискуссии на конференциях ведутся в сугубо философском ключе, они все равно приносят пользу, так как апеллируют к совести политиков и публики, позволяют пробудить интерес и рядовых граждан, и элиты к политическому процессу. Особенностью конференций последнего времени, не вызывающей особого восторга, являются обширные списки пожеланий и рекомендаций в очень неопределенных формулировках, которые не могут стать основой для практических действий и остаются не более чем банальными декларациями. Иногда на конференциях Белого дома возникают бурные разногласия. Конференция по защите здоровья детей в 1930 г. привлекла к себе внимание напряженной борьбой между врачами государственной системы здравоохранения и руководителями Детского бюро за руководящую роль в осуществлении усилий правительства по улучшению охраны материнства и младенчества. Столь же ожесточенные споры разгорелись на Конференции по проблемам семьи в 1980 г., когда сторонники традиционного взгляда на семью попытались сместить руководство встречи, которое, как они считали, добивалось принятия слишком либерального определения понятия «семья». Когда их предложения не нашли поддержки большинства делегатов, они покинули конференцию, утверждая, что ее организа горы фальсифицировали отбор участников, и созвали параллельную конференцию.
Возможно, что именно из-за увеличения вероятности раздоров, демонстраций перед средствами массовой информации и трудностей удержания ситуации под контролем конференции Белого дома редко созывались после 1981 г. Президент Р. Рейган предпочитал такие формы, как президентские комиссии и дискуссии, которые использовались вполне эффективно применительно к сферам образования, обороны, внешней политики и социального обеспечения. Хотя и состоялась Конференция Белого дома по проблемам престарелых, не была проведена запланированная администрацией Дж. Картера очередная конференция о положении детей и молодежи. Периодичность этих конференций, проводившихся один раз в 10 лет, была впервые нарушена после 1909 г. Несмотря на то что проведение конференций Белого дома не гарантирует успеха, эта форма разрешения проблем еще далеко не исчерпала себя. Джим Парэм См. также: Социальное планирование в государственном секторе. • CostinLB. (1983) Women and Physicians: The 1930 White House Conference on Children. — Social Work, 28(2), 108—114. • Relyea H. C. (1976). Development and Organization of White House Conferences. — Presidential Studies Quarterly, 6, 36—39. • Steiner G. (1976). The Children's Cause. Wash., D. C: The Brookings Institution. • Vinyard D. (1979). White House Conferences and the Aged. — Social Service Review, 53(4). КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ АМЕ-РИКИ. См. Американские индейцы и аборигены Аляски; Гражданские права; Цветные меньшинства; Этнические группы и социальная работа; Этнические группы: проблемы взаимоотношений. КРОВОСМЕШЕНИЕ. См. Сексуальное насилие над детьми; Социальная защита детей. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Регулирование социальной работы ведется по двум направлениям: в одном случае оно затрагивает деятельность отдельных сотрудников социальных служб, в другом — работу соответствующих учреждений в целом. Социальные работники, а также лица, занимающиеся решением социальных проблем или социальным обслуживанием, получают лицензию или регистрируются, как того требует закон (например, согласно действующему в системе гражданской службы штата или местной администрации порядку найма на работу). Членство в добровольческих организациях тоже может рассматриваться в качестве основания для аттестации. Административное регулирование Регулирующую деятельность можно рассматривать как организаторскую работу властей различных уровней, издание ими указаний и использование таких механизмов, как законодательные акты, решения, стандарты, правила, положения, или других административных процедурных норм в следующих целях: управления, ориентации занятых социальной работой подразделений или контроля за их деятельностью. Такое регулирование может быть и неофициальным (например, общественный контроль со стороны различных заинтересованных групп), но важное значение имеют формы официального регулирования, осуществляемого федеральным правительством, властями штатов и местными органами власти, судами, властями, действующими на основе административного права, а иногда добровольческими ассоциациями. В данных случаях управление становится способом реализации целей официальной социальной политики и одним из средств, контролирующих достижение этих целей. Законодательные акты, в соответствии
