Выбор профиля крыла и оперения
Стр 1 из 6Следующая ⇒ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЁТА A320 Для расчёта аэродинамических характеристик самолёта необходимо определить геометрические параметры отдельных агрегатов. Для определения основных геометрических характеристик самолёта используется базовая плоскость самолёта. По сути это - вертикальная плоскость симметрии самолёта, относительно которой большинство элементов самолёта расположено симметрично слева и справа. Крыло Для определения основных геометрических характеристик крыла, также как для самолёта, используется базовая плоскость крыла, которая определяется как плоскость, содержащая центральную хорду крыла и перпендикулярная базовой плоскости самолёта. Основными характеристиками крыла являются: · относительное удлинение . · эффективное удлинение . · относительное сужение . · стреловидность крыла . Рисунок 1 – Геометрические параметры крыла Удлинение оказывает большое влияние на аэродинамические характеристики крыла. Увеличение его приводит к увеличению несущих характеристик аэродинамического качества крыла. Удлинение крыла определяется как отношение квадрата размаха крыла к его площади:
где - размах крыла. Размах крыла - это расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолёта и касающимися концов крыла. , - площадь крыла, . Площадь крыла - это площадь проекции крыла на базовую плоскость крыла. Сужение влияет на распределение местных коэффициентов подъёмной силы по размаху крыла. Увеличение сужения ведет к уменьшению массы крыла, но повышает склонность к концевым срывам потока, особенно на больших углах атаки. · Сужение крыла определяется по формуле:
где - центральная хорда крыла, м. - концевая хорда крыла, м. Величина центральной хорды- это длина отрезка прямой между точками пересечения передней и задней кромок крыла базовой плоскости самолёта. Величина концевой хорды крыла - это длина отрезка, замыкающего контур крыла на его конце. Для прямоугольных крыльев , а для треугольных . Наряду с сужением часто можно встретить обратное сужение крыла В этом случае диапазон изменения параметра соответствует (0;1). Стреловидность крыла характеризуется углом, измеряемым между перпендикуляром к базовой плоскости самолёта и линией, соединяющей точки, делящие местные хорды в определенном отношении. Различают стреловидность крыла по линиям: передней кромки 1/4 хорд середины хорд Прямое (нестреловидное) крыло - это крыло, у которого . Различают крылья с обратной () и прямой () стреловидностью. · Эффективное удлинение крыла , учитывающее прирост пассивного сопротивления при больших углах атаки, определяется по следующей формуле: где - геометрическое удлинение крыла. Определение аэродинамических характеристик крыла выполняется на основе поэлементного расчёта. С этой целью на крыле выделяются элементы, на основании излома задней кромки, или часть поверхности крыла, обдуваемая воздушными винтами. Рисунок 2 – Разбиение крыла на участки Площадь крыла включает площадь подфюзеляжной части. Для её определения следует продолжить переднюю и задние кромки крыла до пересечения с базовой плоскостью самолёта. Фюзеляж В число основных геометрических характеристик фюзеляжа входят: - Площадь миделя . - Относительное удлинение . - Относительное удлинение носовой части -Относительное удлинение хвостовой части -Площадь омываемой поверхности . · Площадь миделя фюзеляжа определяется по формуле: где - диаметр фюзеляжа. · Относительное удлинение фюзеляжа вычисляется по формуле:
