Другие организации и программы ООН 5 глава
Агентства Обычно контроль в социальной работе осуществляют агентства. Это влияет на усло- НАБЛЮДЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 96 97 НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ
вия работы и создает дополнительное напряжение среди работников, связанное с тем, что они одновременно являются и профессионалами, и служащими. Это обстоятельство в свою очередь воздействует на отношение практикующих работников к системе контроля. Агентства могут рассматриваться как системы взаимосвязанных и взаимозависимых групп. По существу, агентство можно считать ареной, на которой противоборствующие группы пытаются приспособиться друг к другу на основе объективных совместных интересов. Хотя у каждой группы могут быть схожие с другими общие устремления и каждая может испытывать потребность в других, тем не менее каждая группа имеет свои специфические интересы и рассматривает общую цель отличным от других образом, со своими акцентами и требованиями. При защите своих специфических интересов они не могут с уверенностью полагаться друг на друга. Важной, но несформулированной целью, находящейся в центре взаимодействия между различными группами в организации, являются власть и ее перераспределение. Обычно считается, что "другие" используют власть плохо, и стремление одной из групп обладать большей властью оправдывается аргументами общественной пользы. В сущности, выступление какой-либо группы сотрудников за демократизацию в агентстве или за повышение внимания со стороны администрации к профессиональным интересам фактически сводится к требованию перераспределения власти в пользу этой группы. Однако это не всегда приносит пользу клиенту. Нереально предполагать, что профессиональные работники всегда будут поддерживать, защищать и выдвигать на первый план интересы клиента. У сотрудников агентства есть свои собственные интересы, которые они защищают и которые могут не совпадать с интересами клиентов. С другой стороны, организованные и сравнительно влиятельные группы клиентов могут оказывать воздействие на качество обслуживания и способствовать более чуткому реагированию на потребности клиентов, чем это бывает при иных условиях. В рабочих ситуациях, когда у клиента есть какое-то влияние, сутью контроля вполне может быть то, как удовлетворяются запросы таких клиентов, а вовсе не изучение профессиональной стороны вопроса.
Возможно, более реалистично рассматривать власть как процесс взаимодействия людей, процесс, участники которого имеют различные интересы, средства и полномочия, но при этом каждый из них способен с разной степенью влиять на других для изменения своего положения. Общепринятой истиной считается то, что власть портит, а абсолютная власть портит абсолютно. Однако это лишь одна сторона медали: бесправие также портит, а абсолютное бесправие портит абсолютно. Это предполагает необходимость изучения интересов работников с более низким статусом (контролируемых) и того, какое влияние они оказывают на работников, обладающих большей властью в организации (контролеров). Правила, чувства, этика и обычаи смягчают общую картину жизнедеятельности организации, которая при иных условиях была бы печальной. Они дают каждой группе в организации возможность прогнозировать, что будут или не будут делать другие группы. Профессиональные ценности, этика и правила создают ограничения против неприемлемого, разрушительного или приводящего к обратным результатам использования власти. Как группа со своими интересами, администрация агентства не может полностью доверяться какой-то одной группе. Администрация должна добиваться равновесия соперничающих интересов, использовать различные законные способы воздействия на противоборствующие мнения об истинной функции агентства. У администраторов редко бывает прямой выбор между правильным и неправильным, между плохим и хорошим; как правило, они должны выбирать из нескольких верных решений или из разных степеней хорошего и плохого. Действительно трудный выбор — это выбор между чем-то неприятным и чем-то непереносимым. Обычно невозможно полностью разрешить конфликт или восстановить согласие. Достижимы лишь какой-то компромисс в работе, некое динамическое напряжение, наполняющее организацию жизнью, творческой неудовлетворенностью и изменчивостью.