с которыми осуществляется регулирование (например, государственный лицензионный акт о праве присмотра за детьми), являются прямым свидетельством истинных намерений общества. Конкретное наполнение этим устремлениям дают административные положения и процедурные нормы, определяющие, как именно должны реализовываться регулирующие законодательные акты. Социальные службы получают определенные возможности влиять на формирование процессуальных и материально-правовых положений, регламентирующих их деятельность. Другими словами, службы социальной работы являются не только объектом законодательства, но и юридическим субъектом, поскольку сами могут воздействовать на регулирующие положения и процессы. Так, социальные цели по поддержанию здоровья и благополучия пациентов достигаются при необходимой численности персонала в дневных попечительских центрах, надлежащем состоянии медицинских записей о здоровье детей в приютах или соблюдении правил противопожарной безопасности во взрослых попечительских учреждениях. Жестокое обращение с живущими в приютах или пациентами больниц может быть предотвращено, в частности, введением правил, ограничивающих дисциплинарные меры наказания, такие, например, как принудительное сокращение времени на сон, или подобные этому. Эти стандарты становятся обязательными правилами, которые должны соблюдаться, что является необходимым условием для выдачи лицензии. Финансовые ревизии и инспекторские проверки социальных программ также направлены на регулирование служб социальной работы. Они выступают техническими средствами контроля за тем, насколько данное учреждение соответствует своему предназначению или общепринятым нормам, как оно отвечает изначальным задачам программы. В то же время инспекторские проверки ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 38 39 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
иногда могут стать сугубо политическим средством, которое неофициально используется с целью изменить направленность социальных программ. Например, периодические пересмотры стандартов в общественных центрах для людей с отклонениями, определяющие оптимальную численность штатов к объем услуг клиентам, могут стать именно такими механизмами, регулирующими функционирование данного учреждения. Таким образом, контрольная деятельность становится фактически средством регулирования самой социальной работы. Соответственно, такая деятельность может, с одной стороны, обеспечить реализацию узаконенных намерений, с другой же — способствовать смещению целей или изменению сферы действия программ. Регулирующая деятельность возможна и в судебной форме — например, в виде судебных решений и распоряжений суда по индивидуальным и групповым искам по гражданским делам, имеющим отношение к сфере социальных услуг. Подобная деятельность становится еще более заметной, когда внимание общественности концентрируется на уголовном расследовании, например, развратных действий, предпринятых в отношении малолетних в детских учреждениях, или других злоупотреблений в отношении пациентов подобных заведений. Более многочисленными, пожалуй, являются разбирательства и решения по делам, касающимся административного права, когда рассматриваются жалобы работников социальных служб или встречные иски лицензионных агентств по поводу условий и сроков выдачи лицензий. Такие разбирательства оказывают воздействие на стандарты и требования лицензий, способствуют их изменению и развитию. Регулирование может также принимать форму аттестации или аккредитации добровольческими общественными организациями или полуправительственными учреждениями, например такими, как Комиссия по реабилитационным учреждениям. Аттестация дает "добро" агентству или программе, если они соответствуют определенному кругу стандартов. С другой стороны, аккредитация обычно свидетельствует, что агентство или программа обладают таким качеством или свойствами, которые признаются теми или иными профессиональными органами, уже заслужившими высокий авторитет в своей сфере деятельности. Лицензирование Лицензирование составляет значительную долю всей регулирующей деятельности. Вероятно, наиболее яркой иллюстрацией этой деятельности является идея, реализованная в принципе водительских прав (по-английски: "лицензии"). Никто не имеет права управлять автомашиной на транспортных магистралях, пока не получит водительские права (т. е. лицензию). В этих целях владелец автомобиля должен пройти испытания на умение водить машину и уплатить пошлину. Вместе с тем ясно, что законодательные власти не собираются вообще запретить гражданам вождение автомобиля, а скорее наоборот: изначально исходят из намерения создать благоприятные условия, при которых граждане будут управлять автомашиной с определенной безопасностью для окружающих. Аналогия