где - длина фюзеляжа. · Относительное удлинение носовой части фюзеляжа определяется как: где - длина носовой части фюзеляжа. · Удлинение хвостовой части фюзеляжа вычисляется по формуле: где - длина хвостовой части фюзеляжа. · Площадь омываемой поверхности фюзеляжа зависит от площади миделевого сечения и находится по статистической формуле: Оперение В состав оперения входит горизонтальное (стабилизатор) и вертикальное оперение (киль). Определение основных геометрических параметров, таких как, сужение, удлинение, средняя аэродинамическая хорда, площадь, производится аналогично крылу. Горизонтальное оперение · Относительное удлинение стабилизатора определяется по формуле: где -длина стабилизатора. -площадь стабилизатора. · Относительное сужение стабилизатора определяется по формуле: Где - центральная хорда стабилизатора - концевая хорда стабилизатора Наряду с сужением часто можно встретить обратное сужение стабилизатора · Стреловидность: передней кромки 1/4 хорд середины хорд Вертикальное оперение · Относительное удлинение вертикального оперения определяется по формуле: где -длина вертикального оперения. -площадь вертикального оперения. · Сужение вертикального оперения определяется по формуле: Где -центральная хорда вертикального оперения. -концевая хорда вертикального оперения. Наряду с сужением часто можно встретить обратное сужение вертикального оперения: · Стреловидность: передней кромки 1/4 хорд середины хорд Мотогондолы двигателей В настоящее время в силовых установках летательных аппаратов находят применение винтовые (ВД), воздушно-реактивные (ВРД) и ракетные (РД) двигатели. Двигатели могут размещаться непосредственно в отсеках фюзеляжа и в мотогондолах вне фюзеляжа. Размещение двигателя в удобообтекаемой гондоле улучшает аэродинамические формы самолёта, обеспечивает организацию входа воздуха и выхода газов, защищает силовую установку от атмосферных осадков, пыли, грязи и др. Размещение мотогондол разнообразно: на концах размаха крыла; пол крылом на пилонах; непосредственно в крыле; пол или над фюзеляжем и пр.
Форма мотогондол отличается от формы фюзеляжа наличием входных и выходных отверстий для воздушного потока, поэтому чтобы использовать расчётные формулы для определения геометрических параметров необходимо построить фиктивное тело мотогондолы. В первом случае носовая часть фиктивного тела получается путем скругления образующих мотогондолы, хвостовая часть получается продолжением образующих до пересечения с осью симметрии в одной точке. Во втором случае для получения хвостовой части фиктивного тела строят лекальную кривую. В третьем случае носовая и хвостовая части представляют две части окружности соответствующей диаметру мотогондолы. После построения фиктивного тела мотогондолы расчёт геометрических характеристик ведется аналогично фюзеляжу. · Для вычисления площади омываемой поверхности мотогондолы следует использовать формулу для боковой поверхности цилиндра: где -диаметр мотогондолы. -длина мотогондолы. · Относительное удлинение мотогондолы вычисляется по формуле: · Удлинение хвостовой части мотогондолы вычисляется по формуле: Пилон мотогондолы Предназначение пилона состоит в креплении двигательной установки самолёта и передаче всех силовых факторов с ее стороны на конструкцию самолёта. Пилон как и крыло набирается из аэродинамических профилей, поэтому расчёт геометрических параметров пилона ведется по формулам применяемым при расчёте характеристик для крыла и оперения. · Относительное удлинение Пилон мотогондолы определяется по формуле: где -Длина пилона мотогондолы, -Площадь пилона мотогондолы. · Сужение пилона мотогондолы определяется по формуле: где -центральная хорда пилон мотогондолы. -концевая хорда пилон мотогондолы. · Эффективное удлинение пилон мотогондолы определяется по следующей формуле: где -относительное удлинение пилон мотогондолы. -эффективное удлинение пилон мотогондолы. ВЫБОР ПРОФИЛЯ КРЫЛА И ОПЕРЕНИЯ Профилем крыла и оперения называется местное сечение крыла или оперения плоскостью, параллельной базовой плоскости самолёта.
