Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие закономерности развития современной литературы




Введение

 

«Современный литературный процесс» – дисциплина, изучаемая студентами филологического факультета четвертого года обучения. Данный курс ориентирован на студентов, изучавших одну из общих дисциплин по теории литературы и прослушавших курсы по истории русской и зарубежной литературы.

Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны знать общие закономерности развития русской литературы XIX-XX веков, а также – основные литературоведческие понятия и категории, необходимые для аналитического прочтения художественного текста. Студенты должны обладать умением анализировать литературное произведение с учетом различных сторон и элементов его структуры. У них должны быть сформированы навыки работы с научной и критической литературы, позволяющей глубже и точнее постичь особенности художественного текста.

Данная дисциплина призвана познакомить студента с общими особенностями современной отечественной литературы и закономерностями ее развития в последние десятилетия. Курс «Современный литературный процесс» дает возможность студентам получить представления о сложной системе разнообразных литературных течений, направлений и школ, появившихся в конце XX века, и научиться различать индивидуально-творческие методы отдельных писателей и поэтов, создающих новые художественные картины мира.

В цели и задачи изучения данной дисциплины входит ознакомление студентов с различными литературными течениями современной русской литературы, разнообразными жанрово-стилистическими формами современной отечественной прозы, поэзии и драматургии, с творчеством и художественными системами отдельных современных писателей и поэтов.

 

 

Методические указания

Работу по изучению курса современной русской литературы необходимо начать со знакомства с общей характеристикой литературного процесса рубежа XX – XX вв. и основными проблемами, связанными с определением ведущих тенденций развития русской литературы и выявлением художественных особенностей произведений данного периода. Для понимания путей исторического развития отечественной литературы рекомендуется обратиться к периодизациям литературного процесса, предложенным в концепциях М. Эпштейна и Д.С. Лихачева, во-первых, позволяющим получить представление о процессах, присущих эволюции литературного творчества, а во-вторых, способствующим проблематизации данного явления и способствующим выработки у студентов творчески-аналитического подхода к изучению современной художественной литературы.

Знакомство с современной русской литературой предполагает чтение художественных текстов, позволяющих получить целостное представление о литературном процессе последних десятилетий.

При изучении творчества современных писателей и поэтов студентам необходимо овладеть знаниями основных тенденций развития современной отечественной прозы, специфики иерархических отношений в современной литературе, своеобразия современной русской поэзии и драматургии, сущности литературной критики 1990-х – 2000-х годов. Студенты должны приобрести умения ориентироваться в многообразии творческих индивидуальностей современного литературного процесса и выработать навыки аналитического прочтения художественных произведений современной литературы, предполагающего видение проблематики и выявление основных художественных средств того или иного текста.

Семинарские занятия по данному курсу являются неотъемлемой частью общего процесса изучения данного предмета. Материал семинаров не дублирует соответствующие разделы лекционных занятий. Его задача – создание интереса к исследовательской деятельности, активизация творческого потенциала студентов.

Методическая разработка каждого семинарского занятия содержит план с перечнем выносимых на обсуждение вопросов и список литературы, включающий художественные произведения, критические и научные работы. Семинарские занятия достаточно разнообразны по форме проведения. Предполагается обращение к целостному анализу художественного текста (например), проводится сопоставительный анализ произведений современной и классической литературы (например), организуется дискуссионная форма освоения материала (например). При выборе последовательности расположения изучаемых тем во внимание принимается жанрово-родовая специфика современной литературы и степень традиционного / новаторского в творчестве рассматриваемых авторов, так как одной из главных учебных задач семинарских занятий является формирование навыков соотнесения конкретных художественных произведений с закономерностями развития литературного процесса в целом.

В силу того, что современный литературный процесс – явление динамически развивающееся, говорить об окончательно устоявшихся литературных репутациях на данном этапе осмысления современной литературе неправомерно. Этим обусловлена сложность выбора произведений для обсуждения на семинарских занятиях. С учетом указанной специфики материала данного курса для изучения на семинарах предлагаются художественные тексты, представляющие собой наиболее значительные произведения современной литературы, эстетические достоинства которых не вызывают сомнений.

Первый этап подготовки к семинару – чтение художественных тестов. Необходимо осмыслить содержание произведения, попытаться воссоздать логику художественной мысли автора, соотнести свои впечатления от прочитанного с вопросами плана занятия.