со службами социальных работ состоит в следующем: эти учреждения обязаны соблюсти минимальные условия, необходимые для получения лицензии, прежде чем они смогут предоставить свои помещения или начать выполнение программ, рассчитанных на детей или взрослых с теми или иными отклонениями. Круг предъявляемых требований включает соблюдение санитарных стандартов в отношении пищи и воды, противопожарную безопасность, квалификацию кадров, порядок взаимоотношений с родителями и опекунами, ведение регистрационных записей, перспективное планирование и другие стандарты. Когда лицензирование должным образом организовано и эффективно регулируется, оно является инструментом, связывающим социальную политику с социальной практикой. Необходимость получения лицензий влияет на качество услуг, оказываемых учреждениями социальной работы, и на тех, кто эти услуги предоставляет. В этой связи следует принять во внимание, что попечительство в общественных учреждениях представляет собой и определенный инструмент вмешательства, и средство поддержки семьи. Между тем, по статистическим и другим данным, более 350 тыс. американских детей в возрасте до 18 лет не живут с родственниками, от 500 до 750 тыс. детей находятся в приютах, более 1 млн работающих матерей отдают своих детей в ясли или детские сады, при этом свыше 1, 4 млн детей постоянно содержатся в детских садах с круглосуточным режимом, а более 150 тыс. — в психиатрических лечебницах. Процесс лицензирования В противовес расхожему мнению, процесс лицензирования придуман не по капризу каких-то анонимных бюрократов. На самом деле, когда в законодательном порядке устанавливаются те или иные социальные цели или выдвигаются различные социальные программы, то какой-либо правительственный административный орган обычно должен проработать детали исполнения такого постановления. В свою очередь, весь процесс выработки правил непосредственно регламентируется соответствующими административными законоположениями. Вместе с фискальными изъятиями и функционированием бюджетных механизмов административные действия становятся средством реализаций законодательных намерений. Кодифицируя регулирующие процессы, административно-правовые нормы в значительной степени предусматривают защиту от установления неоправданных норм. В частности, этот процесс предполагает: включение в качестве консультантов на возможно более раннем этапе подготовки правил лицензирования тех, кто предоставляет социальные услуги пациентам, и тех, кто будет работать в данных учреждениях; публичные слушания в местах, доступных для широких слоев общественности; действенные усилия административного органа, чтобы включить в документ все предложения и критические замечания; тщательное рассмотрение документа группами законодательного надзора. Другие подобные процедуры должны гарантировать, что предлагаемые правила обеспечивают: а) поддержание минимальных стандартов, касающихся здоровья, безопасности и благополучия той или иной опекаемой группы; б) предоставление экспертных оценок соответствующим административным органам (о возможном воздействии измененных правил); в) включение окончательных положений в предлагаемый устав или закон. Социальные работники и другой персонал привлекаются как к подготовке лицензионных положений, так и к их практическому применению. Сотрудники лицензионного агентства могут подсказать получателям лицензий, как определить минимально необходимые стандарты или как организовать обслуживание сверх этих минимальных стандартов. Сотрудники агентства стремятся пройти специализацию и быть сведущими в той конкретной сфере, где они осуществляют лицензионную работу. Сотрудничая с профессионалами в области социальной работы, работники лицензионного агентства (которые, по существу, сами являются специалистами социальной службы) стремятся знать о том, что делается и в других сферах. Существует специальный орган, в который входят работники лицензионной службы, консультанты, администраторы лицензионных программ, судьи, специализирующиеся по административному праву, управленцы социальных служб и др. Этот орган занимается исключительно вопросами регулирования в таких заведениях, как дневные детские сады, дневные семейные детские центры, детские интернаты, дома для взрослых с отклонениями и попечительские дома пансионного режима для взрослых с различными нарушениями тех или иных функций. После установления правил лицензирования важно грамотно применять их на практике. Для того чтобы защитить социально уязвимые группы и отдельных членов общества и обеспечить справедливость в отношении тех, кто предоставляет социальные услуги, правила должны соблюдаться единообразно на всей территории, подпадающей