Современная литературная критика
Литературная критика в современном литературном процессе занимает одну из центральных позиций, во многом определяя развитие отечественной литературы и традиционно являясь связующим звеном между писателем и читателем. Если в советское время, став инструментом идеологической пропаганды, критика практически утратила свое влияние на читательскую аудиторию, то с конца 1980-х гг. происходит ее возрождение и возвращение в литературную ситуацию в качестве свободного от политической ангажированности полноценного явления современной литературной жизни. Молодые критики, такие как П. Басинский, Н. Елисеев, Н. Иванова, А. Немзер, С. Чуприни, К. Степанян, видели свою задачу прежде всего в объективном рассмотрении разнообразной, многомерной литературы, пришедшей к читателю в перестроечные и постсоветские годы. В это время критика остро ощущала необходимость отказа от устаревших шаблонов в изучении русской литературы, особенно современной. Критика первой почувствовала создание новой эстетической системы, разрушающей прежние мифы, предлагающей новый художественный язык и, следовательно, требующей выработки иных критериев оценки и осмысления появляющихся произведений. Понимание непрерывности литературного процесса и постоянного диалога современной литературы с литературой прошлых эпох стало одним из ведущих принципов критического подхода к художественному тексту. Современная критика активно участвует в обсуждении вопросов дальнейшего развития русской литературы. В 1990-е – начале 2000-х гг. на страницах «толстых» журналов прошел ряд дискуссий, принципиально значимых для понимания общих тенденций, наблюдаемых в современной отечественной литературе: «О массовой литературе, ее читателях и авторах» (1998), «Критика: последний призыв» (1999), «Современная литература: Ноев ковчег? (1999), «Русская поэзия в конце века. Неоархаисты и неоноваторы» (2001). Критики и писатели, участвовавшие в обсуждении заявленных вопросов, высказывали самые различные мнения о перспективах развития литературы, но объединяющим моментом явилась констатация того факта, что популярные в начале 1990-х годов разговоры о «смерти русской литературы» оказались совершенно беспочвенными.
Новая критика рубежа XX – XXI веков тесно связана с литературной повседневностью. Критик информирует читателя о появляющихся новых произведениях, дает компетентный анализ художественной ценности литературного текста, поэтому его оценки, рекомендации, рефлексивное отношение к прочитанному не только предполагаются, но и ожидаются, причем не только читательской аудиторией, но и писателями. В современной ситуации мнение критиков часто способствует успеху, и не в последнюю очередь – коммерческому, или провалу того или иного произведения. Острые, часто скандальные критические статьи нередко провоцируют интерес к текстам, написанным в непривычной эстетической манере, как это было, например, с романами Вик. Ерофеева, В. Пелевина, В. Сорокина. Сознавая свою зависимость от критической оценки, писатель вынужден учитывать мнения критиков при работе над новым произведением. Вместе с тем критические дискуссии на страницах литературных журналов и газет зачастую открывает путь к читателю многим талантливым авторам. Так, именно благодаря критическим обзорам и обсуждениям известность в читательской среде получили такие писатели, как Т. Толстая, Л. Улицкая, Д. Рубина, В. Пелевин, М. Шишкин. Современные критики оказываются свободны в выборе своей функции, своего подхода к художественному тексту и инструментария. Литературная критика конца 1990-х – начала 2000-х гг. чрезвычайно разнообразна, так же как и объект ее интересов. Можно выделить следующие направления деятельности критиков:
– традиционный историко-литературный подход, представленный в статьях Л. Аннинского, Н. Ивановой, И. Роднянской, А. Латыниной, М. Липовецкого; – рецензии и обзоры новой литературы, составляемые А. Немзером, Д. Быковым, Л. Пироговым; – критическая эссеистика, занимающая промежуточное положение между собственно критикой и художественной литературой (А. Генис, П. Вайль, В. Новиков); – критика провокационного характера, актуализирующая внимание к спорным литературным явлением (Вик. Ерофеев, М. Золотоносов, Б. Парамонов); – молодежно-сленговая критика литературных сайтов в Интернете и модных журналов. Еще одной важной составляющей современной критики является ее разомкнутость в художественное творчество: многие из критиков создают собственные произведения (например, О. Славникова, Д. Быков, В. Курицын), а писатели и поэты, в свою очередь, выступают с критическими статьями и заметками (Вик. Ерофеев, С. Гандлевский, Т. Толстая, В. Шубинский). Таким образом, литературная критика является важным элементом современного литературного процесса, без которого невозможно составить целостного полноценного представления о развитии русской литературы конца XX – начала XXI века.
Основная литература Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. СПб., 2005. Русская литература XX века в зеркале критики: Хрестоматия / Сост. С.И. Тимина, М.А. Черняк, Н.Н. Кякшто. М., СПб., 2003. Дополнительная литература Иванова Н. Преодолевшие постмодернизм // Знамя. 1998. № 4. Немзер А. Замечательное десятилетие: о русской прозе 90-х годов // Новый мир. 2000. № 1. Критика: последний призыв: конференц-зал // Знамя. 1999. № 12. Дубин Б. Литературная культура сегодня // Знамя. 2002. № 12.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие № 1. Проблема периодизации русской литературы. Закономерности развития современной литературы
1. Концепция стадиальности М. Эпштейна. Циклы и фазы развития русской литературы. Критерии, лежащие в основе данной концепции.
2. На какой стадии развития, по мнению М. Эпштейна, находится литература 1980-х – 1990-х гг.? 3. Достоинства и недостатки концепции стадиальности М. Эпштейна. Возможные пути ее уточнения и корректировки. 4. Суть теории закономерностей и антизакономерностей Д.С. Лихачева. 5. Какие произведения и писатели русской литературы XX века подтверждают правоту суждений Д.С. Лихачева о развитии русской литературы?
Задание: Составить тезисные конспекты статей «После будущего. О новом сознании в литературе» М. Эпштейна и «Закономерности и антизакономерности в литературе» Д.С. Лихачева, опираясь на предложенный план семинарского занятия.
Литература 1. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1. С. 217-230. 2. Лихачев Д.С. Закономерности и антизакономерности в литературе // Русская литература. 1986. № 3. С. 27-29. 3. Лихачев Д.С. Строение литературы: к постановке вопроса // Русская литература. 1986. № 3. С. 29-30. 4. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В 2-х томах. Т. 2 1968-1990. М., 2007. 5. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века. М., 2005. 6. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI в.) / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.В. Воронина и др. СПб., 2005.
Семинарское занятие № 2.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|