Организация как система порождает у своих членов представление о ценностях, вырабатывает у них общие позиции и создает среди них группы по интересам, что имеет большое значение. Чувства, которые испытывают сотрудники по отношению друг к другу и к контролеру, как и их отношения, возникают из их неформального общения. Их значение шире, чем простая необходимость в них для выполнения работы. Эти факторы исключительно важны при определении того, что может и не может делать контролер, а также при определении истинных границ его полномочий. Заключение Новый акцент на административно-управленческие функции контроля предполагает, что согласованная интеграция административного и образовательного аспектов системы контроля имеет решающее значение для повышения качества работы и производительности агентств по социальному обслуживанию. Контролеры являются связующим звеном между социальными заказами агентству со стороны общества и реальной системой предоставления услуг. Результаты контроля отражают политику в действии, потому что политика, подобно знаниям, не может выражаться или реализоваться самостоятельно. Контролеры формируют рабочую обстановку, которая характеризуется или бессмысленной рутиной и унизительной ролью социального работника, или четкими и разумными ожиданиями, поддержкой в работе и профессиональном росте персонала. Потенциальное влияние роли контролеров часто недооценивается работниками управления, самими контролерами и практическими работниками. Контролеры играют важную роль посредников в деятельности организации по стыковке относящихся к социальной работе видов деятельности с профессиональными стандартами, политической ситуацией и финансовыми ситуациями. Ирвинг Миллер
См. также: Административное управление: межличностные аспекты; Управление персоналом. • Blau P. M., Scott W. R. (1962). Formal Organizations: A Comparative Approach. San Francisco: Chandler Publishing Co. • Devis D. (1965). Teaching and AdministrativeFunctions in Supervisioh. — Social Work, 10(2), 83—89. • Gitterman A. (1972). The Field Instructor in Social Work Education: A Study in Role Strain. Unpublished doctoral dissertation. Columbia University. N. Y. • Gitterman A., Miller I. (1977). Supervisors as Educators. In: W. Kaslow (Ed.). Supervision, Consultation and Staff Training in the Helping Professions (p. 100— 114). San Francisco: Jossey-Bass. • HamiltonD. (1955, May). Teaching Psychiatric Social Work. Paper presented at the meeting of the Institute of the American Association of Psychiatric Social Workers. Atlantic City, NJ. • Kadushin A. (1985). Supervision in Social Work. N. Y.: Columbia University Press. • Leader A. L. (1957). New Directions in Supervision. — Social Casework, 38(9), 462—468. • Miller I. (1960). Distinctive Characteristics of Supervision in Group Work. — Social Work, 5(1), 69—76. • Munson СЕ. (1983). An Introduction to Clinical Social Work Supervision. N. Y.: Haworth Press. НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ Дать четкое определение некоторым терминам, относящимся к потреблению наркотиков, — отнюдь не легкая задача. Само слово "наркотик" может иметь различные дефиниции и употребляться совершенно по-разному в зависимости от контекста. Фармаколог мог бы предложить следующее определение наркотика: любое вещество, не употребляемое в качестве пищи и имеющее такие химические и физические свойства, которые способны влиять на структуру и функции живого организма. Ученые же, занимающиеся социальными проблемами наркомании, склонны искать более узкое определение термина. Прежде всего в этом определении они хотели бы выделить психоактивные свойства конкретных наркотиков и стремление потребляющего их человека "поймать кайф", что является главной целью немедицинского использования наркотиков. Следует ли считать наркотиком алкоголь, который может использоваться в немедицинских целях, чтобы опьянеть? Или же его надо считать лекарством, как это было в старые времена на "Диком Западе"? Может быть, кофеин и никотин, которые влияют на эмоциональное состояние человека, тоже следует отнести к наркотическим средствам?