под их юрисдикцию, и последовательно по времени. Поэтому принцип кодифицирования и право на беспристрастный разбор дела по вынесенным решениям и корректирующим действиям, вытекающим из результатов инспекции лицензирующим органом, являются в данном аспекте регулирующей деятельности центральными. Общественность мало осведомлена о том, что право на получение лицензии не может быть произвольно нарушено односторонними действиями лицензионного агентства. Обладатели лицензий имеют право на разбор дела с привлечением необходимых свидетельств; им должна быть предоставлена возможность предстать в наиболее выгодном свете; им должно быть разрешено исправить нарушение, которое ставится в вину. Лицензия не может быть отобрана, ее условия не могут быть урезаны без достаточного обоснования. Поэтому весьма обычными являются или разбор дела у судьи по административному праву, или, когда это требуется, слушание в суде. Социальные работники зачастую смотрят на лицензирование и регулирование как на "происки полицейской власти". Нередко считается, что именно в лицензировании заключается главная причина того, почему сотрудники социальных служб в целом воспринимают регулирующую деятельность как несовместимую с практикой самой социальной работы. Кроме того, достаточно широко распространено и мнение о том, что вследствие сокращающейся поддержки социальных ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 40 41 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
программ лицензирование создает возможность уклоняться от решения проблем людей, которым нужна помощь. Лицензирование и связанные с ним проблемы Лицензирование попечительства в Соединенных Штатах действует уже около ста лет. Однако в некоторых ключевых вопросах здесь не хватает последовательности. Лицензирование частных и государственных попечительских учреждений. В США не существует единого порядка при лицензировании общественных и частных попечительских учреждений и институтов. В некоторых штатах лицензируются только государственные организации или же в них руководствуются принципом, в соответствии с которым государство рассматривается в качестве гаранта и защитника прав всех, кто подвергается воспитанию или исправлению. В других штатах, наоборот, лицензии выдаются только частным попечительским учреждениям, исходя из принципа, что государственные организации достаточно квалифицированно выполняют свои защитные функции. С этим связан вопрос, в равной ли степени защищены права всех граждан, как того требует закон, поскольку те, кто находится в нелицензированных учреждениях (неважно, государственных или частных), не в состоянии защитить свои права через процедуру лицензирования. Налицо, таким образом, противоречие между необходимостью единообразного и последовательного поддержания минимальных стандартов по всем параметрам в различных областях социального попечительства, с одной стороны, и применением принципа равной для всех защиты в соответствии с законом — с другой. Регулирование деятельности принадлежащих церкви социальных служб. Целый ряд дел юридического характера затрагивает вопросы регулирующей роли государства в отношении лицензирования церковных попечительских учреждений. В некоторых штатах от таких учреждений вообще не требуют процедуры прохождения лицензирования. Во многих случаях к вопросу о лицензировании относятся как к "излишнему вмешательству государства" в церковные дела, нарушению принципа свободного отправления религиозных потребностей, гарантируемого конституцией, ' и даже как к пренебрежению нормами приличия. Однако при этом упускается другой аспект отсутствия лицензирования, а именно обеспечение принципа равной для всех защиты. Проблемы жертв насилия. Считается, что граждане предпочитают видеть регулирующую роль государства минимальной. Однако, поскольку общественность все чаще выражает озабоченность по поводу злоупотреблений и насилия в отношении детей и социально уязвимых взрослых, находящихся на попечительстве, слышны высказывания в пользу усиления государственного регулирования. Хотя лицензирование требует соблюдения минимальных стандартов, с которыми готова мириться общественность, и помогает обеспечить сохранение здоровья, безопасность и благополучие пациентов, споры по поводу лицензирования все более приобретают идеологическую, а не техническую окраску. Идеология, смысл которой — меньше государственного вмешательства, превалирует в периоды затишья, а высказывания в пользу более надежной государственной защиты звучат в периоды, когда негодование общественности выливается наружу в связи с конкретными инцидентами. Другие проблемы. В ряде лицензионных программ вопрос стоит так: достаточно ли выдавать