Поэтика современной реалистической прозы.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Рассказ В. Маканина «Кавказский пленный». Роман Л. Улицкой «Медея и ее дети»
1. Развитие традиций классической русской литературы в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Рассказ В. Маканина в контексте «Кавказских пленников» литературы XIX века (поэмы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, повесть Л.Н. Толстого). 2. Романтическое и экзистенциальное в рассказе «Кавказский пленный». 3. Образ главного героя рассказа. Изменения психологического облика Рубахина в процессе сюжетного развития рассказа. Сон Рубахина как смыслопорождающий элемент композиции. 4. Категория прекрасного в рассказе В. Маканина. Красота человека и красота природы. Понимание красоты автором и героями. Диалог с Ф.М. Достоевским. 5. Семантика имени главной героини романа Л. Улицкой «Медея и ее дети». Медея в романе и Медея в античной мифологии. 6. Время и вечность в романе Л. Улицкой. Как в композиции романа выстраивается оппозиция «временное – вечное»? 7. Функции ретроспективных глав в произведении Л. Улицкой. Соотношение настоящего и прошлого. 8. Концепция Дома и Семьи в романе «Медея и ее дети».
Художественные тексты Маканин В. Кавказский пленный. Улицкая Л. Медея и ее дети. Литература 1. Дмитриченко Е.В. Ритм прозы В. Маканина // Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. СПб., М., 2002. 2. Иванова Н. Случай Маканина // Знамя. 1997. № 4. 3. Левина-Паркер М. Смерть героя: О последних произведениях В. Маканина // Вопросы литературы. 1995. Вып. 5. 4. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. М., 2005. 5. Роднянская И. Сюжеты тревоги (Маканин под знаком «новой жестокости») // Новый мир. 1997. № 4. 6. Егорова Н.А Мифопоэтические образы в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» // Художественный текст и культура. Владимир, 2006.
7. Савкина И. Род/дом: семейные хроники Людмилы Улицкой и Василия Аксенова // Семейные узы. Кн. 1. М., 2004. 8. Тимина С. Ритмы вечности (Роман Людмилы Улицкой «Медея и ее дети») // Русская литература XX века в зеркале критики. М., СПб., 2003.
Семинарское занятие № 3. Роман А. Битова «Пушкинский дом»: поэтика и проблематика
1. Реминисценции и цитаты, вынесенные в названия разделов и глав романа, их функции в структуре произведения. Какие смыслы образуются в результате взаимодействия в пределах одного текста различных произведений русской классики? 2. Контексты героя, автора-повествователя и автора-творца в романе Андрея Битова «Пушкинский дом», их взаимодействие. 3. Лева Одоевцев в системе персонажей романа (Одоевцев – дядя Диккенс, Одоевцев – Модест Платонович, Одоевцев – Фаина, Одоевцев – Митишатьев и др.). 4. Глава «Версия и вариант» в финале каждого раздела романа, ее значение для понимания концепции произведения. 5. Жанрово-стилевая амбивалентность романа А. Битова. Почему роман «Пушкинский дом» трудно отнести к какому-либо определенному художественному методу? 6. Система ценностей в романе «Пушкинский дом».
Задание: Составить тезисный конспект главы «Разгром музея: "Пушкинский дом" Андрея Битова» из книги М. Липовецкого «Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики».
Художественный текст Битов А. Пушкинский дом.
Литература 1. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000. 2. Липовецкий М. Разгром музея: "Пушкинский дом" Андрея Битова //Липовецкий М. Русский постмодернизм: Очерки исторической поэтики. Екатеринбург, 1997. 3. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2-х томах. Т. 2 1968-1990. М., 2007. 4. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 1999.
5. Тюленева Е.М. "Пушкинский дом" А. Битова: кольцо как прием, концепт и способ существования текста // Вестник Ивановского гос. ун-та. Сер.: Филология. Иваново, 2003. Вып. 1. 6. Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. – М., 2000.