Следующий этап предполагает чтение критической и научной литературы. От студентов требуется не только умение правильно составить конспект, выделить главное в прочитанной статье или монографии, подготовить план выступления на семинарском занятии, но и творчески подойти к решению той или иной научной проблемы, сопоставить точки зрения авторов критических и исследовательских работ, определить свою позицию в научной полемике. Оформлению собственной позиции способствует коллективное творческое обсуждение темы, предложенной к рассмотрению на семинаре.

В качестве самостоятельной работы студентов предполагается чтение дополнительной учебной и научной литературы, подготовка сообщений, посвященных отдельным произведениям современных писателей, чтение художественной литературы, рекомендованной к самостоятельному изучению, конспектирование критических и научных работ, принципиальных для осмысления материала данной дисциплины, подготовка к семинарским занятиям и выполнение домашних заданий.

 

Общие закономерности развития современной литературы

 

До середины 1980-х гг. понятие «современный литературный процесс» было идентично понятию «современная литература». В современный литературный процесс включались те произведения, которые были написаны и опубликованы в течение последних 10-15-ти лет. С началом перестройки происходят изменения в соотношении данных понятий. Вхождение в литературное сознание произведений, которые прежде по различным причинам не стали фактом актуальной культуры, присело к тому, что «возвращенная» проза метрополии и проза русского зарубежья, не представляя современного среза литературы, тем не менее, входили в современный литературный процесс, оказывая серьезное влияние на восприятие художественной литературы, на ее эстетику и поэтику, на уровень читательских притязаний. Существенной оказывалась не дата написания, а время вхождения в культурную сферу. До недавнего времени в широком читательском восприятии многие произведения воспринимались как явления литературы конца XX века, хотя были созданы в разные предшествующие годы. Именно влияние входящей литературы и обусловило некоторое размежевание понятий «современный литературный процесс» и «современная литература».

Изменения в общественно-политической ситуации 1990-х гг. привело к переориентации восприятия литературы. Закончилось время публикаций прежде запрещенных, а после возвращенных произведений. Литературный процесс после 1991-го г. приобретает новые черты. Современное его состояние вновь определяется современными произведениями. Структура литературной реальности последних 15-ти лет становится снова привычной, и понятии «современный литературный процесс» и «современная литература» совпадают.

Итак, под современной литературой понимаются в основном произведения, созданные с 1986-го года до настоящего времени. Естественно, что начало XXI века не является каким-либо пределом в развитии литературы. Процессы, возникшие в 1980-е – 1990-е гг., продолжают развиваться и сейчас, а также продуцируют новые эстетические формы, жанровые и стилевые образования, литературные течения.

Последние два десятилетия характеризуются обилием и разнообразием художественных тенденций, творческих методов, эстетической многополярностью общей картины русской литературы. Происходит трансформация литературных кодов, связанная с возникновением или переосмыслением целого ряда литературных явлений, таких как авнгард, модернизм, неосентиментализм, постмодернизм, постреализм, метаметафоризм, концептуализм, соц-арт и т. п.

В современной отечественной прозе происходит разделение на множество взаимодействующих направлений и течений, характеризующихся неоднородностью идеологических и эстетических установок. Реалистические принципы осложняются достижениями иных художественных методов и корректируются с учетом механизмов создания текста, выработанных в поэтике модернизма и постмодернизма. На рубеже 1980-х – 1990-х гг. традиционный реализм был подвергнут серьезным испытаниям, так как под сомнения ставился долгое время оставшийся неоспоримым его авторитет. Вместе с тем реалистическая литература занята поиском новых путей своего развития и обновления. В рамках реалистического направления появляются различные художественные системы: «традиционный» реализм (О. Николаева, М. Кураев, В. Алфеева), «сентиментальный» реализм (А. Варламов, А. Слаповский, Л. Улицкая, Л. Бежин), «романтический» и экзистенциальный реализм (О. Ермаков, А. Курчаткин, В. Маканин). Включение в реалистические произведения элементов фантастического, мистического приводит к необходимости по-новому определить литературное направления. Возникают новые определения реалистической прозы, такие как «постреализм», «трансметареализм», «новый реализм», которыми характеризуются произведения В. Маканина, И. Полянской, А. Кима, М. Бутова, О. Славниковой.

