Русская мирологическая школа.
В 19 веке создано 4 школы:-мифологич.,-культ-ист.,-сравнит-ист.,-психологич. Мифологическая шк. Сыграла значит.роль в становлении акад.науки в лит-ры, прежде всего в фольклористике -особой отрасли филологич.изучений, сложилась на рубеже 40-50х гг.19в. В ее появлении весомую роль сыграла теория народности лит-ры как основы ее нац.своеобразия и самобытности. От хар-ра решения этих вопросов, связанных с народностью, зависимо будущее РЛ, кот.не мыслилась вне народности. Остро встает проблема источников вдохновения, рус.нац.хар-ра самобытного воззрения на жизнь, природу. Все это волновало общественность. Так создаются объективные предпосылки для возникновения миф.шк.,кот.и поставила своей целью изучение истоков нац.самобытности рус.народа на материале РЛ и ис-ва и прежде всего поэтич.тв-ва самого народа. Такое название М.шк.получила в связи с тем, что опиралась на учение о мифе и мифологии как первооснове умственной, худ-ой и поэтической деят-сти первобытного доисторич.чела. Это учение было разработано в 20-30 гг19в.немец.филологами– Якобом и Вильгельмом Гримм. Наиболее законченное выражение нашли в труде Якоба Г."Немецк.мифология"1835г.-широкая т.зр.-утвердилась во всей зап-евр науке: взгляд на мифологию как на создание бессознательно творящего духа и выражение сущности нар.жизни. Согласно этому учению, мифология -форма первобытного мышления, средство познания и объяснение человеком явлений окр.мира и жизни. В отл.от логической формы мышления (кот.возникаетна более поздней ступени развития чел-ва), познание – форма бессознательного,естеств-го отражения мира чела. Рез-ты познания закрепились в виде словесных образов –1-й акт мифотворчества. Т.о.,язык как универс-я форма познания тесно в своем развитии связан с мифотворчеством, т.к.мифологич-я оьоазность языка явл-ся 1ым и важным источником нар.воззрений на мир и природу.
В мифологич.учении того времени разрабатывалось 2 теории происхождения мифов: Солярная теория ("солнце"), когда исходное в мифологии - светило,солнце. Метеорологическая (Кун), когда исходное -обожествление сил природы. Рус.мифологи опирались на ту и другую теории. Миф-гия, т.о., выступала как рез-т объективного стремления чела найти объяснение всему происходящему вокруг него. Поскольку условия жизни первобытных людей были везде различны, то мифологич.сознание приобретали разные оттенки (здесь берут истоки нац.особенности каждого народа). Т.е.мифологи верили, что изучение мифа и даст возможность с точностью выявить нац.особенности народа на стадии доисторич.наследия. Источником считали УНТ, иные древние памятники языка и письменности, где самобытн.черты нар.хар-ра сохранились в наиб.чистом и первозданном виде. Т.о., осн.объект рус.исследователей - фольклор и ДРЛ. В России Миф.шк.связана с именем круп.ученого 20в.-Ф.И.Буслаева.(1818-1897)-ему принадлежит выдающ.роль в постановке науч.изучения лит-ры, а т.ж.нар.поэзии,древн.рус.византийского ис-ва,языкознания. Труды его имеют мировую значимость. Установил новое отн-е к старине. Науч.деят-сть Бус-ва продолжалась более полувека, еще при его жизни мифологич.теория, с кот.тесно был связан в 40-50х гг.,вынуждена была уступить место теории заимствования, антропологической теории, исторической. Но Буслаев не оставался чужд этим направлениям в науке, его идеи находили отклик в научн.среде, их подхватили и развивали его ученики. Уже в 50- е гг.встает вопрос о сущности мифа и его историч-х судьбах. Разработка этих вопросов была осуществлена "младш.мифологами", свою осн.задачу они видели в том, чтобы использовать весь опыт теорий мифологич.учения, выявить те самородные мифы и предания, кот.легли в основу произведения поэтического твор-ва. Для осуществления этой цели ученые проделали колос-ю работу по собиранию памятников нар.твор-ва и анализу их вариантов, даже 10-ков этих вариантов. В нач.50-60 гг.выходит 8 выпусков нар.сказок Афанасьева, великорусские сказки Худякова, 10 выпусков песен Киреевского, "Пословицы русского народа" В.Даля. Весь этот мате – предмет изучения школы сравнит.мифологии. Основные последовали Буслаева, младшие мифологи:
А.Н.Афанасьев 1826-1871(теоретик фольклора, занимался вопросами истории лит-ры; главн.труд–3-х томник"Поэтические обозрения славян на природу. Опыт сравнит.изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов". В 1-ю очередь, ставит проблему происхождения мифов. Связал мифотворчество с развитием языка. До этого Буслаев не касался проблемы мифотворчества. Издавал журнал "Библиогоафические записки". Труды по фольклору: "Дедушка домовой", "Колдовство на Руси в старину", работа над сборником "Народные рус.сказки"). Орест Ф. Миллер 1833-1889 (1-е исследование в обл.мифологии–магист.дис."О нравственной стихии в поэзии", резкая критика современников. Лично знаком с Я.Гриммом. Докт.дис."сравнит.-критические наблюдения над слоевым составом нар.рус.эпоса. Илья Муромец и богатыри.."Он сравнивает эпос не только славян, но и различ.народов арийского корня. Выявил устойчивость,однотипность структуры мифологич.сказаний, высказал мысль,что в основе- обязательно 3 существа:1-темное,2-светлое,3-существо, из-за которого и делается нападение. Механизм примерно один. Новшество: учитывал индивид.особенности сказителей). Худяков (стремление вскрыть древ.мифологич.основы фольклорных памятников); Прыжов; Рыбников (автор целого ряда песен) и т.д. Недостатки этой школы: 1. Стремление во что бы то ни стало найти мифологич.аналог сюжету, герою, явлению, наблюдались крайности и в исследовании теории заимствования. Все пытались объяснить лит.влиянием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|