Определение термина "наркотик" зависит от сложившихся в обществе обычаев и норм права, причем то и другое меняется с течением времени. Существующие определения значительно отличаются друг от друга в разных странах по принципам классификации конкретных веществ, таких, как наркотики, яды, пищевые продукты, напитки (включая кофе и чай), лекарства, травы. Размышление о том, как могут измениться эти принципы общества через 20 или 100 лет, ставит ряд вопросов. Станут ли алкоголь и табак считаться наркотиками и, следовательно, будут ли они запрещены? Будет ли марихуана в конце концов легализована и станут ли относиться к ней так же, как сегодня относятся к алкоголю? Распространится ли это и на героин, который запрещен в США, но мо-
НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ жет использоваться как болеутоляющее в некоторых странах? С определением термина "наркомания" тоже много путаницы. В самом общем смысле наркомания — это злоупотребление наркотиком, т. е. длительное употребление какого-либо психоактивного вещества, несмотря на возникающие в связи с этим серьезные проблемы, например ухудшающееся здоровье, трудности в работе и учебе, столкновения с законом, социальные и экономические осложнения, Согласно этому определению, о злоупотреблении можно говорить в тех случаях, когда под пагубным воздействием наркотиков нарушена жизнедеятельность человека. Однако многие не согласились бы с этим определением, возразив, что любое применение запрещенных наркотических средств, таких, как марихуана, героин или ЛСД, является наркоманией, независимо от наличия или отсутствия негативных последствий. И действительно, в уголовном законодательстве дается именно такое толкование. Похожее отношение наблюдается к немедицинскому использованию наркотиков, равно легальных и нелегальных, детьми и подростками. Создается впечатление, что разграничение между употреблением и злоупотреблением по отношению к немедицинскому использованию как запрещенных, так и лекарственных наркотиков менее приемлемо для общественного мнения, чем такое же различие по отношению к алкоголю. В начале XX в. термин "наркомания" относился к незаконному применению наркотиков, при этом моделям потребления и его последствиям уделялось мало внимания. Позднее этот термин получил более узкое толкование, а в 1957 г. по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) стали различать пристрастие к наркотикам (физическое состояние) и привычку к наркотикам (психологическое состояние).
В настоящее время профессионалы, занимающиеся этой проблемой, предпочитают термин "зависимость". В 1965 г. в документах ВОЗ указанному термину было дано следующее определение: "...психическое, а иногда также и физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотиком". Это состояние характеризуется поведенческими и другими реакциями, среди которых обязательно присутствует непреодолимая тяга к постоянному или периодическому употреблению наркотика для того, чтобы испытать его психическое воздействие, а иногда — чтобы избавиться от неприятных ощущений, связанных с его от-
сутствием. Толерантность может присутствовать или отсутствовать. Может наблюдаться зависимость сразу от нескольких наркотиков. Сегодня принято различать психологическую и физическую зависимость. При психологической зависимости потребители наркотиков испытывают желание постоянно или периодически принимать наркотик, чтобы избежать дискомфорта или получить желаемый эффект, например чувство удовлетворения. О физической зависимости говорят в том случае, когда развивается толерантность (одна и та же доза наркотика становится менее эффективной, и приходится принимать все большие дозы, чтобы достичь желаемого результата) и когда при резком прекращении приема наркотиков возникает абстинентный синдром (типичные отрицательные симптомы). Классификация наркотиков Вещества, влияющие на эмоциональное состояние, можно классифицировать разными способами. Если попросить химика, фармацевта, полицейского, врача и наркомана сгруппировать наркотики, то каждый из них сделает это по-своему, в зависимости от того, какие конкретные признаки будут взяты за основу. Например, в основу могут быть положены одинаковые химические свойства, способность вызывать похожие поведенческие реакции, воздействие на идентичные участки головного мозга, упоминание в одной статье федерального закона или законодательства штата. Когда наркотики группируются по их способности вызывать схожие поведенческие реакции, обычно используется следующая классификация: 1) наркотические анальгетики, 2) средства, вызывающие торможение 3)стимуляторы центральной нервной системы, 4)конопля, 5)галлюциногены, 6)ингалянты. Наркотические анальгетики. Препараты этой группы используются в медицине как болеутоляющие средства, назначаются также при сильном кашле и желудочно-кишечных расстройствах. Некоторые из них имеют природное происхождение, например морфин и кодеин — алкалоиды, содержащиеся в снотворном (опийном) маке Другие же либо являются полусинтетическими соединениями (героин), либо получены путем полного химического синтеза (мета-