Усложненные формы прозаических текстов требуют описания жанрово-стилевых особенностей современной литературы. Так, в отечественной прозе 1990-х – 2000-х гг. актуализируются различные типы художественной условности, объединяемые в общую формацию условно-метафорической прозы (произведения А. Кима, Т. Толстой, В. Пелевина).

В начале 1990х гг. активно развивается литература постмодернизма, претендующая занять место магистрального направления в общем потоке современной литературы. Сформировавшаяся в рамках «другой прозы» 1980-х гг. и андеграундной литературы «самиздата», постмодернистская эстетика в качестве ведущего художественного принципа декларирует отказ от ценностного отношения к миру. Основными текстопорождающими механизмами у писателей постмодернистской направленности становятся интертекстуальность, ирония, игра культурными кодами. Наиболее ярко эти черты просматриваются в творчестве Вик. Ерофеева, В. Пелевина, В. Сорокина, Т. Толстой, Е. Попова, А. Королева, Дм. Галковского, Ю. Коваля, В. Шарова и других.

В последние годы наблюдается некоторые изменения в постмодернистской литературе, связанные с возвращением литературы к аксиологии. Писатели-постмодернисты начинают выстраивать собственные иерархии ценностей, возвращая литературе глубокое духовное измерение (например, романы «Быть Босхом» А. Королева, «След в след» В. Шарова, «День опричника» В. Сорокина).

Кроме того, необходимо учитывать, что один и тот же писатель может выступать в качестве представителя различных художественных течений: как реалист, как концептуалист, как метафорист и т. д. (например, В. Сорокин или Л. Петрушевская).

Разнообразие эстетического поиска характеризует современную поэзию. Особое влияние на формирование сегодняшней поэтической парадигмы принадлежит неофициальной поэзии 1960-х – 1980-х гг., творчеству И. Бродского, лирике концептуалистов и метаметафористов, заявивших о себе в 1980-е годы и продолжающих писать в настоящее время. Общей чертой современной российской поэзии является ориентация на русскую и мировую поэтические традиции и осмысление их в новаторских формах.

На рубеже XX – XXI вв. появляются новые произведения в отечественной драматургии. Оригинальность поэтики и решения драматического конфликта отличает пьесы таких авторов, как Л. Петрушевская, Н. Садур, Н. Коляда, М. Курочкин, И. Вырыпаев, Е. Исаева, братья О. и В. Пресняковы, Е. Гришковец.

Особое значение в общей картине литературной жизни последних 15-ти лет получает массовая литература, ориентированная на индустрию развлечений, не претендующая на глубину содержания и оригинальность художественных форм, но пользующаяся огромным спросом у читательской аудитории. Являясь в большей степени социально-психологическим, нежели эстетическим феноменом, массовая литература тесно взаимодействует с серьезной «высокой» литературой и способствует выработки новых художественных стратегий в целом.

В современном литературном процессе чрезвычайно возрастает роль литературной критики. Критика советского периода по своей направленности и характеру была явлением, обслуживающим государственные интересы и транслирующим официальные идеологические установки. С середины 1980-х гг. критика делится на отдельные группы, а позднее и голоса. Становится очевидным, что существуют действительно различные мнения о произведениях и происходящих в литературе изменениях, что возможным оказывается их несовпадение не только в деталях, но и в концептуальном осмыслении. Полемика вокруг новых литературных явлений и отдельных художественных текстов является существенной частью литературного процесса, оказывает влияние на писателей и на восприятие их произведений читателями.

Таким образом, русская литература на современном этапе своего развития представляет собой конгломерат разнообразных и равноправных эстетических установок, литературных направлений и течений, творческих индивидуальностей, которые находятся в постоянном, непрерывном диалоге друг с другом и с предшествующей литературой.

 

Основная литература

Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2-х томах. Т. 2 1968-1990. М., 2007.

Нефагина Г.Л. Русская прозаконца XX века. М., 2005.

Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. СПб., 2005.

Дополнительная литература

Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века – начало XXI века). СПб., 2004.

Абашева М.П. Литература в поисках лица. Русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности. Пермь, 2001.

 

Современная русская проза

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...