лицензии при условии соблюдения попечительским заведением лишь минимальных требований, необходимых для получения им лицензии, или же необходимо оказать ему консультативную помощь в целях лучшего функционирования его программ — уже с превышением минимальных стандартов. Здесь могут возразить, что, мол, власти, выдающие лицензии, не имеют права требовать больше чем соблюдения только минимальных стандартов. Однако представляется целесообразным, чтобы какая-то организация, например по устройству детей, функционировала и в качестве предоставляющей услуги, и как лицензионная в отношении тех же воспитательных центров. Такая практика, кстати сказать, имеет место в некоторых штатах. Следует упомянуть и некоторые другие проблемы: 1) сбалансированность юридических прав ребенка или взрослого, находящегося в попечительском учреждении, с правами самого этого лицензированного учреждения; 2) гарантии того, что правила лицензирования реально соответствуют минимальным стандартам, а не отражают лишь произвольные подходы, пусть даже диктуемые добрыми намерениями; 3) единообразие и последовательное применение правил лицензирования. В целом же необходимо отметить, что как нынешний, так и потенциальный вклад лицензирования в практику социальной работы весьма значителен. Джон Р. Флинн См. также: Национальная ассоциация социальных работников; Профессиональная ответственность; Профессия социального работника: современные требования; Совет по образованию социальных работников; Управление персоналом; Частные социальные службы. • Children's Defense Fund (1978). Children Without Homes: An Examination of Public Responsibility to Children in Out-of-Home Care. Wash., D. C: Author. • Gazan H. S., FlynnJ. P. (1986). The Role of Licensing in Child Placement and Protection. — Child Welfare, 65(2), 129—139. • U. S. Department of Commerce (1985). Statistical Abstract of the United States: 1985. Wash., D. C: U. S. Government Printing Office. 43 МАЛЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ
МАЛЫЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ С самого возникновения литературы о социальной работе и по сей день авторы осознавали, что для практиков, чтобы понимать поведение человека и то, как его можно изменить, важно изучение феномена малой группы. X. Нортен (1982) выразила мнение практически всех современных теоретиков, отметив: "Наиболее влиятельной системой, связывающей большинство людей, является семья". Далее она добавляет, что семья — это группа и что "люди на протяжении своей жизни являются членами многих других типов групп. На ранних этапах развития ребенок является участником многих неформальных игр, дружеских пар или более многочисленных групп; эти виды связи меняются по мере взросления и усвоения новых ролей. Люди в течение многих лет живут в формальных или неформальных воспитательных группах. Многие объединяются в группы, обладающие развивающей или терапевтической природой, способные оказать поддержку, научить самопомощи. Многие взрослые являются членами комитетов или организаций, отстаивающих их интересы или приносящих пользу сообществу". Несмотря на то что с концепцией группы знаком каждый, допускаются различные толкования термина. В данной статье малая группа определяется следующим образом: "... по меньшей мере два (но обычно больше) человека, объединенные общими целями или сходными интересами в области познавательного, эмоционального или социального взаимообмена в ходе одной или многих встреч, достаточных для того, чтобы у них сложилось впечатление друг о друге. Был разработан перечень норм, необходимых для их совместного функционирования, поставлены цели их групповой деятельности, возникло ощущение сплоченности, достаточное для того, чтобы они сами считали себя (и другие рассматривали их) как некую целостность, отличную от всех других общностей" (М. Хартфорд, 1971). Это определение отделяет малую группу от общностей, в которых наблюдается лишь небольшое взаимодействие индивидов, таких, как зрители, а также от очень больших групп и организаций, в которых индивид редко встречается со всеми другими индивидами системы так, чтобы совместно осуществить присущие группе функции. Чтобы достигнуть своих целей, эти совокупности подразделяются на первичные малые группы для работы над конкретными задачами. Значение малых групп в нашей жизни может быть рассмотрено на нескольких уровнях. Первый — индивидуальный уровень. Группа удовлетворяет важные потребности в интимности и поддержке, особенно если рассматривать двух человек как частный случай малой группы. Люди стремятся удовлетворить эти потребности в таких малых группах, как семья, друзья среди сверстников или коллег по работе. Эти группы