Выбор профиля определяется типом самолёта, его скоростным диапазоном. Геометрическими характеристиками профиля крыла являются: · относительная толщина ; · относительная кривизна ; · относительное положение максимальной толщины ; · радиус закругления носка ; · координата расположения максимальной кривизны ; Наибольшее распространение получили двояковыпуклые симметричные и несимметричные профили. С ростом числа Маха полета для крыльев применяются более тонкие профили, с меньшей кривизной, меньшим радиусом носка и наибольшей толщиной у середины хорды. На больших, сверхзвуковых скоростях полета применяются остроносые чечевицеобразные ромбические или клиновидные профили. Характерным линейным размером профиля является хорда - отрезок прямой, соединяющей переднюю и заднюю точки профиля. Помимо длины хорды характерным линейным размером профиля является максимальная толщина профиля, обозначаемая . Чаше всего используется относительная толщина профиля , которая представляет собой отношение максимальной толщины профиля к длине хорды в данном сечении. Относительная толщина профиля обычно выражается в процентах и определяется формулой: где Здесь представляет собой наибольшую ординату верхней поверхности, симметричной составляющей контура профиля, за которую принимают контур симметричного профиля. Несимметричный профиль получается путем алгебраического сложения ординат этого профиля с ординатами средней линии при одинаковых значениях абсциссы. С помощью средней линии профиля можно найти вогнутость профиля. Средняя линия профиля - это геометрическое место точек середин толщин профиля по длине хорды. Вогнутостью профиля называется максимальная по абсолютной величине ордината кривой . где - ордината средней линии, выраженная в долях хорды. Вогнутость профиля может иметь два экстремума. В этом случае, одному экстремуму приписывают знак плюс, другому – минус. Геометрия контура профиля обычно задается в виде таблицы координат. При описании геометрии профиля еще пользуются понятием относительной радиус носка, за который принимается отношение радиуса носка к длине хорды: В зависимости от формы контура профиля и режимов обтекания профили имеют различные термины: дозвуковые, сверхкритические, сверхзвуковые, S-образные и ламинарные. Дозвуковой профиль - профиль, применяющийся при дозвуковых скоростях полета. У таких профилей обычно скругленная передняя кромка и . Сверхкритический профиль предназначен для использования при больших дозвуковых числах Маха. Для сверхкритического профили характерно небольшое волновое сопротивление при нулевой подъёмной силе. По сравнению с другими профилями такой же относительной толщины у суперкритического профиля отрыв потока возможен ближе к концу профиля, что отражается на крейсерском режиме полета.
Сверхзвуковой профиль применяется при сверхзвуковых скоростях полёта и он имеет небольшую относительную толщину (обычно ), малую вогнутость и острую переднюю кромку. S-образный профиль представляет собой профиль с одной или несколькими точками перегиба средней линии. Для полетов на малых дозвуковых скоростях часто используется ламинарный профиль, у которого на большей части контура, как на верхней его части, так и на нижней при обтекании имеет место ламинарный режим течения. Такой профиль обеспечивает минимальное сопротивление трения крыла при крейсерском режиме. Профили, у которых значение больше 12% называются толстыми и применяются до М=0,7. У таких профилей достигаются наибольшие значения максимального коэффициента подъёмной силы , при числе Маха полета большем критического числа Маха профиля имеет место резкое нарастание волнового сопротивления. Профили с относительной толщиной от 7 до 12% называются средними и применяются при М=0,7 - 1,5. При относительной толщине профиля менее 7% профили называются тонкими, выбор такого профиля для крыла осуществляется для самолётов, летающих на больших сверхзвуковых скоростях М>1,5. Использование тонких профилей для крыла не позволяет эффективно использовать его внутренние объёмы. Выбор толщины профиля оперения можно осуществить на основании статистики в зависимости от толщины профиля крыла. Для оперения, как правило, выбирают симметричные профили с несколько меньшей, чем для крыла, относительной толщиной. Развитие авиации в большой степени зависит как от применения новых материалов, новых схем, так и от создания новых аэродинамических профилей крыла. За годы развития авиации благодаря работе многих исследователей были созданы различные серии профилей, исследованы их аэродинамические характеристики, и результаты исследований сведены в атласы. В курсовом проекте при выборе профиля крыла и оперения следует ориентироваться по скорости самолёта на крейсерском режиме полета. Скорость крейсерского полёта отнесенная к скорости звука на высоте крейсерского полета дает число Маха на данном режиме: где - Скорость крейсерского полета, -Скорость звука на высоте крейсерского полета, Значение выбирается из стандартной атмосферы в зависимости от высоты , принимаемой из данных самолёта-прототипа. Полученное значение округляется до ближайшего из стандартной атмосферы. Число Маха крейсерского полета может служить для выбора относительной толщины профиля крыла и оперения из рекомендуемого диапазона (таблица 2). Таблица 2 - Рекомендуемые значения толщин профилей крыла и оперения
Согласно таблице 2 и характеристикам самолёта принимаем
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|