дон). Поскольку эти препараты оказывают тормозящее действие на центральную нервную систему, вызывая сильный болеутоляющий и успокаивающий эффект, их называют наркотиками. По оценкам специалистов, не менее полумиллиона американцев страдают зависимостью от героина. Только в одном 1984 г. в мире было произведено 1573 тонны опийного мака. Крупнейшим в мире производителем этого наркотика является Бирма. В 1984 г. в США было продано героина на сумму примерно 4 млрд долл. От сверхдоз героина ежегодно умирает около 1000 американцев. Депрессанты. Лекарственные препараты данного класса используются в медицинской практике как анестезия, при лечении эпилепсии, для уменьшения возбудимости и тревоги (седативное действие), а также как снотворные средства. Эти соединения часто называют седативно-снот-ворными, и они взаимозаменяемы, однако при замене корректируются как доза, так и способ введения препарата. При немедицинском использовании эти средства, воздействуя на ЦНС, вызывают состояние опьянения, подобное алкогольному. Барбитураты, насчитывающие в настоящее время уже более 2,5 тыс. разновидностей, по частоте употребления занимают среди препаратов данной категории второе место, уступая лишь алкоголю. Многие потребители наркотиков предпочитают барбитуратам другую группу депрессантов ЦНС — производные бензодиазепина (например, либриум, валиум и т. п.), поскольку в последнем случае меньше риск приобрести зависимость. Стимуляторы центральной нервной системы. Вещества этого класса можно разделить на три большие группы: ксантины, или производные пурина (среди них наиболее известен кофеин), кокаин, амфетамин и его аналоги. Все эти средства обладают способностью оказывать общее возбуждающее влияние, выражающееся в повышении умственной и физической работоспособности, ощущении прилива сил, бодрости, снижении аппетита, уменьшении потребности в сне и чувства усталости. Предположительно б млн американцев принимают стимуляторы и успокаивающие средства нелегально, без ведома и контроля врачей. До 1970 г., когда Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продук- НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ тов и медикаментов запретило использовать амфетамины, кроме некоторых случаев (гиперкинез, нарколепсия и непродолжительный курс похудания), эти препараты применялись гораздо шире, чем сегодня. Ученые заметили, что у людей, принимавших амфетамины для того, чтобы сбросить вес, быстро развивалась толерантность к свойству этих лекарств подавлять аппетит. Им приходилось увеличивать дозу до такой степени, что возникала серьезная угроза их здоровью. Кокаин получают из растения кока, произрастающего в Южной Америке. Около 4 млн человек жуют листья коки для прилива сил и бодрости. Это растение занимало важное место в культе инков, которые использовали его как религиозный символ и в качестве денег. Сегодня кокаин применяют для местного обезболивания и как сосудосуживающее средство. По оценкам специалистов, в 1984 г. примерно 20 млн американцев истратили на кокаин 18 млрд долл. Кокаин в основном поступал из Перу, Боливии, Колумбии и Эквадора. В 1985 г. в США впервые появился крэк, сильнодействующий и в то же время недорогой синтезированный кокаин, который вдыхают в виде паров через стеклянные трубочки. Этот наркотик начал стремительно завоевывать популярность и вскоре распространился по всей стране. Из-за низкой цены среди потребителей крэка появилось много подростков. Несмотря на все усилия США сократить поступление в страну запрещенных наркотиков со всего мира, производство коки в 1984 г. увеличилось на треть по сравнению с 1983 г., а по оценке Специального комитета по борьбе с наркоманией, в 1984 г. импорт кокаина составил 85 тонн. Конопля. Из конопли получают марихуану и гашиш. С 1985 г. главный психоактивный компонент конопли используется в качестве рецептурного лекарства дня подавления тошноты и рвоты у раковых больных, подвергающихся химиотерапии. Это средство также эффективно при лечении глаукомы, мышечных спазм у больных рассеянным склерозом и астмой, но пока в этом качестве оно официально не разрешено. В 1984 г. американцы истратили на марихуану предположительно 44 млрд долларов. Более половины потребляемой в США марихуаны поступает из Колумбии. Наркотик экспортируется также из Мексики, Ямайки и Белиза. Предполагается, что в 1984 г. в США было ввезено от 30 до 60 тыс. тонн марихуаны, а еще примерно 4 тыс. тонн было произведено внутри страны. По оценкам специалистов, не менее 25 млн американцев куря г НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ 100 101 НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ
