Роль социального работника
С увеличением количества разводов возросло и количество взрослых людей, составляющих категорию остро нуждающихся в помощи со стороны социальных работников. При расторжении брака люди часто испытывают стресс, беспокойство и дискомфорт. Для многих людей этот трудный период является временным, если предшествующий разводу период не был кошмаром. Поэтому основной задачей социальных работников является помощь на этом первом этапе. Профессионал должен понимать, что развод вызывает сильный стресс, который предполагает неожиданно сильные и чередующиеся чувства привязанности и гнева к бывшему партнеру. При этом недавно разведенным бесполезно кон- 13 РАЗВОД И РАЗДЕЛЬНОЕ ПРОЖИВАНИЕ центрировать свое внимание на прошлых ошибках в браке или на проблеме "несходства характеров". Это может усугубить и без того доведенное до предела эмоциональное состояние. Со временем задачей профессионалов становится поддержка разведенных при адаптации к жизни после развода. Они помогают клиенту осознать разрыв супружеских взаимоотношений, сохранить при необходимости или желании контакт с бывшим супругом (например, для блага детей) и настроиться на новые взаимоотношения. В некоторых случаях бывшим супругам удается установить спокойные "функциональные" взаимоотношения, отношения же других в течение нескольких лет характеризуются привязанностью или конфликтами; многие люди долгое время колеблются между спокойствием и конфликтами. Оговоренные посещения ребенка, когда родители вынуждены регулярно встречаться, могут быть эмоционально трудными и являются источником длительного дискомфорта. Часто события в жизни могут нарушить достигнутое равновесие и возродить сильные чувства, существовавшие в момент развода. Это может быть вызвано, например, окончанием детьми учебного заведения или их браком. Взрослые должны отдавать себе отчет в возможных стрессовых последствиях своих контактов и должны оградить детей от конфликтов и двусмысленности. Еще одно жизненное событие, могущее привести к стрессу, — повторный брак бывшего супруга, даже если он имеет место через много лет.
При всей важности проблем, связанных с воспитанием детей, преимущественное внимание социальных работников к ребенку, не учитывающее морального состояния родителей, чревато серьезными последствиями, ибо может усугубить и без того тяжелые эмоциональные нарушения. Так, например, оставшаяся с детьми мать в ряде случаев не может уделить должного внимания своему выведенному из душевного равновесия ребенку дошкольного возраста, пока она сама не пройдет курс реабилитации в специально созданных для этой цели группах. Некоторые детские проблемы аналогичны проблемам взрослых. Дети, пережившие развод родителей, часто бросают им вызов своим поведением, отражая тем самым именно родительские депрессию и раздражение, вызванные потерями и переменами в жизни. Со временем вызывающее поведение детей возвращается в нормальное русло, если не продолжаются начавшиеся еще до развода конфликты между родителями. Непосредственной задачей вмешательства профессионалов социальных служб является устранение риска возникновения проблем дома или в школе, проблем, которые могли бы иметь для детей долговременные отрицательные последствия. Социальный работник должен помочь детям преодолеть эмоциональные последствия развода родителей, регулировать конфликтные ситуации. Важно обратить внимание на интересы ребенка и осторожно выяснить его точку зрения на происходящее. Реакция детей и молодых людей может быть более острой, если время разделения совпадает с другими потерями, например привычного родственного окружения, соседей или поддержки группы ровесников. Присутствие обоих родителей одновременно может породить в ребенке иллюзии по поводу их примирения и подтолкнуть его к фантазиям. Такие жизненные события, как повторный брак родителя или рождение ребенка в повторном браке, могут освежить в памяти ребенка все пережитое при разводе родителей и снова привести к поведенческим проблемам. При оказании помощи необходимо принять во внимание возраст ребенка, его познавательные способности и способность выражать свои чувства. Эту работу с успехом выполняют специально организованные группы — детские секции, объединяющие детей с аналогичными проблемами и способные обеспечить атмосферу доверительности при их обсуждении.
Созданы специальные программы, нацеленные на то, чтобы помочь взрослым преодолеть тяжелые последствия развода и смягчить его потенциальное воздействие на детей. Программная модель предполагает помощь адвокатов, просвещение и самопомощь или же их сочетание. Характер личного и семейного кризиса, непосредственно связанного с разделением и разводом, требует умения справиться с собой, что может оказаться в тот момент не под силу членам семьи. Внимание социального работника в "раннем периоде" развода может предотвратить развитие навязчивых проблем как у взрослых, так и у детей. Более трети американских детей проводят часть своего детства в семьях, образованных после развода родителей. Взрослые дети в этих семьях испытывают напряженность, не свойственную их ровесникам в целых семьях. Поэтому надо определить характер, длительность и объем поддержки, которую общество должно предоставить этой категории семей. Такая поддержка предполагает госудаствен- РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ И НЕРАВЕНСТВО 14 ное финансирование, опеку над детьми, обслуживание их, здравоохранение, социальную работу и службу психического здоровья. Особое значение это имеет для этнических меньшинств, бедняков и женщин, для которых стрессы, вызванные расторжением брака, дискриминацией и нищетой, могут привести к серьезным последствиям. Указанные группы являются предметом особого внимания социальных работников.
Итак, с появлением в последнее время значительного количества взрослых и детей, испытывающих последствия разделения и разводов, повышается потребность в помощи со стороны социальных работников — компетентных и осведомленных. Большое значение имеет участие социальных работников в судах при рассмотрении гражданских дел. В целом же необходимы специальные исследования, посвященные разным сторонам многочисленных проблем, связанных с разводом. Дорис С. Якобсон См. также: Дети, получающие материальную помощь; Семьи в повторных браках; Семья содним родителем. • BowlbyJ.A. (1973). Attachment and Loss, II: Separation. N. Y.: Basic Books. • Brown P., et al.(1980). Attachment and Distress Following Marital Separation.— Journal of Divorce, 3(4), 303—316. • Carter H., Glick P. C. (1976). Marriage and Divorce: A Social and Economic Study. Cambridge, Mass.: Harvard University Press.' Hunt M., Hunt B. (1977). The Divorce Experience. N. Y.: McGraw-Hill Book Co. • Jacobson D. S. (1983). Visiting and Child Adjustment in the Stepfamily: A Linked Family System. Paper presented at the meeting of the American Orthopsychiatric Association. San Francisco, Calif. • Kitson G. C. (1982a). Attachment to the Spouse in Divorce: A Scale and Its Application.— Journal of Marriage and the Family, 375—392. • Kitson G. C, et al. (1982b). Sampling Issues in Family Research.— Journal of Marriage and the Family, 965—981. • ParkesC.M. (1972). Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. N. Y.: International Universities Press. • Thornton A., FreedmanD. (1983). The Changing American Family.— Population Bulletin, 38(4), 1—44. • Wallerstein J. S., Kelly J. B. (1980). Surviving the Breakup: How Children and Parents Cope with Divorce. N. Y.: Basic Books. РАСОВАЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|