помогают человеку определить свою сущность и усвоить социально приемлемые нормы поведения. В обществе они объективно выполняют функции социализации граждан. Социальные работники могут использовать знания о малых группах несколькими способами. Они стремятся помочь людям стать членами групп, чтобы удовлетворить их потребности. Они создают различные институты, сообщества, обеспечивая индивидам благоприятные возможности для объединения друг с другом ради достижения самых разных целей. Они формируют группы, способные оказать профессиональную помощь людям в подходе к определенным социальным ситуациям. Они непосредственно работают с семьями, дружескими группами и другими так называемыми естественными группами, которые требуют временной профессиональной помощи для более эффектив-
ного функционирования. Они консультируют различные институты, такие, как школа или место работы, чтобы помочь им в создании групповых условий, необходимых для успешного функционирования индивидов. Социальная работа всегда вносила значительный вклад в укрепление семейной жизни. Практика работы с семьями основывается на многих теориях, включая теорию малых групп. Семья — это малая группа, хотя и с несколько иными функциями и параметрами, чем у других малых групп. Следовательно, работникам Службы семьи полезно изучать малую группу. Малые группы можно рассматривать и на организационном уровне. Все организации, в том числе такие, как школы и предприятия, структурированы главным образом по линии группы. В школах это классы; на предприятиях — отделы. Иерархичность организационных уровней также приводит к формированию групп, таких, как исполняющие и контролирующие. Термин "неформальная система" используется теоретиками организаций для обозначения взаимодействий небольшого числа работников, которые не являются частью формальной организационной структуры, но образуют группы, которые иногда способствуют, а иногда мешают функционированию организаций. Социальные работники используют свое знание о функционировании групп в организации несколькими способами. При работе с индивидом, испытывающим проблемы по линии организации, социальный работник может помочь ему стать более компетентным членом организационных групп. В роли консультанта по организационному развитию социальные работники советуются с учителями в школах и инспекторами на предприятиях, чтобы оценить и повысить качество жизни в их группе. Третий уровень изучения малых групп — уровень общности. Вначале групповые работники испытывали сильное влияние работ М. Фолетта (1918) и Э. Линдемана (1924), которые считали, что здоровье общности и общества основано на качестве объединений в малые группы. По их мнению, само существование демократии зависит от способности людей объединяться, чтобы сделать ощутимым свое влияние. Политические объединения, религиозно ориентированные группы, клубы по месту жительства и многие другие типы организации социального действия являются группами, стремящимися к достижению таких целей. Нет ни одного примера, когда бы тоталитарные режимы смогли поме- шать объединению людей в неформальные ассоциации. Социальные работники, занимающиеся общинной организацией и социальными акциями, в значительной мере используют знание малых групп в своей практике. Они создают группы, помогают им определить и решить свои задачи, а в процессе решения оказать влияние на окружающих. Эти группы обычно имеют форму комитетов или социальных комиссий по изучению того или иного вопроса. История Ученые приступили к изучению малой группы в начале этого столетия. Практически социальные работники почти с самого начала, сотрудничая с учеными, внесли свой вклад в понимание того, как функционируют малые группы в естественных условиях. Г. Лебон был одним из первых социальных исследователей, имевших дело с феноменами малой группы. В "Толпе" (1895) он описал эффекты подражания, возникающие в группе. У. Мак Дугалл (1920) был еще одним пионером в поиске путей анализа событий, происходящих на групповом уровне. Г. Зим-мель (1950) провел весьма оригинальные исследования влияния величины группы. Он отметил, что если группа состоит из двух членов, то у них развивается взаимная ответственность, которой нет в более многочисленных группах; он также анализировал изменения во взаимодействии при введении в группу третьего и предсказал, что один из трех часто будет рассматриваться как незваный гость. Зиммель также отметил, что малые группы требуют от своих членов большего участия в их жизни, чем большие. 3. Фрейд (1922) также внес свой вклад в эти первые попытки понять жизнедеятельность группы, анализируя эмоциональные реакции людей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|