марихуану постоянно, а еще 40 млн человек употребляет этот наркотик время от времени. Галлюциногены. Многочисленные вещества этой группы известны человечеству уже более 5 тыс. лет. Одни из них имеют природное происхождение, другие получаются ныне синтетическим путем, но все они обладают общим свойством вызывать изменения в эмоциональном состоянии, ощущениях и восприятии вплоть до иллюзий и галлюцинаций. К наиболее распространенным галлюциногенам относятся: 1) ЛСД — полусинтетическое соединение, получаемое на основе лизергиновой кислоты, которая содержится в спорынье; 2) мескалин — основной алкалоид кактуса пейот; 3) МДМА — синтетическое соединение, обладающее свойствами как галлюциногена, так и стимулятора, и 4) псило-цибин — психоактивный компонент одноименного гриба. Считается, что примерно 1 млн американцев регулярно пользуются галлюциногенами. Исследователи доказали, что ЛСД и другие галлюциногены имеют лечебные свойства, благодаря которым их можно успешно использовать в терапевтических целях в психиатрии. Но пока официальная практика медицинского применения этих препаратов ограничивается экспериментальными исследованиями. Ингалянты. К этой группе относятся ингаляционные средства для наркоза — закись азота (газообразное вещество), эфир и хлороформ (испаряющиеся жидкости). В эту категорию также входят летучие углеводороды (газолин, керосин, бензин и другие химические вещества), которые используются в производстве аэрозолей. Многие обычные препараты бытовой химии, например чистящие средства, клей, оконная замазка, краски и лаки, содержат органические растворители, в состав которых входят психоактивные компоненты, такие, как толуол и ацетон. Некоторой популярностью пользуются нитриты амила и бутила, видимо, в качестве стимуляторов сексуальной активности. Тенденции в потреблении наркотиков Хотя социальная проблема наркомании не нова, сегодня общество располагает гораздо большей информацией о моделях и тенденциях незаконного употребления наркотиков. На основании результатов периодически проводимых национальных исследований и статистических данных, полученных из отделений "Скорой помощи" городских больниц, можно сделать ряд выводов:
1. В конце 70-х годов начался постепен 2. Почти две трети молодых людей успе 3. По крайней мере один из 20 старше 4.В 1984г. 29% учащихся старших классов средней школы употребляли хотя бы один запрещенный наркотик. 5. В период с 1980 по 1983 г. в большинстве крупных городов США число пациентов, нуждавшихся в неотложной помощи в связи с передозировкой героина или кокаина, возрастало. В последние годы дальнейшего роста не наблюдается. Корреляты и предпосылки С какими психологическими, социальными и демографическими факторами коррелирует незаконное употребление наркотиков? Существует ли типичная схема наркотизации? Можно ли выделить измеримые предпосылки вхождения в наркопотребление? Ответы на эти вопросы зависят от того, в какой временной отрезок собиралась информация. В 60-е годы незаконное потребление наркотиков считалось отклонением от поведенческой нормы (и снова стало считаться таковым в середине 80-х годов) в большей степени, чем в середине и конце 70-х годов. Следовательно, те, кто употребляли наркотики в то время, когда такое поведение не было привычным в их социальной среде, отклонялись от нормы по ряду параметров. Среди этих параметров — установка на участие в общепринятых организованных формах социальной активности и реальная вовлеченность в них (например, в такие формы, как религия), качество взаимоотношений между родителями и детьми, личностные характеристики, конформизм и антиобщественное поведение. Напротив, в середине 70-х годов молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет, ни разу не пробовавшие какой-либо наркотик, были явно нетипичны. В 70-е годы белые подростки приобщались к наркотикам в основном по следующей схеме: сначала пиво и вино, затем крепкие спиртные напитки и сигареты и, наконец, марихуана. Приобщение к другим наркотикам шло в такой последовательности: таблетки (стимуляторы и депрессанты НДС), галлю- циногены, кокаин, героин. Очевидно, что с продвижением ко все более сильным наркотикам число потребителей уменьшается. Среди черной молодежи порядок приобщения был несколько другим: марихуана предшествовала кокаину, затем героин, депрессанты, стимуляторы, галлюциногены. В 80-е годы и белые и черные подростки начали употреблять героин в более раннем возрасте. Приобщение молодых людей к употреблению марихуаны в огромной степени зависит от стиля поведения и ценностей, принятых среди их сверстников. Однако, как считают некоторые ученые, глубокая вовлеченность в потребление наркотиков формируется внутриличностными особенностями. Кроме того, если чья-либо индивидуальная модель потребления наркотиков значительно отличается от той, которая