Семинарское занятие № 4. Русская постмодернистская проза. Художественный универсум в романах В. Пелевина «Чапаев и Пустота» и Т. Толстой «Кысь»
1. Интертекстуальность и постмодернистская ирония в романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота», их функции в структуре произведения. 2. Идеи дзэн-буддийской философии в романе В. Пелевина. 3. Персонажи романа (Петр Пустота, Чапаев, Котовский, барон Юнгерн и другие) как носители художественной концепции. 4. Два плана повествования в романе «Чапаев и Пустота». Взаимодействие прошлого и настоящего в формировании постмодернистской картины мира. 5. Роман Т. Толстой «Кысь» как современная антиутопия. Почему этот роман считается «национальной антиутопией»? 6. Черты условно-метафорической прозы в романе «Кысь». 7. Семантика названия романа Т. Толстой, его возможные интерпретации. 8. Интертекстуальные связи в романе «Кысь». Реализация представлений о мире как Тексте. Книга как центральный художественный знак в структурно-семантической организации романа.
Задание: Выписать из указанных романов В. Пелевина и Т. Толстой по 10 примеров интертекстуальности (цитаты, реминисценции, аллюзии и т.д.), объяснить их функцию в тексте произведения.
Художественные тексты Пелевин В. Чапаев и Пустота. Толстая Т. Кысь.
Литература 1. Ащеулова, И.В. «Мир как тексты» в постмодернистских романах конца ХХ века: (В. Пелевин, Т. Толстая) // Русское литературоведение в новом тысячелетии. М., 2003. Т. 2. 2. Бабенко Н.Г. Читая «Кысь» Т. Толстой как эпикриз культурного одичания // Кирилл и Мефодий: духовное наследие. Калининград, 2002. 3. Ишимбаева Г. «Чапаев и Пустота»: постмодернистские игры Виктора Пелевина // Вопросы литературы. 2001. № 6. 4. Генис А. Виктор Пелевин: Границы и метаморфозы. //Знамя, 1995. № 12. 5. Давыдова Т. Т. Роман Т. Толстой “Кысь”: проблемы, образы героев, жанр, повествование // Русская словесность. 2002. № 6.
6. Пронина А. В. Наследство цивилизации: о романе Т. Толстой “Кысь” // Русская словесность. 2002. № 6. 7. Пронина Е. Фрактальная логика Виктора Пелевина // Вопросы литературы. М., 2003. Вып. 4.
Семинарское занятие № 5. Поэтика прозы Л. Петрушевской. Повести «Свой круг» и «Время ночь»
1. Черты «другой прозы» в произведениях Л. Петрушевской. Случайность, абсурд, бытовой хаос как основа художественной картины мира в повестях «Свой круг» и «Время ночь». 2. Образ круга в повести «Свой круг», его семантические значения. 3. Система персонажей в повести «Свой круг». 4. Своеобразие финала повести «Свой круг». Интерпретация повести в рамках мифологического и религиозного контекстов. 5. Специфика пространства и времени в повести «Время ночь». 6. Со-противопоставление категорий «жизнь» и «смерть» в повести «Время ночь». 7. Ритуальность существования персонажей в произведениях Л. Петрушевской. Сходства и различия главных героинь повестей «Свой круг» и «Время ночь».
Художественные тексты Петрушевская Л. Свой круг. Время ночь.
Литература 1. Кякшто Н.Н. Поэтика прозы Л. Петрушевской (повесть «Свой круг») // Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. СПб., М., 2002. 2. Лебедушкина О. Книга царств и возможностей // Дружба народов. 1998. № 4. 3. Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. № 10. 4. Панн Л. Вместо интервью, или Опыт чтения прозы Л. Петрушевской вдали от литературной жизни метрополии // Звезда. 1994. № 5. 5. Славникова О. Петрушевская и пустота // Вопросы литературы. 2000. № 2. Семинарское занятие № 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|