принята в его социокультурной среде, то весьма вероятно, что этот человек страдает серьезным психическим расстройством. Специалисты по профилактике наркомании рассматривают приобщение к марихуане как значимый негативный фактор общего развития подростка и стремятся найти такие превентивные меры, чтобы молодежь начинала курить марихуану как можно позднее. Если способы профилактики эффективны, то у подростка есть больше шансов избежать такой модели поведения, которая может привести к отклонениям от нормы. Негативные последствия Злоупотребление наркотиками, воздействующими на эмоциональное состояние и поведение человека, имеет множество неблагоприятных последствий. Среди них следует назвать травмы и заболевания от использования нестерильных игл и неочищенных растворов, снижение умственных и физических способностей вследствие ослабевающей памяти и неустойчивого темперамента, а также невозможность адекватно выполнять семейные, социальные и профессиональные функции. В 1980 г. наркомания нанесла США ущерб, оцененный в 46,9 млрд долл. Большая часть этих потерь произошла за счет сокращения производительности труда (28 млрд долл.). К этим потерям надо добавить расходы на лечение наркоманов (1,4 млрд долл.), на содержание системы уголовного правосудия (5,9 млрд долл.), на борьбу с торговлей наркотиками и другими преступлениями на почве наркомании (8,7 млрд долл.). Поскольку определить алкогольное опьянение можно с помощью анализа, о связи между потреблением алкоголя и дорожно-транспортными происшествиями известно гораздо больше, чем в случаях с другими психоактивными веществами. Тем не менее некоторые данные свидетельствуют, что управление автомобилем после приема марихуаны увеличивает риск аварии. Депрессанты ЦНС (седативно-снотворные средства) также могут отрицательно повлиять на человека за рулем, снижая быстроту реакции и нарушая целостное восприятие информации. Связь между наркотиками и преступностью исследована достаточно широко. Убедительно доказано наличие взаимозависимости между приобщением к нелегальному потреблению наркотиков и преступной деятельностью с целью добычи денег. Хотя некоторые наркоманы начинают преступать закон после того, как у них появится наркозависимость, большинство из них вовлекаются в преступную деятельность до того, как стали наркоманами. Связь между потреблением наркотиков и агрессивностью и хулиганством наиболее ярко проявляется в случаях, связанных с приемом больших доз стимуляторов Щ 1С, которые могут вызывать излишнюю подозрительность, паранойю, гиперактивность и резкие перепады настроения. Обнаружена также зависимость между передозировкой депрессантами Щ1С и буйным, жестким поведением, что вполне закономерно, поскольку эти препараты вызывают интоксикацию, подобную алкогольной. Теории этиологии Существует много теорий, в которых делаются попытки объяснить, почему человек начинает принимать наркотики и все сильнее вовлекается в этот процесс, почему возникает наркозависимость, почему наркоман не отказывается от наркотиков, несмотря на все неблагоприятные последствия, и почему человек перестает принимать наркотики. Экономические модели выдвигают на первый план денежные отношения, которые определяют поведение поставщиков и потребителей наркотиков в разнообразных условиях, связанных с торговлей наркотиками. Биологические теории стремятся объяснить поведение наркоманов на основе физиологических факторов, либо предшествующих наркотизации, либо возникающих как ее следствие. Социологические теории рассматривают влияние социальных условий, таких, как, например, безработица и культурная традиция. Поскольку употребление наркотиков начинается, как правило, в подростковом возра- НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ 102 103 НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ
сте, были предприняты значительные усилия, чтобы определить, что предшествует и что способствует наркотизации подростков. До сих пор исследования в этой области были сфокусированы на факторах, которые могут формировать предрасположенность личности к наркомании, а именно: 1) антисоциальное поведение в раннем возрасте; 2) качество и последовательность воспитания в семье, общение между членами семьи, подражание ролевому поведению родителей; 3) адаптированность к социальной среде и учебному процессу в первые годы учебы в школе и степень желания ребенка учиться; 4) вовлеченность в группу сверстников, чьи стиль поведения и социальные установки предполагают употребление наркотиков; 5) личностные характеристики, такие, как непокорный нрав, неприятие традиционных ценностей, равнодушное или одобрительное отношение к фактам отклонения от нормы, сопротивление традиционным институтам власти и ярко выраженное стремление к независимости; 6) степень личностной компетентности и социальной ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|